5
Тем временем обстановка в Европе неуклонно ухудшалась, нависала угроза войны. В июне 1914 года в Италии происходят крупнейшие антивоенные выступления, вошедшие в историю под названием «Красная неделя». Вскоре после этого Муссолини писал в журнале «Утопия», что июньское движение доказало, как сильно распространено в массах революционное «душевное состояние». В этой статье была фраза: «Италия нуждается в революции и получит ее» 1 Какая революция — неважно. Ленин говорил: «Злоупотребление словами — самое обычное явление в политике... Слово «революция» тоже вполне пригодно для злоупотребления им, а на известной стадии развития движения такое злоупо требление неизбежно» 2.
во, Австрия объявляет частичную мобилизацию, а Муссолини помещает в «Аванти!» редакционную статью, озаглавленную «Долой войну!». Это соответствует традициям итальянской партии и решениям Второго Интернационала, которые вскоре, однако, оказываются отброшенными. Итальянские социалисты решительно и твердо отстаивают нейтралитет Италии. Приезжают немецкие, австрийские, французские социалисты с целью склонить итальянцев к поддержке соответствующих борющихся стран. Итальянцы сухо и категорически отказываются.
дит крах Интернационала. Что же сталось с германской социал-демократической партией, которая всегда была для них образцом? Что сталось с французскими социалистами после гибели Жореса? Как вообще все то, что происходит, оказалось возможным? Конечно, итальянские социалисты находятся в исключительном положении: во-первых, они пережили опыт Ливийской войны, они уже исключили из своей партии крайне правых; во- вторых, их страна пока нейтральна и останется нейтральной еще почти десять месяцев, она не стоит перед драматической необходимостью сейчас же, немедленно, принимать решения. И все-таки и они находятся в состоянии глубокой тревоги.
Итальянские националисты в течение долгого времени отстаивали участие Италии в войне на стороне Германии и Австро-Венгрии. У них была своя «иерархия», выдуманная Коррадини: в Европе существуют «плутократические и статичные нации» — Франция и Англия, и «пролетарские и динамические нации» — Италия и Германия, которые не имеют колоний и должны отстаивать свое место под солнцем, — их интересы сходятся. Однако, когда националисты обнаружили, что прогерманская агитация не соответствует настроениям даже шовинистических кругов, они переориентировались. 6 августа 1914 года «Идеа Национале» на 180 градусов меняет курс и, беззастенчиво присвоив себе доводы «демократических интервенционистов», выступает против своих бывших союзников и на все лады превозносит «западные демократии»: Францию и Англию. Со своей стороны Д ’Аннунцио истерически призывает к вступлению в войну на стороне Антанты, а глава итальянских футуристов Маринетти организует первые уличные демонстрации против Австрии. Это пролог; позднее футуристы в разных городах жгут австрийские знамена, избивают профессоров, слывущих германофилами, и поносят немецких философов, писателей, музыкантов. Лагерь интервенционистов представлял незначительное меньшинство итальянского народа, но кто-то остроумно заметил, что, как правило, слушают тех, кто громче кричит. Интервенционисты, без сомнения, кричали больше всех.
В Италии — это признают крупнейшие историки — был широко распространен такой феномен, как «националисты, маскирующиеся под революционеров». Это как раз относится к революционному интервенционизму. Тогда был выдуман «миф революционной войны». Конечно, надо было еще объяснить, каким образом «пролетарская и динамическая Италия» должна бороться бок о бок с «плутократическими и статичными» Францией и Англией против «пролетарской и динамической Германии», яо это было не так уж трудно. Это классически объяснил Джоаккино Вольпе, единственный крупный историк, примкнувший к фашизму. Вот его анализ.
ди, которые так долго выступали на стороне «Тройственного согласия», вдруг 6 августа 1914 года абсолютно переменили свою позицию? Да очень просто: пятнадцать лет они твердили о войне, восхваляли войну, уверяли, что она необходима для того, чтобы закалить итальянский национальный характер. Правда, они всегда были на стороне Германии и Австрии. Но «... те из них, кто обладал наиболее тонким политическим чутьем, быстро поняли, что, когда прошел первый момент, было бы чрезвычайно трудно, быть может, невозможно увлечь Италию в войну на стороне ее бывших союзников. Так что же, неужели националисты могли смириться с мыслью о нейтралитете, с тем, чтобы оставаться посторонними зрителями вне того или иного лагеря?..
Они смотрели с радостью, как на нечто желанное и долгожданное, на великолепный спектакль, который разыгрывался в мире: миллионы юношей под ружьем, целые нации в движении, как один человек, царство дисциплины повсюду... Но это не должно было быть для итальянцев только спектаклем. Необходимо было принять в нем участие: если нельзя в одном лагере, ну что же, тогда в другом» 3.
литета и начинают устанавливать контакты с французами. За ними следуют радикалы. Революционные синдикалисты некоторое время колеблются, но 18 августа один из их популярнейших лидеров, Альчесте Де Амбрис, произносит речь, в которой сначала говорится о священных принципах пролетарской борьбы, а затем возникает такой ораторский прием: «Товарищи! Я ставлю вопрос: что мы сделаем, если западной цивилизации будет грозить опасность быть задушенной немецким империализмом и если наше вмешательство сможет спасти ее? Ответ за вами»4. Речь производит огромный эффект. Признанный вождь революционных синдикалистов Филиппо Корридони, в это время находившийся в тюрьме, едва выйдя на волю, поддерживает интервенцию, заявив, что «нейтралитет — это роль кастратов». Лагерь «демократических» и «революционных» интервенционистов таким образом ширится, но социалистическая партия твердо стоит на своих позициях.
«Слово пролетариату» (25 сентября) он яростно нападал на всех, кто хотел бы втянуть итальянский народ в войну. Однако уже в те дни он, очевидно, колебался. Честолюбец и политический авантюрист, он отнюдь не был по-настоящему предан своей партии, он делал ставку на «массы», которыми хотел руководить и которые презирал. И он сделал выбор. 18 октября «Аванти!» вышла с его статьей, озаглавленной «От абсолютного нейтралитета к нейтралитету активному и действенному». Об этой статье руководство партии заранее ничего не знало, она была написана ловко, с полным пренебрежением к партийной этике, и означала полный разрыв с принятой социалистами линией. Муссолини жонглировал самыми высокими понятиями, он хотел убедить итальянских рабочих в том, что принцип «абсолютного нейтралитета» отвечает только «букве» социализма и что надо пожертвовать этой «буквой», чтобы «спасти дух».
Статья произвела сильнейшее впечатление. Руководство партии два дня обсуждало поведение Муссолини, который держался с величайшим апломбом и требовал, чтобы найденная им «формула» была подтверждена. Когда все проголосовали против, Муссолини заявил, что оставляет пост редактора «Аванти!». Все группы «левых интервенционистов» аплодировали Муссолини, и отныне он стал самым главным их лидером. 15 ноября вышел первый номер основанной им газеты «Пополо д’Италия» («Народ Италии»). Обстоятельства, при которых она была создана, теперь известны во всех подробностях, но мы ограничимся минимумом информации. Редактор интервенционистской газеты «Ресто дель Карлино» Филиппо Нальди, который с поразительной быстротой «нашел» необходимые деньги, позднее раскрыл важные секреты.
В общем, теперь известно, что деньги дали некоторые итальянские промышленники-интервенционисты или, во всяком случае, люди, заинтересованные в военной индустрии, а также французы, у которых была вполне очевидная цель: иметь влиятельную газету, которая будет агитировать за вступление Италии в войну на стороне Антанты. На первой полосе «Пополо д’Италия» значилось: «Ежедневная социалистическая газета», но лозунги не оставляли места для сомнений: «У кого есть железо — есть хлеб», «Революция — это идея, которая нашла штыки». Кроме того, на первой полосе была виньетка: немецкий солдат. И надпись: «Опасность у наших границ». Конечно, Муссолини не случайно поставил рядом изречения Бланки и Наполеона о железе и о штыках и дал виньетку.
ни, была озаглавлена «Отвага!». Обращаясь к рабочей и студенческой молодежи, Муссолини писал, что он с непоколебимой уверенностью в своей правоте произносит, в соответствии со своим долгом, «страшное и увлекательное слово — Война!» Измена была очевидной, уже 19 ноября «Аванти!» опубликовала статью «Кто платит?», а интервенционистские газеты хором поздравляли и приветствовали Муссолини. 24 ноября на собрании миланской секции социалистической партии в присутствии нескольких членов ее руководства Муссолини был исключен из партии. Творилось что-то невообразимое: крики, свистки, проклятия. «Убирайся вон, предатель! Иуда! — кричали ему.— Ты продался буржуазии!» Но и в этот час он остался позером: «Вы ненавидите меня потому, что все еще меня любите. Я социалист и социалистом остаюсь, двенадцать лет моей работы в партии должны служить этому гарантией... Не думайте, что мне легко расстаться с моим партийным билетом. Заберите его у меня: вы не помешаете мне быть в первых рядах бойцов за дело социализма. Да здравствует социализм! Да здравствует революция!» 5
«демократических интервенционистов» и возник термин «муссолинизм». Крупный историк Нино Валери анализирует этот период и пишет, что на первый взгляд могло показаться, что националисты и «муссолинисты» — антиподы. В самом деле, еще так недавно Муссолини страстно призывал к абсолютному нейтралитету, и вполне могло казаться, что его пропаганда — прямая антитеза националистической пропаганде. В самом деле, мог ли республиканец, атеист, революционер, антимилитарист казаться кем-то иным? Но на самом деле, по Валери, еще до появления статьи в «Аванти!» резкое различие было лишь кажущимся, а после исключения Муссолини, «как интуитивно чувствовали многие видные деятели, переходившие из одной партии в другую без всяких духовных кризисов, муссолинизм и национализм встречались в своих идеологических посылках»6.
Первая из этих посылок — ритуальные фразы, одинаково повторявшиеся теми и другими: «Воля к власти», «Борьба — это истоки всего живого», «Война — единственная гигиена мира» (это старый лозунг футуристов), «Война — это спасение человечества», «Война — это возвращение человека к инстинктам и страстям, свойственным его изначальной природе». Кроме того, фразы, выражающие презрение к среднему «нормальному человеку», к «стадному животному», к пацифисту, к труженику— «посредственному и трусливому». Набор терминов у Валери легко расшифровывается, если знать публицистику эпохи. Здесь немалый вклад Маринетти и его футуристов, которые активно участвовали в формировании идеологии интервенционизма. Маринетти, наряду с Д ’Аннунцио, отравлял сознание итальянцев проповедью сверхиндивидуализма, силы и насилия. Это сближало их с Муссолини.
листов с муссолинистами, Валери называет «самовосхваление вождей» и их функции элиты или «правящего класса», который призван возглавить борьбу против филистеров и господствовать над массами, над плебсом. В этой связи Валери называет множество имен и пишет точно. Все правильно, и сроки близятся. Валери анализирует статьи Муссолини в «Аванти!» и доказывает, что уже через восемь дней после статьи «Долой войну!» появляется цикл под названиями вроде «Тевтонские орды ринулись на всю Европу», «Германский вызов латинянам, славянам и англосаксам», «Гордое сопротивление бельгийцев останавливает германский натиск» и т. п. Значит, измену можно было предвидеть?
Мы подошли вплотную к страшной теме ренегатства. Немало блестящих страниц художественной и политической литературы во всем мире посвящено этой моральной и психологической проблеме, и тем не менее в каждом отдельном случае нелегко ответить: почему. Почему человек стал предателем, как это оказалось возможным, было ли это заложено в нем, был ли он всегда беспринципным, трусливым, лживым? Или что-то с ним случилось потом? Это и более обширная политическая проблема, когда речь идет не только об измене индивидуумов, но о перерождении целых групп и даже партий. Общеизвестна трагедия международного рабочего движения в период первой мировой войны. У Маркса в «Восемнадцатом брюмера Луи Бонапарта» есть поразительные строчки: «И подобно тому как в обыденной кизни проводят различие между тем, что человек думает и говорит о себе, и тем, что он есть и что он делает на самом деле, так тем более в исторических битвах следует проводить различие между фразами и иллюзиями партий и их действительной природой, их. действительными интересами, между их представлением о себе и их реальной сущностью» 7
вало. Я упоминала вскользь о том, что внутри реформистской фракции существовала крайне правая группа. В нее входил, в частности, Леонида Биссолати, самый близкий друг Турати, один из четырех правых, исключения которых из партии добился в 1912 году Муссолини. После долгих лет честной работы в рядах партии Биссолати в период Ливийской войны отошел от прежних товарищей, стал интервенционистом, проявил непростительную слепоту, и Турати с болью, но беспощадно говорил на съезде в Реджо-Эмилии, что Биссолати пусть невольно, пусть бессознательно, но совершил предательство. Да, бесспорно, объективно это было предательством. Но Биссолати не был ни циником, ни авантюристом, ни честолюбцем. Прошли годы, и он не принял фашизм. Последним его политическим актом будет речь в Милане, встреченная свистками и рычанием чернорубашечников, вышедших на авансцену. Крупный историк-социалист Гаэтано Арфэ писал, что смерть явилась спасением для Биссолати: «Смерть помешала ему присутствовать при крушении нации, о которой он мечтал: нации, входящей в содружество свободных народов, идущей вместе с ними к высшим целям свободы»8.
Тысячу раз был виноват перед своими товарищами по партии, перед итальянским рабочим классом Леонида Биссолати, но он умер, освистанный фашистами. Есть какой-то окончательный счет, политический и моральный. И по этому высшему счету Бенито Муссолини не только объективно, но и субъективно вошел в историю как изменник и ренегат, заслуживающий прежде всего глубочайшего презрения. Поэтому так ничтожны попытки неофашистов возродить миф.
Эмиль Людвиг спросил Муссолини, действительно ли была произнесена фраза: «Вы ненавидите меня потому, что все еще меня любите». Муссолини подтвердил, а Людвиг сказал, что фраза очень красивая.
но понять, как такой умный человек и опытный литератор, как Людвиг, не понял, до какой степени Муссолини рисовался, беседуя с ним. Дуче основательно подготовился, прочел книги Людвига, в частности биографии Бисмарка и Наполеона, продумал мизансцены. Так, в строгом кабинете, где не было даже книжного шкафа с энциклопедиями и справочниками, Муссолини держал на столе, под рукой, тома Гёте и Шекспира и в разговоре с Людвигом цитировал этих писателей. Он, правда, не догадался положить на стол еще томик Данте, но в ответ на вопрос Людвига заявил, что мысленно никогда не расстается с Данте, который впервые показал ему, Муссолини, что такое величие.
«Вы по-прежнему много читаете,— спросил Людвиг,— делаете заметки?» — «Я читаю все,— скромно ответил Муссолини,— иногда записываю какое-нибудь удачное выражение». И Людвиг попался на такие дешевые трюки, поверил. Поразительно! Впрочем, некоторые черты Муссолини — нервность, педантизм, удовольствие, с которым он выслушивал комплименты,— Людвиг подметил точно.
Муссолини сам выбрал свою фотографию для книги Людвига. В тот период своей жизни он начал быстро лысеть, и это удручало его. Но он совершенно сбрил волосы, увеличилось сходство с Цезарем, да и Людвиг это сходство заметил — не так уж плохо. Паоло Монелли пишет, что в те годы Муссолини хотел создать образ «неутомимого, одинокого диктатора, который посвятил свою жизнь заботе обо всех людях, который должен принимать решения для всеобщего блага». С Людвигом он много говорил о вступлении Италии в войну и заметил, что это было заслугой трех людей — Д ’Аннунцио, его, Муссолини, и Филиппо Корридонии. Он не рассказал, однако, о том, что в то время за ним последовали очень немногие: итальянские социалисты в массе своей не изменили и интервенционистами не стали.
«Воче» прислали ему телеграмму: «Социалистическая партия тебя изгнала. Италия тебя принимает». Мы знаем, какая Италия приняла его: когда в октябре 1914 года Муссолини одним скачком перепрыгнул с позиций абсолютного нейтралитета к откровенно антигерманской позиции, все пестрые, смешанные, не имеющие ясных взглядов элементы внутри ин тервенционистского движения «не могли не узнать в нем своего естественного кондотьера. Они последовали за ним на войну; они последовали за ним в послевоенные годы; они дали фашизму генеральный штаб и кадры»9
1. Renzo De Felice. M ussolini il rivoluzionario. Torino, 1965, p. 214.
3. Цитирую по антологии: Nino Valeri. La lotta politica in Italia dall Unita at 1925. Firenze, 1958, p. 391.
9. Ninо Va1eri, op. cit., p. 389.