1
«Рим. Шестьсот секунд, между девятью часами - пятью минутами и девятью часами пятнадцатыо минутами утра в четверг 16 марта 1978 года. Это время, понадобившееся Бригате россе, чтобы убить пять человек охраны, похитить председателя Христианско-демократической партии Альдо Моро, нанести удар в самое сердце хрупкой Итальянской Республики и скрыть свои следы. Все было проделано без единой ошибки, с техническим совершенством, которое вызвало в общественном мнении едва ли не большую растерянность, нежели похищение Моро само по себе».
В этот день, 16 марта, должно было состояться исто ическое заседание итальянского парламента: коммунистам предстояло официально войти в состав парламентского большинства — последний шаг на пути к прямому участию в правительстве страны, уже не в множестве регионов, а в общенациональном масштабе. Человеком, которому удалось доказать своей партии необходимость заключить соглашение с коммунистами для блага Италии, которому удалось преодолеть отчаянное сопротивление консервативного крыла ХДП, был Моро. Соглашению предшествовали месяцы трудных, напряженных переговоров, кризисных ситуаций, приливов и отливов. День, который должен был войти в историю как символ победы здравого смысла и политической мудрости, стал днем национальной трагедии.
Италии предстояло пережить пятьдесят пять ужасных дней, и некоторые упрямо надеялись на хэппи энд. Но другие понимали, что никакого хэппи энд не будет и все закончится смертью Моро. Во всем с самого начала было много загадочного. «Техническое совершенство», полная беспомощность полиции, наглая уверенность, с которой Бригате россе (БР) навязывали органам власти свои правила ведения этой чудовищной игры,— все вызвало гнев, возмущение, ярость, а у многих чувство безнадежности и полного отчаянья. Все коллеги из спецслужб ФРГ, Англии и Франции тщетно пытались помочь. Обычные осведомители полиции — люди городского дна — упорно молчали. «Почтальоны» БР регулярно звонили в редакции газет и сообщали, где можно найти письмо Моро или коммюнике БР. Всегда всё находили, ни разу никого не задержали, не нашли ни одного covo (гнезда) БР. Так продолжалось, пока не раздался очередной звонок — это уже казалось стереотипом — и в багажнике автомобиля, на полпути между зданиями ХДП и ИКП не нашли труп Моро.
дающуюся, иногда решающую, роль в жизни своей страны. На траурном заседании нижней палаты парламента ее председатель коммунист Инграо говорил именно об этом. О том, как много определял на протяжении тридцати лет Альдо Моро во всей истории Италии. О том, что, оплакивая его смерть, люди продолжают считать его своим «живым и бесконечно важным» собеседником, диалог с которым будет обязательным сегодня и завтра.
«Ринашита» в номере, посвященном проблеме терроризма в Италии, писал: «Бригате россе. Сейчас в центре внимания находится террористическая группа, которая впервые создала теорию и осуществила на практике вооруженную и противозаконную борьбу «слева» против демократического государства» 1 Для всех, кто знает идеологические документы левых экстремистов, их безумную логику и практику, все-таки слишком многое в «деле Моро» остается неясным. Днем рождения БР считается 20 октября 1970 года, когда об их существовании впервые публично объявила в листовке группа «Синистра пролетариа», которую надо считать прямой предшественницей БР. Эта группа в свою очередь имела длинную предысторию, потом сошла со сцены. Насчет так называемого первого поколения БР все известно. Главным лидером и идеологом БР является Ренато Курчио, в прошлом студент социологического факультета университета в Тренто, прошедший через различные ступени (в том числе через опыт маоизма и городской герильи) перед тем, как уйти в подполье. БР опубликовали свои «теоретические документы»: первый в сентябре 1971-го, второй в январе 1973-го, третий в мае 1974 года. Наконец, в апреле 1975 г. они выпустили специальную «Резолюцию», в которой была изложена суть стратегии Бригате россе. В этом программном документе содержался анализ положения в Италии, характер переживаемого страной кризиса и была сформулирована основная линия БР: «В рамках всех этих проектов и противоречий наша линия остается прежней: объединить все разрозненные движения пролетарского антагонизма и превращать их в последовательную борьбу, в удар, нанесенный «в сердце государства»2. В программе излагалось также намерение создать «боевую партию», а существующие партии и организации рабочего класса — Коммунистическая и Социалистическая партии, а также синдикаты объявлялись «ревизионистскими». Нанести удар «в сердце государства» стало лозунгом, который повторяет и второе поколение БР. Именно так говорилось и в коммюнике, выпускавшихся во время трагедии Моро. Но это второе поколение анонимно. Те, кого удается арестовать, оказываются рядовыми участниками террористической организации.
ванные силы, заинтересованные в «дестабилизации» Италии. Эти реакционные силы (многие предполагают наличие международного заговора) манипулируют и своей агентурой, и киллерами, и несчастными механическими игрушками, многие из которых, совершая преступления, искренне считают себя «единственными настоящими революционерами».
Проблема террора встала в порядок дня Итальянской Республики как самая, может быть, важная. В тот день, когда Бригате россе объявили, что они вынесли Моро смертный приговор, Леонардо Шаша сказал: «Нас всех ожидает тяжелое будущее. Но для них это начало конца». К несчастью, он ошибся. Как и многие другие, Шаша пережил похищение, а потом убийство Моро как трагедию, он испытал глубокий шок. Шашу в Италии иногда называют Кассандрой. В нескольких романах он предсказывал страшные события, очень скоро превращавшиеся в реальность. В 1974 году вышел роман «Тодо модо», где происходят загадочные убийства влиятельных деятелей.
«Тодо модо». В этом фильме артист Джан Мария Волонте «сыграл Моро». Я видела этот фильм: физическое сходство героя с Альдо Моро было поразительным, абсолютным. Число убийств в фильме доходило до гротеска, больше, чем в книге. И вот после 16 марта Шашу стали одолевать интервьюеры. Один вопрос задавали все: не считает ли Шаша, что БР видели фильм, который не мог не произвести на них впечатления? И, следовательно, не лежит ли на нем, Шаше, некоторая доля моральной ответственности за все, что произошло? Однажды Шаша сказал: «Когда мне говорят, в порядке комплимента, что я все предвидел, я с болью думаю, что единственное, чего я не предвидел, это возможности того, что мое предвидение осуществится. Когда мне говорят то же самое тоном обвинения, я, естественно, негодую. Думаю, что мою точку зрения на терроризм я высказал достаточно ясно еще тогда, когда в Аргентине похитили одного служащего ФИАТ»3 Что касается ответственности, Шаша утверждает:
«Лично я чувствую себя ответственным за каждую написанную мною строчку». На протяжении пятидесяти пяти дней отношение Шаши к мучительной проблеме: надо или не надо идти на переговоры с похитителями? — изменялось по мере того, как нарастало напряжение и тревога. Сначала Шаша говорил, что на переговоры идти нельзя, что надо надеяться на ум, опыт и гибкость самого Моро, который «найдет какую-то формулу» и эта формула поможет БР, так сказать, не теряя лица, освободить его. Позднее Шаша присоединился к тем, кто отстаивал необходимость найти, изобрести какую-нибудь, пусть не прямую форму контактов с БР. Ему, как и некоторым другим, казалось, что можно сделать «символический жест» и спасти пленника.
Когда оказалось, что надеяться больше не на что, Шаша испытал огромное потрясение, он сам говорил впоследствии, что, вопреки логике, все-таки не верил в этот страшный конец. Помимо самой гибели Моро писателя потрясло и его самое последнее, прощальное письмо. Моро потребовал в нем, чтобы никто из членов правительства, никто из руководства Христианско-демократической партии не шел за гробом: он считал их всех виновными в своей гибели. Семья отказалась от государственных похорон и от официального национального траура. Позднее вдова, Элеонора Моро, написала текст «полемической молитвы», которая была прочтена в одной из церквей. Пафос молитвы сводился к тому, чтобы бог простил всем тем, «кто из-за зависти, из-за неразумия, из-за трусости» допустил гибель невинного человека. Элеонора Моро была беспощадной. На протяжении пятидесяти пяти мучительных дней газеты, не слишком деликатно, писали о взаимоотношениях семьи Моро с руководством ХДП. Семья, естественно, делала все возможное и невозможное для спасения Альдо, искала прямых контактов с БР и установила их. Телефонные разговоры прослушивались, и один из них был опубликован еще тогда, когда Леонардо Шаша писал свою книгу о Моро. Об этом разговоре будет сказано позднее.
А примерно через полгода после гибели Моро, уже после того как состоялись парламентские прения и было подтверждено, что правительство поступало правильно, не вступая в переговоры с БР, по распоряжению судебных властей были опубликованы записи нескольких телефонных разговоров, которые представители БР вели с близкими друзьями Моро, например священником доном Антонио Меннини, профессором Тритто и с самой Элеонорой Моро. Впечатление все это производит очень большое, потому что ясен смысл похищения, так называемого «народного суда» над Моро и, наконец, приговора и убийства. Все дело заключается в том, что Бригате россе требовали, чтобы их недвусмысленно и, так сказать, официально признали как политическую организацию, чтобы с ними вели переговоры прежде всего на равных, а не как с какой-то бандой.
гают, что Бригате россе под конец сами зашли в тупик, так как задуманная ими грандиозная политическая акция (самая важная за все время существования Республики, как пишут часто) фактически провалилась. Если БР хотели добиться разрыва между партиями парламентского большинства, если они рассчитывали посеять в стране панику, которая приведет к тому, что называют дестабилизацией, то они ошиблись. С самого начала, после похищения Моро, БР действовали с отвратительным, циничным лицемерием. Вначале они не выдвигали никаких требований. Идея о возможности обмена Моро на нескольких террористов была выдвинута в письмах Моро: он писал, а не они, они делали вид, что это их совершенно не касается.
«Унита» справедливо пишет о безжалостном политическом шантаже. После того как БР в конце концов потребовали и сами обмена Моро на тринадцать человек (в числе которых были и крупные уголовные преступники), они предъявили свой ультиматум именно через жену Моро. Они заявили ей, что если в течение ближайших часов не выступит секретарь ХДП и личный друг похищенного, Бениньо Дзакканьини, и не сделает «ясное, определенное и не оставляющее никаких сомнений заявление», то «произойдет непоправимое». Трудно сказать, чего здесь было больше: циничной политической арифметики, заставившей действовать именно через Элеонору Моро, или борьбы между разными фракциями внутри БР (некоторые, быть может, все-таки колебались).
Или, требуя, так сказать, официального признания их равноправной политической силой, которая будет диктовать государству свои условия, и зная, что это не произойдет, Бригате россе рассчитывали на то, что потом они смогут заявить, что морально чисты: они давали последний шанс, а этот шанс не пожелали использовать. Так или иначе они свою игру вели до конца. Brigatista сказал синьоре Моро: «Мы не можем поступить иначе. Больше мне нечего вам сказать» 4. Иначе говоря — они не могут не убить. Потому что не убить значило бы признать себя побежденными. В общем, их не слишком интересовало согласие на обмен, не в этом бы ла цель всей акции. Они хотели, осуществляя свою безумную и преступную стратегию, нанести «удар в самое сердце государства», и этого они добились, убив Моро.
Однако все это стало более ясным постфактум, а в то время, когда события развертывались, Шаше и многим другим казалось, что в самом деле достаточно сделать символический жест. Из документов, найденных через несколько месяцев после смерти Моро (об этом скажем позднее), явствует, что brigatisti и его самого обманули: он рассчитывал и надеялся на свое освобождение и — если документы не являются стопроцентной фальшивкой — благодарил БР за великодушие.
«Альдо Моро, умерев, несмотря на всю лежащую на нем историческую ответственность, обрел невиновность, которая делает виноватыми всех нас, следовательно, и м е н я (разрядка моя.— Ц. К). Я был потрясен выражением его последней воли, напомнившей мне последнюю волю Пиранделло». Поясним: Пиранделло, бывший членом фашистской партии, завещал, чтобы его похоронили голым, так как боялся, что его тело обрядят в форму. И Шаша пишет: «Умирая, Альдо Моро, так сказать, снял с себя христианско-демократическую тунику. Его труп не принадлежит никому, но его смерть бросает обвинение всем нам». При этом Шаша отнюдь не меняет своего сверхкритического отношения к ХДП: ведь он и с коммунистами резко разошелся из-за того, что они, по его убеждению, делали слишком много уступок христианским демократам («Революционная партия должна быть более нетерпеливой»). Шаша и теперь повторяет, что никогда не был почитателем Моро, напротив. «Но его смерть показала мне, что за политиком Моро, постоянно стремившимся выжидать, а не принимать решения, стоял человек, веривший в демократию и в человеческое достоинство».
Гибель Моро была для Шаши таким шоком, что ему казалось: он никогда не сможет более писать. Но потом это сменилось другим: ощущением долга, личного долга перед памятью Моро. Каков мог быть личный долг писателя Леонардо Шаши перед человеком, поклонником которого он никогда не был, перед руководителем партии, виновной во всех бедах послевоенной Италии (Шаша постоянно это утверждал и продолжает повторять, хотя и признает теперь, что, быть может, в ХДП есть люди, искренне стремящиеся к обновлению, и среди них Дзакканьини)? Только один: написать о Моро книгу. Не роман, это не материал для романа. Не биографию. Отличные биографии были написаны еще при жизни Моро. Лучшей из них мне кажется работа коммуниста Аньелло Копполы «Моро». И не репортаж, этим занимались другие. О Моро писали слишком много.
Была горькая и трезвая статья очень уважаемого литератора Витторио Горрезио, озаглавленная «Дело Моро «привлекает» в книжных магазинах» 5. Оказывается, первая книга о деле Моро появилась в продаже через десять дней после его смерти. Подзаголовок статьи Горрезио: «Слишком много людей, неожиданно превратившихся в писателей, анонсируют свои произведения». Горрезио называет несколько имен: какой-то малоизвестный сенатор Джованиелло, теперь объявивший себя близким другом и доверенным лицом Моро; другой сенатор, Витторио Червоне, обещающий разоблачения; молодой Мартеллй, занимающийся культурными делами в социалистической партии, и адвокат БР Джаннино Гуизо, который, как пишет Горрезио, все время находился в позе человека, очень много знающего и способного давать советы, как надо поступать.
комендовавшие, хотят «влезть на пьедестал», самым бессовестным образом спекулируя на трагедии Моро. Он добавляет, что сам был чересчур наивным: ему не приходило в голову, что кто-нибудь может в своих личных интересах или в интересах «своей политической группы» использовать дело Моро. Свою статью Горрезио называет «предостережением»: он убежден, что многие из анонсированных книг будут просто малограмотными и совершенно ненужными. К несчастью, Моро — «модная тема». Это звучит почти страшно, но, к сожалению, Горрезио прав. Пока мы не можем судить об этих книгах, но достаточно следить за периодикой: газетами и еженедельниками. Сколько было домыслов, сколько — я не боюсь сказать это — погони за сенсациями!
до Шаше, то есть к настоящему, серьезному писателю, демократу и антифашисту, человеку, чьи книги переведены на много языков, чья интеллектуальная честность не вызывает ни у кого сомнений. Он, сицилианец, проявил большое личное мужество, написав несколько романов о мафии. Возможно (кто-то из итальянских критиков высказал такое предположение), что Шаша, все зная о мафии, прежней и современной, невольно переносил это и на БР: ему могло казаться, что БР — тоже нечто вроде мафии, только политической. Как бы то ни было, он был совершенно убежден, что в письмах Моро содержался шифр, который никто не сумел разгадать. «У меня нет фантазии,— сказал Шаша в начале работы над книгой о Моро,— я только занимаюсь арифметикой, потому что два плюс два составляет четыре. Я немного боюсь этой цифры четыре, вот в чем дело».
«L’affaire Мого» с 7 июля по 24 августа, запершись в своем деревенском доме, отгородившись от мира (ближайший телефон — на расстоянии в полкилометра). Он не искал контактов с семьей Моро, не стремился получить конфиденциальную информацию. Он всего-навсего читал письма Моро, доступные всем, кто читает газеты. Но читал, исходя из какой-то своей первоначальной гипотезы. А если такая гипотеза владеет сознанием писателя, происходит очевидный психологический феномен: документы (в данном случае письма) должны во что бы то ни стало подтвердить верность исходной точки. Должны. А если они в чем-то не вполне или вовсе не отвечают этой цели, Шаша все равно найдет в них то, что хочет найти. Не знаю, как это поточнее объяснить, но Леонардо Шаша такой.
Почти каждая новая его книга является не только литературным, но и общественно-политическим событием. Однако такого накала страстей, как сейчас, кажется, еще не было. На Шашу напали со всех сторон еще до того, как книга вышла почти одновременно в маленьком палермском издательстве Селлерио и в Париже. Кстати, еще одни штрих, характеризующий Шашу. Он много лет печатался в издательстве Эйнауди и резко порвал отношения с Джулио Эйнауди только потому, что издательство, как он заявил, против его воли послало его роман «Кандид, или Сон, приснившийся на Сицилии» на соискание одной из крупных литературных премий. После того как Эйнауди не удалось помириться с ним, за Шашей охотились самые крупные издательства, но он предпочел Селлерио. Кроме того, все гонорары за книгу о Моро предназначены одному из институтов в Палермо (Институт культурной антропологии), который специально анализирует поведение органов массовой коммуникации в Италии во время пятидесяти пяти дней. Это потому, что, по убеждению Шаши, газеты, радио и ТВ во время «дела Моро» вели себя ужасно, занимались мистификацией и — объективно — помогали БР, публикуя («в интересах информации») их чудовищные документы.
ликования книги. Если можно говорить о вине, Шаша виноват в том, что дал несколько чрезвычайно резких интервью, словно «бросая перчатку». С ним начали спорить некоторые видные публицисты, среди которых «король журналистов» Индро Монтанелли и редактор (ди ректор) авторитетной римской газеты «Ла Репубблика» Эудженио Скальфари, который тоже мягкостью не отличается,— об этом можно судить хотя бы по его книге «Раса хозяев». Шаша со своей стороны удвоил резкости. Но надо считаться с некоторыми обстоятельствами личного и психологического порядка, особенно с событиями весны 1977 года. Подробно о них говорится в другой статье, включенной в сборник6. Здесь напомню вкратце, в чем было дело тогда.
водителем БР «первого поколения» — Ренато Курчио и другими. Остававшиеся на свободе террористы угрожали смертью присяжным заседателям, и многие из них принесли врачебные справки о том, что «страдают депрессивным синдромом». Тогда газеты начали выяснять, как повел бы себя тот или иной деятель культуры, окажись он на месте этих людей. Леонардо Шаша заявил текстуально: «Если бы не было моим долгом не б о я т ь с я (разрядка моя.— Ц. К.), я поступил бы так же, как эти туринцы». Мотивировка была точная: не столько из-за естественного страха смерти, сколько потому, что Шаша не желает «даже пальцем пошевельнуть», чтобы помочь этому государству.
Фразу «Если бы не было моим долгом не бояться» тотчас забыли и начали обвинять Шашу в пораженчестве, отсутствии гражданского мужества и т. д. Началась бурная дискуссия об этом государстве. В нее оказались втянутыми многие десятки видных деятелей культуры, но главный спор разгорелся между Леонардо Шашей и одним из лидеров ИКП Джорджо Амендолой, причем оба выступали по нескольку раз и наговорили друг другу много несправедливого. Дискуссия получила название «Оптимизм и пессимизм»: под оптимистами понимались те, кто считал, что Итальянскую Республику можно и нужно защищать (добиваясь и коренных преобразований), а под пессимистами — те, кто утверждал: это государство прогнило насквозь, его нельзя «улучшить» частными мерами, на его место должно прийти нечто другое (отсюда и формула Шаши: «Революционная партия должна быть более нетерпеливой»). В общем, создалась такая атмосфера, что Шаша совсем отошел от своих друзей из ИКП, хотя и продолжал говорить, что Коммунистическая партия остается лучшим, что есть в Италии. Разногласия между Шашей и коммунистами были и до того, но непосредственным; поводом для фактического разрыва были именно БР и разное отношение к итальянскому государству.
тивное заявление, которое 25 апреля, в день, когда страна празднует освобождение от нацизма и фашизма, подписали «друзья Моро». Мы читаем об этом в книге Шаши: «В центральном здании ХДП на площади Иисуса в Риме журналистам был роздан документ, который я уже определил — мне так казалось и продолжает казаться — как чудовищный. Человек пятьдесят «старинных друзей» онореволе (достопочтенный, так называют в Италии членов парламента.— Ц. К.) Моро торжественно заверяют, что человек, который пишет письма Дзакканьини, который хочет быть освобожденным из «народной тюрьмы» и рассуждает о том, каким образом этого можно добиться,— это не тот человек, друзьями которого они так долго были, с которым были так долго близки «из-за общности культурной формации, христианской духовности и политической концепции». «Это не тот человек, которого мы знаем, с его спиритуалистическим, политическим и юридическим представлением о мире, вдохновлявшим его, когда он внес свой вклад в разработку самой республиканской Конституции» 7
Шаша особенно потрясен тем, что среди подписавших этот документ (там было несколько прелатов, видных деятелей католической интеллигенции, коллег Моро по Христианско-демократической партии) оказались «один знаменитый филолог и не менее знаменитый истолкователь текстов блаженного Августина, да к тому же кардинал». Уточним: это кардинал Пеллегрини; в одном интервью Шаша сказал, что, прочитав послание «друзей Моро», он, Шаша (насколько известно, агностик), понял, что он больший христианин, чем кардинал, и потому решил написать христианскую книгу. Итак, Шаша предъявляет «друзьям Моро» самое тяжелое обвинение, а именно, что они с точки зрения христианской этики совершили акт предательства по отношению к Моро.
И Шаша сам в своей книге цитирует блаженного Августина, который писал о том, что пастырь должен любить своих друзей «не больше и не меньше, чем самого себя». И еще, что человек не знает самого себя, как же он может претендовать на то, что знает другого, который, как полагал святой, тоже не знает себя. Гневно, яростно, презрительно пишет Шаша о кардинале-архиепископе: как мог тот делать подобные заявления перед лицом стольких людей и, главное, перед лицом Моро? «Это вопрос, который приводит меня в ужас и в смятение, меня, который не относится к его пастве. Каковы же должны были быть ужас и смятение Моро?» Шаша не понимает — и это одна из главных мыслей в книге,— как люди, десятилетиями знавшие Моро, могли не почувствовать, что Моро-пленник и Моро-политик — это, по своему мышлению, по своему поведению, по стратегии, которую он хотел осуществить для своего спасения,— один и тот же человек. Но те, что называют себя старыми друзьями Моро, «не узнали его, отреклись от него». Следовательно, обвинения прежде всего — морального порядка. И самые серьезные.
— анализ и сопоставление писем и предшествовавших публичных выступлений и статей Альдо Моро. Писатель исходит из того (и это подтверждают самые серьезные исследователи), что внутри БР есть разные фракции: есть «фанатики» и есть «убийцы» (это, впрочем, вполне может совпадать). Шаша сознательно не привлек никаких материалов, кроме доступных всем,— подчеркнем это. Он хотел воссоздать образ че ловека, который «меньше всех других был замешан в ужасных вещах» (Пазолини так писал) и оказался во власти безумных фанатиков, человека, лично разработавшего стратегию борьбы за свою жизнь. Он хотел понять этого человека, его ум и мужество, его боль и разочарование, когда оказалось, что «старые друзья» его предали, что партия, председателем которой он был, не сочла возможным идти на какие-либо переговоры с похитителями. Шаша пишет о том, что Моро продолжал говорить «моя партия» до конца, он приводит цитату из письма: «Я умру, если так решит моя партия...» Могла ли Христианско-демократическая партия принять иное решение?
зически, БР. Второй раз — все те, кто отказался предпринять минимально необходимое, чтобы спасти его, чтобы помочь ему в его борьбе за жизнь. Потому что эту борьбу он продумал и вел прежде всего сам. Шаша пишет: «Фактически стратегию Моро можно сравнивать со стратегией Кутузова по отношению к Наполеону. Мне не раз приходилось, еще когда Моро был в отличной форме, сравнивать его с Кутузовым, каким Толстой изобразил его в «Войне и мире» 8 Шаша развивает эту мысль, цитирует Толстого, пишет о том, каким Кутузов в трудную минуту показался князю Андрею, с какой усталой и насмешливой мудростью слушал Кутузов пылкие планы Денисова о том, как одолеть врагов, пишет о том, что Кутузов знал нечто, неизвестное другим. Итак, Моро в книге Шаши — умный, ясно мыслящий стратег. Вероятно, это правда.
Исходя из этого, Шаша развивает свою версию того, что происходило на протяжении пятидесяти пяти дней. Он сопоставляет тексты писем из тюрьмы БР с последней парламентской речью Моро, когда тот защищал бывшего министра финансов Гуи от обвинений в коррупции во время расследований по гнусному и знаменитому делу о подкупах, осуществлявшихся американской фирмой Локхид. Трудно представить себе, что Моро был наивным и закрывал глаза. Он не мог не знать, что Луиджи Гуи запачкан, но, защищая его, тем самым защищал ХДП. Это объяснялось политическими соображениями, и даже если Моро внутренне с презрением относился ко многим своим коллегам, зная им цену,— он был лидером ХДП, и сам Шаша пишет обо всей лежащей на Моро «исторической ответственности». Шаша пишет еще, что в своих романах «Контекст» и «Тодо модо» он имел в виду ХДП, но не Моро лично. Мы не имеем права не верить этому утверждению серьезного и искреннего писателя.
в которых были и весьма презрительные суждения о некоторых бывших коллегах, желая выиграть время и дать полиции возможность найти covo и освободить его. Вероятно, это правда. Но не «вся правда», а лишь часть ее. Надо полагать, что brigatisti, которые вели допросы, не принадлежали к «мозговому тресту» БР и не были на той интеллектуальной высоте, которая позволила бы им быть в умственном и культурном отношении хотя бы отчасти на уровне Альдо Моро. Но даже если эти фанатики — ничто в сравнении с профессором права, крупнейшим политическим деятелем, мастером переговоров, оттяжек, компромиссов,— все же он был их пленником и сам в одном из первых писем говорил о том, что находится под абсолютным контро лем, что все его действия обусловлены.
ляя письма и речи, он отстаивает не только преемственность, не только «полную тождественность» пленника БР и могущественного политика. Он идет куда дальше. Он утверждает, что письма Альдо Моро из тюрьмы БР показывают его лучшие качества (ум, чувство меры, ясность мышления) в гораздо большей степени, нежели вся его более чем тридцатилетняя политическая деятельность. Что эти письма Моро писал совершенно свободно, а не под диктовку или по принуждению террористов. Более того, Моро сначала надеялся выиграть борьбу за свою жизнь при минимальной помощи извне. Но когда он понял, что остался одиноким и покинутым в этот страшный час, Моро обрел духовную свободу и понял всю тщету могущества и власти. Шаша отлично понимает, что у человека, оказавшегося в положении Моро, в крайнем положении, есть альтернатива. Либо он решает умереть, либо «ведет игру». А если это так, он просто не может быть абсолютно свободным, он вы нужден делать уступки не только похитителям, он должен идти и на компромиссы с самим собой, со своими убеждениями. Моро избрал этот второй путь, и никто не смеет выносить об этом суждения.
Шаша, такой умный и проницательный человек, к тому же знающий историю всех политических преступлений, совершавшихся в Италии на протяжении веков, не мог не предвидеть одной возможности. А именно: возможности того, что будут появляться новые документы, которые могут поставить под вопрос правильность всей его концепции. В самом деле, когда книга была закончена и вышла из печати, в сентябре и октябре 1978 года, во время одной крупной полицейской операции, в Милане были обнаружены новые материалы. Там был длинный документ, получивший название «Мемориал Моро», а также нечто вроде черновиков писем, которые будто бы составляли тюремщики, а потом заставляли Моро переписывать в присущем ему стиле. В «Мемориале» перечислены факты, рисующие деятельность ХДП в весьма мрачном свете, но известные и ранее. Никаких сенсационных разоблачений там нет. Насчет черновиков писем возможны разные предположения. Шаша все-таки предвидел эту возможность: он прямо писал о том, что через какое-то время может появиться монтаж из писем, записей голоса Моро и т. д., но что это будет всего лишь чьим-то маневром.
«второй фазе» и ожесточенно спорят о том, кто же настоящий Моро. Обратимся к одному из интервью Шаши: «Закончив двадцать четвертого памфлет о деле Моро, я четыре дня перечитывал, исправлял и опять просматривал текст почти механически. . . Каждый год здесь, в деревне, я пишу книгу— и для меня это отдых и развлечение, независимо от того, каков объект, какова материя. Отдых и развлечение от самого процесса письма, от того, что я делаю текст. Но эта книга о Моро вызывала во мне беспокойство, граничившее с навязчивой идеей. И я очень устал, но в то же время нетерпеливо хочу начать писать что-то другое, другой текст»9. Это интервью важное, доказывающее, как много в книге личного, глубоко пережитого.
текстов, которое «работает» в нужном писателю направлении. Скажу сразу, в чем дело. Шаша отрицает, что Моро был государственным деятелем. Он настаивает на том, что Моро был политиком, демохристианским политиком, но не более того. И что, находясь перед лицом смерти, Моро ощущал свой долг перед семьей, перед всеми, но не перед государством как таковым. Мало того,— что его, Шашу, теперь объединила с Моро нелюбовь к этому государству. Это прямое продолжение споров 1977 года о том, надо или не надо «это государство» защищать, это инерция тех споров, и именно потому я говорю о forzature. Мы знаем неоспоримую интеллектуальную честность Шаши, но также его нетерпимость, упорство, максимализм. Политика, искусство и личная история Шаши невообразимо перемешаны.
«L’affaire Мого». Вероятно, Шаша предпочел французское слово итальянскому аналогу потому, что книга вышла в Италии и в Париже, где критики разных направлений единодушно называют Шашу итальянским писателем номер один, что Шаше, наверное, приятно. А в Италии многие упрекают его в том, что он слишком сблизился с французами, которые будто бы оказывают на него дурное влияние, усиливая и без того присущие ему скептицизм и пессимизм.
Примечания.
1 «Rinascita». Roma, 12 maggio 1978.
3. 21 марта 1972 года в Аргентине был похищен ответственный сотрудник ФИАТ Обердан Саллюстро. 10 апреля нашли его труп. Шаша в тот момент исключительно резко осудил в печати это преступление и террор вообще.
«L’Unita». Roma, 28 ottobre 1978.
«La Stampa». Torino, 29 settembre 1978.
«Писать книги или заниматься политикой?».
7. Leonardo Sciascia. L’affaire Moro. Palermo, 1978, p. 102.
«Согпеге della sera». Milano, б settembre 1978.