Приглашаем посетить сайт

Кин. Ц.И.: Итальянские мозаики
Итальянская трагедия масок.
Параграф 7

7

Двадцать третьего марта 1919 года Муссолини орга­низовал первое собрание своих сторонников. Оно состо­ялось в особняке на площади Сан-Сеполькро в Милане, где помещался торгово-промышленный клуб. Соответ­ственно возникло определение «Программа Сан-Сеполь­кро», хотя никакой программы тогда принято не было, было только насквозь демагогическое выступление Мус­солини.

Первоначально фашисты не желали создавать партию: они рассматривали себя как движение и провозглашали, что действие должно предшествовать мысли, а не наоборот. В тот самый день, когда состоялось собрание, Муссолини писал в своей газете, что фашисты позволяют себе роскошь быть одновременно аристокра­тами и демократами, консерваторами и прогрессистами, сторонниками легальной и нелегальной деятельности. Фашисты очень хотели проникнуть в рабочую среду, со­здать во всей стране компактные группы, способные противостоять «ленинской пропаганде». Вскоре по всей стране стали создаваться фаши с пестрым социальным составом: сыновья буржуа, безработные, «ардити», за­урядные преступники и люди дна.

15 апреля фашисты обстреляли демонстрацию «крас­ных» и разрушили здание газеты «Аванти!». Это было первым эпизодом гражданской войны в Италии. Но со­циальная демагогия «программы Сан-Сеполькро» была очень сильна, и первомайский манифест, выпущенный фашистами, был обращен к пролетариату, проникнут ис­ступленным национализмом и ненавистью к «ленинистам». Документ был характерным для всего стиля фашистской пропаганды. Вскоре, 4 июня 1919 года, ге­неральный инспектор ПС (пубблика сикурецца — орга­ны государственной безопасности) Джованни Гасти ад­ресовал тогдашнему главе правительства доклад о фа­шистском движении.

«системы Джолитти». От функционеров такого ранга требовали точных поли­тических оценок, основанных на знании фактов, а также некоего психологического проникновения. Доклад Га­сти— образец отличной бюрократической прозы, доказывающий хорошую осведомленность и отсутствие у автора ненужных эмоций. Много внимания было уделено Муссо­лини лично, в разделах «Биографические данные» и «Психофизические данные». Личная и политическая био­графия изложена весьма точно. Гасти уделил большое внимание одной из любовных историй Муссолини, види­мо интересовавшей полицию. В Милане жила некая Ида Ирене Дальсер, маникюрша, открывшая «Инсти­тут красоты». Эта Дальсер родила от Муссолини сына, которого он в 1916 году официально признал и ежеме­сячно платил деньги на его содержание. Однако связь с Дальсер он порвал. Мальчика назвали Бенито Альбино Муссолини, но позднее заставили переменить фа­милию. Ида Дальсер не желала смириться с тем, что Муссолини ее бросил, являлась в редакцию «Пополо д’Италия» с ребенком на руках, обзывала Муссолини «трусом, свиньей, убийцей, изменником», шантажирова­ла его семью, и ее выслали из Милана. Полицию инте­ресовало преимущественно то, что в 1918 году Дальсер обвиняла Муссолини в том, что тот «продался Франции» и получил миллион лир для своей газеты. Правда, Гасти писал, что Дальсер — истеричка, руководимая лишь жаждой мести, но некоторые факты позднее подтверди­лись. Саму Дальсер одно время обвиняли в шпионаже, но в конце концов она попала в сумасшедший дом, где и умерла.

«Бенито Муссолини физически человек крепкого сложения, хотя и болен сифилисом». Это было широко известно, интереснее психологическая характе­ристика. Гасти пишет, что Муссолини чувственный, им­пульсивный, эмоциональный человек. «Он легко прони­кается симпатиями и антипатиями, способен на жертвы ради друзей, упорен во враждебности и ненависти. Он дерзок и смел, имеет организаторские способности, но не вполне стоек в своих убеждениях и намерениях. Он в высшей степени честолюбив. Он убежден в том, что представляет собой большую силу, способную повлиять на судьбы Италии, и намерен эту силу реализовать. Это человек, который не желает быть на втором плане. Он хочет главенствовать» 1.

Программа Центрального комитета фаши опублико­вана была только 23 августа 1919 года и была весьма радикальной. Ясно, что еще весной Муссолини ставил перед собой задачу захвата власти. Он писал: «У меня впечатление, что теперешний режим идет к концу. Всем ясно, как велик кризис. Если режиму предстоит измениться, мы не должны быть робкими. Надо торопиться. Если режим падет, его место должны занять мы. Для этого мы создаем фаши»2.

Тезисы, которые легли в основу «программы Сан-Сеполькро», были еще раньше разработаны футуристами, которые создали свою соб­ственную политическую партию. Их лидер Маринетти и многие другие футуристы вошли в состав первых фаши. Радикальные социальные и политические пункты про­граммы не могут вызывать удивления: массы находи­лись под обаянием русской революции, а Муссолини об­ладал «эластичностью» и понимал, под каким флагом ему надо выступать в данный исторический момент. Однако в «программе Сан-Сеполъкро» были и интервенционистические требования, и вообще она была любо­пытным гибридом. В пролетарской среде Муссолини не удалось добиться серьезного успеха. Поэтому он де­лал ставку преимущественно на «ардити» и на футури­стов.

’Аннунцио, бывший, как мы знаем, одним из идеологов националистов еще с конца XIX века, решил внести поправку в Сен-Жерменский мирный договор, согласно которому город и важный порт на Адриатическом море — Фиуме (теперь Риека) достался не Италии, которой он был обещан, но Югославии. Д ’Аннунцио никогда не был политиком. Его исступленный национализм психологически был иного типа, чем национализм Коррадини или Рокко, «сторожевых псов системы». Он был честолюб­цем, позером, индивидуалистом и самовлюбленным эсте­том. В 1971 году в Италии опубликовали переписку Д ’Аннунцио — Муссолини, большой том, очень любопыт­ный прежде всего потому, что оба они невероятно, фан­тастически напыщенны, самодовольны и провинциаль­ны. Том открывается письмом Муссолини от 1 января 1919 года. В нем три политических тезиса: итальянская цобеда ни в коем случае не должна быть «изуродована» под предлогом демократии; необходимо «предпринять решительное обновление всей нашей национальной жиз­ни»; надо «решительно преградить путь всем, кто сабо­тировал войну».

’Аннунцио пишет Муссолини: «Мой дорогой товарищ, жребий брошен. Я еду. Завтра с помощью ору­жия я займу Фиуме. Бог Италии поможет нам. Я встал с постели с высокой температурой. Но медлить невоз­можно. Дух еще раз одержит верх над бренным те­лом. .. Во время конфликта поддержите великое Дело со всей силой. Обнимаю вас» 3 ­тельно серьезным. 12 сентября Д ’Аннунцио действитель­но вместе со своими «легионерами» захватил Фиуме. Крупнейший государственный деятель Нитти заявил в парламенте, что впервые в итальянской армии спровоцирован, хотя и «с идеалистическими целями», мятеж, и обратился к трудящимся массам с призывом проти­востоять «милитаризму». Турати ответил, что именно та­кие события, как захват Фиуме, вызывают «большевизм, которого вы так боитесь». А большевизма все фракции правящего класса действительно боялись боль­ше всего на свете.

Интересен анализ, данный Ненни: «В сентябре 1919 года, с походом на Фиуме, началась агония итальянского либерального государства. В этом смысле сен­тябрь 1919 г. можно рассматривать как прелюдию к октябрю 1922 года». Все фракции правящего класса больше всего на свете боялись «большевизма». Подоб­но тому, как самая ретроградная буржуазия видела в первой мировой войне средство, чтобы затормозить вли­яние социалистов на массы,— она встретила аплодисмен­тами и приветствиями фиумскую историю. «Она увиде­ла в ней поражение либерального государства, кото­рое «вскормило» социалистов»4

­рая рвет с дисциплиной и законами государства и неиз­бежно столкнется с социалистами. Эта буржуазия, сар­кастически заметил Ненни, не имела решительно ника­ких идеалов и судьба Фиуме не так уж ее интересовала.. Но она делала ставку на внутреннюю логику возникше­го мятежа, она хотела извлечь выгоды из агрессивного и авантюристического патриотизма молодых людей, пошедших за Д ’Аннунцио.

Но тот же Ненни писал о том, что энтузиазм, беско­рыстие, вера многих людей, участвовавших в движении Д ’Аннукцио, неоспоримы. Впоследствии Тольятти, очень глубоко анализировавший природу фашизма, писал о том, что вопрос нельзя упрощать, нельзя говорить, будто «ночью все кошки серы». И среди легионеров Д ’Аннунцио и среди «фашистов первого часа» были люди, искренне считавшие себя революционерами. Не все бы­ли честолюбцами, авантюристами и бандитами. Были и люди другого сорта, обманутые и обманувшиеся, которым пришлось позднее пережить горькое разочарование и порвать с движением, которое казалось им антибуржуазным. Это, однако, личные драмы, а социальный и политический смысл фашизма — «превентивная контрре­волюция в страхе перед «красной опасностью». Один итальянский автор дал меткое определение фашизма: ре­ставрация господства аграриев и капиталистов под ак­компанемент патриотической декламации в стиле Д ’Аннунцио и шумовых эффектов Маринетти. И — добавим мы — поразительной по ловкости и бесстыдству демаго­гии Бенито Муссолини.

Вопрос о взаимоотношениях национализма и фашиз­ма очень важен. Фашизм не сразу стал одновременно орудием и организатором превентивной контрреволю­ции. Национализм был международным феноменом, но существовало определенное различие между, скажем, французским и итальянским национализмом. Историк Франко Гаэта очень остро анализирует риторику и ми­фы, на которые опирался итальянский капитализм, же­лая дать какую-то идейную программу тем средним сло­ям, той мелкой буржуазии, которые должны были стать маневренной массой, необходимой для превентивной ре­волюции. В сравнении с немецким или французским итальянский капитализм был почти что новорожденным. Поэтому «он должен был сражаться в условиях объек­тивной технической и политической отсталости и, естест­венно, одолжен был прибегать к самым грубым сред­ствам для того, чтобы проложить себе путь в условиях международной борьбы»5

­нечно, в набор империалистической пропаганды. Однако «в действительности романтическая риторика — это ору­жие итальянского капитализма, которым он пользу­ется, чтобы привязать к себе средние классы. Она прида­ет видимость чего-то героического амбициям самых предприимчивых групп промышленников». Кроме того, перед мелкой буржуазией действительно как будто от­крывается возможность включиться в новые структуры. Это связано с большим и все убыстряющимся, хотя и не плавным, ростом итальянского капитализма. Крупная буржуазия должна и хочет дать какое-то удовлетворе­ние тем социальным слоям, которые она сама отчасти породила в начале века, когда начался промышленный бум и стала формироваться националистическая идео­логия.

­ческие позиции зарождавшегося фашизма и национализма. Тольятти считал, что до «похода на Рим» самой отличительной чертой фашизма было отсутствие у не­го какой бы то ни было определенной программы.

В 1919 году националисты относились к «фашистам пер­вого часа» довольно подозрительно, принимая всерьез всю «антикапиталистическую» риторику, которую нахо­дили в речах Муссолини и в «программе Сан-Сеполькро». С другой стороны, те из «фашистов первого часа», кто искренне верил в революционность своего движения, не желали иметь ничего общего с Коррадини или с Рок­ко, считая их буржуа и реакционерами. Эти люди не были ни политически, ни психологически подготовлены к тому, что после длительного взаимного зондажа и пе­реговоров весной 1923 года националисты и фашисты слились и в программных вопросах одержали верх на­ционалисты.

— одна из самых важных и сложных про­блем, которыми Тольятти занимался еще в конце два­дцатых годов и до самой смерти. Он считал, что «арди­ти», футуристы и другие молодые люди, примкнувшие к фашизму, не хотели уничтожить систему. Скорее, они хотели утвердиться, занять командные места в послево­енной Италии, скинуть «профессиональных политиков», на которых возлагалась ответственность за «искалечен­ную победу». Кроме того, разумеется, либеральное государство обвинялось в том, что в его рамках смогло при­обрести такую силу социалистическое движение. В этом, впрочем, сходились националисты и муссолинисты.

Проблема борьбы за массы имела в первые послево­енные годы решающее значение. 15 августа 1919 года парламент утвердил демократическую избирательную реформу, основанную на пропорциональном представи­тельстве, и тогдашний премьер-министр Нитти выдвинул программу, предусматривавшую глубокое преобразова­ние общества. Не исключалось и установление респуб­лики, но, писал Тольятти, попытка Нитти вывести стра­ну из тупика кончилась неудачей, так как реформы мно­гим казались утопией. В том же 1919 году священник Луиджи Стурцо основал первую в истории Италии массовую католическую партию, имевшую сенсационный успех6­шисты позорно провалились. В Милане в их списке были Муссолини, Маринетти и знаменитый музыкант Тосканини, но не избрали ни одного из них. «Аванти!» саркастически писала, что где-то нашли разлагающийся труп («кажется, это Бенито Муссолини»). К несчастью, Муссолини очень скоро опять активизировался, раз­общенность различных антифашистских групп мешала им осуществить единство действий. Эрнест Хемингуэй сказал об этом очень точно: «Муссолини, самый хитрый оппортунист нашей эпохи, сумел подняться на той волне разочарования, которая была вызвана анекдотической неспособностью итальянских радикалов к сотрудничест­ву» 7.

­рия могла сложиться иначе.

Примечания.

1. Renzo Dе Fе1iсе, op. cit., р. 734.

’Annunzio — Mussolini 1919/1938 а сига di Renzo De Felice e Emilio Mariano. Vicenza, 1971, p. 9

«Муссолини и папа».

7. Эрнст Хемингуэй. Собрание сочинений, т. 1. М., 1968, стр. 492.