Приглашаем посетить сайт

Кин. Ц.И.: Итальянские мозаики
От автора

ОТ АВТОРА

Интерес советских читателей к Италии, ее прошлому и настоящему, велик. Это касается и культуры и полити­ки. В значительной мере этот интерес объясняется, видимо, тем, что пути, по которым идет эта страна, очень своеобразны. Переведенные у нас книги итальянских ав­торов, демонстрируемые фильмы, художественные выставки — все привлекает к себе серьезное и пристальное внимание в Советском Союзе. Своеобразие, которое от­ личает сегодняшнюю итальянскую литературу и искус­ство, имеет далекие исторические корни. Как объединенное государство, образовавшееся в результате движения Рисорджименто, Италия существует не так уж давно: Объединение произошло на протяжении десятилетия — 1860— 1870 годы. Сто, сто двадцать лет — для истории срок небольшой.

Если в качестве точки отсчета взять Объединение страны и попытаться проследить некоторые магистраль­ные линии в развитии культуры, станет очевидным, что очень большую роль играет противоборство (и диалек­тическое взаимопроникновение) католической и свет­ской laica — культур. В рамках той и другой есть мно­жество течений и, если можно так сказать, подгрупп. Вероятно, всего точнее будет говорить о национальной культуре во всем ее разнообразии, противоречивости и богатстве. Не следует забывать еще об одном очень важном моменте: итальянская культура чрезвычайно политизирована. Это в большой степени объясняется ис­торией страны, длительностью процесса, который в кон­це концов привел к Объединению Италии.

разграничений и прийти к некоему синтезу. Это предпо­лагает отказ от облегченных и упрощенных определений тех или иных моментов и граней исторического процес­са. А также отказ от всего, хотя бы отдаленно напоминающего олеографию и застывший схематизм мышле­ния. Итальянская марксистская мысль, опирающаяся на наследие Ленина и Грамши, пришла к важным резуль­татам также в сфере проблем, непосредственно связанных с искусством и литературой. Так, можно говорить о более гибком подходе к определению жанров, об отка­зе от всякой приблизительности и о большей отчетливости суждений и конкретных критических оценок.

­ская культура, которую обобщенно можно назвать левой. Марксистская мысль очень сильна. Большинство серьезных писателей и деятелей искусства в большей или меньшей степени испытывают в своем творчестве влияние марксистской теории, а Итальянская комму­нистическая партия неизменно находится в центре интересов и споров. Вскоре после освобождения страны от наци-фашизма, выступая в Учредительном собрании, Пальмиро Тольятти произнес фразу, ставшую хрестома­тийной: «Мы пришли издалека и идем далеко». Имелась в виду Итальянская Коммунистическая партия, сыграв­шая решающую роль в движении Сопротивления, ее прошлое и ее будущее. Эта емкая формула отразила историзм мышления Тольятти, традиционного для ИКП.

За много лет до этого Антонио Грамши сказал, что партия — это «коллективный интеллигент», и в опреде­лении был высокий смысл, было чувство глубокого нравственного достоинства. Грамши умер после почти одиннадцатилетнего заключения в фашистской тюрьме, а гениальные «Тюремные тетради» живут и являются стимулом для все новых и новых исследователей. Ровно через восемь лет после смерти Грамши, 29 апреля 1945 года, выступая в Неаполе на митинге памяти Грам­ши, только что вернувшийся из многолетней вынужденной эмиграции Тольятти говорил не о хлебе насущном, а о культуре. В момент, когда только-только сбросили фашизм и перед людьми стояли жгучие экономические, социальные, политические проблемы, Тольятти напоми­нал о том, что именно культура выражает глубокую сущность общества, именно в культуре общество выра­жает себя. Культура, понимаемая как первейшая необходимость, как органическая и неотъемлемая часть об­щенационального сознания — это характерная черта ми­ровоззрения итальянских коммунистов. Так было вчера, так есть сегодня, так, без сомнения, будет и завтра.

Не будем забывать о том, что Италия — католи­ческая страна, и хотя влияние католической церкви в силу многих причин на протяжении последних десятиле­тий упало, это отнюдь не означает, будто оно вообще сошло на нет. Особенно велико влияние католицизма в области так называемой «католической массовой» куль­туры. У церкви накоплен многовековой опыт в борьбе за души людей. Она модернизируется и стремится сохра­нить и умножить свои ценности. В значительной мере ей это удается. Было бы ошибочным этого не замечать. Есть кадры католической интеллигенции, много профес­соров, несколько крупных писателей, еще больше та­ лантливых кинематографистов. Мы не имеем сейчас в виду вульгарных клерикалов, которые тоже, разумеется, существуют. Мы имеем в виду мыслящих людей, стремя­щихся глубоко проникнуть в реальность сегодняшнего мира. Многие из них ищут контакта с коммунистами, это важно и значительно.

— мощное и хорошо организованное рабо­чее движение, которое является реальной силой. Без со­гласия синдикатов сегодня невозможно решать основные вопросы жизни страны. Италия переживает период эко­номических и политических преобразований неизбежность перемен и ломки сознают все. Но эта эпоха исторического развития не носит ровного и «идилли­ческого» характера, напротив, она характеризуется серьезными и глубокими кризисными явлениями. Одним из самых тревожных и драматических является фено­мен насилия, существование «ультрачерных» и «ультра­ красных» экстремистских организаций, террористических групп. Весной 1978 года похищение и убийство лидера правящей Христианско-демократической партии, Альдо Моро, бросило зловещий свет на итальянскую реаль­ность наших дней. А ведь это убийство — лишь одно из многих, самое, вероятно, трагическое в сознании людей благодаря личности Моро и масштабу преступления.

— крайняя политизация итальянской интеллигенции — очень значителен. Забывать об этом нельзя. Эта политизация культуры придает своеобразную «специфику» многим произведениям искусства и литературы, как удачным, так и неудачным. Проблемы фашизма — антифашизма, отношение к экстремистской идеологии, отношение к духовным ценностям католической церкви и Христианско демократической партии (они не однозначны), наконен вопрос о гегемонии рабочего класса, о роли и личной ответственности деятелей культуры — все чрезвычайно важно, все лежит на чаше весов.

1 я пыталась разделять искусственно факты литературные и факты жизненные, не разделять «собственно искусство», «собственно политику», потому что мне это кажется принципиально неправильным. Каждая новая книга, выходящая в Италии, комплекты каждой газеты или журнала — все составляет частицы сложной и пестрой мозаики, в которой бывает очень нелегко разобрать Помогает только глубокая убежденность в том, что в конечном итоге, несмотря на все трудности, конвульсии и трагедии, итальянская демократическая культура жива, активна и создает ценности, многим из которых суждено остаться.

1 «Миф, реальность, литература». М., «Советский писатель», «Итальянские светотени». М., «Советский писатель», 1975. «Италия конца XIX века: судьбы людей и теорий». М., «Наука», 1978