9
Еще до падения Муссолини, еще в феврале 1943 года знаменитый врач, пользовавшийся международной известностью, профессор Чезаре Фругони, сказал одному из видных фашистов: «Неужели вы, зная его столько лет, так и не заметили, что клинически Муссолини страдает абулией?» 1 Психиатры подтверждают, что абулия и мания величия вполне совместимы. Напомним, что еще в 1919 году проницательный инспектор Гасти писал, что Муссолини «не вполне стоек в своих убеждениях и намерениях». Мы в этой статье почти ничего не говорим о событиях «черного двадцатилетия», больше занимаемся идеологией и психологией. Но скажем, что при всех кризисах, каждый раз, когда возникала опасность, Муссолини терялся, колебался, впадал в состояние деморализации. Это факт.
Вспомним также свидетельство Сарфатти о том, что было после поражения фашистов на выборах 1919 года. Незачем много говорить о том, что происходило во время знаменитого «кризиса Маттеотти» в 1924 году. Мне не раз приходилось писать об обстоятельствах убийства депутата-социалиста Джакомо Маттеотти, которого фашисты зверски убили, похитив среди бела дня, за то, что он бесстрашно разоблачал их. Повторяться не стану, скажу только, что сейчас, в 1973 году, режиссер Флорестано Ванчини поставил фильм «Убийство Маттеотти», и опять возобновились страстные споры: можно ли было в тот момент свергнуть режим убийц? 16 октября 1973 г. еженедельник «Эспрессо» посвятил этой теме «круглый стол». Не станем сейчас заниматься политическим анализом, ограничимся несколькими психологическими моментами.
ни в те месяцы, когда его режим висел на волоске? Растерянность. Лицемерие: виноваты другие (он даже произвел аресты). Прямая ложь. А потом, когда стало ясно, что оппозиция упустила исторический шанс, пре словутая речь Муссолини, которую он произнес 3 января 1925 года, приняв на себя всю ответственность за вчерашние, сегодняшние и завтрашние действия режима: ответственность политическую, юридическую, моральную, историческую. После 3 января режим перешел к открытой террористической диктатуре, личная власть Муссолини чрезвычайно усилилась, а с оппозицией решили окончательно покончить.
«кризиса Маттеотти» и позднее на Муссолини оказывали большое влияние экстремистские элементы фашистской партии, некоторые из провинциальных «расов» — владетельных князьков, секретарей фашистских организаций на периферии. О них сейчас нет возможности рассказать подробно, а люди там были разные: от хамов, насильников и убийц, так сказать, по призванию, вроде почти эмблематической фигуры Роберто Фариначчи, до приверженцев так называемого «левого фашизма», самым ярким представителем которого был человек иного типа, интеллигент Джузеппе Боттаи, которого называли «критическим фашистом». Этот ни насильником, ни убийцей не был, а пытался привлечь на сторону режима представителей культуры и молодежь. И экстремистом Боттаи не был, но в нем было нечто очень двусмысленное,— впрочем, это самостоятельный сюжет, о котором не стоит говорить бегло. Замечу только, что Боттаи иногда оказывал влияние на Муссолини, так сказать, в противовес влиянию «расов».
А Муссолини, человек, о котором говорили: «Дуче всегда прав»,— позер, приписывавший себе лично все заслуги, все решения, все открытия, безусловно страдавший мегаломанией, сплошь и рядом пасовал. Даже при нормальных обстоятельствах, во время административной рутины, он очень часто не имел точки зрения, и когда его же собственные подчиненные, министры или иерархи обращались к нему, он соглашался с аргументами последнего собеседника, лишь бы поставить точку. Но при этом он был педантом с характером «первого ученика», он был службистом, претендовал на непогрешимость и принимал всерьез аксиому «Дуче всегда прав».
Здесь смесь трагического и комического. Муссолини, хоть и был «всегда прав», попадал иногда в нелепое положение. Происходили конфузы, и газетам приходилось выкручиваться, например: сначала печатать, потом не печатать, что он танцевал где-то в Сицилии; сначала печатать, потом почему-то не печатать, что он выступал там-то. А однажды вышло совсем нехорошо: газеты получили поправку — «страница четвертая, строка четвертая, там, где сказано греческий философ Анаксагор, следует писать греческий философ Протагор». Это Муссолини подвела его всегдашняя любовь к философии. Читатели помнят, как в свое время ревнивая Луиджа сожгла рукопись с началом «Философии истории». А тут Муссолини перепутал двух философов, и, поскольку все регулировалось, пришлось срочно давать поправку в текст, разосланный газетам.
летантизм, фразерство. Всегдашний апломб Муссолини в соединении с нерешительностью на практике нередко приводили к путанице и неясности, одно распоряжение противоречило другому, создавалась неразбериха. Особенно это относится к последнему периоду, когда он, во-первых, был болен (он страдал тяжелым заболеванием желудка), во-вторых, начал стареть (газетам строжайше запрещалось упоминать о днях его рождения), в-третьих, он зачастую действовал иррационально, под влиянием импульсов и, наконец, в-четвертых, когда Муссолини попал в полное нравственное и политическое подчинение Гитлеру.
сал о нем в «Майн Кампф». В 1926-м или 1927 году он просил дуче прислать ему фотографию с надписью, но в архивах итальянского посольства в Берлине сохранилась запись, что посольству было поручено «поблагодарить этого господина за выраженные им чувства, но сообщить, что дуче не счел возможным удовлетворить его просьбу». И позднее, когда Гитлер пришел к власти и состоялось личное знакомство, Муссолини держался как мэтр, снисходительно, покровительственно, сдержанно.
«предметом экспорта», высказывался против антисемитизма, очень скептически отзывался о некоторых проявлениях нацистских концепций. Но впоследствии, начиная со второй половины тридцатых годов, Муссолини полностью подчинился Гитлеру, стал вторить ему, ввел и у себя расистские законы, с присущей ему «эластичностью» стал во многом подражать гитлеровцам, а постепенно перешел на вторые роли уже окончательно. Само решение вступить в войну на стороне гитлеровской Германии в какой-то мере объяснялось не экономическими, не политическими, но психологическими факторами, абулией и тем комплексом неполноценности Муссолини, который нередко сопровождает мегаломанию.
О нет, ошибался Эмиль Людвиг: «цезари» делаются совсем из другого теста. Есть много доказательств того, что у Муссолини не было физического мужества. Но не было у этого поклонника Ницше и морального мужества, стойкости, которой может обладать любой человек, будь он праведником или злодеем. Ведь он сам, Муссолини, в программной статье «Доктрина фашизма» писал: «Горделивый лозунг сквадристов «а мне плевать!» является самой сутыо доктрины, не только политической. Это воспитание боевых качеств, принятие риска, связанного с боями, это новый стиль итальянской жизни» 2. «живите опасно!», сама доктрина «вооруженной нации», воспитание детей, которые начиная с шестилетиего возраста давали клятву на верность фашизму и обязывались, если понадобится, отдать за него жизнь,— все это прокламировалось как святая святых. «Фашизм,— писал Муссолини,— это будущее, особенно потому, что фашизм не рассуждает, он сражается. Его пропаганда — это действие, хватка, карательные экспедиции, непрекращающаяся битва, освященная кровью».
И этот ницшеанец был так уверен в себе, в своей гениальности, так бесстыдно принимал отвратительное идолопоклонство прислужников режима. Ведь там дело доходило до анекдотического идиотизма; например, в учебниках цитировалась как образец стиля фраза из книги Муссолини «Мой военный дневник. 1915— 1917». Фраза эта гласила (я не преувеличиваю): «Стоял собачий холод». Однажды Муссолини произнес очередную «историческую» речь перед редакторами итальянских ежедневных газет. «Не удивляйтесь,— сказал он,— и, напротив, доведите до всеобщего сведения: я всегда знаю все. Даже если бы я сидел всегда запершись в этой комнате, и окна были бы замурованы, и двери тоже, и телефонные провода были бы перерезаны, и я бы никогда ничего не видел — я все равно сумел бы все знать, потому что нельзя сорок четыре года заниматься политикой, как это делаю я, не научившись ловить то, что носится в воздухе»3.
Впрочем, в своем всеведении он был убежден искренне и много говорил на эту тему с Людвигом, который расспрашивал, как складываются его отношения с людьми.
«Людвиг: Что скорее привлекает людей — оказываемая им честь или деньги? Похвала или карьера? Насилие или размышления?
вал людей, больше обращаясь к их чести и действуя убеждением, нежели при помощи денег и насилия. .. У меня есть пять основных источников информации: префекты, министры... частные лица. Таким образом правда просачивается, иногда медленно, но в конце концов обязательно»4.
Муссолини, как мы видим, назвал три из своих пяти источников информации, но добавил, что он прежде всего развивает в себе «то, что называют шестым чувством. Оно с трудом поддается определению».
— термин, характеризующий состояние безволия, встречающееся при различных душевных заболеваниях.
4. Emi1iо Ludwig, op. cit., p. 112— 113.