3
Да, прошло более полувека и более двадцати восьми лет с того дня, 29 апреля 1945 года, когда партизаны под командованием полковника Валерио расстреляли в местечке Донго бывшего диктатора Италии, пытавшегося бежать в Швейцарию. Можно спросить себя: есть ли смысл сегодня писать о людях, событиях, битвах того времени? Ведь все это принадлежит прошлому, а прошлое, говорят, не возвращается. Но не будем ни наивными, ни схематичными. Пусть предстоит суд над Альмиранте и его бандой,— кто может с уверенностью сказать, что и помимо тех, кто «на виду», в Италии сейчас нет групп, мечтающих о реванше, о новой «превентивной контрреволюции»? Разумеется, соотношение сил не то, что было в начале двадцатых годов: положение в Италии и во всем мире радикально изменилось. Но тем не менее именно сейчас, полвека спустя, мы присутствуем и при активизации неофашизма и при его стремлении к тому, чтобы выглядеть «современным». Дело, разумеется, не в том, носят ли их люди черные рубашки или модные двубортные пиджаки, нацепляют ли они значки с изображением Муссолини, поют ли на своих сборищах старые песни,— в общем, придерживаются ли ритуала, либо, напротив, говорят о прошлом хотя и с оттенком ностальгии, но все же критически. Важно другое: есть силы, заинтересованные в социальной консервации, есть международные связи (так называемый Черный интернационал и несколько других крупных неофашистских организаций). В самой Италии, наряду с МСИ-ДН, существуют полулегальные организации, военизированные отряды, лагеря специальной подготовки, где молодых фашистов инструктируют бывшие военные, в частности парашютисты вполне определенных взглядов.
Без сомнения, неофашисты понимают, что, наряду с военной подготовкой своих кадров, они должны стремиться к тому, чтобы занять какие-то позиции в области культуры. В Италии есть несколько издательств — откровенно фашистских или, во всяком случае, крайне правых. В начале семидесятых годов начали выходить новые журналы, провозгласившие своей целью мобилизацию всех консервативных групп против «марксистского засилья» в сфере политики, идеологии и культуры. Тема «Муссолини» присутствует неизменно, она актуальна именно потому, что создан миф и этот миф используют в идеологической борьбе. Выходит множество книг, свидетельствующих об актуальности и остроте вопроса. Уточним: не все эти книги написаны с апологетических позиций, есть и резко критические книги, многое делается и для разоблачения мифа Муссолини. Но важен самый факт: тема еще не стала достоянием истории. Приведу для примера несколько названий: «Черный интернационал», «Международный фашизм», «Три лика фашизма», «Как становятся нацистами», «Фашистский романтизм», «Нравы и обычаи человека-фашиста», «Мысли фашист ского функционера», «Фашизм», «Новые чернорубашечники», «Фабрика Дуче», «Молодой Муссолини», «Досье о неофашизме», «Хроника самого черного года», «Фари-наччи — сверхфашист», «Князьки режима» — этот список очень легко продолжить.
Книга «Фабрика Дуче» представляет особый интерес. Ее автор, Дино Бьонди, родился в 1927 году и не успел получить tessera (членский билет фашистской партии). Но, как и все его сверстники, он последовательно прошел через все обязательные в то время стадии фашистского воспитания: «сын волчицы», «балилла», «молодой фашист». Таким образом, Бьонди отлично помнит атмосферу времени. Он не историк, а журналист и поставил себе цель: сделать монтаж из подлинных документов, речей, статей и т. д. «Сверхзадача» была — наглядно показать, каким образом был создав и постепенно вырос до фантастических размеров миф о великом вожде Бенито Муссолини, наследнике и духовном преемнике Цезаря, Наполеона и других «всемирно исторических» личностей. Многие авторы в Италии стремились примерно к той же цели, хотели вскрыть «изнутри» тот механизм, который был приведен в действие и на протяжении всего «черного двадцатилетия» помогал режиму манипулировать сознанием людей. Некоторые книги этого типа удачны, но особая удача Дино Бьонди состоит в том, что ему удалось найти интонацию бесконечной ироничности, не прибегая ни к какому нажиму: он заставляет говорить документы, и прием монтажа вполне себя оправдал — достигается максимальная выразительность.
нию, напротив, его всячески пытаются гальванизировать. В предисловии к книжке «Молодой Муссолини», написанной одним из сотоварищей будущего дуче по школе, без обиняков говорится, что одной из задач автора было «дать молодежи представление о настоящем революционере, столь отличном от сегодняшних ручных протагонистов революции»1 ником, был — «нравится это или не нравится — самым великим из всех и поэтому — символом целого поколения». Да, сомнений нет: в засекреченных военных лагерях, расположенных где-нибудь в горах, вдали от населенных мест, молодых неофашистов обучают не только обращению с гранатами и ручными пулеметами — они проходят идеологическую обработку, и им объясняют, что такое «историческая преемственность». Если Альмиранте лавирует и меняет свою тактику в зависимости от обстоятельств, то многочисленные неофашистские организации, то контактирующие, то порывающие друг с другом и по большей части стоящие «левее» официальной партии, возглавляемой Альмиранте, неизменно пытаются возродить идеологию так называемого «исторического фашизма», то есть режима чернорубашечников. И тут без мифа о Муссолини никак нельзя обойтись.
ский фашизм только с личностыо Муссолини и переоценивать значение индивидуального момента. Понятно, что при изучении такого феномена, как, в данном случае, итальянский фашизм, надо знать социальные факторы, состояние экономики, уровень образования населения и т. д. Однако личные качества, моральный и интеллектуальный облик человека, возглавляющего определенное движение, отнюдь не безразличны, и их надо ясно представлять себе, анализируя исторические события. Кроме того, Муссолини был чрезвычайно характерной фигурой, в нем воплотились типичные черты политического авантюриста, а также и ренегата, изменившего рабочему движению. Поэтому о нем стоит рассказать подробно. Он сам любил говорить о себе и, надо признать, не страдал излишней щепетильностью. Одни и те же факты в различные периоды, в зависимости от обстоятельств, излагались по-разному. Однако некоторые черты характера оставались неизменными, и поэтому мы встречаем схожие моменты во всем, что Муссолини писал или рассказывал о себе, начиная с юношеской автобиографии 1911 года, которую он написал, сидя в тюрьме за антивоенную пропаганду.
Это любопытнейший человеческий документ. Достаточно прочесть его, чтобы увидеть, что автор— эгоцентрик, позер, хорошо владеет пером, но воспитан на литературе отнюдь не высшего сорта, так как пишет «слишком красиво». Мы узнаем, что он родился в два часа пополудни, в воскресенье 29 июля 1883 года в деревушке Довиа, в провинции Форли. В местной церкви отмечали престольный праздник, а солнце уже восьмой день находилось в созвездии Льва. Один из итальянских историков ядовито замечает, что, вероятно, Муссолини так охотно писал о созвездии Льва потому, что помнил изречение, взятое из популярного календаря: «Люди, рожденные в июле, горды, смелы и мужественны. Достойные любви и страстные любовники, они очень нравятся женщинам. Они ищут славы и добиваются ее».
го колебался, прежде чем решить окончательно, из какой семьи он происходит. Впрочем, изучением этого вопроса занимались и другие люди. Профессор Далл’ Оссо уточняет, «что корни его прапрадедов уходят в императорский Рим за два столетия до рождества Христова». Сотня архивных крыс мобилизована для охоты за предками дуче. Некоторые, кто поскромнее, писали, что семья Муссолини играла видную роль в Болонье в XVIII веке. Сам Муссолини в юношеской автобиографии писал, что его дед Луиджи был мелким земельным собственником, впоследствии обедневшим. Но в другой автобиографии, опубликованной в 1928 году на английском языке, он несколько изменил эту версию. Семья владела землей и жила в достатке, а вообще род был древний. Кто-то из предков (в XVIII веке) был композитором, и даже известным в Лондоне. Может быть, именно от него, добавил Муссолини, «я унаследовал любовь к музыке». Он действительно играл на скрипке и щеголял этим как доказательством своей «артистичности» и одухотворенности. В конце концов, однако, Бенито Муссолини решил, что лучше ему происходить из простой, бедной семьи — тут были соображения политические и психологические.
мыкал к анархистам и вообще был типичным представителем многих ремесленников Романьи, традиционных бунтарей и антиклерикалов. Мать, учительница начальной школы, напротив, была религиозна. Первенцу дали три имени: Бенито Амилькаре Андреа; собственно, по-итальянски он не Бенито, а Бенедетто («благословенный»), но отец предпочел имя Бенито в честь популярного тогда в Европе мексиканского либерального деятеля Бенито Хуареса. Так Бенито Муссолини и вошел в историю.
— люди эпохи Первого Интернационала, как последователи Маркса, так и анархисты, — отличалось мужеством, благородством и бескорыстием. Но нельзя отрицать, что, наряду с благими порывами и самоотверженной борьбой, в социалистической пропаганде смешивались разнообразные и порою противоречивые идеи. Анархисты организовывали восстания, сидели по тюрьмам, искренне стремились к революции, но в конечном итоге их деятельность оказывалась бесплодной. Другие «шли в народ» и в условиях жесточайших полицейских расправ несли в массы передовые идеи. Большей частью эти социалисты и сами недостаточно разбирались в теории, но все же их работа не была просто культуртрегерской: им удавалось будить классовое сознание людей.
Второе поколение итальянских социалистов интеллектуально сформировалось и политически созрело уже после смерти Маркса, в период Второго Интернационала. Среди них было много интеллигентов, воспитавшихся на философии позитивизма, на уважении к науке и на твердой вере в законы эволюции и прогресса. Когда впоследствии эти люди становились марксистами, это большей частью совершенно не означало полного разрыва с позитивизмом. Наиболее выдающимся теоретиком, который в результате долгой эволюции стал марксистом (но позитивистом не был никогда), был профессор Антонио Лабриола, которого называют «первым итальянским марксистом». Его работы читал В. И. Ленин и даже советовал своей сестре перевести одну из них на русский язык. Лидером второго поколения и самым ярким его идеологом и организатором был Филиппо Турати.
ми, что один из наиболее близких друзей Турати, популярнейший агитатор Камилло Прамполини во время своей речи упал в обморок. Он заклинал анархистов не радовать классовых врагов зрелищем скандалов и обструкций. Когда его привели в чувство, он пожелал закончить свою речь, но никого не убедил. Произошел раскол, и образовались две партии, назвавшие себя одинаково, что, надо полагать, создавало немалую путаницу: «Партия итальянских трудящихся». Анархистская партия довольно быстро сошла со сцены, хотя анархизм как течение сохранился и позднее превратился в анархо-синдикализм. Настоящая партия начала свой нелегкий путь и три года спустя стала называться «Итальянская социалистическая партия». Так называется она и теперь.
Традиционный итальянский социализм можно охарактеризовать так: существуют непреложные и абсолютные законы общественного развития. В соответствии с этими законами в должное время одна формация сменяется другой. Этими же законами предопределен прогресс человечества. Целью политической партии, созданной на строго классовой основе, было объявлено преобразование капиталистического общества в социалистическое. Средства для достижения этой цели, ясной, но, очевидно, не близкой,— сочетание экономической борьбы трудящихся с их участием в политической борьбе, в частности при выборах в парламент. «Переход от капитализма к социализму — не волевой акт, который должна совершить партия, но завершение неодолимого процесса. В решающий момент могут оказаться необходимыми и насильственные действия, но при условии, что внутри оболочки старого общества уже созрело новое общество» 2
ческая партия в Италии приобретала все больший престиж среди интеллигенции. В 1896 году была проведена анкета, охватившая 194 деятеля культуры (105 писателей, 26 художников, 63 ученых). Речь шла об отношении к социализму. 110 человек безоговорочно высказались засоциализм, 54 — с оговорками, но все же за, и только 30 — против. Однако на протяжении последовавших десятилетий социалисты, отчасти из-за широты взглядов, но отчасти и из-за некоторой неразборчивости, печатали в своих изданиях немало дилетантов и эклектиков. Фактически они не сумели предложить интеллигенции органической и вдохновляющей программы и жестоко поплатились за это позднее, когда Италию, как и другие страны Европы, захлестнула волна иррационализма.
теллигенции примкнула к социалистам, в стране возникло теоретическое и идеологическое течение, которое позднее стали называть национализмом. Так называемая «мифологическая фаза» этого течения началась, когда молодой писатель Габриэле Д ’Аннунцио, начавший как эстет, дерзко провозгласил, что вся культура XIX века мертва, и объявил беспощадную войну позитивизму и самой идее демократии. Народ трактовался как «сумма нулей», как «чернь». Соответственно в искусстве отрицалось все находившееся вне сферы «чистой красоты». Д ’Аннунцио был, несомненно, очень талантлив, но наряду с подлинно поэтическими вещами он писал и другие, отмеченные печатью несколько пошлой риторики. Позднее Д ’Аннунцио превратился в кумира обывателей и части образованного общества. Им не только увлекались как литератором, он оказывал влияние на нравы, существовал «д’аннунцианский стиль жизни». Д ’Аннунцио был одним из признанных лидеров националистического движения и стал певцом итальянского империализма.
«Мифологическая фаза» закончилась в 1903 году, когда Энрико Коррадини, тоже писатель, довольно средний, но обладавший сильной волей и темпераментом, основал журнал «Реньо» («Государство», «Королевство»), ставший трибуной самого исступленного национализма. Большинство сотрудников «Реньо» впоследствии примкнуло к фашистам. Коррадини, как и Д ’Аннунцио, был идеологом движения и играл в нем очень видную роль. Позднее он сойдет с авансцены, а между Д ’Аннунцио и Муссолини возникнут сложные отношения союза плюс соперничества, и Муссолини, победивший в политике, сочтет нужным называть Габриэле Д ’Аннунцио великим поэтом.
«Реньо», во Флоренции был основан журнал «Леонардо», названный так в честь Леонардо да Винчи. Его основали молодые писатели Джованни Папини и Джузеппе Преццолини, ставший впоследствии другом и сотрудником Муссолини. Один итальянский критик писал, что в Италии конец XIX и начало XX века, вплоть до первой мировой войны, прошли под знаком трех «анти»: антидемократизм в политике, антипозитивизм в философии, антинатурализм в искусстве. Волна антидемократизма прокатилась в начале нашего века по всей Западной Европе, увлекая многих деятелей культуры. Сотрудники журнала «Леонардо» провозгласили себя язычниками и индивидуалистами. «Леонардо» полемизировал против «грубости» националистов и издевался над убожеством их риторики и пошлостью их аргументов. Однако и группа «Леонардо» стояла на позициях убежденного, страстного антидемократизма. Полемика против «Реньо» и против Коррадини лично впоследствии не помешала политическому альянсу.
турных интересов Папини и Преццолини были, несомненно, гораздо выше Коррадини. Но параллельный анализ материалов, печатавшихся в «Реньо» и в «Леонардо», показывает, что рафинированный, талантливый писатель Папини и высокоэрудированный, хотя и несколько поверхностный литератор Преццолини не только соглашались с основными идеями Коррадини, но развивали их, обогащали, насыщали аргументами и делали все, чтобы добиться «возрождения» итальянской буржуазии и усиления ее «антисоциалистической функции». Преццолини начал также печататься в «Реньо». Так, он опубликовал на страницах этого журнала статью, озаглавленную «Кому выгодна классовая борьба?». Приведем цитаты: «Классовая борьба — это находка, или, точнее говоря,— и мы говорим это без всякого коварного умысла — это выдумка социалистов. Она целиком принадлежит им и по своему происхождению и по тому, как ее применяют; она родилась в определенной среде и выросла в ней и приобрела ее цвет и привычки. Это самая большая и лучшая выдумка, самый верный инструмент, изобретенный ими до сих пор, для того, чтобы деликатно стричь овец»3мула «классовой борьбы» очень удобна для пропаганды и разные течения внутри социалистической партии ссорятся между собой из-за того, кто правильнее эту формулу интерпретирует. На самом деле, по Преццолини, буржуазия и пролетариат являются «двумя национальными силами», никаких противоречий между их интересами нет, и они в равной мере стали жертвами социальной демагогии, которую проводят социалисты. Однако, поскольку пролетариат верит демагогам, буржуазии ничего не остается, как принять брошенный ей вызов «классовой борьбы» и помнить при этом, что не она этого желает, но что ее провоцируют на эту борьбу.
«Реньо» и «Леонардо». Но приходится признать, что в эти годы процесс политизации итальянской интеллигенции развивался чрезвычайно быстро и многие видные ее представители (я не назвала сейчас имена экономистов, социологов и т. д.) сознательно и целеустремленно стремились осуществить то, что считали своим историческим предначертанием: предложить правящему классу идеологическую и политическую программу, которая отвечала бы классовым интересам буржуазии. Эти люди претендовали на роль идеологов и духовных руководителей своего класса, указывающих ему путь. В этом, широком, смысле Д ’Аннунцио, Коррадини, Папини, Преццолини выстраиваются в один ряд.
«La cultura italiana del’900 attraverso le riviste, volum e primo». Torino, 1960, p. 486»