6
И теперь я хочу вернуться к политическому скандалу, разыгравшемуся как раз тогда, когда мы приехали в Италию. И так как мне кажется интересным точно восстановить тогдашнюю атмосферу, я приведу отрывок из статьи Виктора Кина, напечатанной в «Известиях» 7 октября 1931 года. Она называлась «Левый» маневр римского папы (Письмо из Италии)». Вот как начиналась статья: «Соглашение, подписанное 2 сентября между фашизмом и Ватиканом, было заключено после трех с лишним месяцев враждебных отношений, За это время обе стороны выдвинули друг против друга ряд ответственных обвинений. Папа написал антифашистскую (июльскую) энциклику, в которой объявил фашистский этатизм (расширение прав государства) монополизирующим «в исключительных партийных целях» все стороны общественной жизни, «языческой доктриной», противоречащей «как естественным правам семьи, так и сверхнатуральным правам церкви». Папа обвинил фашизм в «преследовании церкви», «нападении на свободу религии» и осудил клятву, даваемую фашистами, о беспрекословном подчинении Муссолини».
Мы еще обратимся к этой статье, а сейчас я хочу привести текст этой знаменитой клятвы, которую должны были давать даже дети, начиная с шести лет: «Клянусь без всяких рассуждений следовать приказам Дуче и защищать всеми моими силами и, если понадобится, отдать свою кровь во имя Фашистской Революции» 1 Июльская энциклика, о которой упоминал Кин, называлась очень вызывающе «Non abbiamo bisogno» («Мы не нуждаемся»), и центральной ее темой был именно вопрос о воспитании молодежи. Обращаясь к Почтенным Братьям (имелись в виду итальянские епископы), Пий XI горестно спрашивал их, что можно думать о клятве, требующей не только от взрослых, но даже от мальчиков и девочек отдавать все свои силы и даже свою кровь режиму, который «вырывает у Церкви и у Иисуса Христа молодежь и учит свои молодые силы ненависти, насилию, непочтительности даже по о ношению к персоне самого Папы».
«Со своей стороны, фашистская печать не осталась в долгу. Папа был обвинен ею в прямой смычке с антифашистско-либерально-социалистической эмиграцией. «Лаворо фашиста» писала, что «энциклика сплачивает вокруг папы интернациональные антифашистские силы от Красного интернационала до масонов»... Дальше мы читаем в статье Кина: «Уже тогда было ясно, что во взаимных обвинениях много искусственного и вызванного полемическим раздражением. Никто, разумеется, не мог принять всерьез святейшую буффонаду против фашистской диктатуры со стороны столь авторитарной и централизованной организации, как католическая церковь, бывшая в течение веков оплотом всех видов реакции. Обвинение папы в смычке с Коминтерном не заслуживает опровержений. Однако весь этот шум не мог скрыть серьезнейших, действительных противоречий между папой и фашизмом».
вительство Муссолини весной 1931 года распустило юношеские секции папской организации «Ационе каттолика» и закрыло ее клубы, причем, как утверждала ватиканская газета «Оссерваторе Романо», это сопровождалось волной избиений и даже убийств членов католических организаций, расскажем о той системе воспитания детей и молодежи, которую изобрели итальянские фашисты. С детства все механически зачислялись в соответствующие организации: до 8 лет — «Сын Волчицы» (напоминаю предание, согласно которому братья Ромул и Рем, один из которых, Ромул, основал Рим, были вскормлены молоком волчицы, ставшей, таким образом, символом); от 8 до 11 лет — «Баллила»; от 11 до 13 — «Баллила-мушкетеры» (в этом возрасте мальчики упражнялись с игрушечными ружьями); от 13 до 15 — «Авангардисты»; от 15 до 17 — «Авангардисты-мушкетеры» (тут им давали уже настоящее боевое оружие); от 17 до 21 года — «Молодые фашисты».
Все юношеские организации режима вначале находились в ведении министерства народного образования, позднее они были объединены в ДЖИЛ , что означает «Итальянская молодежь Литторио». Литторио — от латинского lictor: так назывались в древнем Риме стражи, несшие фасции — пучки розог с торчащей среди них секирой, это было эмблемой фашизма. Я не упомянула о том, что для девочек существовали аналогичные организации, начиная с «Дочерей Волчицы», только с некоторыми вариациями, поскольку военному делу девочек не обучали. ДЖИЛ была организацией чисто военного типа, ее командирами были офицеры фашистской милиции. Над ними был генеральный штаб, а высшим командиром считался секретарь фашистской партии. Пароль ДЖИЛ гласил: «Верить — повиноваться — сражаться». Только университетские фашистские организации находились вне системы ДЖИЛ. Ясно, что весь этот конвейер обеспечивал огромный механический рост партии, куда переходили «молодые фашисты», достигшие двадцати одного года.
Раз уж зашла об этом речь, надо рассказать кое-что и о том, как фашисты использовали в своих целях «интегрального воспитания» педагогов и школьные учебники. В учебнике для четвертого класса фашистская доктрина была изложена в форме катехизиса: «Какой смысл имеет слово Дуче? — Дуче означает — тот, кто командует, вождь», и т. п. в том же духе. В «Книге для чтения», предназначавшейся для третьих классов городских школ, дуче появляется чуть ли не на каждой странице. Например, рассказ о баллиле Луиджи де Мартино. Он мечтал иметь скрипку и однажды написал об этом доброму дуче. И что же, вскоре он получает из Рима посылку, в которой находится «волшебный предмет его грез — скрипка, которую ему прислал в подарок дуче». Весь квартал сбегается, чтобы своими глазами увидеть скрипку, но баллила, весь дрожа, прижимает ее к сердцу, убегает на берег моря и там, наедине с величественной природой, впервые касается смычком струн.
«Ах, добрый Дуче, каким счастливым ты сделал своего маленького баллилу!». Или дуче на молотьбе во время знаменитой «битвы за хлеб». Муссолини молотит изо всех сил, но вдруг он слышит чей-то нежный детский голос, дуче наклоняется и ласково гладит ребенка по головке. Потом, приласкав мальчика, он снова берется за молотьбу.
Я привела наугад всего два-три примера из той мерзости, которой пичкала детей фашистская школа, а привести можно массу примеров. Вообще же фашистский режим придавал исключительное значение системе воспитания, которая отвечала бы так называемой «доктрине вооруженной нации». Эта система включала в себя физическую закалку, привычку к беспрекословной дисциплине и основательную психологическую обработку детей, подростков, молодежи.
нопольное право на воспитание новых поколений. Вообще в то время была масса разговоров о так называемом фашистском стиле жизни. Этот стиль, который стремились распространить решительно на все, от воспитания до моды, предполагал слепую веру в непогрешимость дуче, абсолютное, беспрекословное, бездумное повиновение. Регулировалось все, газетам посылались готовые тексты и лозунги, и избави боже в чем-нибудь отступить от инструкций. При таких условиях поле деятельности церкви, естественно, сужалось. Тем не менее в такой традиционно католической стране, как Италия, церковь, пойдя на компромисс, не желала все же уступить свое место идеологам тоталитарного фашистского режима: ведь церковь сама претендовала на универсальность своих принципов. Такова подоплека событий, развернувшихся весной 1931 года.
Хотя существование и свобода действий «Ационе каттолика» и были формально подтверждены Конкордатом, вполне очевидно, что юридическая формула в действительности не могла исчерпать глубокую сущность спора. Именно вопрос о воспитании, о прямом влиянии на подрастающие поколения, вызывал самые глубокие противоречия, ибо в исторической перспективе он приобретал решающее значение. Это всегда понимали католики, но это понимали и фашисты, Поэтому они, вопреки статье сорок третьей Конкордата, продолжали относиться к действиям «Ационе каттолика» с неизменной подозрительностью, Им казалось, что эта католическая организация «политизируется», то есть выходит за предназначенные ей рамки. 21 апреля 1931 года тогдашний секретарь ПНФ (партито национале фашиста) Джованни Джуриати произнес в Милане речь, подтверждавшую тоталитарный характер режима. Он сказал, что «Ационе каттолика» — бесполезная и, быть может, даже вредная организация, и обвинил папу в неблагодарности по отношению «к тоталитарному фашистскому режиму и корпоративному фашистскому государству». Вопреки всем традициям, Пий XI лично послал по этому поводу письмо миланскому архиепископу, кардиналу Шустеру, Это письмо было опубликовано и вызвало резкую реакцию фашистских газет. Напряжение возрастало, и в мае начались действия «в старом стиле»: разрушения зданий католических организаций, антиклерикальная демонстрация в Риме и т. д. 29 мая Муссолини распорядился закрыть все молодежные кружки и университетские католические федерации.
лических кругах и вызвали резкую реакцию Ватикана. В течение всего июня обе стороны обменивались обвинениями и упреками, и наконец 5 июля Пий XI опубликовал энциклику «Нон аббиамо бизоньо», которую Виктор Кин в своей статье в «Известиях» назвал антифашистской. Надо признать, что энциклика была чрезвычайно энергичной и содержала в себе формулировки, которые привели фашистскую печать в бешенство.
9 июля секретарь фашистской партии разослал циркуляр, сообщив, что, в соответствии с распоряжением «Его превосходительства Главы Правительства и Дуче фашизма, принадлежность к партии и к организациям, связанным с «Ационе каттолика», объявляется несовместимой». Через три дня официальный орган фашистской партии Сицилии и Калабрии «Гадзетта» писал: «Чтобы показать степень нашей преданности, мы можем представить себе даже абсурд: если бы завтра Дуче приказал нам расстрелять всех Епископов, мы не колебались бы ни секунды. Если в наших рядах есть кто- либо иначе смотрящий на вещи, пусть Папа берет его себе» 2
Однако обе стороны не хотели дойти до совершенного разрыва. Брат Бенито Муссолини, Арнальдо, который на самом деле был верующим католиком (в отличие от Бенито) и был очень близок с Бенито, старался играть роль посредника. Кроме того, папа поручил падре Такки-Вентури, который, как мы помним, был духовником Муссолини, попытаться повлиять на дуче с тем, чтобы достигнуть компромисса. Это очень любопытно, и надо рассказать, что произошло между Муссолини и посланцем Пия XI.
ла. Он встретился с Муссолини и зачитал ему вслух папское послание, или, точнее говоря, изложил позицию папы, говоря о нем в третьем лице: «Святой Отец».
и с фашистской партией, Такки-Вентури сказал о том, что, «как Ваше Превосходительство, очевидно, помнит», Святой Отец всегда воздерживался от формальных осуждений, ограничиваясь выражением своего неудовольствия или несогласия по конкретным вопросам. Точно так же и в последней энциклике, за исключением проблемы «клятвы», папа постарался выражаться с максимальной умеренностью. Однако теперь, после реакции на энциклику и последних событий, «Святой Отец находится перед моральной необходимостью (и не по своей вине), иначе говоря, считает своим явным долгом выступить перед католиками всего мира с недвусмысленным осуждением принципов, находящихся в противоречии с доктриной и правами церкви»3. Это, конечно, было уже откровенной угрозой.
Такки-Вентури вспоминает о том, как реагировал Муссолини: ни разу не перебил, слушал с абсолютным вниманием и не терял самообладания. Тем не менее всем своим видом он показывал, что потрясен папской угрозой. А потом заявил, что не верит своим ушам: в такой трагический момент, когда надо было бы думать «о согласии и единении двух сил: церковной и гражданской», Пий XI хочет, видимо, совершить акт, который принесет неисчислимый вред Италии. Подобный акт, «пусть Его Святейшество примет это во внимание, был бы равнозначен самому настоящему объявлению войны. Потери победителей часто бывают равны потерям побежденных. Наконец, было бы разумным помнить о том, что если хотят, любой ценой, начать войну, то он, Муссолини, сумеет показать всему миру, что умеет ее вести»4 Видимо, аргументы Муссолини показались папе достаточно убедительными, потому что второго сентября между фашизмом и Ватиканом было подписано соглашение, о котором сообщалось в статье Кина. Текст соглашения свидетельствует о том что верх взял все- таки Муссолини. Оно состояло из трех пунктов, о пресловутой клятве на верность фашизму не упоминалось вообще, хотя именно об этой клятве папа писал с возмущением в последней энциклике; подтверждался весьма ограниченный круг деятельности всех организаций «Ационе каттолика», ее профессиональные секции обязывались пропагандировать «социальные и национальные установки фашистского государства». Кроме того, было подтверждено, что «Ационе каттолика» ни в какой форме не будет заниматься политикой.
«Гадзетта уффичиале» опубликовала текст присяги на верность фашистскому режиму, которую должны были принести все профессора и доценты университетов, число которых превышало тысячу двести пятьдесят человек. Текст гласил: «Клянусь быть верным Королю, Королевским Наследникам и Фашистскому Режиму, лояльно соблюдать Статут и другие законы Государства, выполнять педагогическую работу и все академические обязанности с целью воспитания усердных, честных, преданных Родине и Фашистскому Режиму граждан. Клянусь, что я не принадлежу и не буду принадлежать к ассоциациям и партиям, чья деятельность не соответствует выполнению моего долга» 5. Эрнесто Росси пишет, что многие профессора-католики сомневались, могут ли они давать такую прися у, вспоминая о том, что говорилось насчет клятвы на верность фашизму в энциклике «Нон аббиамо бизоньо». Однако 4 декабря 1931 года газета «Оссерваторе романе» успокоила их, разъяснив, что речь идет о двух разных клятвах: текст присяги, которую должны дать профессора, ни в чем не противоречит их совести добрых католиков.
После того, как Пий XI и Муссолини вновь примирились, особенно острых столкновений между церковью иитальянским фашизмом довольно долгое время не было,
В сентябре 1933 г. мы с Кином уехали в Париж, и у меня не было более возможности быть почти что свидетельницей происходивших в Италии событий.
ния, прошло уже более полувека. За это время произошли такие всемирно-исторические события, как вторая мировая война, разгром гитлеровской армии и крах режима Муссолини. В Учредительном собрании в 1946— 1947 годах шли ожесточенные споры о том, как сформулировать в Конституции Итальянской Республики вопрос о взаимоотношениях государства и католической церкви. Пальмиро Тольятти в одном из самых блестящих своих выступлений на заседании 25 марта 1947 года говорил о понятии религиозного мира и в этой связи о Латеранских соглашениях, которые были восприняты как помощь, оказанная Ватиканом режиму Муссолини, как нечто зловещее.
«Впоследствии положение, несомненно, изменилось. Это первое впечатление ослабело; некоторые позиции нам удалось завоевать и упрочить, некоторые позиции были утрачены фашизмом; наша борьба за демократию, за свободу, против тирании усилилась; люди освободились от этого первоначального представления. Потом началась освободительная война, в ходе которой, по нашему глубокому убеждению, действительно царил религиозный мир. В самом деле, в рядах наших партизанских соединений мы видели рабочих-католиков, сражавшихся в братском единстве, плечом к плечу с коммунистами и социалистами; в отрядах, которыми командовали наши лучшие партизанские командиры, мы видели военных капелланов, священников, монахов, добровольно подчиняв шихся нашей боевой дисциплине. Все это позволяло нам считать, что религиозный мир был достигнут. Поэтому мы закрыли эту страницу истории и не имели никакого намерения вновь открывать ее»6
Не будем сейчас рассказывать подробно о том, что происходило в Учредительном собрании. Сначала в комиссиях, потом на пленарных заседаниях обсуждалась каждая фраза, каждое слово. Тольятти цитировал по памяти латинские тексты церковного права. Католики больше всего боялись даже намека на то, что может быть нарушен авторитет и престиж церкви. В конце концов находили компромиссные формулы, но не в том, что касалось Латераиских соглашений: эта задача оказалась слишком сложной. На заседании 22 декабря 1947 года, когда должно было состояться торжественное одобрение всего текста Конституции, католик Джорджо Ла Пира неожиданно внес предложение, чтобы Конституция начиналась обращением к богу. Тольятти и председательствующий на заседании едва уговорили Ла Пиру снять свою поправку, и был принят окончательный текст Конституции, в котором было сказано, что Италия — это «Республика, основанная на труде».
дон Стурцо в далеком 1919 году. Многое в ее программе отличалось от программы «Партито пополяре»,но философская и политическая основа оставалась сохраненной. Сначала в состав коалиционного правительства, наряду с христианскими демократами, входили также коммунисты и социалисты. Но очень скоро, после поездки в США, где на него оказали сильный нажим (американцы оказывали и продолжают оказывать большое влияние на итальянскую политику), глава правительства Алъчиде Де Гаспери порвал антифашистское единство и исключил из состава своего кабинета коммунистов и социалистов.
ны Латеранские соглашения, скончался 10 февраля 1939 года, и 2 марта начался понтификат Пия XII, бывшего кардинала Пачелли, который с 1930 года, после ухода Гаспарри, занимал пост статс-секретаря Ватикана) был несравненно более консервативным человеком, нежели два его предшественника. В период парламентских выборов 1948 и 1953 годов церковь самым активным образом вмешивалась в итальянскую политику, и Пий XII создал атмосферу форменных крестовых походов против коммунистов, вплоть до отлучения от церкви тех, кто будет голосовать за кандидатов ИКП. Но годы шли, обстановка и атмосфера в стране менялись, Пий XII умер, и на папский престол вступил замечательный человек Анджело Джузеппе Ронкалли, принявший имя Иоанна XXIII. Ему принадлежит историческая заслуга: он созвал Второй Ватиканский собор, открывшийся 11 октября 1962 года. Иоанн XXIII прекрасно понимал, как важно для церкви отказаться от догматических представлений о реальности. За год до этого, в сентябре 1961 года, ХДП провела в Сан-Пеллегрино свой первый идеологический конгресс, на котором были очень смелые выступления. Важнее всего было обсуждение социальных вопросов и проблема соотношения между духовным и земным владычеством церкви. Как на конгрессе в Сан-Пеллегрино, так и на Втором Ватиканском соборе шла упорная борьба между консерваторами, отстаивавшими традицию, и сторонниками обновления церкви.
После кончины Иоанна XXIII (он умер 3 июня 1963 года) папой стал кардинал Монтини, принявший имя Павел VI. Хотя его понтификат и называют противоречивым, он довел до конца дело, начатое Иоанном XXIII. Работы Второго Ватиканского собора закончились 8 декабря 1965 года принятием многих важных документов. Документы Ватикана имеют некую иерархию, в зависимости от их значения. Важнее всего «конституции», затем идут «декреты» и «декларации». Собор принял важнейшую конституцию «О церкви в современном мире». Все это создало совершенно новую атмосферу: отныне сама католическая церковь взглянула в глаза реальности, признала, что в обществе произошли необратимые процессы и что отныне выступать с позиций жесткого и агрессивного неприятия и отрицания всего, что противоречит догме, уже невозможно. Результаты работ Второго Ватиканского собора определили возможность вновь вернуться к вопросу о Латеранских соглашениях, так как по существу (но не формально, не юридически) новая политика католической церкви свидетельствовала о том, что отныне отношения между Ватиканом и Итальянской Республикой радикально изменились и церковь отказалась от былого агрессивного вмешательства в государственные дела, в новых условиях немыслимого.
ституции вновь вернуться к вопросу о Латеранских соглашениях. В 1967 году парламент принял решение об этом, создал комиссию. Работы ее шли чрезвычайно медленно, с обеих сторон (республиканский парламент и Ватикан) в комиссии были знающие и авторитетные люди, и тем не менее все оказалось, как и раньше, исключительно сложным. Потом к этому пришлось опять вернуться в 1971 и в 1976 годах: каждый раз парламенту представлялись новые варианты законопроекта, и ни один не смог полностью удовлетворить ожидания.
Интересно читать материалы, публикующиеся в связи с проблемой пересмотра Латеранских соглашений в газетах и журналах. Прения в парламенте, на всех этапах, вызывают страстные споры в печати. И не только в печати. Так, в конце 1976 и в начале 1977 года, после того как парламенту был представлен третий вариант «пересмотра Конкордата», в разных городах Италии различные организации проводили совещания и конгрессы, посвященные этой теме. Приведу несколько примеров: совещание радикальной партии — «Миряне и верующие против Конкордата»; совещание «Христиан за социализм»; совещание Демократической Лиги; совещание «Пересмотр Конкордата подвергается испытанию»; совещание «Что делать сегодня с Конкордатом»; совещание социалистической партии о Конкордате; «Круглый стол в Папском Латеранском Университете»; «Семинар о пересмотре Конкордата, устроенный католическим Университетом Святого Сердца».
тервью для еженедельника «Ринашита» от 15 декабря 1978 года говорил о том, что сенат опять вернулся к обсуждению третьего варианта нового документа. Редакция озаглавила это интервью «Церковь и Государство заново определяют свои взаимоотношения». Буфалиии особо отметил, что папа Монтиии (Павел VI) был антифашистом, происходил из семьи антифашистов и был крайне заинтересован в заключении нового Конкордата, Папа говорил об этом с президентом Республики Сандро Пертини незадолго до своей смерти.
«социальных энциклик» Иоанна XXIII и Павла VI, оснований для резкого противопоставления точек зрения уже не было, Тем не менее, в Италии остро ощущают абсурдность и неприличие того, что до сих пор юридически действуют соглашения, подписанные Муссолини. Но все же до сих пор не удалось найти взаимоприемлемые формулировки.
Жизнь убедительно показала, что самосознание итальянского народа чрезвычайно выросло. Достаточно упомянуть хотя бы об исходе референдума по вопросу о праве на развод. На референдуме подавляющее большинство населения высказалось за это право, показав тем самым высокий уровень гражданской зрелости. Текст Конституции страны, хотя в нем и не затронуты Латеранские соглашения, по существу подтверждает принцип «Свободная церковь в свободном государстве», выдвинутый графом Кавуром и принятый парламентом сразу после Объединения Италии. Тем не менее, есть много вопросов, нуждающихся в уточнении и в согласовании, и никто не может с уверенностью сказать, когда все про цедуры будут закончены.
ляется то, что происходит в действительности, в повседневной реальности. А она неопровержимо показывает, как много табу исчезло из сознания итальянского народа, как меняется отношение к религии — и в высоком, «спиритуалистическом» смысле и в быту. И как изменилась сама католическая церковь после Второго Ватиканского собора. Поистине, в непрестанной и неизбежной борьбе за души людей церковь вынуждена не только пользоваться своим многовековым опытом, но и делать серьезное усилие для того, чтобы сохранять свою роль в сложном взаимодействии различных факторов, формирующих развитие общественного сознания итальянского народа.
—1980
Примечания.
1. «La Chiesa е il fascism©», op. cit., p. 268
«La Chiesa e il fascismo», op. cit., p. 277—278.
4. «La Chiesa е il fascismo», op cit., p. 279.
’organizzazione dello stato totalitario. Torino, 1965, p. 179.
6. Пальмиро Тольятти. Речи в Учредительном собрании, М., 1959, стр. 67.