4
А теперь мы возвращаемся к Бенито Муссолини, который был усердным читателем «Леонардо». В 1903 году, когда начал выходить этот журнал, Муссолини жил в Швейцарии. В то время он перепробовал различные ремесла, познакомился с несколькими видными деятелями социалистического движения, считал и себя социалистом и вел агитацию среди поселившихся в Швейцарии итальянских эмигрантов. Он перевел с французского на итальянский «Речи бунтовщика» Кропоткина, но уверял, что, хотя анархизм — «священная идея», он лично все же не сочувствует анархистам. Ему было тогда двадцать лет, он много, но беспорядочно читал. Биографы называют Ницше, Шопенгауэра, Макса Штирнера, Бланки. Это очень занятно, потому что характеризует настроения и круг интересов молодого человека, называвшего себя социалистом. Конечно, Бланки привлекал его значительно больше, чем Маркс. Впрочем, он знал только «Коммунистический манифест», что не мешало ему, однако, рассуждать о Марксе с абсолютным апломбом.
Швейцарский период был отчасти романтическим, ибо Муссолини пришлось испытать материальные невзгоды, его арестовывали и т. д. Потом он вернулся на родину, отслужил в армии, поселился в Форли и занялся политической и журналистской работой. Все это здорово обыграно в беседах с Людвигом, когда Муссолини говорил о том, какой хороший учитель голод («почти такой же хороший, как тюрьма и враги»), в какой нищете он провел детство, как отец вечерами читал своим детям вслух произведения Макиавелли. И каким пламенным революционером был отец: «когда он умер, за его гробом шли тысячи товарищей по партии». Впрочем, биографы (даже апологеты) не принимают все это всерьез: за гробом Алессандро Муссолини шли несколько десятков человек,— но ведь тысячи эффектнее, а имя Макиавелли тоже очень хорошо звучит.
В период Форли Бенито Муссолини занимается политикой, журналистикой и литературой. Он примыкает к самому левому флангу социалистической партии, но пока пользуется влиянием только в масштабах своей провинции. Впрочем, все было впереди. Бенито пишет «большой исторический роман» и придумывает для него завлекательное название: «Клавдия Партичелла, или Любовница Кардинала»; роман печатается с продолжениями в одной газете в 1910 году. По некоторым сведениям, автор писал свой роман для заработка, но Людвигу он сказал иначе, надо признать, вполне самокритически: «История кардинала - ужасная книжонка. Я написал ее с политическими намерениями, для газеты. В то время среди духовенства действительно было много продажных людей. Это книга политической пропаганды» 1ным, а Клавдия была красоткой. В общем же этот роман (я его в свое время прочла) был очень скучным.
«Об искусстве». Муссолини сказал, что драмы он писал для того, чтобы приводить в порядок и систематизировать свои идеи,— поэтому достаточно было делать наброски. Одна драма называ лась «Лампада без света», и автор объяснил: «Это была социальная драма в духе Золя, и ее темой была судьба одного бедного слепого ребенка». Другая пьеса, продолжал Муссолини, называлась «Война моторов». Ее сюжет был построен на истории о том, как была украдена одна заводская тайна, «это символизировало войну труда против капитала». Муссолини сказал еще Людвигу, что его всегда восхищала древнегреческая трагедия. А так же и философия.
Что касается философии, Людвиг замечает, что чаще всего в его беседах с Муссолини всплывало имя Ницше. Это естественно. Муссолини действительно увлекался его книгами, еще в 1924 году говорил корреспонденту «Нью-Йорк тайме» о том, как много значат для него слова Ницше «живите опасно». В 1908 году Муссолини написал большое эссе о Ницше «Философия силы», утверждая, что Ницше — самый гениальный мыслитель последней четверти XIX века и что «сверхчеловек — это великолепный символ, имеющий огромное значение для формирования европейского сознания». Впрочем, в этом эссе Муссолини утверждал, что теория сверхчеловека вполне совместима с «социалистическими убеждениями». Однажды Муссолини и сам начал писать «Историю философии». Идея сама по себе не была такой уж фантастической, ибо Муссолини, очевидно, имел в виду написать общедоступную, популярную книгу, а с такой работой легко мог бы справиться любой среднеинтеллигентный человек, владеющий пером и умеющий компилировать. Кроме того, Муссолини всегда легко усваивал и ассимилировал чужие идеи. Но тут произошла одна непредвиденная история.
В соответствии с тем, что гласил календарь насчет людей, родившихся в июле, Муссолини пользовался большим успехом у женщин. В то время, когда он работал над своей «Историей философии», у него была чрезвычайно ревнивая любовница по имени Луиджа. Однажды, пишет Монелли, «она заглянула в рукопись, и некоторые имена показались ей женскими... тетрадь для заметок полетела в огонь» 2 — в итальянской транскрипции их имена оканчиваются на а или э и вполне могли показаться женскими. Сам Муссолини, не приводя этих подробностей, небрежно сказал Людвигу, что сожженная рукопись не представляла особой ценности, но одновременно сгорело начало его монографии о христианстве, которую он считал важнее. Впрочем, о Луидже он упоминает в автобиографии, рассказав об одном эпизоде (как писал кто-то из итальянцев «в стиле Боккаччо»: а муж в это время спал )...
После романа с ревнивой Луиджей были другие любовные связи и авантюры (донжуанский список Муссолини был огромным), а потом он сошелся с девушкой, ставшей впоследствии его официальной женой. Ее звали Ракеле, она была дочерью кабатчицы Анны Гуиди, компаньонки Алессандро Муссолини. Дело в том, что после смерти жены кузнец переехал в Форли, взял к себе в дрм свою старую любовницу, и они на паях открыли кабачок. Впоследствии, уже после смерти дуче, Ракеле написала (вернее, конечно, кто-то от ее имени написал) книгу «Моя жизнь с Бенито» и вторую книгу — «Бенито, мой муж». В них давались разные версии их брака. В первой фигурировал пистолет: родители противились, и Бенито грозил им, что убьет Ракеле и застрелится сам. Вторая версия была прозаичнее.
«Энциклопедии Треккани», оза главленных «Доктрина фашизма» и «Муссолини». Первую статью подписал он сам, хотя известно, что автором теоретической ее части был философ Джованни Джентиле, который еще в первые годы фашизма провозгласил, что всякая сила моральна, в частности сила дубинки, излюбленного оружия чернорубашечников. Перечисляя своих учителей, Муссолини называет в первую очередь крупнейшего французского анархо-синдикалиста Жоржа Сореля, затем Бергсона, Бланки и Ницше.
В своих интересах и пристрастиях Муссолини отнюдь не был оригинальным. Не только он, но и многие националисты считали своими учителями Сореля, Бергсона, Бланки и особенно Ницше. Философию и эстетику Ницше они воспринимали поверхностно и вульгарно: им импонировали «мораль господ и мораль рабов», культ войны и силы. Что касается Сореля, его центральная идея заключалась в том, что «пролетарское насилие» необходимо, чтобы спасти все человечество от морального разложения. Многие в те годы увлекались также иррационалистическим интуитивизмом Анри Бергсона, и Муссолини хвастался, что он «включил в духовный мир итальянского социализма немного Бергсона и очень много Бланки».
политических и других причин начиная примерно с 1908 года положение на итальянской политической сцене обострилось, в обществе возникли и стали неуклонно развиваться ферменты, которые постепенно подтачивали самые основы либерального государства, каким оно сложилось с начала века, когда к власти пришел выдающийся деятель Джованни Джолитти. Он ловко и умно маневрировал и проводил политику реформ, которые, впрочем, носили лишь частичный характер. Казалось, все более или менее спокойно, но на самом деле где-то в глубине увеличивались раздражение, недовольство, жажда перемен. Становились очевидными противоречия между реальной действительностью и той иллюзией «классового мира», которую пытались поддерживать.
Националисты активизировались. Примерно в это время начала выходить газета «Триколоре» (это значит «Трехцветный», подразумевался национальный флаг Италии). Эта газета самого короля Виктора Эммануила обвиняла чуть ли не в прямых связях с революционным движением, называя его «Товарищ Савойя» (Савойская династия) и «Первый социалист Италии». Позиция газеты была сверхагрессивной. Можно представить себе, что писали о Джолитти. В декабре 1910 года на первом съезде итальянских националистов организационно оформилась «Итальянская Националистическая Ассоциация». На съезде Коррадини сделал доклад, озаглавленный «Пролетарские классы: социализм. Пролетарские нации: национализм». Этот доклад можно считать первой хартией итальянского национализма. Журнал «Реиьо» уже не выходил, но вскоре после съезда Коррадини и его друзья создали газету «Идеа Национале», которая сыграла большую роль в оформлении идеологии движения.
Тем временем социалистическая партия вступила в полосу кризиса, число ее членов резко упало, разногласия внутри партии росли. Крайне левая фракция называлась «Революционные Группы», она издавала еженедельник «Ля Соффита» («Чердак»). Название это было не случайным, а полемически заостренным. Дело в том, что Джолитти однажды, выступая в парламенте, сказал, что итальянские социалисты «отправили Маркса на чердак». Это вызвало бурное возмущение, и «Революционная непримиримая фракция» так озаглавила свой журнал. Муссолини входил в эту фракцию. Впервые на общенациональном съезде партии он выступил в октябре 1910 года с довольно ординарной речыо. Кроме того, его так мало знали за пределами Форли, что председательствующий сказал: «Слово имеет товарищ Музолино», и в зале поднялся шум: так звали знаменитого калабрийского разбойника.
«Леонардо» уже не выходил, но с 1908 года Преццолини выпускал новый журнал «Ля Воче» («Голос»), первоначальная программа которого многих привлекла. Идейные позиции «Воче» были, в общем, довольно смутными и эклектичными, но что-то казалось оригинальным и смелым. Ромен Роллан увидел в группе «Воче» молодую итальянскую интеллектуальную элиту и горячо приветствовал новый журнал. Муссолини был поклонником «Воче», иногда сам печатался там и регулярно переписывался с Преццолини. Постепенно Муссолини начал выдвигаться. Уже в то время он умел пользоваться услугами клаки, и на митингах его сопровождала группа преданных людей, которые кричали «Браво!» и аплодировали в нужный момент. Он считал это вполне этичным и нормальным. Впоследствии, разумеется, такие вещи проделывались в общенациональном масштабе.
ственно предшествовавшие войне, националисты вели активнейшую, бесстыдную и шумную пропаганду, и во многих слоях средней и мелкой буржуазии эта война, объявленная без предварительного обсуждения в парламенте, была популярной. Война была объявлена 29 сентября 1911 года и означала вступление Италии в ее империалистическую фазу. Через месяц, 15 октября, в Модене открылся чрезвычайный съезд социалистической партии, на котором Турати безоговорочно осудил войну, назвав ее «разбоем». Представители другой, более экстремистской фракции (Артуро Лабриола и другие) в то время находились вне партии. Войну они откровенно и горячо поддержали на том основании, что она явится «великолепной школой» для воспитания в массах боевого духа, а впоследствии этот боевой дух позволит осуществить революцию и т. д. и т. п.
Муссолини был тогда в Форли. В период перед Ливийской войной в Романье шли ожесточеннейшие бои между «красными» (социалистами) и «желтыми» (республиканцами). Бои не только идейные, а иногда и кулачные. Однако «красные» и «желтые» объединились в антивоенной кампании, объявили в Форли всеобщую забастовку и устраивали бурные демонстрации. «Красными» руководил Муссолини, «желтыми» — Ненни, оба они были арестованы и встретились в тюрьме. Местные газеты подробно описывали суд. Ненни они изображали как очень близорукого, симпатичного, спокойного юношу, хотя в донесениях полиции он изображался как «ужасный Робеспьер». Что до Муссолини, он был верен своей любви к эффектам. «Если вы оправдаете меня,— сказал он судьям,— то доставите мне удовольствие. Но если вы осудите меня, то окажете мне честь». Ненни был приговорен к одному году и пятнадцати дням тюрьмы, а Муссолини к одному году, но потом им сократили сроки, и Муссолини просидел пять месяцев. Вот тогда он и написал свою юношескую автобиографию.
Уже в этот период его характер сформировался вполне: провинциальный «революционер» с непомерной жаждой власти, упрямый, самовлюбленный, высокомерный, категоричный в своих суждениях («Если вы меня не хотите, я уйду!» — лишь бы настоять на своем), но легко меняющий свои оценки, если это оказывалось удобным. В общем, уже тогда — демагог, прагматист и циник, мастер фразы, человек одновременно импульсивный и холодный, ловкий и честолюбивый.
Муссолини выпустили из тюрьмы 12 марта 1912 года, а через два дня анархист Антонио Д ’Альба совершил то самое покушение на жизнь королевской четы, которое дало Муссолини повод на партийном съезде произнести речь насчет «бесполезного гражданина». Именно на этом съезде «непримиримые революционеры» решительно выступили против правого крыла реформистов. Речь Муссолини была самой резкой и импозантной. Она поразила своей «новизной». У итальянских социалистов были свои традиции: какими бы ни были ожесточенными споры на съездах партии, никто и никогда не позволял себе такого яростного индивидуализма, таких интонаций, такой демагогии. Муссолини утверждал, что именно он является истинным представителем и истолкователем марксистской мысли. Если сбросить со счетов все внешние эффекты и вдуматься в речь по существу, становится ясным, что о теории, о научном социализме Муссолини имел лишь самые приблизительные представления. Кроме того, его мысли даже не были оригинальными: нечто вроде коктейля, сбитого из всякой всячины.
которые должны были поразить воображение делегатов. Муссолини несомненно обладал незаурядным ораторским даром, и на съезде в Реджо-Эмилии все его эффектные фразы вызывали аплодисменты зала. Историк-коммунист Гастоне Манакорда сделал точное замечание: Муссолини в Реджо-Эмилии не ограничился критикой недостатков в работе партии, он обрушился на реформизм «во имя концепции социализма как доктрины силы, антидемократической доктрины» 3. Муссолини добился исключения из партии четырех правых реформистов, был избран в руководство партии и через несколько месяцев стал главным редактором партийного органа газеты «Аванти!». На съезде он произвел такое впечатление, что старый социалист Франческо Чикотти объявил его «потомком Сократа». Многие другие умные и опытные люди в тот момент поверили, что перед ними стоит человек, которому предстоит влить новое вино в старые мехи. Правда, впоследствии все изменилось, и этот же Чикотти в 1921 году дрался с Муссолини на дуэли, а потом ему пришлось эмигрировать, и он умер в изгнании, в Аргентине. Заметим, кстати, что на дуэлях Муссолини дрался множество раз и по политическим и по личным мотивам. Впрочем, это соответствовало нравам эпохи и темпераменту персонажа.
Бенедетто Кроче в знаменитой «Истории Италии», написанной уже в период фашизма, посвятил несколько строк съезду в Реджо-Эмилии и набросал лаконичный портрет Муссолини: «.. . Будучи сам молодым и открытым для влияния современных течений, он постарался дать социализму новую душу, прибегнув к теории насилия Сореля, интуитивизму Бергсона, прагматизму, мистицизму действия, ко всему волюнтаризму, который уже несколько лет был распространен в интеллектуальной среде и многим казался идеализмом, так что его (Муссолини) называли, и он сам охотно называл себя, идеалистом»4 Кроче не упомянул Ницше и Бланки, но мы об этом говорили, и, думаю, ясно, на чем была замешена идеология человека, который получил в свое распоряжение авторитетнейшую партийную газету, стал одним из лидеров партии и главой всего ее левого крыла. Впрочем, проницательные люди, такие, как видная деятельница движения, жена Турати, в прошлом русская революционерка Анна Кулишова, быстро поняли антидемократический характер всего мышления Муссолини. В одном знаменитом интервью Артуро Лабриола заявил однажды, что революционный синдикализм — это не катехизис, а прежде всего «определенное душевное состояние», которое будто бы позволяет человеку безошибочно угадывать, как надо вести классовую боръбу. Биографы Муссолини считают, что эта формула вполне применима к нему, так как «марксизм, по существу, был ему совершенно чужд».
онализма. Пройдет очень немного времени, и националистом станет также Бенито Муссолини, а пока обрисуем общую атмосферу в период между созданием «Итальянской Националистической Ассоциации» и первой мировой войной. Мы сталкиваемся с чрезвычайно любопытными обстоятельствами и почти парадоксальными ситуациями. Напомню концепцию, согласно которой существуют «пролетарские нации», в первую очередь, конечно, Италия. «Итальянский империализм,— писал Ленин,— прозвали «империализмом бедняков» (L’imperialismo della povera gente), имея в виду бедность Италии и отчаянную нищету массы итальянских эмигрантов». И несколькими строчками ниже: «А вождь итальянских националистов, Коррадини, заявлял: «Как социализм был методом освобождения пролетариата от буржуазии, так национализм будет для нас, итальянцев, методом освобождения от французов, немцев, англичан, американцев севера и юга, которые по отношению к нам являются буржуазией»5.
ция «системе Джолитти» возросла. Как раз в 1912 году Филиппо Турати пророчески утверждал, «что буржуазия вступила в новую фазу, которой предстоит длиться, быть может, на протяжении жизни целого поколения. В этой фазе буржуазия отвергнет те возможности сотрудничества с рабочими, которые она принимала в предшествовавшие годы»6 Националисты считали самую идею войны высоким этическим понятием. Уже в период «Реньо» классовая сущность национализма была очевидной, а после Ливийской войны она стала еще более неприкрытой. Риторики, разумеется, было много, но она выполняла вполне определенную функцию именно потому, что позволяла националистам вносить в свою пррпаганду тот элемент «идеализма», который нужен был для проникновения в некоторые общественные круги.
Безусловно, нельзя было остановиться на уровне Коррадини, националистическое движение нуждалось все же в теоретиках, которым удалось бы создать сколько-нибудь серьезную политическую программу. И вот появился человек другого интеллектуального уровня, блестящий юрист, профессор права, который стал главным идеологом итальянского национализма. Это Альфредо Рокко, будущий теоретик фашизма. В юности он симпатизировал социалистам, потом стал радикалом и наконец нашел себя: в 1914 году он опубликовал работу «Что такое национализм и чего хотят националисты».
ваны четко. В мае 1914 года состоялся конгресс националистической партии (уже не просто «ассоциации»), на котором Рокко играл главную роль. В том же году Артуро Лабриола писал, что синдикализм довольно метко определили как разновидность «рабочего империализма», ибо действительно в синдикализме есть те же волевые и наступательные тенденции, которые характерны для «капиталистического империализма». В это время возникло движение, которое стали называть «революционным интервенционизмом». Некоторые историки либеральной школы считают, что национализм является идеологией мелкой буржуазии, мелкобуржуазной интелли генции, того слоя, о котором однажды было остроумно сказано, что его отличительной чертой является «alfabetismo degli analfabeti», то есть буквально «грамотность безграмотных». Отчасти это верно, если подходить к феномену с моральных и идеологических позиций.
Но они содержат в себе лишь часть правды. Национализм был в Италии идеологией также промышленных и финансовых кругов, тех самых, которые позднее, в 1922 году, осуществят «превентивную контрреволюцию», использовав мелкую буржуазию, наряду с некоторыми другими социальными прослойками, как маневренную массу. Но психологический фактор тоже очень ражен.
дов Италии с лекциями на темы «Социализм сегодня и завтра», «От капитализма к социализму» и т. п. Идео логическая его платформа была гибридом из самых противоречивых теорий: он ссылался на Маркса, на Сореля, на Каутского и многих других. Ясным было одно: этот человек, желавший «обновить» итальянский социализм, сам социалистом не был. На очередном съезде партии в Анконе он был, однако, оратором, выступавшим с исключительным успехом. Его вновь избрали в состав руководства, и он продолжал возглавлять газету «Аванти!». Именно в это время окончательно вырабатывается журналистский стиль Муссолини: лаконичный, «телеграфный», энергичный, с элементами риторики, модной в то время. Практически Муссолини выживает из редакции всех старых влиятельных сотрудников и пишет сам.
Его статьи имеют большой успех: в короткий срок газета удваивает тираж. В это время он — республиканец и яростный антиклерикал, он с презрением говорит об «устаревших идеалах буржуазного патриотизма». В воспоминаниях современников мы читаем, что в тот период своей жизни Муссолини любил говорить о Великой французской революции, эпатировал буржуазию ссылками на Марата, стилизовался под якобинца. Это уживалось с какой-то внутренней робостью и неустойчивостью, о которой свидетельствуют близко знавшие его люди, в частности очередная любовница Леда Рафанелла, анархистка, называвшая себя мусульманкой и уверявшая очарованного Муссолини, что много веков тому назд она жила в древнем Египте и сохраняет «мистическую связь с Хеопскими пирамидами». Этой Леде Муссолини часто говорил о своем «бесконечном одиночестве».
— 189.
2. Paolo Monelli. Mussolini piccolo borghese. Milano, 1965, p. 38.
«II socialism o nella storia d’ltalia» a сига di G astone Manacordaю Bari, 1966, p. 378.
’ltalia dal 1871 al 1915. Bari, 1967, p. 20,
5. В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 27, стр. 16.
6. Giampiero Carocci. Giolitti е l’eta giolittiana. Torino, 1961, p. 157— 158