7
Двадцать третьего марта 1919 года Муссолини организовал первое собрание своих сторонников. Оно состоялось в особняке на площади Сан-Сеполькро в Милане, где помещался торгово-промышленный клуб. Соответственно возникло определение «Программа Сан-Сеполькро», хотя никакой программы тогда принято не было, было только насквозь демагогическое выступление Муссолини.
Первоначально фашисты не желали создавать партию: они рассматривали себя как движение и провозглашали, что действие должно предшествовать мысли, а не наоборот. В тот самый день, когда состоялось собрание, Муссолини писал в своей газете, что фашисты позволяют себе роскошь быть одновременно аристократами и демократами, консерваторами и прогрессистами, сторонниками легальной и нелегальной деятельности. Фашисты очень хотели проникнуть в рабочую среду, создать во всей стране компактные группы, способные противостоять «ленинской пропаганде». Вскоре по всей стране стали создаваться фаши с пестрым социальным составом: сыновья буржуа, безработные, «ардити», заурядные преступники и люди дна.
15 апреля фашисты обстреляли демонстрацию «красных» и разрушили здание газеты «Аванти!». Это было первым эпизодом гражданской войны в Италии. Но социальная демагогия «программы Сан-Сеполькро» была очень сильна, и первомайский манифест, выпущенный фашистами, был обращен к пролетариату, проникнут исступленным национализмом и ненавистью к «ленинистам». Документ был характерным для всего стиля фашистской пропаганды. Вскоре, 4 июня 1919 года, генеральный инспектор ПС (пубблика сикурецца — органы государственной безопасности) Джованни Гасти адресовал тогдашнему главе правительства доклад о фашистском движении.
«системы Джолитти». От функционеров такого ранга требовали точных политических оценок, основанных на знании фактов, а также некоего психологического проникновения. Доклад Гасти— образец отличной бюрократической прозы, доказывающий хорошую осведомленность и отсутствие у автора ненужных эмоций. Много внимания было уделено Муссолини лично, в разделах «Биографические данные» и «Психофизические данные». Личная и политическая биография изложена весьма точно. Гасти уделил большое внимание одной из любовных историй Муссолини, видимо интересовавшей полицию. В Милане жила некая Ида Ирене Дальсер, маникюрша, открывшая «Институт красоты». Эта Дальсер родила от Муссолини сына, которого он в 1916 году официально признал и ежемесячно платил деньги на его содержание. Однако связь с Дальсер он порвал. Мальчика назвали Бенито Альбино Муссолини, но позднее заставили переменить фамилию. Ида Дальсер не желала смириться с тем, что Муссолини ее бросил, являлась в редакцию «Пополо д’Италия» с ребенком на руках, обзывала Муссолини «трусом, свиньей, убийцей, изменником», шантажировала его семью, и ее выслали из Милана. Полицию интересовало преимущественно то, что в 1918 году Дальсер обвиняла Муссолини в том, что тот «продался Франции» и получил миллион лир для своей газеты. Правда, Гасти писал, что Дальсер — истеричка, руководимая лишь жаждой мести, но некоторые факты позднее подтвердились. Саму Дальсер одно время обвиняли в шпионаже, но в конце концов она попала в сумасшедший дом, где и умерла.
«Бенито Муссолини физически человек крепкого сложения, хотя и болен сифилисом». Это было широко известно, интереснее психологическая характеристика. Гасти пишет, что Муссолини чувственный, импульсивный, эмоциональный человек. «Он легко проникается симпатиями и антипатиями, способен на жертвы ради друзей, упорен во враждебности и ненависти. Он дерзок и смел, имеет организаторские способности, но не вполне стоек в своих убеждениях и намерениях. Он в высшей степени честолюбив. Он убежден в том, что представляет собой большую силу, способную повлиять на судьбы Италии, и намерен эту силу реализовать. Это человек, который не желает быть на втором плане. Он хочет главенствовать» 1.
Программа Центрального комитета фаши опубликована была только 23 августа 1919 года и была весьма радикальной. Ясно, что еще весной Муссолини ставил перед собой задачу захвата власти. Он писал: «У меня впечатление, что теперешний режим идет к концу. Всем ясно, как велик кризис. Если режиму предстоит измениться, мы не должны быть робкими. Надо торопиться. Если режим падет, его место должны занять мы. Для этого мы создаем фаши»2.
Тезисы, которые легли в основу «программы Сан-Сеполькро», были еще раньше разработаны футуристами, которые создали свою собственную политическую партию. Их лидер Маринетти и многие другие футуристы вошли в состав первых фаши. Радикальные социальные и политические пункты программы не могут вызывать удивления: массы находились под обаянием русской революции, а Муссолини обладал «эластичностью» и понимал, под каким флагом ему надо выступать в данный исторический момент. Однако в «программе Сан-Сеполъкро» были и интервенционистические требования, и вообще она была любопытным гибридом. В пролетарской среде Муссолини не удалось добиться серьезного успеха. Поэтому он делал ставку преимущественно на «ардити» и на футуристов.
’Аннунцио, бывший, как мы знаем, одним из идеологов националистов еще с конца XIX века, решил внести поправку в Сен-Жерменский мирный договор, согласно которому город и важный порт на Адриатическом море — Фиуме (теперь Риека) достался не Италии, которой он был обещан, но Югославии. Д ’Аннунцио никогда не был политиком. Его исступленный национализм психологически был иного типа, чем национализм Коррадини или Рокко, «сторожевых псов системы». Он был честолюбцем, позером, индивидуалистом и самовлюбленным эстетом. В 1971 году в Италии опубликовали переписку Д ’Аннунцио — Муссолини, большой том, очень любопытный прежде всего потому, что оба они невероятно, фантастически напыщенны, самодовольны и провинциальны. Том открывается письмом Муссолини от 1 января 1919 года. В нем три политических тезиса: итальянская цобеда ни в коем случае не должна быть «изуродована» под предлогом демократии; необходимо «предпринять решительное обновление всей нашей национальной жизни»; надо «решительно преградить путь всем, кто саботировал войну».
’Аннунцио пишет Муссолини: «Мой дорогой товарищ, жребий брошен. Я еду. Завтра с помощью оружия я займу Фиуме. Бог Италии поможет нам. Я встал с постели с высокой температурой. Но медлить невозможно. Дух еще раз одержит верх над бренным телом. .. Во время конфликта поддержите великое Дело со всей силой. Обнимаю вас» 3 тельно серьезным. 12 сентября Д ’Аннунцио действительно вместе со своими «легионерами» захватил Фиуме. Крупнейший государственный деятель Нитти заявил в парламенте, что впервые в итальянской армии спровоцирован, хотя и «с идеалистическими целями», мятеж, и обратился к трудящимся массам с призывом противостоять «милитаризму». Турати ответил, что именно такие события, как захват Фиуме, вызывают «большевизм, которого вы так боитесь». А большевизма все фракции правящего класса действительно боялись больше всего на свете.
Интересен анализ, данный Ненни: «В сентябре 1919 года, с походом на Фиуме, началась агония итальянского либерального государства. В этом смысле сентябрь 1919 г. можно рассматривать как прелюдию к октябрю 1922 года». Все фракции правящего класса больше всего на свете боялись «большевизма». Подобно тому, как самая ретроградная буржуазия видела в первой мировой войне средство, чтобы затормозить влияние социалистов на массы,— она встретила аплодисментами и приветствиями фиумскую историю. «Она увидела в ней поражение либерального государства, которое «вскормило» социалистов»4
рая рвет с дисциплиной и законами государства и неизбежно столкнется с социалистами. Эта буржуазия, саркастически заметил Ненни, не имела решительно никаких идеалов и судьба Фиуме не так уж ее интересовала.. Но она делала ставку на внутреннюю логику возникшего мятежа, она хотела извлечь выгоды из агрессивного и авантюристического патриотизма молодых людей, пошедших за Д ’Аннунцио.
Но тот же Ненни писал о том, что энтузиазм, бескорыстие, вера многих людей, участвовавших в движении Д ’Аннукцио, неоспоримы. Впоследствии Тольятти, очень глубоко анализировавший природу фашизма, писал о том, что вопрос нельзя упрощать, нельзя говорить, будто «ночью все кошки серы». И среди легионеров Д ’Аннунцио и среди «фашистов первого часа» были люди, искренне считавшие себя революционерами. Не все были честолюбцами, авантюристами и бандитами. Были и люди другого сорта, обманутые и обманувшиеся, которым пришлось позднее пережить горькое разочарование и порвать с движением, которое казалось им антибуржуазным. Это, однако, личные драмы, а социальный и политический смысл фашизма — «превентивная контрреволюция в страхе перед «красной опасностью». Один итальянский автор дал меткое определение фашизма: реставрация господства аграриев и капиталистов под аккомпанемент патриотической декламации в стиле Д ’Аннунцио и шумовых эффектов Маринетти. И — добавим мы — поразительной по ловкости и бесстыдству демагогии Бенито Муссолини.
Вопрос о взаимоотношениях национализма и фашизма очень важен. Фашизм не сразу стал одновременно орудием и организатором превентивной контрреволюции. Национализм был международным феноменом, но существовало определенное различие между, скажем, французским и итальянским национализмом. Историк Франко Гаэта очень остро анализирует риторику и мифы, на которые опирался итальянский капитализм, желая дать какую-то идейную программу тем средним слоям, той мелкой буржуазии, которые должны были стать маневренной массой, необходимой для превентивной революции. В сравнении с немецким или французским итальянский капитализм был почти что новорожденным. Поэтому «он должен был сражаться в условиях объективной технической и политической отсталости и, естественно, одолжен был прибегать к самым грубым средствам для того, чтобы проложить себе путь в условиях международной борьбы»5
нечно, в набор империалистической пропаганды. Однако «в действительности романтическая риторика — это оружие итальянского капитализма, которым он пользуется, чтобы привязать к себе средние классы. Она придает видимость чего-то героического амбициям самых предприимчивых групп промышленников». Кроме того, перед мелкой буржуазией действительно как будто открывается возможность включиться в новые структуры. Это связано с большим и все убыстряющимся, хотя и не плавным, ростом итальянского капитализма. Крупная буржуазия должна и хочет дать какое-то удовлетворение тем социальным слоям, которые она сама отчасти породила в начале века, когда начался промышленный бум и стала формироваться националистическая идеология.
ческие позиции зарождавшегося фашизма и национализма. Тольятти считал, что до «похода на Рим» самой отличительной чертой фашизма было отсутствие у него какой бы то ни было определенной программы.
В 1919 году националисты относились к «фашистам первого часа» довольно подозрительно, принимая всерьез всю «антикапиталистическую» риторику, которую находили в речах Муссолини и в «программе Сан-Сеполькро». С другой стороны, те из «фашистов первого часа», кто искренне верил в революционность своего движения, не желали иметь ничего общего с Коррадини или с Рокко, считая их буржуа и реакционерами. Эти люди не были ни политически, ни психологически подготовлены к тому, что после длительного взаимного зондажа и переговоров весной 1923 года националисты и фашисты слились и в программных вопросах одержали верх националисты.
— одна из самых важных и сложных проблем, которыми Тольятти занимался еще в конце двадцатых годов и до самой смерти. Он считал, что «ардити», футуристы и другие молодые люди, примкнувшие к фашизму, не хотели уничтожить систему. Скорее, они хотели утвердиться, занять командные места в послевоенной Италии, скинуть «профессиональных политиков», на которых возлагалась ответственность за «искалеченную победу». Кроме того, разумеется, либеральное государство обвинялось в том, что в его рамках смогло приобрести такую силу социалистическое движение. В этом, впрочем, сходились националисты и муссолинисты.
Проблема борьбы за массы имела в первые послевоенные годы решающее значение. 15 августа 1919 года парламент утвердил демократическую избирательную реформу, основанную на пропорциональном представительстве, и тогдашний премьер-министр Нитти выдвинул программу, предусматривавшую глубокое преобразование общества. Не исключалось и установление республики, но, писал Тольятти, попытка Нитти вывести страну из тупика кончилась неудачей, так как реформы многим казались утопией. В том же 1919 году священник Луиджи Стурцо основал первую в истории Италии массовую католическую партию, имевшую сенсационный успех6шисты позорно провалились. В Милане в их списке были Муссолини, Маринетти и знаменитый музыкант Тосканини, но не избрали ни одного из них. «Аванти!» саркастически писала, что где-то нашли разлагающийся труп («кажется, это Бенито Муссолини»). К несчастью, Муссолини очень скоро опять активизировался, разобщенность различных антифашистских групп мешала им осуществить единство действий. Эрнест Хемингуэй сказал об этом очень точно: «Муссолини, самый хитрый оппортунист нашей эпохи, сумел подняться на той волне разочарования, которая была вызвана анекдотической неспособностью итальянских радикалов к сотрудничеству» 7.
рия могла сложиться иначе.
Примечания.
1. Renzo Dе Fе1iсе, op. cit., р. 734.
’Annunzio — Mussolini 1919/1938 а сига di Renzo De Felice e Emilio Mariano. Vicenza, 1971, p. 9
«Муссолини и папа».
7. Эрнст Хемингуэй. Собрание сочинений, т. 1. М., 1968, стр. 492.