6
Весной 1915 года сражение между нейтралистами и интервенционистами вступило в Италии в решающую фазу. Все сколько-нибудь объективные историки сходятся на том, что подавляющее большинство населения не желало войны. Не желали крестьяне, и католический пацифизм того времени отражал прежде всего их настроения. Не желали рабочие: очень немногие из них верили в миф «революционной войны». Не желало джолиттианское большинство парламентариев. Джолитти уже не находился у власти, но сохранял огромное влияние. Он был против вступления Италии в войну не по моральным или идейным мотивам (он отнюдь не был пацифистом), но потому, что, будучи реальным политиком, не верил, что война выгодна для Италии.
Премьер-министром был тогда Антонио Саландра. Столкнувшись с оппозицией, он осуществил ловкий маневр: подал заявление об отставке своего кабинета и возложил всю ответственность на джолиттианцев. 13 мая 1915 года об этом стало известно всей стране, и националисты устроили оргию бесчинств и безобразий, вошедшую в историю под названием «радужные дни». Интервенционисты громили помещения отстаивавших нейтралитет газет, старались взломать двери дома Джолитти, выкрикивая «Смерть!» (только полиция им помешала). Все сторонники нейтралитета находились под прямой угрозой. Кульминацией всех этих провокаций было нападение на парламент 16 мая, и Муссолини заявил, что лишь благодаря случайности здание парламента не было превращено в груду развалин. За пять дней до нападения на парламент Муссолини писал в «Пополо д’Италия»: «Дисциплина должна начинаться сверху, если хотите, чтобы ее уважали в низах. Что касается меня, я всегда был твердо убежден в том, что для спасения Италии надо было бы расстрелять, повторяю, расстрелять выстрелами в спину несколько десятков депутатов и послать на каторгу парочку экс-министров. Мало того, я верю, и верю все глубже, что в Италии парламент — это бубонная чума, отравляющая кровь нации. Ее надо истребить»1
Еще до «радужных дней», на протяжении всей зимы 1914— 1915 года Муссолини, который возглавил движение, называвшееся «фаши революционного действия», совместно с Маринетти организовывал бурные демонстрации. Д ’Аннунцио произносил пламенные и подстрекательские речи. На заседании парламента 20 мая, через четыре дня после нападения на палаццо Монтечиторио, с очень сильной речью выступил Турати. От имени социалистической фракции он заявил, что все знают правду: подавляющее большинство итальянцев, а не только одни социалисты, решительно против вступлении страны в войну. Турати неоднократно прерывали, но он говорил о том, как были организованы интервенционистские демонстрации, как были «в классическом стиле» составлены проскрипционные списки. Турати издевался над тем, что интервенционисты, кричавшие о необходимости вступить в войну для защиты «демократических стран» от тевтонских орд, для начала хотят уничтожить высший демократический институт — парламент — в своей собственной стране. В какой-то момент, когда ему не давали говорить, он заявил: «Эти выкрики не могут смутить меня или помешать мне: все мы в эти минуты говорим в том душевном состоянии и в той форме, в какой люди диктуют свое завещание» 2.
«Мы рассматриваем решение вступить в войну как революционную дату. Тогда народ принял решение вопреки воле парламентариев. Так началась фашистская революция»3мых циничных, самых лживых измышлений Муссолини, который, без сомнения, отлично знал, что именно народ решительно не хотел войны. Что касается празднования 24 мая, тут есть зловещая логика: ведь именно война привела Италию к величайшей национальной трагедии — фашизму.
Между вступлением Италии в войну и подписанием перемирия 4 ноября 1918 года прошло 1260 мучительных дней. Эта война не принесла Италии ни обновления, ни национального воскрешения, ни того места под солнцем, о котором столько твердили интервенционисты. Война принесла Италии свыше шестисот тысяч убитых, около полутора миллионов раненых и калек, пять опустошенных неприятелем богатейших провинций, инфляцию, не слыханный разгул спекуляции и злоупотреблений, крах той традиционной системы ценностей, в которую верили люди, горе, разочарование и страстную жажду перемен. Окончание войны и Октябрьская революция в России означали конец определенной исторической эпохи для всех народов и для всех стран, в том числе и для Италии.
На протяжении войны крестьянам обещали землю, рабочим сулили всевозможные блага — и тем, кто был на фронте, и тем, кто оставался в тылу. Это оказалось колоссальным блефом. За годы войны несколько крупнейших военно-промышленных фирм, финансируемых четырьмя мощными банками, превратились в гигантские монополии и заняли господствующие позиции в национальной экономике. Наряду с промышленниками «классического типа» возникли новые слои буржуазии: нувориши, спекулянты, нажившиеся на войне и отхватившие огромный кусок добычи. Эти люди, несравненно более агрессивные и циничные, чем их отцы и старшие братья, готовы были идти на все, чтобы сохранить свое богатство и влияние.
лии обострились до чрезвычайности. Происходили глубинные процессы, менялись взаимоотношения между государством и массами, менялись самосознание, психология и функция этих масс. Формально все еще существовало либеральное государство, каким оно вышло из Рисорджименто, сохранялась конституционная монархия с королем, парламентом и традиционными политическими партиями. На авансцене все еще действовали старые лидеры. Но появились и новые. В газетах печатались популярные журналисты, к которым привыкли, но возникали другие имена и другой стиль. Не только опытные политики понимали, что либеральное государство отныне всего лишь фикция и «джолиттианская эра» принадлежит прошлому. Еще, словно по инерции, произносились старые формулы, но за ними уже стояло новое, и это понимали рабочие, понимала буржуазия, остро понимала интеллигенция.
Это новое обозначалось тремя словами: Великая Октябрьская революция. Итальянский пролетариат настроен революционно. Потенциальная мощь рабочего класса, сконцентрированного в годы войны на крупных промышленных предприятиях, достигает невиданных размеров. Весть о том, что в Петрограде свергли царя, вызывает неописуемый энтузиазм. В августе 1917 года в Италию прибывает делегация Временного правительства: меньшевики. В Турине на митинг собирается около сорока тысяч рабочих, они скандируют: «Придет Ленин и даст нам мир!», «Да здравствует товарищ Ленин, да здравствуют большевики!» Потом в Турине начинается вооруженное восстание, баррикадные бои рабочих с полицией и войсками, десятки убитых, сотни раненых. Среди арестованных многие видные социалисты. Сразу после августовского восстания Туринская фракция социалистической партии избирает своим секретарем молодого журналиста Антонио Грамши, будущего вождя итальянских коммунистов.
ствовать в совершенно новых условиях, исходить из реальности, таящей в себе множество неожиданностей. Социальная психология оборачивается до тех пор неизвестными, непредвиденными гранями. Итальянская социалистическая партия была традиционно пацифистской. Идеология людей, основавших ее в далеком 1892 году, основывалась на бескомпромиссном, четком разграничении света и тени. Они ненавидели войну. Все их политическое мышление зиждилось на морали, которая отчетливо различала понятия добра и зла. Зло выражалось в угнетении и насилии во взаимоотношениях между людьми, между классами, между народами. Капитализм в современном мире является силой, которая, даже вопреки доброй воле отдельных людей, порождаетзло. Социализм — самая законченная и радикальная антитеза капитализму. «Поэтому он не может иметь со своим антагонистом решительно ничего общего не только в целях, но и в средствах. Социализм всегда, в каж дый момент и при любых обстоятельствах — против угнетения, против насилия, против войны; временно он может оказаться в положении жертвы, но никогда со всеми такими вещами не согласится» 4
Известный историк Лео Вальяни пишет, что, когда начались нападения на левых деятелей и вообще все фашистские террористические акции, «сам Турати признал, что, быть может, было ошибкой разоружать массы, проводя на протяжении десятилетий мирную, почти евангельскую пропаганду». К несчастью, это были запоздалые размышления. Кроме того, трезво рассуждая, продолжает Вальяни, нельзя было ожидать от старых вождей реформистского социализма, которым всегда была ненавистна самая мысль о войне и тем более о гражданской войне, чтобы они вдруг стали другими людьми и сумели бы (даже если бы захотели) ответить на насилие насилием.
ностей за годы войны фактически была уничтожена. Появилось множество людей, которые считали вполне естественным и самым целесообразным прибегать к насилию для защиты своих интересов. К ним принадлежали «ардити», которых надо считать прямыми преемниками интервенционистов. Среди них было много выходцев из среды мелкой буржуазии, которая столько надежд связывала с войной. Вернувшись домой, после того как три с половиной года рисковали жизнью на фронте, они обнаруживают, что их семьи голодают, что все ключевые посты захвачены «окопавшимися», а сами они остались за бортом. Они убеждены в том, что имеют право занять в послевоенной Италии место, подобающее их мужеству и принесенным жертвам, а вместо этого ими намерены командовать трусы, спекулянты, нувориши. Психологически «ардити» характеризовали физическое мужество, презрение к смерти, анархический индивидуализм. Впоследствии из их рядов вышли и фашисты и антифашисты, но преимущественно — убежденные фашисты.
Маркс писал: «Не следует только впадать в то ограниченное представление, будто мелкая буржуазия принципиально стремится осуществить свои эгоистические классовые интересы. Она верит, напротив, что специальные условия ее освобождения суть в то же время те общие условия, при которых только и может быть спасено современное общество и устранена классовая борьба» 5 Это полностью приложимо к «ардити». Пальмиро Тольятти считал одной из самых серьезных ошибок социалистической партии то, что в первые послевоенные годы она не поняла положения бывших фронтовиков, не вникла в проблему «ардити». Между тем Муссолини это понял. Еще шла война, когда он написал знаменитую статью «Окопная аристократия». Только слепцы, писал он, не видят, что те, кто сегодня занимает свое место в окопах, станут аристократией завтрашнего дня. Пусть старые партии, старые деятели не воображают, что они будут определять политику послевоенной Италии. Ничего подобного. «Скоро в Италии будут две большие партии: те, кто был там (на войне), и те, кто там не был; те, кто сражались, и те, кто не сражались; те, кто работал, и паразиты». Муссолини утверждал, что самые термины республики, демократии, либерализма, радикализма и даже социализма теряют свой смысл: они приобретут его завтра, но лишь тот, который вложат в них люди, вернувшиеся с войны. А этот смысл может оказаться совсем иным: «Это может быть, например, антимарксистский и национальный социализм. Миллионы тружеников, которые вернутся к бороздам на полях после то го, как бороздили траншеи, осуществят синтез двух антитез: класс и нация»6
ря 1917 года, «Пополо д’Италия» уже не называла себя «ежедневной социалистической газетой». Появилось другое обозначение: «Газета бойцов и производителей». Муссолини объяснил смысл: социализм изжил себя. Бойцы и производители — совсем не то же самое, что солдаты и рабочие. Отнюдь нет: «Не все солдаты — бойцы, и не все бойцы — солдаты». Производители — это те, кто производит, не обязательно при помощи своих рук. Промышленники— тоже производители. «Паразиты» существуют во всех классах. Муссолини намерен защищать бойцов и производителей против паразитов, а главные паразиты — социалисты, не желавшие проливать свою кровь на войне. Кстати, Муссолини, этот убежденный интервенционист, сам не пошел добровольцем на войну, а дождался, пока призовут его год. На линию огня он не рвался, получил ранение случайно, во время учебных занятий. А вот в газетных статьях и в речах он был экстремистом: «Я призываю жестоких людей,— писал он,— я призываю жестокого человека, готового карать, обрушивать удары, без всяких колебаний».
вавший огромное значение психологическому фактору, неоднократно подчеркивал эклектизм фашистской идеологии, а также двойственный характер фашизма, который, с одной стороны, является открытой диктатурой буржуазии, а с другой стороны — реакционным режимом, имеющим базу в массах.
Примечания.
2. Ibid., p. 433.
—428.
5. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 8, стр. 148.
6. Renzo De Felice, op. cit., p. 403. 3