РЕЖИМ И ДОЛГ КАТОЛИЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
Многие кардиналы собрались
в отхожем м есте... Достойное место для избрания такого папы...
мика небольшого формата, на тонкой бумаге, в золотистой обложке. В них 1469 страниц, отличные репродукции, а в тексте есть все необходимое для романа эпохи Возрождения: императоры, папы, кардиналы, прекрасные дамы, воины, монахи, плебс. Это знаменитые «Комментарии», или «Записки» папы Пия II, который, разумеется, так саркастически пишет не о себе, а о своем конкуренте. Пий II — единственный папа, оставивший для потомства свою биографию. Она была написана по-латыни и доступна немногим. В 1981 году итальянский перевод ее стал событием в культурной жизни страны.
Эней Сильвий Пикколомини (1405— 1464) был прославленным гуманистом, поэтом, прозаиком и историком. Император Фридрих II во Франкфурте возложил на голову Энея корону поэта. Литературный талант Пикколомини бесспорен. Он был деятелем эпохи Возрождения, представителем большой литературной и культурной традиции, помнил друзей и, уж конечно, хорошо помнил врагов. Никакого христианского всепрощения у него и в помине нет, он судит безжалостно и пристрастно, но это делает текст еще ярче и увлекательнее— темперамент автора заражает читателей. «Записки» состоят из двенадцати книг, каждая глава внутри каждой книги снабжена развернутым заглавием, в котором коротко изложено содержание главы. Предисловие к «Запискам» начинается так: «Если после смерти г'ибнет и душа, во что напрасно верил Эпикур, то мирская слава не может принести ей никакой пользы. Если же, однако, покинув телесную оболочку, душа продолжает жить, как утверждают и верующие христиане и самые знаменитые философы, то она либо обречена на самую жалкую участь, либо присоединяется к блаженным Духам. Если участь жалкая, ничто не может доставить удовольствия, даже слава. А счастье, которое испытывают праведники в раю, не может ни увеличиться от хвалы, ни уменьшиться от людского осуждения. Почему же в таком случае мы так жаждем доброй славы? Не потому ли, что души, находящиеся в чистилище, испытывают некую сладость от сознания, что оставили по себе хорошую память?» 1
Эней сетует на неблагодарность и непонимание людей, не умеющих ценить выдающихся современников. В качестве примера он приводит четверых своих предшественников, а потом пишет, что злословие не пощадит, конечно, и Пия II (Эней все время пишет о себе в третьем лице). «Зависть исчезнет после его кончины, когда поутихнут страсти, приводившие к превратным суждениям. Тогда возникнет подлинная, прочная слава, и Пий II займет свое место среди самых великих пап». Глубокая убежденность в своем величии окрашивает всю книгу Энея Сильвио Пикколомини, продиктованную им в 1462— 1463 годах. «Записки» — замечательный документ эпохи» Автор предстает не римским первосвященником, а профессиональным писателем, политиком и немножко авантюристом. Но как он пишет! Чего стоит история взаимоотношений Пия II с Магометом II, захватившим Константинополь. Пий уговаривает Магомета II принять христианство, после чего обещает сделать его своей правой рукой, и уверяет, что в обряде крещения нет ничего страшного: немножко воды, а вода есть везде... Так ты становишься христианином и начинаешь верить в Евангелие...
«Кардиналы собираются на конклав; что там происходит; бесконечные распри; Эней избирается папой и принимает имя Пий II». Предыдущий папа Калликст III скончался (6 июля 1458 года. На конклаве присутствовало девят надцать кардиналов; один, однако, умер. Эпитафия в стиле Энея (недаром его считали скептиком), покойный «был образцовым, прекрасным человеком, его жизнь была чистейшей, он превосходно знал доктрину и обладал богатым опытом». Но... слишком благоволил гибеллинам и, кроме того, надеялся, что его изберут папой. Перечисляются оставшиеся восемнадцать кардиналов. Католики верят, что на конклаве незримо присутствует и святой дух, который решает, кто должен быть избран. В драматическом тоне Эней пишет о том, как четверо кардиналов, «не краснея и не стыдясь», вербовали голоса для себя или для своих друзей. Самым «антипатичным» был кардинал Руанский Гульельм, и при первом голосовании его кандидатура даже не выдвигалась. Пять голосов получил Эней, пять Филипп из Болоньи, остальные голоса раскололись. Тогда коварный Гульельм при поддержке кардинала Авиньонского Алэна начал действовать. Больше всех он боялся Энея и старался всячески опорочить его. Во-первых, Эней беден. Во-вторых, он болен подагрой. Главное же — он поэт: «Можем ли мы возвести на папский престол поэта и позволить ему утверждать в церкви языческие доктрины?»
Среди ночи Филипп из Болоньи будит Энея: «Что ты делаешь, Эней? Ты не знаешь, что у нас уже есть папа? Несколько кардиналов собрались в отхожем месте и решили избрать Гульельма, ждут лишь, пока рассветет. Советую тебе встать, пойти к нему и сказать, что ты отдаешь за него свой голос — до того, как он будет избран. Ибо если он увидит тебя среди своих противников, то, когда начнется понтификат, ты столкнешься с ненавистью. Я-то в ловушку не попаду. Я хорошо знаю, что значит иметь врагом папу. Калликст не мог видеть меня спокойно, потому что я не голосовал за него». Но Эней ответил: «Никто никогда не заставит меня отдать свой голос недостойному. Я не совершу такого греха. Если другие изберут его, это их дело, а я не буду испытывать угрызений совести... Заговор состряпан в отхожем месте. Замечательно!» Потом идет увлекательный рассказ о том, как Эней сначала разубедил Филиппа, а потом принялся за других кардиналов, спрашивая: «Ты еще не продался Гульельму?» (Гульельм обещал своим сторонникам разные высокие и доходные должности в церковной иерархии.) В общем, во время второго голосования папой избирают Энея Пикколомини. В романе Леонардо Шаши «Тодо модо» главный герой, священник дон Гаэтано, блестяще эрудированный, издевается над мало что читавшим кардиналом: «Пий II, например, если порыться в его восхитительных «Записках»... Ведь чудовищно уже то, что он, будучи папой, написал историю своей жизни...» И дальше: «Я сказал бы, что в какой-то момент, именно в тот, когда он начал диктовать свои «Записки», ему не удалось совладать с чувством удовлетворения; а вызвано оно было тем, что в его восшествии на престол Петра собственное его присутствие духа сыграло большую роль, нежели присутствие духа святого. Неодолимое желание провозгласить: взгляните, вот ваш первосвященник! Это я, Эней Сильвий, тот самый, что написал «Повесть о двух влюбленных». Я, я это сделал. Стендалевский герой avant la lettre» 2 динала: «Но он был великий папа, ваше преосвященство, великий и святой. И к тому же он умер более пяти веков назад».
Теперь мы переносимся в наш век. Пий XI умирает, и папой избирается Эудженио Пачелли (1876— 1958). Прошу читателей не подумать ничего дурного, конклав прошел нормально, и никаких ассоциаций с тем, что мы знаем об избрании Пикколомини (вернее, о том, что этому предшествовало: коварный Гульельм и отхожее место) не было. Вспомнила я об Энее только потому, что это очень увлекательно. Понтификат Пия XII продлится очень долго: » почти двадцать лет. Пачелли избрал это имя. При нем Италия вступила во вторую мировую войну, при нем произошел крах фашистского режима, установление республики, приход к власти христианско- демократической партии. Приходится признать, что ему досталось нелегкое наследство и понтификат был трудным. Но это важный период и в истории итальянской католической культуры.
— о самом Эудженио Пачелли. Он рос в семье, связанной с ватиканскими кругами (дядя, занимавший видный пост в финансовых институтах Ватикана, брат Франческо — юрист, которому предстоит в будущем сыграть активную роль в подготовке Латеранских пактов). Он изучал теологию и каноническое право, занимал видные посты в ватиканской дипломатии и сформировался в атмосфере понтификата Пия X. Кроме того, он был филологом и стилистом. По складу характера Пий XII был трудолюбив, недоверчив и педантичен. Будучи образованным юристом, он отлично разбирался в запутанной системе различных звеньев курии и многое там усовершенствовал. Он относился очень серьезно к любой теме, которую надо было затрагивать. Например, ему предстояло приветствовать каких-то пред ставителей газовой промышленности. Готовясь к этому, он читал множество специальной литературы, что, как вежливо пишет один итальянский автор, «не соответствовало объективной необходимости». Будучи филололом, он перерывал словари синонимов и, кажется, «считал стилистическое совершенство знаком особой милости небес». Его педантизм доходил до того, что он не мог удержаться от искушения сделать какому-нибудь кардиналу замечание по поводу открытого или закрытого «е» во французском языке. Некоторые подхалимы ставили ему в особую заслугу то, что он поручил Библейской комиссии Ватикана тщательно «разобраться в литературном жанре первых книг Бытия».
Понтификат начался 2 марта 1939 года. В последний период своей жизни его предшественник Пий XI занял решительную позицию против расизма. Это началось, когда он 14 марта 1937 года обратился к немецкому епископату с энцикликой Mil brennender Sorge, 3 в которой осуждал «биологический расизм». Когда же в июне 1938 года в речи, обращенной к воспитанникам Колледжа пропаганды веры, папа сказал, что расизм чужд итальянской традиции и импортирован из Германии, Муссолини реагировал раздраженно, утверждая, что говорить об экспорте расизма «просто абсурдно».
«Чивильта каттолика», как бы игнорируя мнение папы, фактически поддержала расистскую кампанию в Италии, придумывая разные аргументы, чтобы ее оправдать. Все историки сходятся на том, что Пий XI в последние годы своей жизни многое переосмыслил. Канделоро пишет: «По случаю десятилетия, прошедшего после примирения, Пий XI был намерен произнести очень критическую речь по отношению к фашистской политике последнего периода. Но, после двух сердечных приступов, он умер 10 февраля 1939 года. Новый папа, кардинал Эудженио Пачелли, бывший статс-секретарем Пия XI начиная с 1930 года, был избран 2 марта 1939 года и выбрал имя Пий XII. Будучи опытным дипломатом, он не хотел углублять конфликт с фашистским правительством, который в момент очень сложного международного положения мог привести к не поддающимся предвидению последствиям.
Но факт и то, что в других энцикликах Пий XII выступал с антисоветских, антикоммунистических позиций» 4 Но это было время, когда поддержка режима со стороны народа очень быстро уменьшалась. Приближался конец, хотя никто не знал еще, насколько он действительно близок. Расистские законы, противоречившие всей национальной традиции, были встречены враждебно. Есть множество документов, включая «Дневники» зятя Муссолини графа Галеаццо Чиано, подтверждающие это. Гитлер вел дело ко второй мировой войне, и хотя никто не знал, когда она начнется, атмосфера непрестанно сгущалась. В этих условиях очень важен вопрос об интеллигенции, laica и католической. Ватикан со своей стороны усиливал контроль над клиром и над Ационе каттолика. Пий XII считал, что АК все-таки пользуется слишком большой независимостью, и произвел новые организационные перемены. Их смысл был в клерикалиэйции АК, в ее полном подчинении церковной иерархии. Не забудем, что Пий XII сформировался в школе Пия X (не случайно он настоял на его канонизации), и для него стиль Пия XI был слишком умеренным. АК была поставлена под прямой контроль трех архиепископов: Лавитрано, Боэтто и Пиацца, но они, видимо, были настолько незначительными личностями, что о них даже ничего не пишут. Но монсиньор Эвазио Колли, который должен был осуществлять практическое руководство, пользовался авторитетом в АК. Позднее Пий XII пошел еще дальше, распространив строжайший контроль над деятельностью АК также и на уровне при ходов.
Положение несколько изменилось, когда началась война и перспектива падения итальянского и немецкого фашизма стала явственной. Это создало некоторые возможности для ФУЧИ и для Движения католиков-лауреатов. Папа понял, что приближается конец определенной исторической эпохи, и вынужден был чуть-чуть ослабить жесткий контроль над католической интелли генцией. В плане культуры и литературы в годы войны, пожалуй, самым интересным был журнал «Примато», выходивший в Милане два раза в месяц с 1 марта 1940 года по 15 марта 1943 года. Этот журнал создал Джузеппе Боттаи, «фашист первого часа» и участник так называемого похода на Рим. В юности он был футуристом, посещал дома элитарной интеллигенции, в том числе философа и политического деятеля Джованни Амендолы, которому суждено было стать одной из самых знаменитых жертв фашистского режима. Боттаи в интеллектуальном плане резко отличался от всех остальных иерархов, кроме того, у него была репутация лично честного человека. Судя по всем источникам, он искренне верил в valori фашизма и относился к Муссолини с обожанием до тех пор, пока не разочаровался в нем и не пришел к убеждению, что режим обречен на гибель. Историки, склонные считать Боттаи «загадочным», относятся к нему с неослабевающим интересом. На фоне невежд, насильников и парвеню он выделялся умом, интеллигентностью и уважением к культуре.
«Критика фашиста», который по уровню был несравненно выше других изданий того времени. Боттаи хотел привлечь к своим журналам наиболее одаренных представителей сначала светской, а позднее и католической интеллигенции и в большой мере преуспел в этом, поскольку его журналы и по стилю отличались от других.
«Примато», составленная исследовательницей Луизой Мангони, которая пишет о Боттаи как об организаторе культуры и идеологе. Мне кажется точной ее периодизация: согласно Мангони, к концу 30-х годов вступили в полосу кризиса философия и идеология Джованни Джентиле, долгое время бывшие как бы официальной философией и идеологией фашистского режима. В это время «начинается полоса преобладания католической культуры»5 Создавая новый журнал, Боттаи преследовал амбициозные цели. Ему в самом деле удалось привлечь к сотрудничеству многих литераторов, ставших впоследствии знаменитыми; достаточно назвать имена Васко Пратолини, Карло Бернари, Джузеппе Десси. Список можно продолжить; например, изобразительными искусствами в журналах занимался Ренато Гуттузо, кинематографией Чезаре Дзаваттини. Нас интересуют католики. Некоторые из тех, кто покинул «Фронтеспицио», стали сотрудничать в «Примато». Там печатался Риккардо Баккелли, Карло Бетокки, Никола Лизи и много других. Но дон Де Лука, будучи личным другом Боттаи, к «Примато» отнесся с сомнением; впрочем, он писал в «Критика фашиста». Тема: режим и долг католической интеллигенции — очень важна.
Теперь, однако, мы немного отвлечемся от католиков, чтобы сказать о человеке, чье имя я назвала рядом с именем Ренато Серры, написавшем в 1945 году знаменитое эссе «Экзамен совести одного интеллектуала». Зто Джаиме Пинтор. Он стал знаменем для целого поколения итальянской интеллигенции. Джаиме Пинтор погиб в возрасте 24 лет, но сколькие интеллигенты узнавали себя в теориях, этике и эстетике Пинтора. Он был писателем и переводчиком-германистом, его переводы Рильке считаются образцовыми. Понятно, почему целому поколению импонировал Пинтор. Дело не только в том, что он героически погиб в Сопротивлении,— героев было много. Дело в том, что это был человек, воспитанный на самой рафинированной европейской литературе рубежа веков, знавший, что такое скепсис, сомнения, ирония. К активному антифашизму он пришел позже, чем многие его товарищи. Он занимал ответственные посты в дипломатии, был одним из ведущих авторов журнала «Примато». Осталась знаменитой его рецензия, посвященная «Одной немецкой антологии». Пинтор очень сурово критиковал тексты (не забудем, что в Германии в то время свирепствовал расизм) и размышлял о том, что такое традиция. Как мы знаем, вопрос о традиции волновал и итальянскую католическую интеллигенцию.
ла в войну на стороне нацистской Германии. Уходя в партизанский отряд, он 28 ноября 1943 года оставил младшему брату Луиджи длинное философское письмо с размышлениями об итальянской истории и о национальном характере итальянцев, о долге интеллигенции: «Мы, музыканты и поэты, должны отказаться от наших привилегий, чтобы принять участие во всеобщем освобождении. Революции удаются тогда, когда их подготавливают поэты и музыканты, лишь бы поэты и музыканты знали, что им надлежит делать». Это письмо не просто знаменито, оно хрестоматийно. Итак, Джаиме Пинтор ушел в партизанский отряд и погиб при взрыве бомбы. И стал не мифом, стал боевым знаменем.
— история многих. Отступление, посвященное журналу «Примато», сделано потому, что мне хотелось привести еще один пример того, что стоит воздвигать слишком жесткие перегородки. И еще потому, что долг интеллигенции мне кажется вечным. Да, не стоит воздвигать жесткие перегородки изначально, потому что изначальные посылки одинаковы для всех. Сейчас мы говорим об определенном историческом периоде: Италия вступила во вторую мировую войну, приближается, уже почти ощутим скорый крах фашистского режима. Перед каждым мыслящим человеком стоит все та же проблема выбора. Пинтор сказал: «Революции удаются тогда, когда их подготавливают поэты и музыканты, лишь бы поэты и музыканты знали, что им надлежит делать». Мы не говорим сейчас о том, при каких условиях удаются революции, не говорим о роли народных масс, берется лишь один аспект проблемы: долг интеллигенции.
Тема еще уже: долг и задачи итальянской католической интеллигенции в те годы. В этой главе мы говорим преимущественно о политике и, следовательно, о роли многих христиан — священников и мирян — в это важнейшее время. Первым надо назвать имя крупнейшего государственного и общественного деятеля Альчиде Де Гаспери (1881— 1954). После того как дона Стурцо заставили эмигрировать, Де Гаспери стал последним политическим секретарем ППИ. Его антифашизм, так же как убежденный и страстный антифашизм Луиджи Стурцо, несомненен. Но судьба его сложилась иначе. Он не эмигрировал, фашисты арестовали его, но через полгода выпустили. Он ушел в тень: Пий XI дал ему возможность работать в ватиканской библиотеке. Это давало хлеб и своего рода убежище. Внешне Де Гаспери долгие годы казался пассивным, но позднее выяснилось, что фашистская полиция уже в 1940 году занялась им. Один из его биографов, Пьетро Скоппола, пишет, что существует «миф Де Гаспери», но что на самом деле миф беднее, чем реальность. Сам Де Гаспери не раз намекал на существование какой-то секретной истории.
что он «привержен своим старым теориям». Будучи человеком высокообразованным и проницательным, Де Гаспери очень точно оценивал события, но по складу характера не был бойцом. Но у него были все качества крупного политика, образование, позволяющее мыслить широко и самостоятельно, гибкость, чувство реализма, нередко помогавшее в трудных ситуациях.
«Иллюстрационе каттолика» рубрику, посвященную международным событиям, подписываясь Спектатор. Один светский автор, Энцо Форчелла, пишет, что эти тексты очень точно воссоздают образ Де Гаспери: «политика, сказавшего нет фашизму, но оставшегося верным сыном церкви, которая с фашизмом сотрудничает». В будущем, после образования ХДП, это создаст для Де Гаспери трудное положение: верный сын церкви, он будет вынужден совершать поступки, противоречащие его личным убеждениям. Но пока обратимся к периоду, когда Де Гаспери «находился в изгнании», а именно в стенах Ватикана, и не занимался активной политикой. В эти годы он глубоко изучил теории европейского либерального католицизма и «социального христианства».
Приведем пример: цитату из одной статьи Спектатора, посвященной очередной книге Жака Маритена: речь идет об общественном устройстве, о положении человека в государстве в свете христианской этики: «Окажется ли будущий режим демократическим или антидемократическим? Можно назвать его антидемократическим, если думать об абстрактной и безличной свободе Руссо, потому что новая цивилизация воплотит в институциях и социальных формах конкретные и позитивные свободы, необходимые для внутренней свободы личности. Но, с другой стороны, этот режим сохранит одну из ценностей, заключенных в слове «демократия», а именно гражданское народное чувство, позволяющее народу сознавать свои права». И дальше: «Какова цель нового режима? Если он не сможет осуществлять, как было в средние века, посредством человека божественную волю на земле, то сможет, по крайней мере, при помощи человека вносить в земную жизнь нечто божественное, а именно любовь и братство. Движущим принципом этого общества не будет ни миф класса, ни миф расы, ни миф нации или государства, но евангельская идея достоинства человеческой личности, ее духовного призвания и необходимой братской любви» 6
ны в его частной переписке тех лет. Ясно, что они противоречили официальной политике Пия XI и Пия XII. По этому Де Гаспери отчасти находился в изоляции. Но в годы, предшествовавшие падению фашистского режима, в некоторых кругах католической интеллигенции шел процесс переосмысления прежнего опыта. Люди начали всерьез задумываться над тем, что делать, когда возникнет новая политическая ситуация. Новое поколение католической интеллигенции, понимавшей, что также и ей надо будет сказать свое слово, еще ни в чем не было уверено. Но оно находилось на перепутье. Эти молодые люди созрели в годы постыдного сотрудничества церкви с фашистским режимом. Конечно, часть из них была настроена конформистски и делала карьеру или же предпочитала вообще не слишком интересоваться общественной жизнью. Но были и другие, были группы католиков, без сомнения настроенных оппозиционно. Образовывались своего рода центры, или группы, внутри которых эти настроения кристаллизовались. Считается, что многие из таких групп были равнодушны к духовному наследию ПНИ, и это вызывало озабоченность у того же Де Гаспери.
Не случайно в «Программе христианской демократии», документе Де Гаспери, напечатанном в подпольном издании газеты «Пополо» в декабре 1943 года, настойчиво говорилось о необходимости проложить мост между двумя поколениями католиков-антифашистов: Де Гаспери повторил это в феврале 1944 года в подпольно изданной брошюре. В большой мере Де Гаспери добился успеха. Придет время, когда некоторые молодые люди из ФУЧИ и Движения лауреатов-католи-ков присоединятся к нему и, наряду с людьми старшего поколения из ППИ, станут вторым компонентом будущей христианско-демократической партии. Третьим компонентом будут люди из «партии гвельфов». Это одна из самых интересных страниц в истории итальянского католического движения. Главный идеолог, организатор гвельфского движения (точнее, конечно, было бы говорить неогвельфского) был Пьеро Мальвестити (1899— 1964), один из руководителей миланской АК. Он никогда не интересовался политикой, был усердным служащим, образцовым семьянином, глубоко религиозным человеком, увлекавшимся также литературой, особенно поэзией,— он и сам писал стихи.
ной жизни, если бы в 1931 году Муссолини не поднял руку на организации Ационе каттолика. Мальвестити испытал настоящий шок, он был охвачен таким негодованием, что решил действовать и вместе с группой близких друзей создал партию гвельфов. Само название носило романтический характер, и ясно, что подразумевался возврат к традиции. Ни один из членов группы Мальвестити никогда не принадлежал к партии дона Стурцо, им были далеки идеи «молодых католических социологов» и деятелей высокого модернизма начала века. Здесь идеологически и психологически было нечто совсем иное.
«Политический католицизм в Италии в Новеченто». Но в антологии, составленной Скопполой, тоже приведены целиком тексты и полицейские донесения. Любопытно пишет об этой группе и Ренцо Де Феличе. В общем, будем монтировать все материалы, это увлекательно, очень наивно и очень драматично. Когда я читаю о том, что проделывали Мальвестити и его друзья, мне с трудом верится, что все происходила в XX веке. Впрочем, Брецци расцени вает все это иначе. Он пишет о том, что католическая база, особенно в таком городе, как Милан с его демократическими традициями, видела «совершенную несовместимость христианского учения с действиями фашистского режима». Но Брецци тоже признает, что антифашистские настроения гвельфов были довольно смутными до того момента, когда Муссолини не нарушил самым бесстыдным образом Латеранские пакты. Но «гвельфское движение было одной из немногих групп (быть может, единственной)», которая испытала преследования со стороны фашистской полиции и в то же время столк нулась с враждебностью ватиканской иерархии.
В полицейских архивах хранится дело, озаглавленное: «Гвельфская организация: Христос — царь небесный и народ, секретная ассоциация; католическое антифашистское движение (24 мая 1931— 1 мая 1933)». Гвельфы писали, печатали и распространяли листовки. По некоторым данным, их было выпущено более ста тысяч. Приведем текст самой первой листовки; остальные по тону походят на нее.
«Христос — царь небесный и народ — народ и Христос — царь небесный.
Братья по вере, граждане всемирного католического града, выслушайте нас. Вы собрались со всех концов света, чтобы повторить перед наместником Христа социальное кредо, которое гений Льва XIII даровал современному человечеству. Вы, конечно, ощутили обаяние Рима, вы ходили среди славных могил, ваши ноги ступали по священной земле церкви и цивилизации. Но, может быть, вы спрашивали себя, где итальянские трудящиеся. Мы хотим ответить.
Прямых представителей итальянских трудящихся-католиков среди вас нет. Несмотря на добрую волю Ватикана, политическая тирания держит далеко от ваших собраний даже тех немногих, кто не попал в тюрьму или в изгнание. Эти немногие страстно, свободно и убежденно хотят сказать вам, что вы ходите не только среди могил, что народ хранит лампады зажженными, что народ достоин своего прошлого».
рация: фашизм установил абсолютную тиранию, абсолютное интеллектуальное порабощение, ведет самоубийственную политику и неизбежно сожрет самого себя. Для католиков «слепое повиновение фашизму является абсурдом». Но это не все: листовка говорит о подлости и низости капитализма, который поддерживает фашистский режим. В заключение сказано, что предстоящая революция будет совершена не во имя большевистских или других светских идей, но во имя Христа, который «вновь обретет свое царство».) Манифест подписан: «Комитет гвельфского действия итальянских трудящихся».
«Оссерваторе романо» заявила, что никто из католиков не может иметь отношения к подобным листовкам, что сам лозунг «Христос — царь небесный и народ» звучит «в духе Мадзини», и вообще что все не более чем провокация антифашистов, пользующихся тем, что АК в данный момент испытывает разные неприятности. В этом номере газеты (от 24 мая 1931 года) авторы листовки были ошельмованы самым жестоким образом, но гвельфы выпустили новую листовку. Эти листовки, сто раз наивные, но несомненно антифашистские, рассылались по почте. Есть список архиепископов, торопившихся передать прибывшие по их адресам листовки фашистской полиции, а падре Агостино Джемелли этим не ограничился: он сообщил префекту города Милана, Форначьяри, что «изъял и уничтожил другие листовки подобного типа, присланные другим лицам в Католическом университете»7.
Полиция охотилась за гвельфами два года. Хотя Мальвестити относился к политике «равнодушно и скорее скептически», гвельфы установили контакты с находящейся за границей антифашистской организацией «Джустиция э Либерта». Точная численность гвельфской партии неизвестна. Но опубликованы документы из полицейских архивов, где говорится, что существует «неогвельфский центр», который хочет создать организацию, подобную коммунистической, с ячейками, действующими «независимо одна от другой в целях конспирации». Известно также, что влияние группы неуклонно расширялось. Наконец, 20 марта 1933 года полиции удалось арестовать Мальвестити и еще около ста человек. Главные обвиняемые получили по пять лет. Власти склонны были «проявить снисходительность», и жена Пьеро Мальвестити написала прошение. Однако нужна была и подпись Пьеро, а он отказался наотрез. В тюрьме он читал любимых поэтов, но также и книги по экономике. После освобождения (король несколько сократил сроки) гвельфы продолжали действовать, только стали осторожнее.
ботал теоретический документ, названный «Миланская программа». Гвельфы были единственной католической антифашистской группой, которую судил Особый трибунал, и это создавало вокруг них некий ореол. К большому сожалению, дон Стурцо не только не поддержал гвельфов, но уже после разгрома группы, когда Мальвестити и другие сидели в тюрьме, 16 февраля 1934 года, поместил в испанской газете «Эль Мати» статью, в которой очень резко их критиковал. Все было сказано: и «донкихотизм», и «религиозная мистика», и «поэтическая экзальтация». Габриэле Де Роза, глубоко уважающий дона Стурцо, признает, тем не менее, что дон Стурцо был несправедлив. Правда, слова «несправедлив» нет, но смысл ясен: «Что раздражало Стурцо в истории с неогвельфизмом? Может быть, и прямой переход от мистико-религиозной формулы (содержавшейся в формуле: Христос — царь) к политической позиции типа христианской демократии, как ее понимали Мальвестити и его товарищи, придя к такой ступени, которая превосходила историю католической партии» 8
Иными словами, раздражало, что они пошли дальше, нежели когда- то сам Луиджи Стурцо. Правда, дон Стурцо вообще относился недоверчиво к тому, что делали католики, находившиеся в Италии, но, как бы то ни было, с моральной точки зрения, его отношение к гвельфам неприятно. Первая встреча между римской группой Де Гаспери и миланской группой Мальвестити состоялась летом 1942 года. По мнению некоторых историков, Де Гаспери психологически тоже чувствовал себя не вполне на высоте, поскольку как-никак гвельфы действовали, а не работали в ватиканской библиотеке. Но, как бы то ни было, решили не распылять силы и в предвидении краха фашизма договорились о создании единой католической партии. Программными документами этой партии, создававшейся постепенно, считаются несколько текстов, выработанных под руководством Альчиде Де Гаспери уже после встречи, в конце 1942 — начале 1943 года.
«Реконструктивные идеи христианской демократии». В нем звучит эхо старых концепций дона Стурцо и Ромоло Мурри: децентрализация, плюрализм, особая роль профессиональных объединений. Все было несколько абстрактно. Был употреблен термин interclassismo, что означает «межклассовость». В словарях этого неологизма не найдешь, но для ХДП он очень важен. Для того чтобы понять смысл термина, процитируем книгу Скопполы: «Мне кажется, можно утверждать, что программа христианской демократии, как ее задумал и постепенно вырабатывал Де Гаспери, оказывается столь оригинальной в культурном и политическом смысле, что она стоит выше традиций социального католицизма: соотношение между социальной демократией и политической демократией оказывается перевернутым в сравнении с тем, что традиционно предлагал социальный католицизм; политическая демократия является предпосылкой для реального роста трудящихся классов; церковь не является носителем определенной социальной доктрины; церковь в моральном плане вдохновляет демократию и гарантирует ее постоянную идейную силу; социальные проблемы, хотя и изложенные в традиционных терминах католической социальной школы, рассматриваются с живым пониманием новой роли, которую в экономической жизни должно играть государство, и с четким вниманием к динамике социальных классов. Таким образом, интерклассизм Де Гаспери, как интерклассизм дона Стурцо, уже не имеет того догматического и внеисторического характера, какой присутствовал во многих течениях социального католицизма XIX века, в политическом плане он преобразовывался в необходимую базу для демократии, основанной на consenso (согласие, присоединение. — Ц. К.) Только широкое соглашение между различными классами и социальными группами может таким образом обеспечить, по концепции Де Гаспери, прочную базу для демократии»9
ях послевоенной Италии иметь какие-либо шансы на успех, необходимо было заручиться согласием церкви, и Де Гаспери это отлично понимал. До сих пор я не упоминала о том, что параллельно с будущей ХДП, которая— напомним — возникнет из трех компонентов: бывшие пополяри, гвельфы, некоторые интеллигенты из ФУЧИ и Движения католиков-лауреатов, существовало еще одно течение, в какой-то мере альтернативное. Это Sinistra cristiana (Католическая левая). В конце 1937 года в Риме возникла первая группа молодых членов АК, собиравшаяся в кружке чисто культурного характера, называвшегося «Данте и Леопарди». Большинство этих юношей происходило из семей бывших пополяри, семей с определенными традициями и моральными устоями. Их интересовали литература, религиозная проблематика, отчасти философия. Когда в Италии в 1938 году начался расизм, они пережили форменный шок. История этого движения довольно запутанная, и за всеми зигзагами не удастся следовать. Но самое существенное надо сказать, иначе картина будет искажена.
Синистра кристиана (будем писать СК), несомненно, была не только антифашистской организацией. В отличие от социальной доктрины католической церкви, идущей от «Рерум новарум», она признавала принцип клас совой борьбы, резчайшим образом осуждала постыдное сотрудничество Ватикана с режимом Муссолини и, начиная с 1938 года, поддерживала тесные связи с находившимися в подполье коммунистами. Многие участники СК были студентами университетов и находились под сильным влиянием одного священника, дона Стефано Бьянки, ставшего позднее активнейшим участником Сопротивления. Он говорил им, что произведения Антонио Лабриолы и произведения самого Маркса надо читать и изучать не для того, чтобы стать марксистами (хотя многие ими стали), но для того, чтобы научиться понимать философию и диалектику.
Истории СК посвящена обширная литература, ведутся нескончаемые споры о позиции и об эволюции от дельных участников движения. В 1980 году вышла книга «Христиане не демохристиане» — интервью, которое один публицист взял у Адриано Оссичини. Этот врач, родившийся в 1920 году в семье, принадлежавшей к католической элите (отец был одним из организаторов партито пополяре дона Стурцо), человек удивительный. Он хирург и психиатр, у него какая-то невероятная энергия. Книга читается как увлекательный роман. Адриано Оссичини много раз арестовывался фашистами, во время Сопротивления возглавлял один из партизанских отрядов Синистра кристиана. Он заявляет, что об их движении «написана масса глупостей», рассказывает об интереснейших и мало кому известных фактах, решительно протестует против упрощений. О Де Гаспери он говорит с большим уважением, но предъявляет ему серьезные обвинения. По убеждению Оссичини, не Ватикан, а именно Де Гаспери и его единомышленники хотели заверить итальянскую буржуазию в том, что после падения фашизма не произойдет никаких нежела тельных сдвигов влево. Цитируем: «По существу, он (Де Гаспери.— Ц. К.) был убежден, что после падения фашизма надо предоставить буржуазии — он не представлял себе, что можно обойтись без ее гегемонии,— однородную , межклассовую, солидную также в идеологическом плане политическую силу. Отсюда родилась ХДП, основанная на единстве католиков, то есть католическая партия»10ная концепция никак не устраивала молодых участников СК, и они вынуждены были отказаться от призыва Де Гаспери к сотрудничеству. В 1938 году СК сама предлагала «объединение всех антифашистских сил для построения нового, демократического государства, в котором буржуазия не была бы гегемоном» (курсив мой.— Ц. К.). Это было основой основ: «Проблема, которую мы ставили перед собой, отказываясь от объединения католиков, состояла в том, чтобы помешать созданию нового инструмента, который помогал бы буржуазии поддерживать дофашистскую или профашистскую систему,— заявляет Оссичини.— В этом заключалась драма. Мы хорошо усвоили исторический урок, а именно, что без рабочего класса, без единства народных масс демократию невозможно прочно защищать».
Итак, СК не пожелала войти в формировавшуюся Де Гаспери партию как четвертый ее компонент. Она была несравненно левее. О неогвельфах Оссичини говорит, что это была небольшая группа благородных и искренних интеллигентов, которые шли на риск, не боялись тюрьмы и платили за свои убеждения, но что политически гвельфы были наивными, и их романтизм был абстрактным и несколько архаическим. Синистра Кристиана существовала с 1937-го до 1945 года, а потом распалась на множество отдельных групп. Но до этого она не была элитарным движением, у нее была база , сотни ее членов арестовывались, тысячи сражались в партизанских отрядах. Сам Оссичини был арестован как «подрывной коммунистический элемент», и его должен был судить Особый трибунал. Но тогдашний статс-секретарь Ватикана кардинал Мальоне по поручению Пия XI обратился к властям с просьбой «освободить одного из лидеров христианско-коммунистической партии Оссичини». До этого, когда он был еще в заключении, тюремный священник дон Феличе Мирабилла пришел в камеру и сказал, что, если он напишет заявление о подчинении властям, его освободят. Оссичини ответил: «Никогда»,— и растроганный священник обнял его. А потом пришел священник более низкого ранга и за такой же ответ начал ругать арестованного. Вообще Оссичини решительно опровергает теорию, соглас но которой вся высшая церковная иерархия «принимала фашизм», он отказывается видеть в людях только черное или белое и сообщает много неожиданного об отдельных кардиналах и о папах.
лической интеллигенции. Уже сказано о том, как Пий XII решил внести некоторые поправки в позицию, занятую Пием XI против расизма. В Италии еще в 1973 году перевели с английского книгу, содержащую любопытнейшие и в большой степени неизвестные документы, касающиеся отношения Пия XI, а потом Пия XII к итальянскому фашизму и немецкому нацизму. Автор книги — не католик, тем занятнее его оценки. Он пишет, что через четыре дня после своего избрания Пий XII созвал всех немецких кардиналов, находившихся в Риме по случаю конклава, чтобы обсудить с ними, как бы установить какой-либо modus vivendi с Берлином. Через три дня — еще одна встреча с ними. Немецких кардиналов было четверо. Накануне первой встречи с ними Пий XII принял немецкого посла при Ватикане фон Бергена, который передал ему поздравления Гитлера. Сохранилась стенограмма встреч с четырьмя кардиналами, она была до этого уже опубликована самим Ватиканом. Папа зачитывает кардиналам проект благодарственного ответу Гитлеру, написанного по-латыни. Содержание всем очень нравится, но один кардинал выражает сомнение насчет латыни: «Фюрер очень легко раздражается, если имеет дело не с германскими языками. Ему будет не приятно звать теологов, чтобы те разъяснили». Папа соглашается написать по-немецки. Потом начинается длиннейшее обсуждение того, как следует обратиться к Гитлеру; стенограмма приводит все слова по-итальянски и по-немецки. Кардинал Бертрам говорит: «Ваше святейшество не назвали его Возлюбленным Сыном. Вы поступили очень хорошо: он бы этого не оценил (шутливо), он предпочел бы, чтобы Вы воскликнули: «Хайль! Хайль!» 11
«Стиль — это человек». Стиль понтификата Пия XII был отвратительным. Есть обширная документация, подтверждающая, что Ватикан, вопреки традиционному пацифизму церкви, фактически приветствовал вступление Италии во вторую мировую войну на стороне Гитлера. Автор книги, на которую я сейчас ссылалась, Энтони Родс, пишет: «Ректор Миланского католического университета падре Джемелли, кажется, отождествлял католицизм с лозунгом Муссолини: «Верить, повиноваться, сражаться». Тридцать итальянских епископов послали Муссолини телеграмму с выражением поддержки. Пий XII молчал. Процитируем Родса: «Со вступлением Италии в войну высокий престиж, которым папство пользовалось в глазах мира, упал. При Пии XI голос Ватикана бесстрашно вынес моральное осуждение христианской цивилизации по адресу нацизма, а теперь этот голос ослабел и почти умолк, его слова и жесты были окрашены стремлением к тревожному нейтралитету. Высокий представитель са мой курии, французский кардинал Тиссеран выступил с открытым осуждением этого: «Боюсь, что История осудит святой престол за то, что он следовал наиболее удобной политической линии, думая о собственной выгоде. .. Это особенно грустно тем, кто жил во время понтификата Пия XI» 12.
нервничал, выступая публично, но в 1956 году был опубликован список его речей, из которого явствовало, что он мог выступать на любые темы. Я привела пример с газом, но он говорил о печати, о классификации минералов, о спорте, о ядерной физике, о медицине, о технике, о кинематографии, о психоанализе, о скотобойнях, о туризме, о железнодорожном транспорте, о работе почт. И все это, как писал один итальянский автор, доставляло ему явное удовольствие, и он «говорил в стиле барокко», не всегда понятном. Известно, что он не любил природы, чуждался общения с людьми, подозрительно относился почти ко всем.
Сейчас опубликованы письма Де Гаспери, настолько откровенные и горькие, что производят сильное впечатление. Он полностью отдавал себе отчет в том, с кем имеет дело. И все-таки, будучи политиком, он искал все пути для того, чтобы ХДП получила одобрение Пия XII. Мы не можем,— к сожалению, так как все это могло бы быть самостоятельными сюжетами,— входить в подробности закулисных ватиканских и прочих историй. Де Гаспери лично был, без сомнения, умным, порядочным и высокообразованным человеком. Политически, по складу ума и характера, по стилю он был центристом. Ему нередко приходилось идти на большие компромиссы со своей совестью, чтобы преодолевать недоверчивость и подозрительность Пия XII и других.
жи Джедда, возглавлявший в АК Итальянскую федерацию мужчин-католиков. Хотя, повторяю, Де Гаспери лично был порядочным человеком, он по указке американской администрации, после своей поездки в США, в Вашингтон, в январе 1947 года, порвал антифашистское единство и исключил из состава своего кабинета коммунистов и социалистов. Это произошло в мае 1947 года. Де Гаспери зашел очень далеко, но это удовлетворяло далеко не всех. Так, клерикалы вообще не доверяли ХДП. Профессор Джедда и его главный союзник иезуит Риккардо Ломбарди вынашивали амбициозные политические планы, сводившиеся, если говорить суммарно, к тому, чтобы церковь непосредственно возглавила антикоммунистическую кампанию очень большого масштаба. Падре Ломбарди работал в редакции «Чивильта каттолика» и в серии статей, написанных вскоре после падения фашизма, вполне ясно выразил эти идеи. После кризиса, вызванного распадом антифашистского фронта, предстояли парламентские выборы, назначенные на 18 апреля 1948 года. В предвидении этих выборов, были созданы Comitati civici (смысл: Гражданские комитеты, мы будем называть их сокращенно КЧ). Их цель была вести массированную пропагандистскую кампанию, чтобы не допустить «победы красных». Луиджи Джедда возглавил КЧ, а падре Ломбарди ушел из редакции и, будучи очень хорошим оратором, каждый вечер выступал по ватиканскому радио с агитационными речами. Его прозвали «Микрофон Господа».
несто Руффини произнес почти неправдоподобную речь, посвященную Пию XII. Он заявил, что всех, кто осмелится хоть словом задеть священную личность папы, ожидает немедленная и неотвратимая небесная кара. 18 апреля католики одержали значительную победу. Взаимоотношения между Пием XII и Де Гаспери были очень сложными, папа около трех лет отказывался формально признать ХДП. Один историк, собравший богатые материалы, пишет: «Джедда тайно работал над осуществлением своего давно задуманного плана — созданием широкого антикоммунистического движения, в котором объединились бы правые клерикальные и правые националистические силы. Это движение должно было занять место ХДП » 13
ных. Если Пий X видел во всем признаки модернизма, то папа Пачелли был совершенно одержим страхом перед коммунистическими идеями и их влиянием на народные массы в Италии. Кроме того, он боялся всей культуры laica. Как мы помним, Пий XI в первой своей энциклике заявил о намерении созвать Ватиканский собор, но потом оставил это намерение. Папа Пачелли вернулся к этой идее. Он был уверен в том, что на протяжении исторического периода, прошедшего после 1870 года, положение в мире значительно ухудшилось.
Одной из главных причин была Октябрьская революция. В общем, Пий XII намеревался объявить войну всей современной цивилизации. Отправными пунктами были две зловещие энциклики Sillabo и Pascendi. Вместо старого «Силлабуса» папа Пачелли намеревался представить миру новый документ, такой же по духу, но приспособленный к изменившимся историческим условиям. Вместо восьмидесяти заблуждений, перечисленных Пием IX, теперь было сформулировано только тринадцать. Среди них значились: неуважение к учению св. Фомы и к схоластической философии; приверженность к доктринам социализма, экзистенциализма, материализма, «языческого гуманизма»; утверждение, будто социальная доктрина церкви устарела; отрицание абсолютного приоритета интересов церкви. Работа над подготовкой собора началась в обстановке величайшей секретности весной 1948 года.
Но Пий XII колебался. Известно, что 24 февраля 1948 года кардинал Руффини (тот самый, что произнес речь в Палермо) в беседе с папой выдвинул идею созыва собора. И добавил, что за это высказывается также монсиньор Альфредо Оттавиани, тогда еще не кардинал, но человек, пользующийся очень большим влиянием, как асессор Сант’Уффицио. Поясним: Сант’Уффицио — это могущественная конгрегация, созданная еще в XVI веке (с 1968 года она называется конгрегацией по доктрине веры). В компетенцию Сант’Уффицио входит все, связанное с теологией, с прегрешениями против религии и т. п. Возглавляет Сант’Уффицио сам папа. 4 марта, принимая Оттавиани, Пий XII затронул эту тему, и Оттавиани горячо поддержал идею созыва собора, так как накопилось множество важных проблем, в том числе «проблемы, созданные войной и коммунизмом, а также возможность возникновения новых конфликтов». Кроме того, надо было заняться вопросами культуры и провозглашением нескольких новых догм. Папа частично согласился и разрешил начать подготовительные, строго засекреченные работы. Оттавиани занялся этим так энергично, что уже к 22 марта представил папе список комиссий, которые надо было создать, и список намеченных членов. Он предлагал создать пять комиссий: «две теологические, одну каноническую, одну культурную, одну миссионерскую. Во главе должен был стоять руководящий комитет из представителей курии, обладающих организаторскими способностями и достаточным знанием языков»14
ный итальянский исследователь Витторио Горрезио, под черкивая реакционный характер понтификата, настаива ет и на психологических моментах. Папа Пачелли был, как теперь выражаются, крайне некоммуникабельным. Возможно, сама мысль, что в Рим прибудет несколько тысяч участников собора и с ними придется общаться, его пугала. Он не любил новых лиц, за все время своего понтификата назначил лишь двух новых кардиналов. Если в курии кто-нибудь умирал, он оставлял пост вакантным, не решаясь сделать выбор. Доверял он лишь немногим и, несмотря на свою осторожность, иногда очень ошибался. Непотизм достиг при нем очень внушительных размеров, его племянники занимали крупные посты, наживали состояния. Внутри курии процветала коррупция, происходили финансовые скандалы, и мне почему-то часто вспоминаются замечательные «Записки» Пия II.
После того как в июле 1949 года папа Пачелли, как считают многие, по совету Джедды, отлучил итальянских коммунистов от церкви, создалась почти ирреальная атмосфера. Мне пришлось в связи с работой над этой главой прочесть тексты многих проповедей и пастырских посланий,— это нечто неправдоподобное по одержимости и по тупости. Альфредо Оттавиани (в ожидании муниципальных выборов 27 мая 1951 года) сказал одному католическому деятелю: «Можете говорить что хотите, даже насчет божественной природы Христа, но если в каком-нибудь самом захолустном уголке Сицилии будет заключен предвыборный блок с коммунистами, на следующий же день я отдам распоряжение, чтобы вас от лучили от церкви»15.
Для иллюстрации обратимся к литературному свидетельству. «Cлуга знает лишь то, что делает господин, ибо господин говорит ему лишь о действии, но не о цели; вот почему он раболепствует и часто грешит против цели. Но Иисус Христос сказал нам, в чем эта цель. А вы ее разрушаете»16гантно изданной книжке. Вся она построена на письмах и документах, а некоторые документы так секретны, что в свое время разглашение их грозило отлучением от церкви. В книге повествуется «о взаимоотношениях между церковью Пия XII и одним мятежным епископом». Епископа звали Анджело Фикарра, центром его епархии был маленький городок Патти на Сицилии. Предыстория относится к октябрю 1938 года, когда епископ, повинуясь категорическому запрещению Ватикана показывать кинофильмы во время религиозных праздников, пытался помешать демонстрации документального фильма о поездке Муссолини по Сицилии в день, когда шли торжества в честь святого покровителя одного из селений епархии. Местные фашистские власти обиделись и пожаловались Ватикану. Вскоре Фикарра получил письмо от кардинала Пачелли, будущего папы Пия XII, с просьбой дать объяснение. Епископ ответил искренне и наивно, было ясно, что политика его ничуть не интересует. Он просто верил в свою правду и соответственно этой своей правде поступал. Последствий не было.
ции ХДП решил уйти в отставку, но одновременно послал епископу патетическое и угрожающее письмо, в котором, в частности, говорилось: «Всюду работают во имя Бога, а в Патти работали во имя сатаны» (под сатаной подразумевался блок коммунистов и партий laid, одержавший победу над ХДП). В 1949 году новые муниципальные выборы дали те же результаты. Всю ответственность возложили на епископа, который не мобилизовал клир для обработки избирателей. В тогдашних условиях от епископа, решительно отказывавшегося заниматься политикой, надо было непременно избавиться. Эта повесть-памфлет, написанная сухо, лаконично, страстно, рассказывает о современном варианте инквизиции.
го ла Матина. Этот диакон был обвинен в ереси и сожжен на костре; та книга тоже была основана на подлинных материалах. На этот раз никому не угрожал ни костер, ни даже отлучение от церкви. Просто на протяжении десяти лет длился беспримерный психологический нажим на недогадливого и упрямого епископа. Он, конечно, послушный сын церкви, но верит в понятия правды и справедливости. Курия шлет ему письма, вежливо, но авторитетно объясняет, что он стар, болен и вряд ли может продолжать пастырское служение. Все тщетно. Анджело Фикарра отвечает кротко и почтитель но, но хочет оставаться на своем посту.
«Джорнале ди Сичилия» появляется сообщение, что епископ Фикарра по собственной просьбе освобожден от должности и назначен архиепископом в Леонтополи ди Аугусаминико, в Египте. Только, во-первых, Фикарра никогда не обращался с такой просьбой, а во-вторых, никакой епархии в Леонтополи вообще не существовало. Эту маленькую — всего 84 страницы — книжку написал Леонардо Шаша. Он напоминает, что один персонаж Хемингуэя, сражавшийся в гражданской войне в Испании на стороне революции, «не мог бы убить даже епископа». Шаша заявляет, что он тоже не мог бы убить, при всем том, что епископы представляли и представляют в сицилиаиской и итальянской церкви. Только сам Шаша никогда не поверил бы, что однажды начнет рассказывать о судьбе епископа-сицилианца в духе апологии, а не иронически, не с отвращением. Как же это могло случиться? Просто Шаша так долго и в стольких книгах говорил о «дурных» священниках, что рано или поздно ему должен был попасться также «хороший» священник. Но писатель предупреждает: «Пусть никто из тех, кто прочтет эту маленькую книжку, не примет ее за результат моей эволюции или инволюции — в зависимости от того, кто будет выносить суждение» 17
Вышло так, что главным персонажем этой главы оказался Пий XII, в связи с чем я много думала о том, почему так непредусмотрительно повел себя дух святой, присутствовавший на конклаве и посоветовавший избрать кардинала Пачелли. Впрочем, наверное, духу святому виднее. Но уж так было. Добавим, что Пий XII был также мистиком. Когда однажды Ассошиэйтед Пресс сообщила, что папе дважды являлась Мадонна, многие газетчики были уверены, что это злая шутка антипапистов. А между тем папский легат в Португалии кардинал Федерико Тодесканини на самом деле сказал об этом перед громадной толпой в селении Фатима, где, по преданию, Мадонна в 1917 году явилась трем девочкам-пастушкам. Культ папы в последние годы его жизни доходил до полного абсурда. В 1957 году вышла книга, предназначенная для народа. Там говорилось: «Папа — это Господь на земле. Иисус поставил его выше пророков, выше Иоанна Крестителя, выше ангелов. Иисус поставил папу рядом с Богом. В самом деле, он сказал Петру и преемникам Петра: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается, а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня» (Евангелие от Луки 10, 16).
ды Пачелли, нашел полные презрения слова: «Церковь царила неприступная и лицемерная, смешивая абсолютное с абсолютизмом, твердость со склерозом, непреклонность с непониманием, культуру с попугайничаньем, уверенность с предубеждениями, трансцендентность с ирреальностью, реформы с предательством». Все было до абсурда засекреченным. В ближайшем окружения Пия XII очень большую роль играла его домоправительница монахиня сестра Паскуалина, состоявшая при папе сорок лет. Утверждали, что от ее расположения или, напротив, неприязни к кому-либо зависело очень многое.
«Мне нужны не сотрудники, а исполнители». При всем том он был робким. Может быть, отчасти потому, что слегка заикался, и это его смущало. Но когда он говорил громко, публично, то не заикался. Может быть, поэтому он так часто выступал. Что касается мистицизма и его видений (кроме Мадонны его однажды, как он говорил, посетил — хотя лишь на несколько мгновений — сам Иисус Христос),— то тут, вероятно, дело не в мистике, а в склерозе.
дение католических газет, пропагандировавших любую нелепость,— все это содержало в себе нечто совершенно абсурдное. Из-за бессмысленной засекреченности и двусмысленности официальных медицинских бюллетеней во время его последней болезни (бюллетени выпускались аккуратно) произошла совершенно фантастическая история: самые влиятельные газеты в Риме дали сообщение о смерти Пия XII почти за сутки до того, как он действительно умер; это звучит почти неправдоподобно, но так было. Есть разные гипотезы относительно того, как все это могло произойти.
Приведу одну из распространенных гипотез. Будто бы группа хроникеров, дежуривших около дворца, заключила соглашение с одним монсиньором... Этот монсиньор должен был открыть такое-то окно, едва лишь скончается папа. Но по чистой случайности окно открыл один из слуг. В результате газеты под огромными заголовками поместили сообщение о том, что Пий XII скончался 8 октября 1958 года в 10 часов 40 минут утра. Привели даже его последние слова, звучавшие чрезвычайно патетически: «Благословляю все человечество, молюсь за мир, мир, мир, благословляю город Рим. Молитесь за меня».
зиденцию римских пап Кастель Гондольфо, их публично сожгли на площади как святотатственные, а «Оссерваторе романо» официально протестовал против безответственности итальянских газет. Папа умер лишь утром 9 октября. И хотя его смерти все ждали, в Италии воцарилась атмосфера чрезвычайного беспокойства. Очень многие, вероятно, радовались тому, что наконец закончился этот тяжелый, реакционный, свинцовый понтификат. Все понимали, что неизбежно наступят перемены. И перемены очень серьезные. Но никто не мог предвидеть, в каком направлении будут развиваться события.
Примечания.
1. Commentari di Enea Silvio Piccolom ini, traduzione dal latino di Giuseppe Bernetti. Milano, 1981, p. 3.
4. Giorgio Candeloro, p. 455
«Primato 1940— 1943». A ntologia a cura di Luisa Mangoni. Bari, 1977, p. 8.
6. Pietro Scoppola. La Chiesa... p. 304.
9. Pietro Scoppola. La proposta politica di De Gasperi. Bologna, 1977, p. 91.
10. Adriano Ossicini. Cribtiani non dem ocristiani. Intervista di Adriano Declich. Roma, 1980, p. 53
— 1945. Milano, 1973, p. 237.
—258.
13. Domenico Settembrini. La Chiesa nella politica italiana (1944— 1963). Milano, 1977, p. 250
16. Pascal. Pensees. Paris, 1936, p. 417,