3
Вернемся к рассказу о доне Стурцо. Его история глубоко драматична именно потому, что он был принципиальным, честным и убежденным человеком и искренним демократом. У него не было никаких колебаний в том смысле, что он никогда и ни на минуту не поддерживал фашистский режим и не желал смириться с ним. Но именно поэтому ему пришлось уйти от руководства созданной им партии. Если называть вещи своими именами, ватиканская иерархия и Пий XI лично предали дома Стурцо, не задумываясь принесли его в жертву, ибо этого хотел Муссолини. Приведу данные из книги католического историка, вышедшей в Италии в 1971 году.
В книге этой собрана богатая документация, снабженная авторскими комментариями. Среди современных католических историков есть немало людей высококвалифицированных и стремящихся работать на таком научном уровне, который исключает несправедливую пристрастность по отношению к инакомыслящим, к «светским» исследователям. К слову говоря, такую же позицию занимает Габриэле Де Роза, которого мы уже неоднократно цитировали. И Де Роза, и Скоппола, и некоторые другие с большим вниманием относятся к трудам ученых-марксистов, часто обращаются к произведениям Грамши, Тольятти — нередко, конечно, полемизируя с ними, но в то же время отдавая им должную дань уважения.
Так вот Пьетро Скоппола очень удачно выбрал и расположил документы, наглядно показывающие, как далеко простиралась «любезность» Пия XI по отношению к фашистскому режиму. Я писала уже о том, что дон Стурцо лично был убежденным антифашистом. Если еще осенью 1918 года он, один из немногих, понимал потенциальную угрозу, таившуюся в этом движении, то позднее он вел себя непримиримо и последовательно, выступая против соглашения и тем более против сотрудничества между «пополяри» и чернорубашечниками. Однако за ним далеко не всегда следовали его товарищи по партии. Едва придя к власти, Муссолини с присущей ему ловкостью стал пользоваться всяким удобным случаем, чтобы расписываться в своем уважении к католической религии. Так, 21 ноября 1922 года он дал интервью группе иностранных журналистов и заявил: «Мой дух глубоко религиозен. Религия является громадной силой, которую надо почитать и защищать. Поэтому я против антиклерикальной и атеистической демагогии, это все устаревшие трюки. Я утверждаю, что католицизм — это великая духовная и моральная сила, и надеюсь, что отныне взаимоотношения между итальянским государством и Ватиканом будут вполне дружественными» 1
том престоле, писал о своих беседах с одним из крупнейших деятелей Ватикана, который сказал ему: «Муссолини поручил сказать нам, что он добрый католик и что Святому престолу нечего опасаться с его стороны. Для начала он пожелал, чтобы все его коллеги, и даже сам король, присутствовали на мессе в церкви Санта Мария дельи Анджели 4 ноября. А перед памятником Виктору Эммануилу, где покоится прах неизвестного солдата, он велел всем встать на колени и одну минуту посвятить молитве. Эта минута, вероятно, показалась долгой многим из присутствовавших там вольнодумцев, но все преклонили колени»2.
одного видного католического деятеля, сенатора Карло Сантуччи; в доме было два входа, и все было организовано ловко: Муссолини воспользовался одним входом, а кардинал Гаспарри другим. Встреча была дружественной, но это был лишь первый контакт, взаимное «прощупывание», решений в тот момент не было принято никаких. Вскоре, 9 февраля, Муссолини встретился с иезуитом падре Такки Вентури, тоже тайно. Видимо, через этого иезуита и осуществлялись дальнейшие контакты. В первое правительство Муссолини, вопреки воле дона Стурцо, входило несколько «пополяри». Однако это было временным, переходным маневром, Муссолини преследовал вполне ясную цель: создать однопартийное правительство, без всяких либералов и «пополяри», с которыми все-таки приходилось отчасти считаться, пока они занимали министерские посты. Надо заметить, что с «пополяри» Муссолини никогда особенно не стеснялся. Вот образцы некоторых его высказываний: «Простите меня, если образ вульгарен. Вы — крысы с острыми зубами, и вы вонзили их в министерский сыр, чтобы его сожрать». Или же (все это еще до прихода к власти):
«Несомненно, что это могущественная партия, так как она опирается на тридцать тысяч приходов, она располагает очень дисциплинированной политической организацией. .. Она могущественна благодаря своим банкам, своим газетам и престижу, объясняющемуся тем, что ее рассматривают как представителя католического населения. У нее также есть свои внутренние кризисы. В нее входит много людей, занимавших позицию самого гнусного нейтралитета, саботировавших войну, и в аграрном вопросе она соперничает с большевизмом. У нас есть, следовательно, два большевизма: красный и белый. Мы не можем не вступить в борьбу с этой партией».
рез несколько лет сойти с исторической арены под уда рами фашистской диктатуры. И это несмотря на то, что внутри партии «пополяри» нашлось сколько угодно де зертиров и отступников, предпочитавших сотрудничать с Муссолини под тем предлогом, что таким образом удастся «избежать худшего». Эти люди принадлежали к меньшинству, но многие из них входили в парламентскую группу, среди них были и министры, в тот короткий период времени, когда дуче счел за благо временно с ними сотрудничать. Эти министры, типичные коллаборанты, в своих действиях не считались с антифашистской позицией лидера партии Луиджи Стурцо, они выражали интересы правого крыла, той аграрной буржуазии, часть которой вступила в партию «пополяри».
мысленно отражается в прессе того времени, и сейчас по этому поводу ни у кого из серьезных историков не возникает сомнений. Муссолини вел двойную политику: на максимальное сближение с Ватиканом и на уничтожение партии «пополяри», настроенной в большинстве своем (коллаборантов было не так уж много) против его режима. Скоппола пишет об этом так: «Поскольку после захвата власти фашистами само государство называло одной из своих задач решительное улучшение взаимоотношений с католиками, партия «пополяри» утрачивала свой смысл, и более того — из-за своего критического отношения к фашизму становилась препятствием на пути сближения между государством и церковью» 3
ский католический университет был официально признан, государство стало давать денежные субсидии низшему духовенству и епископату. Таким образом, фашизм делал церкви многочисленные «авансы» и заигрывал с нею. Если мы добавим ко всему этому, что католическая церковь была традиционным оплотом реакции и консерватизма и боялась «красной опасности» не меньше, нежели самые оголтелые круги итальянской буржуазии, станет вполне очевидным, что само существование партии «пополяри» стало для Ватикана помехой: в самом деле, с Муссолини ведутся секретные и успешные переговоры, папа Пий XI «любезен», а в это время лидер партии дон Стурцо произносит резко антифашистские речи, словно он не священник, словно он не обязан ставить интересы церкви выше своих демократических убеждений. Ватикан, как я уже писала, обязал духовенство хранить строгий нейтралитет во время фашистского «похода на Рим», а дон Стурцо и тогда и позже с присущей ему силой убежденности и морального негодования выступал против чернорубашечников. Ватикан не намерен был это слишком долго терпеть.
Дон Стурцо был человеком честным, принципиальным и сильным, он не хотел сдаваться. 12 апреля 1923 года он сделал доклад на конгрессе в Турине и отстаивал историческую функцию своей партии. Газета Муссолини «Пополо д’Италия» немедленно откликнулась статьей под названием «Речь врага», вся фашистская печать обрушилась на дона Стурцо, его называли интриганом, честолюбцем, волком в овечьей шкуре, лицемером, политиканом; Муссолини воспользовался докладом дона Стурцо для того, чтобы исключить «пополяри» из состава своего кабинета. Со своей стороны, церковная иерархия не только не поддержала партию «пополяри», но, напротив, окончательно решила пожертвовать ею вообще и в первую очередь доном Стурцо. Прешло два с половиной месяца после туринского конгресса, и 25 июня 1923 года в католической газете «Коррьере д’Италия» появилась статья монсиньора Энрико Пуччи, в которой дона Стурцо настойчиво просили не создавать трудностей Святому престолу, ибо неудобно быть одновременно священником и секретарем политической партии. Через пять дней, 30 июня, был опубликован манифест так называемых «национальных католиков» (фактически клерикал-фашистов), подписанный несколькими десятками более или менее известных и влиятельных деятелей. В манифесте выражалась безоговорочная поддержка фашистскому режиму и осуждение «антинациональных партий», иными словами — всех, кто выступал против фашизма. Еще до опубликования манифеста один прелат, кардинал Базилио Помпили, говорил о «величии Муссолини».
звавшая большое волнение, и пресловутый манифест, газета «Оссерваторе романо», официозный орган Ватикана, с привычным лицемерием заявила, что все это — «частная инициатива», иными словами— сочла нужным, так сказать, «отмежеваться» от чересчур открытой профашистской позиции. Однако, когда шум несколько стих, к дону Стурцо явился некий эмиссар Ватикана, который сообщил ему, что фашистское правительство угрожает развернуть «антиклерикальную кампанию большого масштаба» в случае, если партия «пополяри» не прекратит своей оппозиции мошенническому избирательному закону, который намерены были провести фашисты, и если дон Стурцо не уйдет с поста политического секретаря партии. Дон Стурцо понимал, конечно, что и статья монсиньора Пуччи была очень выразительным намеком, но после визита ватиканского эмиссара ничего не оставалось, как сделать решающий выбор.
Некоторые фашистские газеты, совершенно не стесняясь, выражали надежду, что недалек день, когда дон Стурцо, который «оскверняет свое облачение священника», будет отлучен от церкви. Эта возможность была вполне вероятной. Дон Стурцо отлично знал, что именно такая судьба выпала на долю многих непокорившихся людей, в частности друга его юности священника Ромоло Мурри, вместе с которым они когда-то, еще в конце прошлого века, организовывали христианско-демократическое социальное движение. Ромоло Мурри был отлучен от церкви. Дон Стурцо морально не был готов к акому повороту событий. Он остался убежденным антифашистом, но на него оказывалось слишком сильное давление. Орган иезуитов, журнал «Чивильта Каттолика», прямо писал о том, что дон Стурцо своими действиями вредит интересам церкви. Короче говоря, под сильнейшим нажимом Луиджи Стурцо принял решение уйти с поста секретаря созданной им партии и заявил об этом 10 июля. К руководству пришли другие, куда более податливые и склонные к компромиссам люди. Однако престиж и авторитет дона Стурцо, который на некоторое время удалился в монастырь, оставался громадным.
Неизменной оставалась и яростная ненависть, которую испытывали фашисты по отношению к этому убежденному своему противнику. 12 июля официальное агентство печати заявило, что отставка дона Стурцо «ни в какой мере не изменила политического положения» и что это лишь видимость, а на самом деле дон Стурцо продолжает тайно руководить партией. «Дон Стурцо,— говорилось в заявлении,— не мученик и не боец, который, сраженный обстоятельствами и превосходящими силами противника, падает, не сгибаясь. Дон Стурцо — ловкий политик, который прячется за ширмой, чтобы продолжать свое дело, как прежде, или еще больше, чем преж де»4. «Большой Совет» — высший орган фашистской партии — принял резолюцию, в которой провозгласил, что дон Стурцо лично и вся созданная им партия «пополяри» — открытые враги режима. А 23 августа фашисты убили молодого священника Джованни Минцони. Это убийство вызвало в стране большое волнение. Дон Минцони, которому едва исполнилось тридцать восемь лет, был протоиереем в одном маленьком провинциальном городке. Он принимал участие в первой мировой войне, имел награды за доблесть и принимал активное участие в организации бывших фронтовиков, занимавшей антифашистские позиции. Дон Минцони очень энергично противился попыткам местных фашистов разгромить католические организации. По своим политическим убеждениям он был искренним сторонником дона Стурцо и демократом. Однажды вечером его настигли на улице и проломили ему череп дубинкой. Позднее узнали, что убийство произошло по личному приказу одного из фашистских главарей, Итало Бальбо, а физическим исполнителем убийства был наемный бандит.
«Дубинка и кропило». Ее автор Эрнесто Росси, видный антифашист, умер в 1967 году. Он принадлежал к поколению, которое непосредственно участвовало во всех событиях того времени. Когда фашисты пришли к власти, Эрнесто Росси было двадцать пять лет, он был из тех молодых интеллигентов, которые не приняли диктатуры Муссолини и боролись против нее. Он был арестован в 1930 году, отсидел девять лет в фашистских тюрьмах, потом эмигрировал и вел антифашистскую работу, играя большую роль в одном из центров, находившихся в Париже. Затем Росси вернулся в Италию и участвовал в движении Сопротивления. Росси написал не одну книгу, но эта особенно интересует нас сейчас, поскольку она непосредственно посвящена взаимоотношениям католической церкви и итальянского фашизма. О характере книги говорит самое ее название. Дубинка, как известно, была излюбленным оружием фашистских сквадристов. Философ Джованни Джентиле, крупный ученый, неогегельянец, примкнувший к фашизму и впоследствии казненный партизанами, опозорил себя апологией дубинки. Он изобрел теорию, что всякая сила моральна, применение дубинки в качестве средства воздействия на людей не менее морально, чем любые другие средства убеждения. Слово «кропило» объяснять не приходится.
Эрнесто Росси подробно рассказывает об обстоятельствах смерти дона Минцони. Тут есть один очень интересный момент: в то время, как это подлое убийство вызвало всеобщее возмущение, католическая печать постаралась, насколько возможно, замять скандал, то есть ни в коем случае не привлекать к нему внимания. Поведение «Оссерваторе романо» и других католических газет во всем этом деле было постыдным: зверски убили католика, священника, заслуженного участника войны. Вполне очевидны политические мотивы убийства. И что же, несколько строк информации — и точка. Лишь бы не обиделся дуче, лишь бы не нарушить то «сердечное согласие», которое начинало уже устанавливаться между Ватиканом и фашистским режимом. Итало Бальбо направил архиепископу Равенны лицемернейшее письмо с выражением соболезнования семье и прихожанам дона Минцони. Католические газеты сервильно напечатали текст. Личный орган Муссолини газета «Пополо д’Италия» со своей стороны заявила, что факт убийства священника, конечно, прискорбен, однако известно, что он, «будучи пламенным членом партии «пополяри», занимался политической пропагандой, вопреки указаниям высшей церковной иерархии». Одновременно «Пополо д’Италия» «похвалила» авторитетные католические газеты «за то, что они не подняли большого шума из-за этого печального инцидента. «Оссерваторе романо» сочла необходимым чуть-чуть обидеться на эту выходку, но и только. Ссориться не хотели.
лись во что бы то ни стало провести новый избирательный закон, совершенно мошеннический, который позволил бы им провести в парламент необходимое число своих приверженцев и таким образом создать как бы видимость «легальности» тем беззакониям, которые они творили. Суть закона состояла в том, что партия, которая получит на выборах относительное большинство голосов, автоматически получит две трети мест в палате. Оставшаяся треть будет распределена между остальными партиями. Дон Стурцо был ярым противником этого «мажоритарного» закона, и ненависть фашистов к нему в значительной мере этим его сопротивлением и объяснялась. Закон вошел в историю по имени автора законопроекта, Джакомо Ачербо,— он так и назывался: «Закон Ачербо», и был откровенно, нагло антидемократическим. Дон Стурцо находился уже в монастыре, когда парламент, вопреки протестам оппозиционных партий, утвердил «Закон Ачербо». Однако фашисты, чтобы быть уверенными в успехе, пошли еще на множество подлогов, применяли тактику настоящего террора и шантажа.
И все же, несмотря на все репрессии, на политику фашизма и Ватикана, партия «пополяри» получила на выборах 6 апреля 1924 года тридцать девять парламентских. мандатов, сохранив свое основное ядро. «Пополяри» выступили на этих выборах с антифашистской программой, менее отчетливой, чем ее формулировал в свое время дон Стурцо, но все же антифашистской и демокритической. Беда в том, что действенность этой программы резко ограничивалась тем, что «пополяри» все так же не желали устанавливать единства действий с другими антифашистскими партиями. Многие из них были убеждены в том, что в конце концов фашизм удастся «приручить», что не следует чрезмерно раздражать Муссолини, надо проявлять терпение и т. д. В основе по-прежнему лежал страх перед «красными», правое же крыло «пополяри» по существу уже смыкалось с фашистами, а многие и формально вышли из партии «пополяри».
«Теперь вы можете готовить мой некролог»; эта речь касалась как раз фашистского террора во время предвыборной кампании. Террор был направлен против всех политических противников режима, в том числе, конечно, и против «пополяри». Маттеотти в своей речи перечислял факты: убийства, избиения, запугивания, попытки подкупа, шантаж, бессовестная ложь, подтасовка избирательных бюллетеней; список был длинный, и Маттеотти предупредил, что он сказал далеко не все: предстояла еще одна речь. Но этого фашисты не могли допустить: Маттеотти был по хищен и убит. Это была не первая жертва, на счету фашизма их было множество, включая дона Минцони. Но ничто не может сравниться с потрясением, которое вызвало в широчайших слоях итальянского общества похищение и злодейское убийство депутата парламента. Правда, в условиях, которые существовали в то время в Италии, роль оппозиции была преимущественно морально-политической, а не чисто политической, но моральный фактор имеет всегда громадное значение. Исколотый кинжалами, обезображенный почти до неузнаваемости труп Маттеотти приобрел значение символа. Поднялась настоящая буря возмущения, режим зашатался.
рез семь лет после убийства Маттеотти и внимательнейшим образом изучали прессу того времени, подробности потрясали воображение. В 1924 году, когда все это произошло, оппозиционная печать в Италии не была еще окончательно задушенной. Мы читали подшивки различных газет за 1924 год, и страшная картина оживала перед нами. Факты мы, конечно, знали и раньше: в советских газетах в свое время писали о деле Маттеотти. Но важны были детали. Сейчас я не могу писать обо всем этом подробно, скажу только, что лишь лидер коммунистов Антонио Грамши призывал других представителей антифашистской оппозиции объявить правительство убийц низложенным, обратиться к рабочим с призывом ко всеобщей забастовке, сформировать органы новой власти. Остальные оппозиционеры, при всей своей искренности и личном благородстве, находились во власти иллюзий. Они ограничились выражением морального негодования, уповали на короля, который, как они надеялись, сам сместит Муссолини,— в общем, не хотели активно выступить против фашизма.
Разумеется, у меня осталось лишь общее впечатление, лишь воспоминания о том, что мы тогда читали в газетах об убийстве Маттеотти и последовавших событиях. Но теперь, занимаясь итальянской историей по роду моей работы, я перечитала множество монографий, антологий, исследований итальянских авторов, принадлежащих к разным направлениям мысли. И поэтому я могу привести данные, касающиеся позиции «пополяри», а также церковной иерархии в это решающее время. Незадолго до убийства Маттеотти в руководстве партии «пополяри» взяли верх весьма умеренные элементы. Дон Стурцо сохранял свои убеждения, свою веру в то, что партия «пополяри» может и должна, вопреки всему, осуществить предназначенную ей роль в истории итальянского народа; он оставался убежденным и страстным антифашистом, выступал публично против режима чернорубашечников. Он гневно обличал тех католических деятелей, которые после убийства Маттеотти, в момент, когда были реальные возможности свергнуть дуче, пытались, наоборот, подать фашизму руку помощи,— а таких людей было немало.
В этот период дону Стурцо угрожала физическая расправа, друзья прятали его то в одном, то в другом городе, пока наконец ему не передали, что кардинал Гаспарри, статс-секретарь Ватикана по иностранным делам, который, как мы помним, тайно встречался с дуче, настойчиво советовал (это почти равнялось приказу) дону Стурцо покинуть Италию. В сложившихся условиях пришлось согласиться, дон Стурцо уехал в Англию.
щал своему другу дону Томмазо Недиани о своем отказе, есть такие слова: «Я ценю твою откровенность, надеюсь, что и ты оценишь мою. Я лично ничего не хочу и ничего не жду от людей. Если бы мне опять предстоял выбор, я предпочел бы изгнание рабству. В соответствии с моими религиозными и политическими идеалами я уповаю на Бога и надеюсь, что моя маленькая жертва сможет принести благо не мне одному, когда мои кости будут лежать на лондонском кладбище. Сейчас я работаю, а в работе — утешение и надежда» 5.
дим, он и не мечтал вернуться на родину. К счастью, он вернулся, но его время как политического лидера уже прошло. В его политической биографии были пестрые страницы, он не мог переступить определенные грани и подняться до уровня, который позволил бы ему понять глубокую суть некоторых общественных явлений, понять историческую роль рабочего класса и научного социализма. Но он вошел в анналы итальянского католического движения как человек исключительного ума, бескорыстия и бесстрашия, а его антифашизм был последовательным и действенным. Когда он умер в 1959 году, ему воздали должное не только друзья и единомышленники, но и политические противники.
Примечания.
«La Chiesa е il fascism o. Documenti e interpretazioni. Pietro Scoppoia». Bari, 1971, p. 63.
— 52.
3. «La Chiesa е il fascismo», op. cit., p. 66.
5. Gabriele Dе Rоsaa, op. сit, p. 475.