РАБСТВО БЫЛО ДОБРОВОЛЬНЫМ
Муссолини понял важность
культуры, которая поддерживала
Бенедетто Кроче заявил когда-то, что не хочет писать о «черном двадцатилетии», потому что фашизм вызывает в нем «моральное отвращение», он предпочитает заключить эти годы в скобки. Мы тоже испытываем чувство глубокого морального отвращения, но фашизм был исторической реальностью, о которой нельзя забывать. Все дело в том, что морального отвращения недостаточно. Еще живы многие деятели светской и католической интеллигенции, лично несущие долю ответственности за то, что происходило тогда в Италии. «Оссерваторе романо» в юбилейном номере проводит идею преемственности с очевидными идеологическими целями; эго естественно приводит к схеме. Но к схеме приводит и противоположная концепция, предполагающая некую замкнутость различных периодов в истории общественной мысли, литературы и культуры. Процесс непрерывен и неделим, нельзя прибегать к слишком жесткой периодизации.
После смерти Бенедикта XV на папский престол вступил Акилле Ратти (1857—1939), принявший имя Пий XI. Хотя Бенедикт XV и не был яркой личностью, он пользовался большой популярностью, так как во время войны занимал позицию полного нейтралитета и первого августа 1917 призвал глав всех воюющих стран «прекратить бессмысленную бойню». Муссолини этого папу оскорблял в своих статьях и речах самым вульгарным образом. Напротив, избрание папы Ратти фашисты приветствовали: в бытность свою архиепископом миланским, кардинал Ратти был «очень любезен» по отношению к ним. Акилле Ратти, получивший философское и теологическое образование, первоначально хотел посвятить себя науке, опубликовал одну серьезную книгу, он поддерживал личные связи и с либерально настроенными католическими миланскими интеллигентами. Потом Бенедикт XV перевел его на дипломатическую работу.
Ратти как человека, способного удовлетворить всех. Гаспарри был назначен статс-секретарем Ватикана, и при нем были заключены Латеранские пакты. Но в 1930 году он был заменен кардиналом Пачелли. Вообще же папа Ратти, властный и авторитарный, сосредоточил в своих руках все, «касающееся алтаря». Сразу после своего избрания Пий XI, нарушив традицию, установившуюся в 1870 году, когда папа объявил себя «пленником» и заперся в Ватикане, показался народу, собравшемуся на площади св. Петра, и благословил Urbi el Orbi (город Рим и весь мир). 23 декабря 1922 года, через два месяца после избрания, Пий XI опубликовал первую свою энциклику Ubi arcano dei, заявив о намерении созвать Ватиканский собор, работы которого, как мы знаем, были прерваны в том же 1870 году.
Собор Пий XI не созвал. Но в энциклике Ubi arcano dei он сформулировал девиз, под знаком которого должен был проходить его понтификат, а именно Рах Christi in regno Christi. Через три года в энциклике Quas primas он подробно изложил смысл этого девиза и учредил праздник Christo Re. Синтетически это понимается так: если Христос во время своей земной жизни совершенно не желал и не осуществил свою царственную власть, то все равно его господство распространяется на все человечество, а не только на христиан. И люди должны подчиняться его воле как в частной, так и в общественной жизни.
ческого ее осуществления в Италии нужны были абсолютно преданные церкви кадры, не только священнослужители, но и laid. Пий XI хотел использовать для этой цели католическую организацию Azione cattolica (АК), что означает католическое действие. Мы будем называть ее АК. Эта организация существовала давно. Некоторые историки возводят ее к эпохе просветительства и Великой французской революции, когда она играла активно контрреволюционную роль. Другие считают, что АК родилась в XIX веке. Официальным днем рождения АК считают 25 сентября 1919 года, когда Ватикан провел четкую и бесповоротную грань между партией дона Стурцо и Ационе каттолика. Это была массовая, разветвленная, строго централизованная организация, никогда не претендовавшая на то, чтобы стать партией, преследовавшая только благотворительные и воспитательные цели и полностью подчинявшаяся церкви.
Когда Муссолини захватил власть, Пий XI предал и дона Стурцо и его партию. Дона Стурцо заставили эмигрировать, а его партию (ППИ) фашисты уничтожили. В сущности, эта партия, аконфессиональная и претендовавшая на самостоятельную роль, мешала не только фашистскому режиму, но и Ватикану. Другое дело АК. Ее уставы менялись не раз. При Пии XI структура была следующей: Итальянская федерация мужчин-католиков, Общество католической молодежи, Университетская католическая федерация (ФУЧИ) и Итальянский женский католический союз. Впоследствии к ним добавились Ассоциация итальянских подростков-католиков, Движение католиков-лауреатов (подразумеваются лица, получившие высшее образование) и Движение преподавателей-католиков. Пий XI называл АК «светом своих очей».
сительно роли АК и в период фашизма, и сразу после падения фашизма. Молодой исследователь Ренато Моро (племянник Альдо Моро) в капитальной работе «Формирование руководящих католических кадров» рассматривает понтификат Пия XI в контексте происходивших в то время процессов рождения «массового общества» и «дехристианизации», когда надо было всемерно укреплять пошатнувшийся авторитет католической церкви. Это требовало создания серьезной католической культуры, которая отвечала бы и необходимости модернизации. Но такую культуру надо было создавать в условиях фашистского режима, желавшего предстать перед миром в качестве просвещенного государства, которое не жалеет никаких усилий и средств для развития науки и культуры, для «интеллектуального ренессанса» и прочее. Таким образом, между Ватиканом и режимом Муссолини существовала явная конкуренция. Обе стороны понимали особое значение воспитания молодежи. Из-за этого происходили серьезные столкновения, но я позволю себе сослаться на мою статью, посвященную взаимоотношениям фашизма и Ватикана,1 а сейчас дадим новые материалы.
Известно и общепризнанно, что идеология итальянского фашизма с самого начала была эклектичной. Так называемая «программа Сан Сеполькро», принятая в 1919 году, когда Муссолини создал в Милане свои первые организации, ни в какой мере не была настоящей, теоретически обоснованной программой: культ насилия, исступленный национализм, выпады против социализма и очень много риторики. В 1925 году, после того как Муссолини перешел в решительное наступление против своих идейных и политических противников, он поставил себе задачу завоевать интеллигенцию. Весной были опубликованы «Манифест фашистских интеллектуалов», написанный философом Джованни Джентиле, и «Манифест антифашистских интеллектуалов», написанный Кроче. Под манифестом и, так сказать, контрманифестом стояло много подписей, и таким образом произошло четкое размежевание внутри интеллигенции, хотя многие крочеанцы потом присоединились к фашизму.
» чисто философском плане. Поскольку это выходит за рамки темы книги, приведу только краткие цитаты из нашей Философской энциклопедии: Кроче — «.. . итальянский философ-неогегельянец, историк, литературовед, критик, публицист, политический деятель... один из основных идеологов и политических лидеров итальянского буржуазного либерализма... Критика марксизма в работах Кроче сочеталась с заимствованием, хотя и в крайне искаженном и мистифицированном виде, ряда элементов марксистской философской и социологической проблематики». Джентиле — «.. . итальянский философ-неогегельянец. Первоначально вместе с Кроче был идеологом итальянского буржуазного либерализма. Впоследствии примкнул к фашизму... Философская система Джентиле, т. и. «актуализм», была одним из субъективно-идеалистических вариантов неогегельянства».
«Джентиле выработал для фашизма теоретическое оправдание» 2. Целью было «опровергнуть представление, согласно которому фашизм был против ником любых форм культуры», а кроме того провести нить, связывающую фашизм с Рисорджименто, доказать, что фашизм абсорбировал «все позитивное, что имелось в либерализме, демократии и социализме», и обосновать доктрину «этического государства». При этом, продолжает Канделоро, Джентиле хотел также утвердить «религиозный характер взаимоотношений человека и государства», но религиозность понималась не в христианском смысле, а в том смысле, что человек испытывает абсолютную внутреннюю потребность служить обществу и ощущать себя частицей нации, отождествляться с ней.
Канделоро не напоминает в этой связи о том, что Джентиле навсегда опозорил себя апологией дубинки, заявив, что «дубинка не менее моральна, чем проповедь», но этого не смоешь, это общеизвестно. Джентиле, по выражению Канделоро, использовал собственную философскую систему, поставив ее на службу режиму. Но, будучи крупным ученым и организатором культуры, он не только теоретизировал, но и действовал. Не говоря уже о том, что он пользовался очень большим влиянием в академическом мире, он был главным организатором Итальянской энциклопедии. Об этом расскажем подробнее. Все, связанное с историей этой Энциклопедии, заслуживает внимания. Идея существовала давно, но для ее осуществления нужны были огромные деньги и целеустремленность. Фашизм был чрезвычайно заинтересован в том, чтобы создать в международном общественном мнении иллюзию, будто Италия при новом режиме становится просвещенным современным государством, высоко чтущим науку. Решение создать Энциклопедию было принято весной 1925 года.
Есть одна очень интересная книга — «Фашизм и присоединение интеллигенции» (кстати, Канделоро тоже ссылается на нее как на важный источник). Автор — Габриэле Тури, историк, работающий на литературно- философском факультете флорентийского университета. Его книга тщательно документирована. После краха режима Муссолини вышло немало, произведений исповедального характера, но Тури избрал другой путь. Он оставляет в стороне индивидуальные судьбы и как бы берет глыбы, массивы. Главный из них именно Итальянская энциклопедия. Крупный промышленник граф Джованни Треккани дельи Альфьери, сенатор, дал большие средства и основал институт, который в 1933 году был реорганизован в Институт итальянской энциклопедии, основанной Джованни Треккани. Президентом института был Гульельмо Маркони, но Джентиле фактически все время курировал институт. В Италии принято говорить не Итальянская энциклопедия, а Энциклопедия Треккани.
«Мондо» писала: «Сенатор Джентиле чрезмерно спекулирует на интеллектуальной трусости нашей прекрасной страны, если предполагает, что ему позволят спокойно осуществить эту акцию интеллектуальной аннексии» 3 Но газета ошиблась: отказался сотрудничать Кроче, отказались некоторые другие крупные ученые, но уже в первом списке сотрудников Итальянской энциклопедии, опубликованном весной 1926 года, значилось 1410 человек, а всего в работе приняли участие 3266 авторов. Джентиле клялся в том, что никто никому не будет навязывать взглядов, которых бы они не разделяли». Но важно то, что участие в этой энциклопедии, патронируемой королем и печатавшейся по воле Муссолини, было актом личного присоединения к режиму. Кроче писал одному другу: «Ты видишь, как Джентиле обращается с сотрудниками не фашистами? Видишь, как он их использует: они таскают камyи для культурного памятника фашизму». А Лиоиелло Вентури, знаменитый историк изобразительных искусств, один из одиннадцати профессоров, отказавшихся принести позорную присягу верности фашистскому режиму и тем спасших честь итальянской культуры, писал, что Муссолини, отдававший себе отчет в важности культуры, не был в состоянии предложить интеллигенции никаких идеалов и поэтому решил соблазнять интеллигентов большими деньгами и «престижем».
Интересна роль католиков. Еще в то время, когда проекты были довольно расплывчатыми, они проявили чрезвычайную активность, предложив принять участие в создании Энциклопедии. Предложение было принято, и, как выражается Тури, католики начали осаду энциклопедии, стараясь захватить как можно больше мест в словнике. Очень большую роль в этом играл человек, о котором нам предстоит многое сказать: Агостино Джемелли (1878—1959),— пока скажем, что он пользовался поддержкой курии. Его люди были ортодоксальными томистами. Но любопытно, что каким-то чудом статью о модернизме написал один из учеников Буонаюти. 36 томов Энциклопедии вышло в период между 1929—1937 годами, а в 1938 году вышел дополнительный том. Кан-делоро пишет, что статьи носили монографический характер, снабжались обильной библиографией и в большинстве случаев оказывались очень полезным источником познания. «Это особенно относится к научным понятиям, в частности, в области естественных наук, географии, истории, особенно истории искусства». Авто ры действительно были квалифицированными, и Энциклопедия осталась, пережив падение фашистского режима.
«Однако,— пишет Канделоро,— было бы ошибкой, основываясь на качестве этих частей Энциклопедии и на том факте, что Джентиле широко использовал сотрудничество ученых, которые не были фашистами либо лишь формально присоединились к фашизму, считать эту Энциклопедию афашистским произведением, не принимая во внимание то, как были написаны самые ответственные в политическом и идеологическом смысле тексты, касавшиеся современной, особенно итальянской, истории, политической мысли, экономики, социологии, а так же многих юридических и философских понятий. Кроме того, многие слова религиозного характера или связанные с историей христианства показывали сильное влияние католической мысли, а иногда носили довольно ярко выраженный клерикальный отпечаток. Следовательно, можно утверждать, что в силу этих идеологических аспектов Итальянская энциклопедия была выражением компромисса, отчасти достигнутого между фашистами и католиками после примирения» 4
«Если прочесть все книги писателей-католиков, написанные в период между 1922 и 1938 годами, даже исполненные высокого религиозного чувства и сострадания, и если в этих книгах хотя бы вскользь упоминается об Италии, неизменно во всех странах говорят о добре, сделанном фашизмом» 5 нятия: фашизм-антикультура и антифашизм-культура. Это правда, что фашизм не мог создать настоящей культуры, но всеже сейчас формула Кроче кажется несколько облегченной. Марксизм никогда не учил нас представлять себе мир, окрашенный только в черное н белое. Нет смысла представлять себе наших идейных противников неизменно и только невеждами и кретинами. Тогда было бы легче с ними бороться. Незачем до казывать вещи и без того известные, подчеркнем лишь, что Муссолини поистиие не жалел затрат. Помимо Энциклопедии, он создал Фашистский институт культуры и Академию Италии, имея в виду нечто вроде Французской Академии. Декрет о ее создании издали еще 7 января 1926 года, но фактически она начала существовать под председательством Маркони в период между 1929— 1930 годами, когда было обеспечено согласие многих деятелей культуры не фашистов, в частности, целой группы известных писателей, музыкантов, художников, архитекторов, специалистов по вопросам финансов, права, античной истории и так далее.
Решающее значение имел 1929 год, когда состоялось торжественное примирение между фашизмом и церковью и были подписаны Латеранские пакты. Крупный историк Федерико Шабо сдержанно писал об атмосфере того времени: «14 февраля 1929 года, выступая перед студентами Католического университета в Милане, Его Святейшество Пий XI сказал: «Может быть, нужен был именно такой человек, ниспосланный провидением, какого мы встретили»6. Это, само собой, был Муссолини. Впрочем, в том же году Пий XI сказал однажды: «Когда встает вопрос о спасении человеческих душ или о том, чтобы предотвратить самые худшие беды, мы чувствуем в себе достаточно храбрости, чтобы вести переговоры с самим дьяволом» 7 ся только гадать.
В эти годы (между 1929-м и 1931 годом) Пий XI издал несколько энциклик, посвященных семье, религиозному воспитанию детей и так далее. 15 мая 1931 года, чтобы отметить сорокалетие «Рерум новарум», он опубликовал энциклику Quadragesimo anno, в которой очень идиллически описал «счастливые результаты» «Рерум новарум» и подтвердил право и долг церкви высказываться по вопросам социальным, моральным и культурным. Это было уже после примирения церкви с фашизмом, когда у церкви — объективно — были большие возможности. Фашисты признали католицизм «единственной государственной религией», и Пий XI очень патетически говорил о том, что после заключения Латеранских пактов «Италии вернули Бога, а Богу вернули Италию». Папа относился к Муссолини с несравненно большим доверием, нежели к королю Виктору Эммануилу III, которого подозревал в симпатии к масонам и в «чрезмерном либерализме».
ры между фашизмом и Ватиканом из-за юношеских организаций АК, а потом достигли компромисса, наступило успокоение, и Пий XI мог действовать свободно, не опасаясь столкновений. И вот мы возвращаемся к вопросу об Ационе каттолика. Некоторые историки (в частности, Ренато Моро) высказывают предположение, что церковь, в своей долгосрочной стратегии, задолго до краха фашистского режима понимала, что режим этот не столь уж долговечен и что следует заранее думать о замене этого режима таким, который будет отвечать идее Пия XI Pax Christi in regno Christi. He станем вкладывать в это мистический смысл. Речь идет о соотношении сил внутри итальянской буржуазии. Мы в этой книге не можем говорить о всех фазах отношений между этой буржуазией и церковью в начале века. Однако исторически доказано, что буржуазия несколько раз вынуждена была, позабыв о своем антиклерикализме, обращаться за помощью к Ватикану, когда сознавала, что ее доминирующему положению в Италии угрожает опасность со стороны народных масс. Именно в такие ключевые моменты осуществлялся, пусть временный, блок между буржуазией, впадавшей в панику, и церковью, обладавшей и в большой мере обладающей также сейчас влиянием на народные толщи в стране.
Какова же в этом сложном процессе иногда противопоставления, иногда взаимодействия роль католической культуры в Италии? Левый публицист Карло Кардиа писал в 1976 году в журнале «Критика марксиста» о том, что эту культуру ни в коем случае нельзя считать однородной и унитарной. Правомочно ли говорить об истории интеллигенции, об истории идей, отвлекаясь от того, что является базой? Эудженио Гарэн, не считая себя специалистом ни в вопросах экономики, ни в вопросах социологии, в прекрасной книге пишет, что не хочет заниматься «облегченным социологизмом», а хочет рассматривать «интеллектуальную продукцию», сознавая, что она не возникает, так сказать, сама по себе. Гарэн ссылается на Грамши, на его методологию, которой он, Гарэн, в значительной мере следует. Гарэн убежден в том, что «было большой ошибкой не произвести в эти послевоенные годы беспристрастный, доходящий до самых глубин анализ также и в плане культуры. Сначала ограничивались слишком легким морализи рующим осуждением наряду со снисходительными компромиссами, потом перешли к слишком глобальным, риторическим и поверхностным приговорам» 8
Это, мне кажется, целиком относится также и к во просу об итальянской католической культуре, которую то превозносят как чуть ли не универсальную, то называют subcullura и не хотят относиться к ней серьезно. Ренато Моро утверждает, что когда пишут, например, о крупных деятелях, о лидерах ХДП, которая как-никак тридцать лет находилась у власти в Италии после падения фашизма, их рассматривают чуть ли не как католиков, родившихся политиками, забывая о том, что они прежде всего представители католической интеллигенции, получившие определенное воспитание и образование, испытавшие чьи-то влияния, а потом уже ставшие политиками. И тут мы возвращаемся к роли Пия XI и АК. Решающим, без сомнения, является 1929 год, открывший новые возможности.
Правда, реакция католиков на Латеранские пакты была неоднозначной. Крупный католический исследователь Скоппола приводит множество документальных свидетельств тех лет. Некоторые «не понимали, как церковь могла прийти к соглашению с силой, которая была заведомо антихристианской как в плане теории, так и в своих действиях». Вот один документ: «Нет, ни папа, ни Италия не могут благословить фашизм, потому что между методами фашистской системы и законами любви, содержащимися в Евангелии, лежит непроходимая пропасть». Но Скоппола пишет, что подавляющее большинство католиков было довольно. Он приводит полицейские донесения по провинциям: «Положение было удовлетворительным, хорошим и даже отличным»9.
10 «римского вопроса», возникшего в 1870 году. Видимо, фашизм решил отныне игнорировать настроения тех «фашистов первого часа», которые воображали свое движение laico и «революционным». Пришли к выводу, что режим укрепит свое положение в народе, если провозгласит свою преданность тем традициональным valori, главное место среди которых занимала религия. Со своей стороны, церковь пошла на соглашение с Муссолини в большей мере потому, что защищала интересы итальянской буржуазии. Кроме того, идя на уступки, она добилась многих привилегий для себя. Один итальянский исследователь, Джованни Микколи, писал, что соглашение между фашизмом и церковью было основано также на том, что в некоторых пунктах они полностью сходились, а именно — «потребность в порядке, дисциплине, иерархии, фактическое презрение к человеку как к социальной единице, представление о человеке как о существе, которое всегда нуждается в руководстве, в исправлении и в ограничениях». Иными словами, человек должен отказаться от права на какие бы то ни было дебаты и искания, находиться в постоянном подчинении. Эти цитаты приводит Ренато Моро и добавляет, что у фашизма и у церкви были общие враги: «Демократия, либерализм, масонство, протестантизм и, прежде всего, «красная опасность».
Словом,— объективно — после Латеранских пактов католическая культура в Италии получила большее жизненное пространство, чем когда бы то ни было раньше имела в Италии, фактически получила поддержку государства. Об Энциклопедии Треккани мы уже говорили.
Теперь надо рассказать об Агостино Джемелли, поскольку его роль в итальянской католической культуре очень велика. Он родился в семье средних буржуа, деды и бабки были ревностными католиками, а родители — убежденными антиклерикалами. Он получил медицинское образование и еще до получения диплома опубликовал восемь научных работ, две из которых написал по-немецки. Он был материалистом, а также позитивистом, одно время принадлежал к республиканской партии, потом примкнул к социалистической, и лидер социалистов Филиппо Турати доверил ему пост директора социалистического журнала «Ла Плебе» в городе Павия. В тот момент Джемелли был ярым сторонником марксизма, во время народных волнений 1898 года участвовал в антиправительственной демонстрации.
щение к католической религии. Он никогда не рассказывал о том, почему это случилось, но объяснял, почему он вступил в орден францисканцев, а не в какой-либо другой орден. Он восхищался образом св. Франциска Ассизского — Сан Франческо. Когда он поступил в монастырь и принял имя Агостино (его имя в миру было Эдоардо), миланская интеллигенция была потрясена. Турати напирал статью «Самоубийство одного интеллигента». Этот перешедший в другой лагерь интеллигент стал исповедовать свои новые идеи с неменьшим рвением, нежели прежние, когда в его пропаганде антиклерикализм играл самую значительную роль. В 1914 году, когда в Европе уже вспыхнула первая мировая война, Джемелли основал выходящий и сейчас в Милане журнал «Вита э Пеисьеро». Первый номер открывался статьей-манифестом «Mediovalismo» («Средневековье»). Из нее надо привести некоторые важные цитаты:
«Вот наша программа! Мы медиевисты. Поясняю. Мы чувствуем себя глубоко чуждыми и даже враждебными так называемой «современной культуре», столь бедной по содержанию и столь блистательной внешне — тогда, когда она, как павлин, любуется собою в ученых разглагольствованиях, и тогда, когда она занимается филантропией, бросая простым людям крошки современной пауки, опускаясь до уровня народных университетов». Дальше говорится, что эта культура вызывает жалость, 63ибо она лишена творческих способностей и на место мысли поставила «возведенную до уровня божества эрудицию, почерпнутую из словарей и энциклопедий». Пафос статьи в том, что в средние века «католическая церковь была душой культуры», и теперь надо не просто вернуться к средневековью, но вернуть католической церкви подобающую ей роль. Выражается убеждение в том, что так оно и произойдет, быть может, раньше, чем полагают некоторые робкие души. Один из разделов статьи озаглавлен «Культура и христианство». Мы читаем: «Этот журнал рождается, провозглашая свою программу: медиевистский по существу, сверхсовременный по форме. Мы хотим, чтобы он был медиевистским, потому что мы враги современной культуры. Да, пусть наши читатели не удивляются. Они прочли правильно, но мы повторяем, боясь быть неверно понятыми. Мы враги современной культуры. Не случайно мы рождаемся на свет именно в те дни, когда исполняется пятьдесят лет со дня опубликования «Силлабуса» Пия XI» 11
Думаю, на этом можно закончить цитаты и изложение манифеста падре Джемелли. Сказать точнее, чем сказал он о «Силлабусе», трудно. Присоединение к «Силлабусу» программно. Но в смысле практической деятельности главным делом жизни этого францисканца было создание Миланского католического университета Святого сердца. Итальянские католики издавна мечтали о таком университете, об этом говорилось на разных конгрессах еще в XIX веке. Политическая позиция Джемелли была хорошо известна, он был противником дона Стурцо и предлагал, чтоб партия, создаваемая доном Стурцо, была полностью конфессиональной, отнюдь не независимой. Однако его предложение было отвергнуто, и он целиком отдался работе по созданию университета. Надо было добиться согласия Бенедикта XV, найти деньги, помещение, квалифицированных сотрудников. Все ему удалось. Большую помощь оказали близкие друзья Людовико Некки и Франческо Ольджиати, а главное Ида Барелли, возглавлявшая тогда организацию женской католической молодежи.
— общественных наук и философии. Сам Джемелли не был философом и не имел склонности к изучению философии или теологии, но он был убежден в том, что «возвращение обществу Христа» должно было происходить прежде всего на поприще философии. Сам ои занял на философском факультете кафедру психологии. Когда была создана Каттолика, ни в одном из итальянских университетов кафедра философии не была занята кем-либо из религиозных деятелей. Положение изменилось после заключения Латеранских пактов, но это не было связано с созданием университета Святого сердца. Автор статьи о Джемелли в словаре, на который я не раз ссылалась, Густаво Бонтадини, сам работающий в Каттолика, пишет о падре Джемелли с великим почтением, но все же не скрывает того факта, что наступил момент, когда Агостино Джемелли и его университет «очутились в изоляции». Более того, он пишет и о том, как монсиньор Ольджиати, бывший главным советником Джемелли в вопросах философии, доводил ортодоксию до почти нестерпимого уровня. Джемелли был авторитарен, и даже многие питомцы университета не любили его. Как ученый он пользовался международным признанием и был всячески награжден. Университет все время расширялся, создавались новые факультеты, но Джемелли не дожил до создания медицинского факультета, о котором всегда мечтал.
Программная статья в журнале «Вита э Пенсьеро» была серьезной. Возврат к средневековью отнюдь не был ностальгическим, его надо рассматривать как выбор, сделанный также и в социальном, да отчасти и в политическом плане. Группа, сплотившаяся вокруг падре Джемелли, не являясь «официальной», пользовалась значительной поддержкой церковной иерархии. Католицизм упорно противопоставлялся современной культуре, Агостино Джемелли приветствовал Латеранские пакты прежде всего потому-, что твердо верил в возможность создать наконец ту «христианскую католическую цивилизацию», которой после средних веков не существовало. Он был также убежден в том, что созданный им университет призван воспитать те кадры, которые осуществят христианизацию итальянского общества. Надо нризнать, что Каттолика в какой-то мере пыталась модернизировать обучение, обеспечить его высокий уровень в сфере науки. Но в области философии Джемелли был абсолютным томистом и твердо отстаивал традицию.
«.... Джемелли в глубине души плевать хотел на всякую философию: для него философия — это «чушь». У него чисто практические интересы — завоевание культурного рынка католицизмом; его деятельность направлена на то, чтобы обеспечить Ватикану ту непрямую власть (potere indiretto) над обществом и над государством, которая является главной стратегической целью иезуитов.. . » 12 целом достаточно зрел для осуществления этой цели, а руководящие кадры даст Каттолика.
В общем, столкнулись две влиятельные группы. С одной стороны, падре Джемелли и его приверженцы. Они были всерьез убеждены, что владеют истиной в последней инстанции. Агостино Джемелли, авторитарный и агрессивный, претендовал на то, чтобы его люди играли центральную роль также внутри Ациопе каттолика. С другой стороны, президент АК Иджино Ригетти пользовался поддержкой монсиньора Джованни Баттиста Монтини, будущего папы Павла VI. Монсиньор Монтини был другом и сторонником известного французского философа-неотомиста Жака Маритена, переводил и популяризировал его произведения. Будучи человеком огромной эрудиции, Монтини умел также проявлять необходимую гибкость и парировать лобовые атаки Агостино Джемелли. Думаю, ясно, что я ограничиваюсь в выборе персонажей, останавливаясь лишь на главных. Важны течения мысли.
В нескольких недавно вышедших в Италии книгах приводятся донесения секретных агентов министерства внутренних дел. Много любопытного, анализ неглупый, а порой даже прогнозы, которые потом подтверждались. Ясно, что Ационе каттолика находилась под пристальным наблюдением. Фашизм боялся этой массовой организации и, в особенности, входивших в нее интеллигентов. Ренато Моро считает, что тот тип католической культуры, которому предстояло утвердиться в Италии после падения фашизма, носил на себе сильный отпечаток прошлого. Он прямо ссылается на модернистский кризис начала века. Репрессии против модернистов, последовавшие после знаменитой энциклики Пия X и разгрома «еретиков», создали определенную инерцию, которая, сохранялась на протяжении десятилетий. Но интересно то, что внутри студенческой католической организации (ФУЧИ) существовала определенная дифференциация: некоторые покорно подчинялись инерции и традиции, другие мыслили иначе, критически относились к фашизму (некоторые не просто критически, но и враждебно) и старались по возможности следить за течениями европейской мысли своего времени, как-то высвобождаясь из плена эпохи Пия X и его адептов.
лей с христианским мировоззрением. В 1982 году итальянское телевидение посвятило серию передач этим «незаслуженно забытым» именам. Среди них есть в самом деле некоторые незаслуженно забытые, особенно поэты. 20 мая 1929 года, сразу после заключения Латеранских пактов, вышел первый номер католического журнала «Фронтеспицио», вокруг которого сгруппировались писатели разных поколений с различным литературным и жизненным опытом. У меня есть разрозненные номера, и я могу уверенно сказать, что журнал делался с определенным литературным блеском, со вкусом.
Не приходится сомневаться в том, что после заключения Латеранских пактов католики, многим пожертвовавшие политически (они пошли на откровенное сотрудничество с фашистским режимом, хотя это не всегда было безоблачным), получили большие возможности в культурном плане. В журнале «Фронтеспицио» среди авторов были люди, пользовавшиеся широкой известностью и популярностью не только в своем кругу, но в плане общенациональной культуры. Среди них были Джованни Папини, обратившийся в католичество еще в 1926 году и подписывавшийся иногда своим именем, но часто «фра Лупо», дон Джузеппе Де Лука, «друг двух пап: Иоанна XXIII и Павла VI», поэт Карло Бетокки, литературный критик Карло Бо, директор журнала Пьеро Барджеллини, занимавшийся и литературной критикой, и изобразительными искусствами, и историей религии, и многие другие. Барджеллини уже после второй мировой войны напишет двенадцатитомную «Историческую панораму итальянской литературы», которая, как говорят, обязательно стоит в книжных шкафах в домах средней буржуазии.
«Фронтеспицио» поддерживал контакты с католической интеллигенцией других стран, особенно с французами. Журнал выступал против всяких форм рационалистического мышления, за спиритуализм и за несколько загадочную, поскольку это не расшифровывалось, «европейскую католическую культуру». Ноябрьский номер за 1934 год открывается статьей «Розенберг и миф расы», написанной вежливо, но откровенно критически. Отвергается вся расистская теория, причем аргументы и научные и христианские: «Произведение Розенберга останется трагическим документом, показывающим, до чего может дойти человек, даже обладающий высокой культурой, если он даст одержать над собой верх призракам, которые сам же придумал (даже если он верит в эти призраки). Но все дело в том, что, как все теперь знают, это не только его личная трагедия. Это трагедия многих германских умов».
«Фронтеспицио» прекратит всякие контакты с друзьями из других стран, когда Муссолини развяжет итало-абиссинскую войну и его осудит вся демократически мыслящая Европа. А еще через какое-то время группа «фашистских ученых» выступит в Риме с расистским манифестом, и Телезио Интерланди начнет выпускать гнуснейший двухнедельный журнал «Защита расы», а Барджеллини забудет о статье против книги Розенберга и займет позицию полного сервилизма по отношению к фашистскому режиму. Но внутри «Фронтеспицио» именно в это время произойдет решительный раскол.
не «Фронтеспицио» выступал против модернизма во имя католической народной традиции. Однако, как всегда, не следует упрощать. Среди сотрудников журнала были люди, сочувствовавшие фашизму или просто конформисты, не желавшие никаких неприятностей. Но были и другие, стремившиеся противопоставить пошлости и элементарности официальной пропаганды «человека, ниспосланного провидением», иные ценности, иное кредо. В ряде случаев это влекло и к поступкам, вначале, быть может, незначительным, но которые позднее приведут этих людей к активному антифашизму. В 1936 году критик Франческо Флора опубликовал свою книгу «Герметическая поэзия». Слово герметизм ведет свое происхождение от мифа о Гермесе, сыне Зевса и Майи. Олимпийский бог Гермес считался покровителем путников и проводником, сопровождавшим души умерших; в период поздней античности с именем Гермеса связывались оккультные науки и тайные, «герметические» сочинения, смысл которых доступен только посвященным. Поэты-герметики отказывались от традиционных форм стихосложения, от чрезмерной музыкальности, от пышности.
Всему этому противопоставлялась высокая, несколько мистическая, преимущественно в духе католицизма, поэзия. Франческо Флора обвинял герметиков в том, что они нарочно затемняют и зашифровывают смысл своих произведений. Отчасти это правда, но в нарочитой зашифрованности герметиков угадывалось духовное неприятие фашистского режима.
шую знаменитой статью «Литература как жизнь», ее восприняли как манифест герметиков. Бо писал о необходимости искать и найти некий синтез между литературой и жизнью во имя цельности и высоких нравственных идеалов. Так произошел раскол. Основная группа сотрудников во главе с Барджеллини с радостью восприняла уход герметиков: теперь можно было сотрудничать с режимом без всяких помех и критических возражений.
каждый должен был сделать свой выбор.
«Коррьере делла сера» появилась статья Франческо Флоры, озаглавленная «Достоинство писателя». Она начиналась так: «Разве есть кто-нибудь среди людей, и даже среди тиранов, кто может отнять у писателя чувство достоинства в его литературном труде? Рабство писателя всегда добровольно, даже если оно пассивно. Поэтому воистину ничто не может послужить оправданием тем, кто запятнал это достоинство, присущее священной природе слова».
«Я не хочу решать, что лучше: великодушие или благоразумие,— человечество нуждается в том и в другом». Семериа не имел отношения к «Фронтеспицио», но его слова применимы и к работавшим там католикам, и к тем, кто был достаточно осторожным и много лет печатался в этом журнале рядом с клерикалами, пренебрегая таким соседством, не замечая его, а потом, когда положение стало нестерпимым, порвал с журналом, хотя это было связано с определенным риском. Все та же проблема выбора, существующая извечно и связываемая с экзистенциализмом, вероятно, лишь потому, что экзистенциалисты ставили своих персонажей в крайние, экстремальные ситуации.
Говоря» о «Фронтеспицио», мы должны упомянуть еще об одном выдающемся человеке, редко оказывавшемся на виду, но на самом деле игравшем большую роль в католической и общенациональной культуре тех и последующих лет. Это Джузеппе Де Лука (1898— 1962), чье имя вскользь упоминалось. В 30-х годах, когда кризис идеализма был очевидным, но непрестанно велись дебаты, дон Де Лука, рукоположенный в священники в 1921 году, был одним из наиболее убежденных и философски образованных участников дебатов и отстаивал «позитивные принципы католицизма»... Все это связано и с необходимостью как-то ориентировать интеллигентную католическую молодежь, приобщив ее к живой и свежей культуре, отвечавшей современному уровню знаний и представлений о мире. Опять и опять приходится говорить о том колоссальном вреде, который принесли репрессии против модернистов в начале века не только католической, но и светской культуре. Если даже, как мы писали, высокий модериизм не был цельным и органическим движением, его роль была (и мог ла бы быть, если бы не разгром) положительной.
В период после Латеранских пактов создалось свое образное положение. Ни монсиньор Монтини, ни Ригетти не имели отношения к модернизму, но они хотели вывести итальянскую католическую культуру из «гетто», куда ее загнали во времена охоты за ведьмами. «Фронтеспицио» первоначально шел где-то рядом. Но официальная позиция церкви при Пии XI в соединении с претензиями на гегемонию фашистского режима — все это создавало трудную атмосферу, в частности, для ФУЧИ и для всех, кто искренне хотел возможной в этот исторический период модернизации и расширения горизонта.
— подчеркиваем это опять — относился к событиям, происходившим в мире католической культуры, с чрезвычайным интересом и удивительным пониманием, писал о тои, что в условиях понтификата Пия XI церковь нуждается в laici: «Есть много молодых людей, которые могут быть несравненно полезнее для церкви, став университетскими профессорами, нежели став кардиналами» 13. Что касается Де Луки, он не желал, чтобы «Фронтеспицио» занял ясную позицию рядом с ФУЧИ и против Агостино Джемелли. Он писал однажды Джузеппе Преццолини, что в Италии есть, по крайней мере, двенадцать категорий католиков. В журнале дон Де Лука в первые годы проводил очень интересную и самостоятельную линию, которая, как мы писали, импонировала многим интеллигентам — и католи ческим, и laici.
В то время как будущий папа Павел VI делал все, что мог, чтобы как-то отгородить молодую католическую интеллигенцию от соприкосновения с фашистской идеологией, дон Де Лука как бы игнорировал самое ее существование. Это можно расценивать по-разному: или как некий политический оппортунизм («закрывать глаза»), или как редкостное предвидение исторической недолговечности фашистского режима, сознание того, что нужно заранее готовить кадры руководителей, которые займут ключевые позиции после того, как фашизму придет конец.
личия, дон Де Лука в письме к Преццолини иронически писал о «группе Джемелли»; представляется вполне естественным, что Ационе каттолика и ФУЧИ были как бы ареной, на которой разыгрывались самые настоящие идейные сражения. Тут возникали временные союзы, потом разрывы, к разногласиям по принципиальным вопросам примешивались человеческие отношения иногда дружбы, иногда соперничества, иногда дружбы-вражды. Одно мне кажется несомненным: в период понтификата Пия XI католическая мысль (как, разумеется, и мысль Кроче) была несравненно богаче фашистской, которая, за редкими исключениями, была пошлой, убогой и примитивной. Дон Де Лука, человек, обладавший проницательным умом, отличным литературным вкусом и чувством стиля, не терпел никаких этикеток и выделялся своей независимостью. Он был подлинным интеллектуалом, писатели (светские, так как он дружил со многими из них) считали его коллегой и очень дорожили его мнением. Ему нравились парадоксы; однажды, например, он заявил: «.. . Не существует католических писателей. Существуют католики, и, благодарение богу, их много. Среди них есть писатели, и, благодарение богу, их мало».
ком, в частности, занимался французской литературой. Он оказывал большое влияние на несколько католических журналов и издательств. Его суждения об итальянской поэзии и прозе были оригинальными и интересными, он прекрасно писал и о классиках и о современных поэтах, хотя зачастую это было фрагментарно. Де Лука руководил также сериями в различных издательствах. В чисто человеческом плане он неизменно проявлял редкостную независимость. Он порвал с «Фронтеспицио», когда журнал опозорил себя присоединением к расизму, порвал со многими деятелями АК и ФУЧИ, не разделяя их «выбора», но сохранил дружбу с монсиньором Монтини, хотя они и относились по-разному к Маритену. Он дружил с «критическим фашистом» Джузеппе Боттаи, но также и с людьми, которые в будущем станут «коммунистами-католиками».
«Сан Франческо ди Салес, не будь он ни святым, ни католиком, все равно навсегда остался бы в истории человечества как один из тех, кто делает ей честь. И он остался бы в литературе Франции как один из самых крупных писателей своего века и всех веков, не только как католик или святой.;. Он поступал как человек и как писатель, абстрагируясь от своей веры и своей добродетели. Люди любили его и, полюбив его, в конце концов, начинали любить Христа. Люди читали его и, читая его, читали о Христе. Мы же, наоборот, требуем от христиан, чтобы нас читали и понимали из чувства долга, чуть ли не совершая акт самопожертвования, лишь потому, что мы католики и говорим о католицизме».
ра. В журнале «Критика фашиста» Сильвио Д ’Амико писал о том, что театр призван утешать людей, а в журпале «Вита э Пенсьеро» Эдоардо Фену отвечал: «Если есть необходимость в религиозности, нельзя выражаться расплывчато. Надо открыто сказать, что необходимо создать религиозную атмосферу, способную объединить разрозненные религиозные ферменты нашего времени. И слово «религиозный» имеет для нас вполне опреде ленное значение: мы не признаем идеалистической, романтической религиозности, отличающейся разными оттенками и поэтому необоснованной или, по меньшей мере, двусмысленной. Поэтому если будет создана католическая атмосфера, — а за это мы можем успешно бороться,— то смогут появиться также католические авторы. причины приводят к следствиям. Нельзя говорить о возвращении к религиозному театру без возвращения к религиозной жизни. Одно рождается из другого. И тогда театр, как хотелось бы Д ’Амико, сможет обрести свою утешительную функцию. Он сможет противостоять тому отчаянью, или тому элегантному салонному цинизму; или тому нездоровому интересу к сексу, которые — на три четверти — господствуют в театре» 14.
Добавим, что именно в период фашизма издатель ство Серафино Майокки, о котором упоминалось, начало выпускать «розовую серию» католических драматургов. Фашистская пропаганда охотно пользовалась католи ческими театриками, потому что в данном случае инте ресы клерикалов и фашистского режима вполне совпа дали: «здоровая деревенская жизнь», «благопристойные нравы», законопослушание, многочисленные семьи и т. д.
ды максимально упрощались. Так, во время итало- абиссинской войны фашистские агрессоры изобража лись миссионерами. В период «черного двадцатилетия» самым популярным католическим драматургом был Карло Трабукко, человек не бездарный, редактировав ший многочисленные театральные журналы, обладав ший большой энергией и ставший организатором массо вой католической культуры. Пьесы его были морализи рующими, но в некоторых ощущалась лишь слегка завуалированная апология фашизма. Популярность ка толических театриков стала постепенно уменьшаться, ко гда в приходских клубах начали широко демонстрировать кинофильмы — это было в 30-х годах, а в 50-х телевидение начало свое совершенно триумфальное шествие, совершенно вытесняя все другие средства масс-медиа и, конечно, театрики. Но, анализируя роль этих театриков в истории итальянской католической культуры, не надо ее преуменьшать: к какой-то мере они были орудием второй контрреформации, если так можно выразиться.
ческого киноискусства, но она требует не беглого упоминания, а очень серьезного разговора. К тому же расцвет католической итальянской кинематографии приходится на иной исторический период. Чудо итальянского неореализма, в котором был очень силен католический элемент, впереди. Думаю, можно сказать лишь, что в годы фашизма потенциальные творческие силы не могли иссякнуть. Пусть в латентном состоянии, но они существовали. Однако должны были пройти еще годы — пятнадцать или шестнадцать лет — до того момента, когда с почти невероятной быстротой рухнет фашистский режим и окажется, что есть много одаренных людей, которые выйдут на авансцену, предлагая итальянскому народу и итальянской интеллигенции новую систему valori.
ода был Риккардо Баккелли. Он родился в 1891 году и начал очень молодым выступать в литературе. Вот как его представлял в 1919 году журнал «Ронда», называвший его Гете из Болоньи: «В романе, в новеллистике, в лирике, в драматургии, в критике и в искусстве эпиграммы — а ему еще нет тридцати лет — он проявил уже свою могучую индивидуальность. Хотя не все его произведения можно давать без предварительного отбора молодым добродетельным девицам, все его творчество полно глубокого морального значения. Но это писатель, к которому надо подходить осторожно, потому что главное окажется не там, где вы его ищете. Но если вам удастся главное поймать, это будет большой удачей. Когда молодые люди освоятся с его книгами, они, быть может, почувствуют, что стали лучше, и научатся жить. Если бы старый Кардуччи успел прочитать некоторые из его «Лирических поэм», он, возможно, умер бы с, большей верой в будущее. Все произведения Баккелли отражают лихорадку нашего времени, но и наше твердое желание выздороветь» 15.
Ежемесячный журнал «Ронда» начал выходить в 1919 году сначала во Флоренции, затем в Риме. Главным его организатором был известный поэт Винченцо Кардарелли, журнал находился в оппозиции и к неоромантизму, и к Д ’Аннунцио, и к футуристам. «Ронда» хотела противопоставить окружающей суровой действительности какую-то стройную систему духовных ценностей, и часто говорят о неоклассицизме и об академизме, хотя это, пожалуй, упрощение. Правда то, что группа интеллигентов пыталась в те годы найти прибежище в литературе, отгораживаясь от политики и от всего «пошлого». Уровень журнала действительно был очень высоким, в нем печатались и иностранные авторы такого масштаба, как Честертон.
«Ронды» почти невозможно было достать даже в больших публичных библиотеках, вышла антология «Ронды». Баккелли представлен в антологии не как прозаик или драматург, но как литературный критик, автор блестящих эссе и отчаянный полемист (во время дискуссии о Пасколи, которую проводила «Ронда»). Баккелли, бывший «антипасколианцем», закончил свою статью очень энергично, послав всех оппонентов к черту. Это молодой Баккелли, а мы сейчас будем говорить о Баккелли-старике, подводящем итоги. Он не часто давал интервью, но в конце 70-х годов его посетил известный журналист Энцо Биаджи и нарисовал яркий портрет:
«Я люблю его, потому что он — часть нашей истории, потому что он из моих мест, потому что он никогда не гримировался и не подлаживался к моде. Это образованный, просвещенный буржуа, выросший в кардуччианской Болонье». И дальше: «Он умеет признавать свои ошибки, умеет судить о вещах отстраненно. Вначале он не думал, что Муссолини такой, каким оказался, он — Баккелли — согласился стать академиком, у него были трудные отношения с Кроче. На полке тридцать девять томов его произведений, больше сорока тысяч страниц, его книги переведены на шестнадцать языков, четыре или пять раз его выдвигали на Нобелевскую премию, но «широкая публика не увлекалась им». Биаджи сказал: «Вас обвиняют в том, что вы реакционер. Каким вы ощущаете себя?» Баккелли ответил, что слово «реакционер» для него ничего не значит: «Я чувствовал бы себя консерватором, если было бы что сохранять (conservare значит сохранять.— Ц. К). Я мог бы быть консерватором только в плане искусства и культуры». Баккелли заявил, что он не огорчается, когда его критикуют, обычно он и не читает критических статей о себе. Но «самую большую порцию я получил от падре Мондрагоне в литературной рубрике «Чивильта каттолика». Он сказал по поводу романа «Супружеская страсть»: «Худший Д ’Аннунцио и худший Фогаццаро породили худшего Баккелли». Я очень развлекался»16 Баккелли сказал, что его бранили также за трилогию «Мельница на По».
«Мельница на По», написанная в 1938— 1940 годах,— шедевр Баккелли. Это настоящая сага, история семьи мельников по фамилии Скачерни на протяжении столетия: от наполеоновской эры до первой мировой войны, то есть история трех поколений. Тома называются: «Спаси тебя господь», «На семыо обрушилась беда», «Старый и вечно новый мир». Баккелли создал грандиозную фреску, он выступил не только как прозаик, но и как историк: на протяжении этих ста лет развернулись движение Рисорджименто, Объединение Италии, возник «римский вопрос», потом — эпоха Джолитти, создание рабочих и крестьянских Лиг, Ливийская война. Исторический фон выписан верно, и на этом фоне — полнокровные образы многочисленных персонажей.
«Дьявол из Понтелунго», история неудавшегося анархистского заговора, книгу встретили скорее сдержанно, хотя она любопытна. Но после опубликования трилогии многие говорили, что Баккелли хочет создать нечто, напоминающее роман «Обрученные», он как бы продолжает дело, начатое великим писателем. Кроче говорил о реализме, который одновременно является идеализмом; возможно, имелись в виду христианские этические ценности. Баккелли пишет о людях из народа, и все они религиозны. Когда в последнем романе трилогии молодой Принчивалле Скачерни в кулачном бою убивает жениха своей сестры Орбино, думая, что тот опозорил девушку, а потом понимает, что убил оклеветанного, невиновного человека, он приходит в состояние абсолютного отчаяния, и только вера в бога удержала его от самоубийства. «Он говорил Miserere, говорил Pater noster и все повторял: «Можно столькому на учиться, а я не знал ничего». Громко читал молитву об отпущении грехов и бил себя в грудь, на коленях, с глубоким раскаяньем» 17.
Ничего сильнее «Мельницы на По» Баккелли не на писал. Такие романы, как «Взор Иисуса» и прочее,— слабее. Живет он в литературе, ничего важнее для него нет. Как-то его спросили, кого он больше всего чтит из современных писателей. Баккелли ответил: «Толстой современный писатель? Если да, то более великого нет».
«Читта ди Милано», в трех шагах от Дуомо. Ему 90 лет, у него нет никого на свете, кроме преданной жены. Так мало сбережений, что он не мог бы на них прожить. Одинокий и больной: что-то случилось с ногами, и он не может двигаться. Узнав об этом, президент Итальянской республики Пертини позвонил синдику Милана с просьбой помочь. Теперь Баккелли дали палату в здании клиники, лечат, кормят, он оплачивает только услуги сиделки. Но что, если бы Пертини не позвонил синдику?
Батталья пишет сдержанно, и все-таки ощущение трагедии не покидает. Баккелли столько книг написал, ну да, он классик. Но для мира культуры он словно бы никогда не существовал. «Между тем,— пишет Батталья,— другие страны могли бы нам позавидовать, это крупнейший писатель». Но он никогда не был «главой школы», он как-то сам по себе. Сохранил ясный ум, каждый день диктует жене страницу новой книги,— «Я называю ее «Последняя моя сумасшедшая поэма», говорит Баккелли. «Это фантастическая книга, рассказывающая о далеком, неизвестном мире, где люди и животные, чтобы выжить, вынуждены убивать...» 18 ре, с горечью пишет Батталья, но теперь ему пришлось стать отшельником, анахоретом. Да, конечно, голос останется — так думаем и мы,— но какой финал, какая тяжелая, незаслуженно тяжелая старость. Какая грустная правда.
1. Кин Ц. Итальянские мозаики. М., 1980.
2. Giorgio Candeloro. Storia dell' Italia moderna, IX. 1922— 1939. Milano, 1981, p. 189
5. Агtuго Carlo Jеmоlо, р. 195.
’ltalia contemporanea (1918— 1948). Torino, 1961, p. 83
8. Eugenio Garin. Intellettuali italiani del XX secolo. Roma, 1974, p. XX.
— 263.
10. 18 февраля 1984 года было подписано соглашение между правительством Италии и Ватиканом о пересмотре Латеранских пактов.
«Vita е Pensiero 1914— 1964». Milano, 1966, p. 21.
13. Antonio Gramsci. Quaderni del carcere I. 1977, p. 497,
«Vita е Pensiero 1914— 1964», р. 1413.
«La Ronda. Antologia». Firenze, 1955, p. 103.
16. «Corriere della sera». Milano, 30 m aggio 1978
17. Riссагdо Вассhelli. II mulino del Ро. Volum e terzo, Mondo vecchio serripre nuovo. Milano, 1970, p. 707.
«II giorno». M ilano, 11 febbraio 1982,