ОТ АВТОРА
Интерес советских читателей к Италии, ее прошлому и настоящему, велик. Это касается и культуры и политики. В значительной мере этот интерес объясняется, видимо, тем, что пути, по которым идет эта страна, очень своеобразны. Переведенные у нас книги итальянских авторов, демонстрируемые фильмы, художественные выставки — все привлекает к себе серьезное и пристальное внимание в Советском Союзе. Своеобразие, которое от личает сегодняшнюю итальянскую литературу и искусство, имеет далекие исторические корни. Как объединенное государство, образовавшееся в результате движения Рисорджименто, Италия существует не так уж давно: Объединение произошло на протяжении десятилетия — 1860— 1870 годы. Сто, сто двадцать лет — для истории срок небольшой.
Если в качестве точки отсчета взять Объединение страны и попытаться проследить некоторые магистральные линии в развитии культуры, станет очевидным, что очень большую роль играет противоборство (и диалектическое взаимопроникновение) католической и светской laica — культур. В рамках той и другой есть множество течений и, если можно так сказать, подгрупп. Вероятно, всего точнее будет говорить о национальной культуре во всем ее разнообразии, противоречивости и богатстве. Не следует забывать еще об одном очень важном моменте: итальянская культура чрезвычайно политизирована. Это в большой степени объясняется историей страны, длительностью процесса, который в конце концов привел к Объединению Италии.
разграничений и прийти к некоему синтезу. Это предполагает отказ от облегченных и упрощенных определений тех или иных моментов и граней исторического процесса. А также отказ от всего, хотя бы отдаленно напоминающего олеографию и застывший схематизм мышления. Итальянская марксистская мысль, опирающаяся на наследие Ленина и Грамши, пришла к важным результатам также в сфере проблем, непосредственно связанных с искусством и литературой. Так, можно говорить о более гибком подходе к определению жанров, об отказе от всякой приблизительности и о большей отчетливости суждений и конкретных критических оценок.
ская культура, которую обобщенно можно назвать левой. Марксистская мысль очень сильна. Большинство серьезных писателей и деятелей искусства в большей или меньшей степени испытывают в своем творчестве влияние марксистской теории, а Итальянская коммунистическая партия неизменно находится в центре интересов и споров. Вскоре после освобождения страны от наци-фашизма, выступая в Учредительном собрании, Пальмиро Тольятти произнес фразу, ставшую хрестоматийной: «Мы пришли издалека и идем далеко». Имелась в виду Итальянская Коммунистическая партия, сыгравшая решающую роль в движении Сопротивления, ее прошлое и ее будущее. Эта емкая формула отразила историзм мышления Тольятти, традиционного для ИКП.
За много лет до этого Антонио Грамши сказал, что партия — это «коллективный интеллигент», и в определении был высокий смысл, было чувство глубокого нравственного достоинства. Грамши умер после почти одиннадцатилетнего заключения в фашистской тюрьме, а гениальные «Тюремные тетради» живут и являются стимулом для все новых и новых исследователей. Ровно через восемь лет после смерти Грамши, 29 апреля 1945 года, выступая в Неаполе на митинге памяти Грамши, только что вернувшийся из многолетней вынужденной эмиграции Тольятти говорил не о хлебе насущном, а о культуре. В момент, когда только-только сбросили фашизм и перед людьми стояли жгучие экономические, социальные, политические проблемы, Тольятти напоминал о том, что именно культура выражает глубокую сущность общества, именно в культуре общество выражает себя. Культура, понимаемая как первейшая необходимость, как органическая и неотъемлемая часть общенационального сознания — это характерная черта мировоззрения итальянских коммунистов. Так было вчера, так есть сегодня, так, без сомнения, будет и завтра.
Не будем забывать о том, что Италия — католическая страна, и хотя влияние католической церкви в силу многих причин на протяжении последних десятилетий упало, это отнюдь не означает, будто оно вообще сошло на нет. Особенно велико влияние католицизма в области так называемой «католической массовой» культуры. У церкви накоплен многовековой опыт в борьбе за души людей. Она модернизируется и стремится сохранить и умножить свои ценности. В значительной мере ей это удается. Было бы ошибочным этого не замечать. Есть кадры католической интеллигенции, много профессоров, несколько крупных писателей, еще больше та лантливых кинематографистов. Мы не имеем сейчас в виду вульгарных клерикалов, которые тоже, разумеется, существуют. Мы имеем в виду мыслящих людей, стремящихся глубоко проникнуть в реальность сегодняшнего мира. Многие из них ищут контакта с коммунистами, это важно и значительно.
— мощное и хорошо организованное рабочее движение, которое является реальной силой. Без согласия синдикатов сегодня невозможно решать основные вопросы жизни страны. Италия переживает период экономических и политических преобразований неизбежность перемен и ломки сознают все. Но эта эпоха исторического развития не носит ровного и «идиллического» характера, напротив, она характеризуется серьезными и глубокими кризисными явлениями. Одним из самых тревожных и драматических является феномен насилия, существование «ультрачерных» и «ультра красных» экстремистских организаций, террористических групп. Весной 1978 года похищение и убийство лидера правящей Христианско-демократической партии, Альдо Моро, бросило зловещий свет на итальянскую реальность наших дней. А ведь это убийство — лишь одно из многих, самое, вероятно, трагическое в сознании людей благодаря личности Моро и масштабу преступления.
— крайняя политизация итальянской интеллигенции — очень значителен. Забывать об этом нельзя. Эта политизация культуры придает своеобразную «специфику» многим произведениям искусства и литературы, как удачным, так и неудачным. Проблемы фашизма — антифашизма, отношение к экстремистской идеологии, отношение к духовным ценностям католической церкви и Христианско демократической партии (они не однозначны), наконен вопрос о гегемонии рабочего класса, о роли и личной ответственности деятелей культуры — все чрезвычайно важно, все лежит на чаше весов.
1 я пыталась разделять искусственно факты литературные и факты жизненные, не разделять «собственно искусство», «собственно политику», потому что мне это кажется принципиально неправильным. Каждая новая книга, выходящая в Италии, комплекты каждой газеты или журнала — все составляет частицы сложной и пестрой мозаики, в которой бывает очень нелегко разобрать Помогает только глубокая убежденность в том, что в конечном итоге, несмотря на все трудности, конвульсии и трагедии, итальянская демократическая культура жива, активна и создает ценности, многим из которых суждено остаться.
1 «Миф, реальность, литература». М., «Советский писатель», «Итальянские светотени». М., «Советский писатель», 1975. «Италия конца XIX века: судьбы людей и теорий». М., «Наука», 1978