2
Теперь я должна сделать маленькое личное отступление. Когда после двух с половиной лет работы в Италии Виктор Кин был назначен заведующим корреспондентским пунктом ТАСС в Париже и мы переехали туда, случилось так, что я однажды попала на публичное выступление человека, который рассказывал чрезвычайно много интересного о фашистской Италии. Он говорил по-французски, но это был итальянец-эмигрант, католик. Я боюсь ошибиться, но почти уверена, что это был не кто иной, как дон Луиджи Стурцо. Прошло столько лет, что я не могу быть уверенной в этом, но мне так кажется. Человеку, которого я видела и слышала, было на вид лет шестьдесят пять, я запомнила худое, удлиненное лицо, хрипловатый тембр голоса, уверенную французскую речь. Доклад произвел на меня большое впечатление.
Много лет спустя в Москве, в связи с моей работой, я прочла много статей дома Стурцо, тексты его речей и докладов. Он был основателем и идеологом католической партии «пополяри». Я видела много его портретов, снятых в разное время, и мне думается, что именно он выступал тогда в Париже. Муссолини имел «все основания» относиться к дону Стурцо с величайшей ненавистью и, если называть вещи своими именами, потребовать у Ватикана голову этого священника. Можно, не рискуя впасть в преувеличение, сказать, что Луиджи Стурцо был деятелем крупнейшего масштаба. Он отличался острым умом, неукротимым политическим темпераментом и бескорыстием. Роль, которую дон Стурцо сыграл в истории итальянского католического движения, пожалуй, ни с чем не сравнима. Он выдвинулся еще в конце прошлого века как великолепный организатор масс, жил в их толще, знал их насущные интересы, был убежденным демократом, презирал политиканство и резко выступал против предвыборных комбинаций и конъюнктурных соглашений с реакционерами. Еще в 1905 году он произнес первую «программную» речь, вы двинув идею создания католической партии в Италии. Однако прошло почти четырнадцать лет до того, как эта идея могла превратиться в реальность.
Перемирие было подписано 4 ноября 1918 года, а 17 ноября Луиджи Стурцо произнес в Милане свою вторую «программную» речь, которая была как бы прелюдией к образованию партии «пополяри». Речь называлась «Послевоенные проблемы», и обзор положения в послевоенной Европе начинался с России. Дон Стурцо хорошо понимал, почему в этой стране произошла революция; он сказал, что большевизм является естественным следствием тирании и ненавистной народу войны. Но, при всем уме и проницательности дона Стурцо, он не мог возвыситься до понимания сущности Октябрьской революции, которая представлялась ему «хаотической» и ниспровергающей те моральные ценности, в которые он верил. И, разумеется, его больше всего заботило отнюдь не положение в России, но влияние русской революции на народы Европы, в первую очередь на Италию. Речь дона Стурцо была пронизана страхом перед возможной итальянской революцией, которая рисовалась ему прежде всего как власть толпы. Но в этой речи было много презрительных и гневных слов о либеральной буржуазии, о бессилии парламента, о том, что никто не хочет прислушаться к нуждам и требованиям народных масс.
«священника из Кальтаджироне». 17 ноября 1918 года, когда фашизм был совершенно ничтожным явлением и, в сущности, был только намек на фашизм,— дон Стурцо сказал об опасности, которую фашизм может представить в будущем. Сейчас эти слова кажутся настоящим политическим предвидением. Дон Стурцо говорил о необходимости свободы, о том, что совесть людей настоятельно требует «программы свободы», о том, что надо во что бы то ни стало укрепить демократию, решительно обновить парламент и послать в него «вместо правящей буржуазии» представителей народа. После миланской речи началась подготовительная работа, и 18 января 1919 года официально была создана Partito popolare italiano (Итальянская народная партия). Ее программа была демократической и в то же время умеренной. В ней говорилось о целостности семьи и защите детей и розыске скрывающихся отцов, и также — более широко — об охране нравственных устоев общества. Этот, самый первый, пункт программы полностью отвечал католической традиции. Всего было двенадцать пунктов, некоторые из них касались социальной и экономической политики, на логовой системы, даже таких сугубо конкретных, отвечавших насущным нуждам крестьян вопросов, как упорядочение водного хозяйства, мелиорация, устройство горных водоемов. Д ля многих районов Италии это имело существенное значение.
ния, особенно крестьянского. В одном из пунктов речь шла, например, о борьбе с социальными болезнями: малярией и туберкулезом. Если хотя бы немного знать тогдашние итальянские условия, легко понять, что рамя «будничность» этой программы, ее умеренность, ее кон кретность, полное отсутствие фразы должны были по нравиться крестьянам. Так и произошло. Пальмиро Тольятти, говоря о социальной базе «пополяри», указывал на «межклассовый» ее характер. Так было задумано, и это тоже соответствовало католической доктрине. Партия «пополяри» очень быстро пустила корни, в нее вступали и крестьяне, и городская и сельская мелкая, а отчасти средняя буржуазия, но отчасти и аграрии.
толическая партия, возглавляемая священником и вы двинувшая демократическую программу, не могла не иметь успеха. Успех был воистину поразительным. На парламентских выборах 1919 года «пополяри» получили сто мандатов, что вызвало изумление печати: никто не думал, что такие вещи возможны.
Луиджи Стурцо не ставил перед созданной им партией задачу проникнуть в среду промышленного пролетариата. Будущее страны он видел не в развитии индустрии. Самую идею сильного государства, идею централизованной власти дон Стурцо, в соответствии с католической традицией, решительно отвергал. Он стоял за децентрализацию, предоставление самых широких прав и полномочий местным органам власти, за реформы, за сотрудничество классов, за уважение прав человека, за крепкую семью, за воспитание детей в религиозном духе. Вот круг идей, дорогих дону Стурцо, которым он оставался верным всю жизнь.
— почему партия не была названа католической. Дон Стурцо много раз разъяснял это. Если попытаться синтетически выразить его мысль, можно сказать так: он считал, что католицизм — это религия, это всеобщность; напротив, партия — это политика, это разделение. Дон Стурцо утверждал, что не надо смешивать индивидуума с обществом, государство с религией, человека с 6oгoь. Он категорически отрицал утверждение некоторых деятелей, увидевших в созданной им партии детище и орудие Ватикана. Он характеризовал партию «пополяри» как христианскую, стоящую на позициях строго легальной борьбы, как партию порядка. Если употребить принятый сейчас термин, дон Стурцо был центристом: с одной стороны, он решительно спорил против тех, кто хотел поставить партию под контроль духовенства, с другой стороны, полемизируя с левым крылом, он не желал рассматривать ее как «партию христианских трудящихся». В этом и выражался тот межклассовый принцип, о котором я упомянула. С самого начала своего существования партия «пополяри» находилась под влиянием разнородных, за частую антагонистических сил. Левое крыло, возглавляемое известным деятелем «белого» профсоюзного движения, Гвидо Мильоли, выражало интересы наиболее передовой части католического крестьянского движения.
ные собственники, которые, естественно, были настроены консервативно. Таким образом, во всей позиции партии была двойственность, помешавшая ей сыграть в истории Италии ту роль, которую она могла бы сыграть в случае победы своего левого крыла. В Италии принято говорить, что у партии «пополяри» (как и вообще у католи ческого движения) было «две души». Скажем, и это будет точно, что в первые послевоенные годы одна душа воплощалась в Гвидо Мильоли и его единомышленни ках. Они проводили свои идеи на практике, а именно экспроприировали и передавали в собственность крестьянам земельные участки, превышавшие двадцать пять гектаров. Эти земли должны были либо быть разделены на мелкие участки, либо, если этого не позволяли природные условия, поступать в коллективное владение крестьян. «Белые» (католические) лиги и кооперативы участвовали в захвате запущенных или плохо обрабатываемых земель и на юге и на севере страны. Особенной силы достигло «белое» крестьянское движение, руководимое Мильоли, в провинции Кремона. На протяжении долгого времени один из самых экстремистских вожаков фашизма, Роберто Фариначчи, вместе со своими сквадристами, громил «белые» лиги и кооперативы Кремоны с такой же яростью, с какой фашисты обрушивались на «красных». Весь ассортимент фашистского террора: избиения, издевательства, поджоги, разрушения зданий — все было пущено в ход. Фашисты физически уничтожили передовой отряд крестьянского католического движения. Так бесчинствовали они не только в Кремоне, но во всех провинциях, где пользовались влиянием левые католики.
рить обо всем этом подробно, и поневоле приходится многие важные вехи намечать пунктиром. Скажу только, что в то время, когда Муссолини рвался к власти, он явно позабыл о своем прежнем антиклерикализме. На протяжении двух десятилетий он очень кокетничал этим своим отвращением к католицизму и настаивал на том, что он ярый «безбожник». Приведу только несколько примеров и цитат из текстов Муссолини: «Бог не существует. Религия с научной точки зрения — абсурд, на практике это безнравственность, у людей это болезнь», «Все священники, без исключения, приносят вред», «Католическое рождество — это мистификация. Христос умер, а его учение агонизирует. Но существует живой Христос: это раб, который проносит через тысячелетия крест своей нужды. Этот раб не может праздновать христианское рождество. Он живет подготовкой и ожиданием. Он ожидает Антихриста, он подготавливает Революцию». Или высказывание Муссолини на диспуте с одним пастором-евангелистом в Швейцарии: «Если бог существует, даю ему пять минут срока для того, чтобы уничтожить меня, его врага, который сейчас говорит с вами». И через пять минут: «Видите? Я еще жив. Значит, бог не существует!» 1 Однако все это были грехи молодости, и Муссолини начисто о них позабыл, когда ему понадобилось из политических соображений изменить позицию.
вавшийся большой популярностью в связи с тем, что он был сторонником строгого нейтралитета и пацифистом. В большой мере благодаря его позиции католическим организациям в Италии удалось в годы войны завоевать значительные слои населения и укрепить свое влияние. Так, первого августа 1917 года папа обратился к главам всех воюющих государств с призывом «прекратить бессмысленную бойню». Это обращение вызвало горячее одобрение одних и сдержанную, но явно раздраженную реакцию других деятелей, но народные массы, разумеется, приветствовали позицию папы, отвечавшую их интересам, надеждам и стремлениям. Бенедикт XV был очень популярен, а Муссолини его терпеть не мог. Можно привести много изречений Муссолини, называвшего Бенедикта XV «бедным равви из Назарета», «шарлатаном и обманщиком из Галилеи» и т. д. Еще I января 1920 года Муссолини писал в «Пополо д’Италия»: «Мы плюем на все догматы, отвергаем любой рай, высмеиваем всех шарлатанов — белых, красных и черных, которые торгуют чудодейственными наркотиками, чтобы дать «счастье» человеческому роду».
Однако в первой же своей речи, когда его избрали в парламент (21 июня 1921 года), Муссолини бесстыдно заявил, что «фашизм отнюдь не провозглашает и не проводит практически антиклерикальной линии», поскольку антиклерикализм превратился теперь в чистейший «анахронизм». Когда же после смерти Бенедикта XV папский престол занял Пий XI, человек гораздо более консервативный, Муссолини откликнулся на это событие приветственной статьей в «Джорнале д’Италия» от 17 февраля 1922 года. Он писал о том, что новый папа, в бытность его миланским кардиналом, «был в высшей степени любезен», когда миланским фашистам пришлось договариваться с ним относительно одной религиозной церемонии. Любезность заключалась в том, что кардинал Акилле Ратти (будущий папа) охотно разрешил фашистам внести в собор десятки фашистских знамен. Надо заметить, что вплоть до страшной ссоры в 1931 году и позже, после торжественного примирения, Пий XI продолжал оставаться «крайне любезным» по отношению к чернорубашечникам. Достаточно сказать, что во время «похода на Рим», в октябре 1922 года, когда партия «пополяри» заняла антифашистскую позицию, Ватикан дал указание духовенству оставаться строго нейтральным. Впрочем, и партия «пополяри» ограничивалась преимущественно моральным осуждением фашизма.
листическая. и католическая. На парламентских выборах 1919 года, когда «пополяри» получили сто мандатов, социалисты получили более 150. Обе партии были антифашистскими, за ними шли «белые» и «красные» профсоюзы, огромные массы населения. Итальянский историк Ренцо Де Феличе пишет: «Логическим выводом было бы соглашение между социалистами и «пополяри». В действительности это оказалось невозможным как из-за максимализма социалистов, так и из-за антиклерикальной предвзятости, которая в этом отношении объединяла социалистов, республиканцев, радикалов и вообще всех демократов, и, наконец, из-за противоречий, присущих самой партии «пополяри», в которой сосуществовали демократическое большинство и консервативное меньшинство. В руках этого меньшинства остались весьма основательные орудия власти, благодаря чему оно могло влиять на важные решения; кроме того, оно пользовалось доверием Ватикана и высшего духовен ства» 2.
тиклерикализме демократов, но и во враждебности католиков к социалистической идеологии. «Пополяри» стремились вырвать массы из-под влияния социалистов. Все это глубоко драматично, достаточно сказать, что взаимная враждебность доходила до того, что нередко бывали случаи кровавых столкновений между крестья нами, находившимися под влиянием социалистов, с одной стороны, и католиков — с другой. Я писала уже о том, что, к великому несчастью для Италии, вражда между двумя массовыми антифашистскими партиями облегчала чернорубашечникам путь к захвату власти. Нельзя без чувства глубокой боли думать о том, что полвека тому назад история могла бы сложиться иначе, если бы социалисты и «пополяри», поддержанные мощными конфедерациями труда, смогли осуществить единство действий. Тольятти настаивал на том, что победа фашизма в Италии отнюдь не была исторической неизбежностью.
’aspersorio. Bari, 1968, p. 16.