5
В полдень 11 февраля 1929 года в Папском зале Латеранского дворца в Риме кардинал Пьетро Гаспарри и глава правительства Бенито Муссолини подписали два основных документа: «Договор между Святым престолом и Италией» и «Конкордат между Святым престолом и Италией». Третьим документом, примыкающим к Договору, была финансовая конвенция. В Договоре было 27 пунктов, и к нему имелись приложения, в которых подробно излагались территориальные и материальные соглашения. Конкордат состоял из 45 пунктов. Смысл Договора сводился к тому, что Святой престол признавал итальянское государство, а то, со своей стороны, признало государство Ватикан во главе с папой. Тем самым «римский вопрос» оказывался разрешенным и исчерпанным. Это не могло вызвать ничьих возражений, так как клало конец многолетним бессмысленным распрям и враждебности. Договор явился завершением длительного процесса, и заключение его было встречено всеобщим удовлетворением. Иное дело — Конкордат.
В ряде областей Конкордат глубоко противоречил традициям светского итальянского государства, каким оно вышло из движения Рисорджименто. Мы не можем вдаваться в анализ отдельных пунктов, скажем только, что отношения между церковью и государством в Италии отныне строились на совершенно новой основе: права государства в ряде отраслей общественной жизни ограничивались, это касалось брака, школьного преподавания, «священного характера Вечного города Рима» и т. д. Фашистский режим пошел на некоторые уступки, но взамен он получил нечто имевшее для него огромное значение: поддержку католической церкви. Начиная с Объединения Италии, римские папы, один за другим, отказывали государству в моральном признании. Теперь же это признание было безоговорочным. Пий, XI через два дня после подписания Латеранских соглашений выступил перед преподавателями и студентами миланского католического университета Святого Сердца и сказал про Муссолини: «Быть может, нужно было, чтобы Провидение дало нам встретиться именно с таким человеком». Что касается Конкордата, Пий XI назвал его «наилучшим из всех возможных».
Латеранские договора вызвали большие отклики не только в Италии, но и за границей. Разумеется, фашистский режим сделал все для того, чтобы разрекламировать их надлежащим образом. Однако обе «Высокие Договаривающиеся Стороны» не вполне доверяли друг другу, в период между подписанием и ратификацией соглашений было несколько эпизодов, характерных для нервозности как дуче, так и церковной иерархии. Не будем подробно рассказывать обо всем этом, важно отменить, что так было. Тексты можно было истолковывать по-разному, делая акцент то на одном, то на другом, в зависимости от политических интересов тех, кто их анализировал и комментировал. Были острые моменты; Так, Муссолини не хотел, чтобы создалось впечатление, будто государство и церковь являются для итальянского народа как бы «двойной властью», он всячески подчеркивал тоталитарный характер фашистского режима, не признававшего никаких конкурентов в управлении страной.
Наряду с этим Муссолини, этот человек, так кичившийся в свое время своим вольнодумством, пошел на то, что латеранские соглашения начинались словами «Во Имя Святой Троицы», Это, конечно, не было обязательным, но позер дуче, вероятно, находил даже некоторое удовольствие в новой роли «доброго католика», которую он теперь играл. Пий XI немедленно реагировал на любые выступления, которые в период перед ратификацией казались ему сомнительными. Однако обе стороны были настолько заинтересованы в успехе дела, что старались обходить острые углы. Муссолини хотел придать ратификации Латеранских пактов характер всенародногр плебисцита, поэтому он распустил палату депутатов и назначил новые выборы, прямо связав их с вопросом о ратификации (или отказе от ратификации). Выборы состоялись 24 марта 1929 года; накануне вице-секретарь фашистской партии Акилле Стараче предупредил население, что Муссолини при всех условиях останется у власти. Это как в старом анекдоте, что господь бог создал Еву из ребра Адама, а потом предложил ему выбрать себе жену.
Пизы, занимавший до тех пор осторожную, но все же антифашистскую позицию, в послании к верующим его епархии, опубликованном в газете «Унита каттолика» 8 марта, выражался так: «Масонство, либерализм, атеистические школы, коррупция — все участвовало в заговоре, направленном на то, чтобы люди забыли или даже ненавидели Церковь и Бога, Папу и священство... Но нашлось существо, которое увидело, нашлось ухо, которое услышало, и это было могущественное существо, единственное, которое могло все поставить на место. И вот премьер-министр протягивает свою правую руку кардиналу, государственному секретарю, и две дружественные правые ружи подписывают великий мир». (Тут стоит добавить, что сразу после убийства Маттеотти кардинал Маффи позволил себе упомянуть о «руке, обагренной кровью». Но времена изменились.)
В конце своего послания кардинал призывал благословение божие «прежде всего на священные особы Святого Отца и Его Величества Короля, а затем на особы их ближайших и мудрых помощников: Его Преосвященства синьора Кардинала Гаспарри и Его Превосходительства премьер-министра Муссолини».
Примерно в том; же духе высказывались архиепископы Феррары, Генуи, Пармы, Перуджии и многие другие, перечислять нет смысла. Во многих городах священники председательствовали на предвыборных митингах, «Ационе каттолика» самым активным образом участвовала в выборах. Нетрудно представить себе, что дебаты в парламенте свелись к чистейшей проформе: все было предрешено. Однако в сенате при обсуждении Латеранских пактов правительство встретилось с некоторой оппозицией. Знаменитый философ Бенедетто Кроче, убежденный либерал и идеолог свободомыслия, протестовал против возможной клерикализации Италии, Кроче утверждал, что до сих пор во взаимоотношениях церкви и государства существовало некоторое равновесие, отныне же оно оказывается нарушенным. Кроче сказал, что он не боится возрождения инквизиции, костров, на которых будут сжигать еретиков, индекса, за прещающего книги (тут сенаторы подняли шум!); тем не менее он, приветствуя Договор, возражает против некоторых статей Конкордата. Муссолини ответил Кроче невероятно грубо, и, поскольку все это появилось в печати, нашлось немало людей, которые прислали знаменитому ученому письма с выражением солидарности.
Сейчас эти письма стали достоянием гласности. Дон Стурцо, находившийся, как мы знаем, в эмиграции, в своей работе «Церковь и Государство», впервые опубликованной в 1937 году на французском языке, дал чрезвычайно интересный анализ Латеранских соглашений. Он писал, что обе стороны преследовали различные и в какой-то мере даже противоположные цели: фашисты хотели включить церковь в свою «этико-социальную» концепцию государства и использовать «католический универсализм» в целях своей политики оголтелого национализма, Ватикан же хотел использовать новый авторитарный режим для «реставрации католического государства», что практически было невозможным. Стурцо писал, что итальянскому фашизму необходимо иметь «свою мистику», и в этом смысле католицизм был для фашистов удобен.
Пальмиро Тольятти (выступавший тогда под псевдонимом Эрколи) писал в издававшемся в Париже журнале «Стато операйо», что церковь и фашистское государство заключили союз между собою для того, чтобы лучше противостоять растущему недовольству народных масс. В большинстве своем органы демократической оппозиции, находившейся в эмиграции, комментировали Латеранские пакты иронически и враждебно. Некоторые видные католические деятели, в прошлом игравшие значительную роль в партии «пополяри» и не уехавшие из Италии, вынуждены были вести себя сдержанно, но в общем отказывались признать, что Пий XI «действительно благословил фашизм». Они не хотели верить этому вопреки очевидности. Внутри фашистской партии также были некоторые люди, не одобрявшие сближения с Ватиканом, однако Муссолини ликовал.
Бенито ни о чем другом, кроме знаменитого «примирения», говорить не мог и отчаянно хвастался. Надо заметить, что жена его, донна Ракеле, отнюдь не была «паписткой». У них в Романье, области, где в свое время был очень силен анархизм, даже женщины из народа редко бывали набожными католичками. Розетта вспоминает, что ее дядя говорил ей: «Будущие соглашения между итальянским государством и Святым престолом будут заключены во имя Святой Троицы. Когда ты прочтешь это в газетах, вспомни о том, как моя мать осеняла меня крестом каждый вечер, когда я, ребенком, ложился спать в нашем бедном доме в Довии».
Когда же Латеранские пакты были подписаны и Пий XI принял Муссолини, тот вернулся домой в состоянии совершенного экстаза. Он с восторгом говорил о папе. «Домашние, вспоминая о его прежнем упорном антиклерикализме и об антиклерикализме его среды, его Романьи, чувствовали себя несколько смущенными. Тогда вмешалась Ракеле и спросила: «Ты что же, поцеловал туфлю этому своему папе?» — и Муссолини не нашелся что ответить» 1.
После «примирения» Муссолини взял себе духовника. Он избрал иезуита, падре Такки-Вентури, с которым, как уже упоминалось, поддерживал секретные контакты еще в 1923 году. Падре был человеком умным и образованным, трудно сказать, думал ли он, что Муссолини в самом деле стал верующим. Может быть, Такки-Вентури понимал, что главе фашистского правительства удобнее из политических соображений немножко играть в религиозность. А вот суеверным человеком Бенито Муссолини, действительно, был всегда. Но, впрочем, дело не в искренности или в лицемерии дуче, а в том, что существовали объективные причины, толкавшие как фашизм, так и церковную иерархию к сотруд ничеству.
стижа, внутриполитической устойчивости, финансовых интересов церкви. Да, взаимные интересы кое в чем совпадали, и это настолько очевидно, что не нуждается в доказательствах. Однако существовали и реальнейшие противоречия, поскольку речь шла о том, кому в конечном итоге будет принадлежать власть над душами в Италии. Когда Ватикан, стремясь ко «взаимопониманию» с чернорубашечниками, предал партию «пополяри», это в большой мере объяснялось тем, что направление этой партии не нравилось высшим церковным властям. Речь шла не только об уступке фашистскому режиму: дон Стурцо лично ни в какой мере не был деятелем, соответствовавшим «модели» покорного и послушного католического священника. Он был глубоко предан церкви, он ушел, когда начался шантаж, не желая, чтобы фашисты из-за него «чинили неприятности Святому престолу». Но он обладал собственным мнением; создавая партию «пополяри», он не желал, чтобы она подчинялась церкви, и такой партией Пий XI пожертвовал легко, вернее сказать — даже охотно.
Другое дело — «Ационе каттолика». Эта организация, никогда не бывшая партией, не имевшая политических амбиций и целей, созданная еще в XIX веке и занимавшаяся воспитанием и благотворительностью, полностью подчинялась епископату и местному духовенству, вся ее деятельность контролировалась и направлялась церковью. Можно сказать, что «Ационе каттолика» была вспомогательной организацией церкви. Бросив, так сказать, в пасть фашизму дона Стурцо и партию «пополяри», а также «белые» лиги, кооперативы и профсоюзы, заключив Латеранские соглашения, Ватикан рассчитывал, конечно, что и Муссолини со своей стороны проявит определенную гибкость и не занесет руку на «Ационе каттолика». Руководители этой организации приветствовали заключение Латеранских пактов и буквально провозглашали «Осанна!», упоминая о Муссолини. Сорок третья статья Конкордата гласила, что государство признает организацию «Ационе каттолика», поскольку вся ее деятельность ведется вне каких-либо политических партий и направлена на осуществление и распространение католических принципов под непосредственным руководством церковной иерархии. Однако все это сердечное согласие длилось не так уж долго. Правда, 13 марта 1930 года неаполитанская газета «Маттино» привела текст интервью, данного кардиналом Ваннутелли, одним из: виднейших ватиканских деятелей, американскому католическому журналу. «Человек, ниспосланный нам Провидением, как выразился Святой Отец,— сказал Ваннутелли,— раньше спас Италию от. ужасающей трагедии большевизма, а потом, в сотрудничестве с кардиналом Гаспарри и с согласия Папы и Короля Виктора Эммануила, смог достичь установления дружественных. отношений между Италией и Святым престолом. Я большой поклонник достопочтенного Муссолини, государственного деятеля, обладающего железной волей и высшим разумом, унаследовавшего римский дух и величие». Однако этой идиллии суждено было на некоторое время прерваться,