4
А теперь вернемся к вопросу о том, как развивались отношения фашизма и Ватикана. То, что уже сказано, позволяет, думается, представить себе обстановку и намерения сторон. Хочу, однако, привести еще один факт, совершенно скандальный, я имею в виду позицию, занятую авторитетным органом иезуитов, журналом «Чивильта Каттолика» в связи с убийством Маттеотти. Сразу после убийства и «Чивильта Каттолика» и «Оссерваторе романо» выступили с протестами и осуждением происшедшего, как и вся печать, кроме чисто фашистской. Однако и в этот первый момент католическая пресса вела себя осторожно: персона Муссолини была вне всяких подозрений (он был плохо информирован, его обманывали, он не мог знать, он не мог помешать некоторым экстремистам и т. п.). Но потом надо было занять более определенную позицию, и для этой цели избрали «Чивильта Каттолика». Статья, опубликованная этим журналом 7 августа 1924 года, когда вся страна бурлила и было еще далеко не ясно, чем все кончится, называлась «Место католиков в происходящих битвах между политическими партиями в Италии». Фашистская партия характеризуется как «молодая, пылкая, кипящая», она противопоставляется всем старым партиям, когда-то стоявшим у власти в Италии, и особенно «недопустимой тирании большевистствующих социалистов».
И дальше: «Прежде всего благодаря исключительным качествам человека, который его возглавляет, новое правительство имеет бесспорные заслуги, в особенности в том, что касается религии». За этим идет довольно подробный перечень заслуг правительства Муссолини и сразу после «списка благодеяний» пять пунктов, в которых формулируются обязанности «лояльного гражданина — католика». В первых двух пунктах, со ссылками на Священное писание и на «естественные законы природы», доказывается абсолютная законность фашистского правительства, а кроме того, «зло, приносимое революциями». В третьем пункте очень деликатно сказано, что хотя каждый добрый гражданин, и прежде всего католик, подчиняется правительству, это не должно помешать ему «в приличествующей форме критиковать законно сформированное правительство, с целью исправлять те акты, которые подлежат исправлению». Надо полагать, орган иезуитов имел в виду право законопослушных католиков посоветовать правительству Муссолини в будущем не похищать среди бела дня депутатов парламента, не убивать их зверски и уж во всяком случае не попадаться с поличным, как это произошло с трупом Маттеотти.
В четвертом пункте статьи речь идет о возможности смены правительства не революционным путем, но путем проведения новых парламентских выборов. Это тоже отвергается, ибо любое новое правительство «вместо того чтобы улучшить, рискует лишь ухудшить положение в ббществе». В пятом пункте все с той же мягкостью сказано, что правительство (Муссолини) должно предоставить оппозиции права, предусмотренные законом. А те, кто настроены оппозиционно, если они честные люди и к тому же католики, должны спросить себя, могут ли способствовать улучшению какие бы то ни было перемены. Впрочем, «Чивильта Каттолика» помогает ответить на этот вопрос. Форма, в которой журнал излагает свою позицию, может, мне кажется, и поныне служить образцом лицемерия, хитрости и демагогии. Проследим за ходом мысли, это интересно.
«не позволит», в скобках, написано: «и напрасно, без сомнения»,— сочли все-таки нужным вставить эти бессмысленные слова, чтобы создать для себя видимость морального алиби: иезуиты вовсе не одобряют фашистов). Значит, возникает угроза кровопролитной гражданской войны. Но есть еще один очень сложный момент. С разных сторон раздаются голоса, что фашистское правительство могло бы быть заменено коалиционным правительством социалистов и «пополяри». Эта «перспектива» («Чивильта Каттолика» неизменно берет слово «перспектива» в кавычки, видимо чтобы подчеркнуть полную нелепость даже предположения такого) должна быть решительно отвергнута. Если партия «пополяри» утверждает, что она считается с католическими принципами; она не имеет права помышлять о сотрудничестве с социалистами, ибо это неуместно, невозможно и не может быть терпимо.
«В самом деле,— пишет журнал,— сделаем сравнение между фашистской партией и социалистической партией. Фашизм, строго говоря, не имеет определенной системы взглядов, он сам заявляет, что является, прежде всего, партией действия. И если его справедливо можно упрекнуть за серьезнейшие ошибки, то он во всяком случае многое сделал для всеобщего блага. Он уничтожил социалистическую тиранию, он подавил, мы надеемся искренне, масонов. Он восстановил порядок в административных органах. Что особенно важно для католиков, он не относится враждебно к религии, а напротив, неоднократно доказал на практике, что уважает религию, и семью, и право собственности. Напротив, социализм, даже те его течения, которые предстают как более умеренные, по сути своей враждебен христианству. Известно, что представляют собою самые видные деятели социализма с моральной и религиозной точки зрения; известно также, как воспитывают они совращенную ими толпу. Но еще хуже, нежели люди, сама система, составляющая сущность социализма. Они открыто проповедуют атеизм и враждебность религии, классовую борьбу, они отрицают право собственности, принцип авторитета, святость брака и семьи и так далее. И эти заблуждения содержатся не только в более или менее абстрактной теории социализма, они присущи партии в ее практической деятельности, им неукоснительно следуют на деле» 1
ра приводятся события в России, где «умеренные Львов и Керенский» должны были уступить место «разнузданному и дикому большевизму». Я так подробно остановилась на этой статье потому, что она носила программный характер. Выступления журнала «Чивильта Каттолика», особенно в такие острые моменты, в периоды кризисов, как правило, отражали мнения и желания самой верхушки католической церкви. Да, конечно, Ватикан уже в это время активно поддерживал чернорубашечников. Имя Маттеотти в статье вообще не названо; заметим, кстати, что он принадлежал к умеренным социалистам, к реформистской партии социалистов-унитариев. Но, конечно, и умеренные социалисты имели свою систему взглядов, которая решительно не устраивала Пия XI и остальных. Мы видим, что мотивы, по которым католическая церковь поддерживала итальянский фашизм, в решающих пунктах смыкались с мотивами аграриев, промышленников и финансистов, осуществивших при помощи фашистов превентивную контрреволюцию: все, что угодно, только не «красная опасность», И какое значение, в конце концов, имела смерть дона Минцони или Джакомо Маттеотти?
Ровно через месяц после опубликования этой статьи, 8 сентября, Пий XI, выступая перед студентами-католиками, говорил о том, что церковь по природе своей аполитична и политикой вообще заниматься не должна.
дана людям для того, чтобы они могли скрывать свои мысли: Пий XI всегда говорил так, что его можно было понять и так и эдак. Росси приводит цитаты, а потом очень остроумно пишет о своем собственном впечатлении: «То, что я лично, мне кажется, понял, прочитав декларации Пия XI об аполитичности церкви, сводится к тому, что у папы никогда не было намерения взять членский билет фашистской партии или же выступить кандидатом на выборах. Однако он оставлял за собою право заниматься политикой всякий раз, когда политика «затрагивала алтарь», то есть всякий раз, когда это представлялось ему уместным. Добрые католики (то есть члены организации «Ационе каттолика») обязаны были покорно слушаться властей предержащих, каковыми бы эти власти ни были, лишь бы они находились в согласии с Ватиканом, а также обязаны были безоговорочно следовать всем политическим директивам Святейшего Отца, даже если они противоречили голосу их совести» 2
минаниях, на которые мы уже ссылались, заявил, что, выступая перед студентами, Пий XI предал анафеме «пополяри» и социалистов, которые в Италии «легко смешивались с коммунистами». Тем самым, продолжал барон, «папа оказал поддержку правительству Муссолини и посеял полное смятение в рядах партии «пополяри». Напоминаю, все это происходит еще в 1924 году, оставалось еще почти пять лет до знаменитого официального примирения церкви и государства, до подписания Латеранских соглашений. Вполне очевидно, однако, что основы будущих соглашений были заложены уже в начале двадцатых годов и «примирение» было тщательно подготовлено в политическом и юридическом планах.
ла политически направить и практически, организационно использовать бурное возмущение, вызванное убийством Маттеотти, режим оправился от страха и перешел в контрнаступление. 31 января 1925 года Муссолини произнес в парламенте знаменитую речь, в которой заявил, что принимает на себя лично ответственность за все деяния режима: ответственность политическую, моральную, перед лицом истории и так далее. Этот день считается днем государственного переворота в Италии. Если до сих пор фашисты допускали хотя бы в какой-то мере оппозиционную печать, оппозиционные выступления — отныне все было кончено. Префекты получили жесткие инструкции, репрессии против всех инакомыслящих велись по всем правилам полицейского и цензорского искусства, всякая живая мысль была окончательно подавлена. Это называлось процессом «фашизации государства» и фактически означало неслыханное усиление личной власти Бенито Муссолини.
Мы не станем сейчас перечислять все действия фашистского правительства, угодные Ватикану и предшествовавшие Латеранским пактам. Укажем только на разгром масонских лож, когда было заявлено, что отныне «осуществлено духовное единство нации», и на целый ряд крупных финансовых мероприятий, направленных на «улучшение условий жизни священнослужителей» и т. д. На этот счет имеются красноречивые цифры, публиковавшиеся в «Гадзетта уффичиале». После «государственного переворота 3 января» фашистский террор продолжался, распространяясь по-прежнему и на «красных» и на «белых» противников режима. Время от времени «Оссерваторе романо» либо какой-нибудь папский нунций, а то и сам Пий XI выражали сожаление, или мягко критиковали, или обращали внимание дуче на акты насилия, но все эти эпизодические протесты не были решительными и не производили впечатления. Заметим еще, что католики позволяли себе проявлять недовольство или волнение лишь в тех случаях, когда дело шло об их организации «Ационе каттолика», подчинявшейся приходам и епископам. Когда же фашисты убивали демократов — а такие вещи происходили нередко и до прихода фашистов к власти, и после того, как легальные формы оппозиции стали уже невозможными,— католическая печать публиковала лживую фашистскую версию без тени сомнения или порицания. При этом обязательно подчеркивалось вмешательство Муссолини, который изображался как мудрый и справедливый государственный деятель.
то Дзанибони был арестован после того, как неудачно пытался совершить покушение на Муссолини. Пий XI, который не произнес ни одного слова после подлого убийства Маттеотти, счел необходимым публично заявить, насколько он опечален «преступным покушением». Известный католический историк Артуро Карло Емоло справедливо заметил, что эти чувства вполне естественны для католика, но, однако, в папских аллокуциях не встретишь упоминания о таких событиях, как покушение на лиц, возглавляющих государство, особенно неудавшиеся покушения. Таким образом, Пий XI «хотел выразить особенное внимание к Муссолини», 11 сентября 1926 года анархист Джино Лучетти бросил бомбу в машину, в которой ехал Муссолини, но он, однако, уцелел. 2 октября совет министров восстановил смертную казнь, которая была уничтожена в Италии в 1899 году, было решено, что подлежат смертной казни все, кто посмеет посягнуть на жизнь главы правительст ва, а 4 октября папский легат кардинал Мерри дель Валь публично, во время одной церемонии, благодарил тех, кто «держат в своих руках судьбы Италии» и с должным почтением относятся к религии. О Муссолини кардинал сказал: «Вполне очевидно, охраняемый Богом, он мудро распоряжается судьбами Нации, увеличивая ее престиж во всем мире»3
Тридцать первого октября в Болонье револьверный выстрел прорвал пиджак Муссолини, но он и тут остался цел. Толпа фашистов на месте линчевала мальчика, которому еще не исполнилось шестнадцати лет, по имени Антео Дзамбони. Осталось неясным, он ли в самом деле стрелял в дуче, или же кто-то из иерархов организовал покушение, а на Антео свалили вину. (Через два года был громкий процесс: отца и тетку мальчика, решительно ни в чем не виновных, осудили на двадцать лет каждого, якобы за соучастие в покушении.) Католическая церковь старалась изо всех сил, во всех церквах служили Те Deum, перед верующими выступали высшие духовные чины, кардиналы, епископы. Кардинал Алессио Аскалези заявил в Неаполе, что божественное провидение еще раз спасло жизнь великого человека, который презирает опасность и с полной ясностью души выполняет свою историческую миссию.
Покушение Дзамбони привело к тому, что фашисты ввели чрезвычайные законы, уничтожили последние крохи демократических свобод, закрыли все оппозиционные газеты, запретили все без исключения партии, кроме своей, переарестовали тех деятелей, которые еще оставались на свободе. Был учрежден Особый трибунал, который судил гражданских лиц по законам военного времени. Именно тогда был лишен депутатской неприкосновенности и арестован лидер коммунистической партии Антонио Грамши, которого Муссолини ненавидел жгучей ненавистью. Вместе с Грамши взяли еще многих деятелей компартии, они получили сумасшедшие сроки. Во время суда над Грамши прокурор с циничной откровенностью сказал: «Мы должны на двадцать лет лишить этот мозг возможности работать». Фашисты довели Антонио Грамши до мучительной физической смерти, но в годы заключения были написаны гениальные «Тюремные тетради», опубликование которых после краха фашизма открыло новую страницу в развитии всей итальянской культуры.
«пополяри». Правда, к этому времени она уже почти была сведена к нулю, но все-таки немало католиков- демократов надеялись, что «настанут лучшие времена» и для их партии. Они недооценили злобной энергии и мстительности фашистов. Многие видные деятели партии вынуждены были некоторое время скрываться, кое- кто эмигрировал, другие ушли в тень, совершенно отойдя от политической жизни. Как бы то ни было, у Ватикана были совершенно развязаны руки: теперь среди католиков не было никого, кто мог бы так или иначе мешать все прогрессирующему сближению церковной иерархии с фашистским режимом. К концу 1926 года не только партия «пополяри», но и все «белые» профсоюзные организации, лиги, кооперативы и т. д. были окончательно разгромлены, их постигла та же участь, что «красное» профсоюзное движение. Отныне режим был тоталитарным и не желал терпеть даже намека на инакомыслие.
вана так называемая «Хартия Труда», программный документ, который можно признать образцовым по бесстыдной демагогии. Фашизм объявил, что он создает «корпоративное государство»: корпорации рабочих, с одной стороны, и промышленников — с другой, представляют интересы соответствующих классов. Действуют они под контролем и руководством органов власти.
Промышленники нанимают рабочих, отдавая предпочтение тем, кто входит в фашистскую партию или фашистские профсоюзы, учитывая при этом и их партийный стаж. Через два дня «Оссерваторе романо» приветствовала «Хартию Труда», заявив, что ее принципы соответствуют христианской социальной доктрине. Разъясним, что христианская социальная доктрина, изложенная в программном документе, энциклике Rerum Novarum, опубликованной папой Львом XIII в 1891 году, исключала классовую борьбу, призывала к сотрудничеству классов и знаменовала стремление католической церкви противопоставить свою доктрину идеалам научного социализма. Фашистская «Хартия Труда» действительно включала в себя некоторые статьи, сближавшие ее с социальной концепцией католицизма. Несмотря на то что рабочим делались минимальные уступки и поблажки, основной смысл нового законодательства отвечал интересам монополий, в частности забастовки запрещались, но все это было облечено в такую демагогическую форму, так ловко подтасовано, что могло создать иллюзию некоего «беспристрастия» фашистского государства, которое отстаивает принцип классового сотрудничества в высших интересах нации. Все дело, однако, в том, что сама эта «Хартия» была колоссальным трюком, Эрнесто Росси очень точно заметил, что «краеугольным камнем» фашистского государства были отнюдь не корпорации, а полиция.
жим как высшее достижение итальянского фашизма. Он вообще не стеснялся в самовосхвалениях и приучил к этому печать; какие только эпитеты не применялись к «Хартии Труда»: гениальная, революционная, великая и так далее. Но хотя все здравомыслящие люди в Италии отлично понимали подлинный смысл «корпоративного государства», папа Пий XI в своей энциклике Quadrogesimo anno от 15 марта 1931 года, посвященной сорокалетию с момента опубликования «Рерум Новарум», приветствовал создание корпораций, запрещение забастовок и роль государства как арбитра. В энциклике было сказано, например: «Надо лишь немного поразмыслить, чтобы увидеть преимущества кратко описанного нами устройства: мирное сотрудничество классов, пресечение социалистических организаций и устремлений, посредническая деятельность специальной Ма истратуры».
Однако эта энциклика была написана в 1931 году, а надо раньше рассказать об обстоятельствах, при которых произошло знаменитое «примирение», то есть были подписаны Латеранские соглашения. Все это подготовлялось исподволь. Сенатор Карло Сантуччи, в доме которого, как мы помним, было два входа и ими, соответственно, воспользовались Муссолини и кардинал Гаспарри для тайной встречи в 1923 году, уже в 1925-м начал разрабатывать проект договора между церковью и государством и показал составленный им текст как кардиналу Гаспарри, так и министру юстиции Альфредо Рокко, одному из самых влиятельных деятелей фашистского режима, крупному юристу. Все это, разумеется, было строго конфиденциальным. Сам Сантуччи много позже в своих мемуарах подробно рассказал обо всем этом. Он сообщил, в частности, что Пий XI, ознакомившись с проектом, нашел его очень интересным, но настолько не верил в возможность осуществления столь далеко идущего соглашения между Ватиканом и Муссолини, что сказал: «Я предпочитаю оставить задачу разрешения столь важной проблемы тому, кто придет после меня». Альфредо Рокко со своей стороны создал комиссию, которая занялась предварительной разработкой возможного пакта.
«фашизация государства» шла полным ходом. Пий XI обиделся и написал карди-налу Гаспарри, что светские власти не имеют никакого права принимать решения, касающиеся церкви, без согласования с высшими церковными инстанциями. Что касается папы, он отвечает за свои действия и поступки только перед богом. Письмо Пия XI было датировано 18 февраля, а 4 мая Муссолини со своей стороны написал Альфредо Рокко, что позиция, занятая папой, чрезвычайно важна и заставляет вновь продумать основное направление той политики по отношению к церкви, которую фашистский режим проводит с момента своего прихода к власти. Письмо Муссолини свидетельствует о том значении, которое он придавал взаимоотношениям с Ватиканом. Он писал, в частности:
«Фашистский режим, преодолев в этом, как и во всех других областях, предрассудки либерализма, отверг таким образом как принцип религиозного агностицизма государства, так и принцип разделения между церковью и государством, столь же абсурдный, как абсурдно разделение между духом и материей. С глубокой верой в религиозную и католическую миссию итальянского народа фашистское правительство начало методически, прибегнув к серии административных мер и законодательных актов, возвращать итальянскому государству и нации тот характер католического государства, который либеральная политика на протяжении долгих лет стремилась уничтожить. И все это фашистский режим делал вполне добровольно и абсолютно бескорыстно, без колебаний, без отступлений, даже тогда, когда его усилия истолковывались превратно или недостаточно оценивались,— режим делал это, исполняя свой высокий долг, а отнюдь не используя все это как средство, или, что еще хуже, как политическую уловку» 4
Письмо не только важное, поскольку оно означало согласие всерьез вести переговоры с Ватиканом, которые могли бы вполне удовлетворить Пия XI, оно и очень характерно для Бенито Муссолини, который провозглашает бескорыстие и искренность своего режима и отвращение к «политическим уловкам». Этот человек, который насквозь был политиканом и демагогом, обладал удивительным даром мимикрии. Ему так хотелось в это время казаться «добрым католиком», что он в 1925 году обвенчался в церкви со своей женой, с которой много лет жил и произвел на свет несколько детей, довольствуясь гражданским браком, который был обязательным в Италии. Церковная церемония, разумеется, понадобилась ему только из мелких политических соображений. Он был и оставался «безбожником», но все свои поступки подчинял особой демагогической логике. Итак, после 4 мая 1926 года начались серьезные переговоры, завершившиеся 11 февраля 1929 года подписанием Латеранских соглашений. Мы не станем описывать все этапы переговоров, которые время от времени прерывались из-за несогласия сторон. Был момент, когда казалось, что все вообще пойдет прахом, после того как 31 марта и 9 апреля 1928 года было издано два декрета, почти окончательно сводивших на нет возможности католической церкви в деле воспитания юношества. Пий XI занял тогда довольно твердую позицию, Муссолини уступил, и в мае переговоры возобновились.
В конце ноября этого же года переговоры вступили в заключительную фазу и сделались вполне официальными. Их вели Муссолини от имени короля и кардинал Гаспарри от имени папы. Что касается короля, влияние его было в то время минимальным, но надо было соблюдать проформу.
ный анекдот: на каком-то приеме король уронил носовой платок, Муссолини наклонился и подал ему платок, и король начал с большим жаром благодарить дуче. Тот удивился и возразил, что этот пустяк не стоит благодарности. «Что вы,—возразил монарх,— ведь это единственное место, куда я могу совать свой нос». Как бы то ни было, переговоры насчет конкордата были благополучно завершены, по некоторым спорным финансовым и территориальным вопросам достигли компромисса, и обе стороны были удовлетворены.
шизма в Италии были опубликованы различные документы, хранившиеся в «Особом секретариате» Муссолини; большинство документов состояло из донесений тайных агентов, имена которых иногда были известны, а порою так и остались нерасшифрованными. Так вот, на протяжении ряда лет, непосредственно предшествовавших «примирению», Муссолини регулярно получал сведения о том, что творится в окружении Пия XI, от агента, называемого «известный ватиканский осведомитель». Кто это такой, осталось невыясненным, но авторитетные Итальянские историки, анализируя его донесения, пришли к выводу, что этот человек принадлежал к группе, враждебной кардиналу Гаспарри, и был хорошо осведомлен о том, что происходило за кулисами.
ральном государственном архиве Италии и в большинстве своем опубликованы. В них наряду с информацией, которая могла представлять интерес для Муссолини с политической точки зрения, содержится перечень всяких мелочей, слухов, сплетен. В целом все это не только отвратительно с моральной точки зрения, но и бесконечно убого. Информатор подробно сообщает о здоровье папы, у которого, оказывается, диабет и артериосклероз. Какой-то доверенный врач проболтался, и стало известным, что артериосклероз у Пия XI очень сильный, кроме того, папа страдает бессонницей, сильно потеет и задыхается. Он пьет нечто вроде виноградного сиропа, то есть безалкогольное вино, но слишком много ест; У кардинала Гаспарри тоже диабет.
«известного ватиканского инфор матора» встречаются и другие сведения: кардинал такой-то — «искренний друг режима», другой кардинал «настроен антифашистски», третий кардинал сказал, что «Муссолини — человек поистине исключительный». В донесении от 23 июля 1927 года говорится, что папа в высшей степени раздражен тем, что профессор философии Буонаиюти, бывший священник, отлученный oт церкви, допущен к преподаванию в римском университет те. Папа «сказал одному прелату, что это недопустимо в государстве, которое должно открыто демонстрировать свое уважение к религии» 5
Примечания.
«La Chiesa е il fascismo», op. cit., p. 85—86.
— 113.
«La Chiesa е il fascism o», op. cit., p. 119— 120.
«La Chiesa е il faseismo», op. cit., p. 157.