8
И вот снова и снова задумываешься над тем, почему именно Бенито Муссолини стал первым фашистским диктатором Европы. Какие качества ума и характера обеспечили ему эту роль? Был ли он фанатиком, был ли он, как казалось Людвигу и многим другим, сделан из того теста, из которого история лепит «цезарей»? По моему глубокому убеждению, не был. Есть бесконечное количество доказательств, свидетельствующих о его абсолютной беспринципности, моральной глухоте, самовлюбленности, доходившей до гротеска, о его поверхностности и дилетантизме.
Одна из официальных, придворных биографов Муссолини, его долголетняя любовница Маргарита Сарфатти, бывшая, в отличие от других его фавориток, умной женщиной, с одной стороны, идеализировала его, но с другой стороны — что-то понимала. В 1926 году она написала апологетическую книгу «Dux»1. Но Паоло Монелли много лет спустя узнал от нее некоторые вещи, о которых в книге не было, разумеется, сказано ни слова. Так, после провала на выборах 1919 года он был совершенно деморализован и говорил ей: «Я слишком долго занимаюсь журналистикой, а у меня есть столько других профессий. Во-первых, я отлично могу работать каменщиком! Потом, я научился летному делу — могу стать авиатором. Или же могу отправиться бродить по свету со своей скрипкой. Какая чудесная профессия быть бродячим музыкантом!»
жение вулкана Этна. Это 1923 год. Впрочем, необходимо небольшое отступление. Как раз в 1923 году Муссолини задумал ввести новое летосчисление и, подарив кому-то свою фотографию, надписал на ней: «Anno II Е. F.» — второй год фашистской эры. Однако официально фашистское летосчисление было введено позднее, с 29 октября 1933 года. Еще позднее один из самых тупых секретарей фашистской партии, какие были за те двадцать лет, Акилле Стараче, довел свое усердие до того, что объявил даты 31 декабря и 1 января «буржуазными». Он издал распоряжение, гласившее, что праздновать надо день начала фашистской эры — 28 октября: «Кто знает, почему до сих пор продолжают считать конец года, исходя из даты 31 декабря?» Однако можно предположить, что такая суровость Стараче, который только и делал, что насаждал «фашистский стиль жизни», кого-то смутила, потому что через полтора месяца он стал либеральнее. Правда, сославшись на свое предыдущее распоряжение, он подтвердил, что 31 декабря и 1 января «типично буржуазные даты», и добавил, что «для фашистов восход или заход солнца в эти дни не имеет никакого особого значения, ибо их смысл ничем не отличается от смысла остальных 364 дней фашистского года»2ником, конечно, является «день фашистской революции», но это не означает, что надо запрещать и лишать трудовой народ возможности и первого января предаваться «своим привычным и, быть может, традиционным развлечениям».
вержение Этны. Одна газета тогда написала, что едва лишь туда прибыл Муссолини, поток кипящей лавы, низвергавшейся из жерла вулкана, приостановился, потому что в глазах дуче сверкал еще более сильный огонь. Маргарита Сарфатти, шокированная таким чересчур бесстыдным подхалимством, показала Муссолини газету, убежденная, что и он придет в негодование. Ни чего подобного: «Представь себе, он нашел это описание вполне естественным. Может быть, он и сам поверил в то, что остановил эту лаву» 3
Было нечто патологическое в его самообожании, которое возрастало по мере того, как усиливались его личная власть и престиж. С фактами, как ужё сказано, он обращался очень непринужденно, поэтому далеко не все, что он сам писал или рассказывал о себе, достоверно. Точно так же нельзя считать достоверными воспоминания жены и родственников. Но наряду со всевозможными апологетическими сочинениями есть и мемуары крупных итальянских политических деятелей, иностранных послов и т. д. Поскольку речь зашла об иностранных послах, надо упомянуть о неприятной истории, происшедшей в 1937 году с французским послом графом де Шамбрэн.
ды в Рим приехала в качестве специального корреспондента парижской газеты «Матэн» некая Магда де Фонтанж. Эта дама была, оказывается, безумно влюблена в «рокового человека» и преследовала не только журналистские, но и амурные цели. Она вполне преуспела в них, но очень быстро надоела Муссолини. Кроме того, кто-то сказал ему, что эта особа — сотрудница «Второго Бюро», французская шпионка. Он испугался, велел дать ей 15 тысяч лир и проводить до французской границы. В Париже она не то инсценировала самоубийство, не то в самом деле сделала попытку, но осталась жива. В один мартовский вечер Магда подстерегла на Кэ Д ’Орсэ графа де Шамбрэн, которого заподозрила в том, что именно он говорил о ней Муссолини как об авантюристке и шпионке. Она не убила посла, но тяжело ранила его. Позднее зять Муссолини, граф Галеаццо Чиано, в то время министр иностранных дел Италии, писал в своем дневнике, что де Шамбрэн, хотя и оправился от ранения, производит впечатление человека сильно деградирующего физически и интеллектуально.
солини и с послом всему миру, опубликовав во Франции свои дневники, вызвавшие в то время некоторую сенсацию. А самое любопытное — свидетельство сестры Муссолини, Эдвидже, которая вспоминает о том, как был раздражен и озлоблен Бенито, говоря о скандале с выстрелом в посла и т. д. Он заявил, что эту Магду ему подсунул его собственный министр культуры Дино Альфьери: «Он думал, что связь между мною и иностранной журналисткой могла бы быть полезной для всемирной миссии фашизма... и при этом делал ставку на низменные инстинкты мои и этой женщины»4
«всемирную миссию фашизма» Муссолини, видимо, верил. Еще в 1926 году, выступая перед литераторами, он заявлял, что они должны стать предвозвестниками нового типа итальянской цивилизации и осуществлять «интеллектуальный империализм». В Европе и в других частях света, сказал Муссолини, есть много народов, которые надо воспитывать и «завоевывать очарованием наших духовных творений». При этом имелась в виду не только Италия прошлого, но и та новая Италия, которую «выковали война и революция». Муссолини, этот актер, мечтавший войти в историю как вождь, кондотьер, возродивший в XX веке величие античного Рима,— как он играл, как позировал! С кем из персонажей commedia del’arte можно сравнить его? Только, к несчастью, для Италии все это обернулось трагедией масок..
Одно ясно: у Муссолини была психология типичного выскочки, парвеню. Сто раз он говорил о своем великом призвании тому же Людвигу. Некоторые выдержки приведу: «Масса для меня — не что иное, как стадо овец до тех пор, пока она не организована. Я решительно ничего не имею против нее. Я только отрицаю, что она сама может управлять собою. Но, чтобы ею руководить, надо пользоваться двумя вещами: энтузиазмом и расчетом. Тот, кто прибегает лишь к одной из этих вещей, рискует оказаться в опасности. Мистическая и политическая сферы обусловливают друг друга... Римское привет ствие, все эти песнопения и лозунги, памятные даты и чествования необходимы для того, чтобы движение сохраняло свой пафос. Так было и в античном Риме».
«Только вера сдвигает горы, но не разум. Разум — это инструмент, но он никогда не может быть для масс движущей силой. Сегодня еще меньше, чем вчера. У людей сегодня меньше времени, чтобы думать. Стремление современного человека верить невероятно велико. Когда я чувствую массу в своих руках... я ощущаю себя как бы ее частицей. Но в то же время сохраняется некое отталкивание, неприязнь. Именно так отталкивается поэт от материи, над которой работает. Разве скульптор иногда не ломает яростно мрамор, потому что тот не принимает в его руках именно ту форму, которую он первоначально задумал? А иногда материя даже бунтует против того, кто ее формирует». Он сделал паузу, пишет Людвиг, и в заключение произнес: «От этого все зависит. Надо господствовать над массой, как господствует худож ник» 5
Когда была опубликована книга Эмиля Людвига, в 1932 году, мы с Виктором Кином жили в Риме и прочли ее. Могу заметить, что фашистская Италия в чем-то перещеголяла античный Рим. Ведь тогда писали: «Муссолини— Бог, а Италия — обетованная земля»; «Муссолини— новый Иисус»; «У Дуче — великолепная наполеоновская челюсть, за таким человеком надо идти до победы или до смерти»; «Смешно даже пытаться понять мысли, исходящие из ума Дуче. Это означало бы, что вы претендуете на то, что стоите рядом с ним».
«материя», как коммунисты и другие антифашисты работали в подполье, как выходили нелегальные газеты, как лучшая часть молодежи, той самой молодежи, которая подвергалась массированной идеологической обработке и выросла в условиях «фашистского стиля жизни», постепенно приходила к антифашистскому сознанию. О том, что происходило в стране на протяжении всего «черного двадцатилетия» и в особенности в годы войны на стороне Гитлера, как подготавливалось Сопротивление, каким решающим политическим и психологическим фактором была битва под Сталинградом,— все это за рамками моей статьи. Точно так же за рамками статьи одна из самых острых и важных тем: роль итальянской интеллигенции в хорошем и в дурном. Всего этого нельзя касаться вскользь.
«I pensieri del federale». Milano, 1969, p. 48.
4. Paolo Моnеlli,, op. cit., p. 334.