ОНИ ХОТЕЛИ БЫТЬ ПОНЯТЫМИ
Антимодернистскэч энциклика в действительности направлена против имманентного в современной науке.
Антонио Грамши
— 1914) вступил на папский престол 4 августа 1903 года и принял имя Пий X. Выбор имени папы обычно не бывает случайным. Красивое лицо, значительное, пожалуй, жесткое. Выражение силы и уверенности, ничего благостного. Чувствуется личность. Такие люди, обладая огромной властью, могут сделать много хорошего, но и много плохого. У Джузеппе Сарто была репутация умеренного человека, считалось, что он будет проявлять терпимость по отношению к модернистам. Но ровно через два месяца после вступления на папский престол Пий X опубликовал энциклику Е supremi apostulatus, не оставлявшую места для сомнений: никаких отклонений от ортодоксии, никакого «рационализма или полурационализма», беспрекословное подчинение иерархии. Комментируя текст, Ранкетти находит в нем «нечто средневековое».
ря 1903 года его важнейшие книги внесены в Индекс. Почти никто из модернистов не понял серьезности события, многие уговаривали Луази подчиниться. Фогаццаро писал ему: «Ваши книги осуждены. Предполагаю и надеюсь, что вы не откажетесь от жеста внешнего повиновения. Это все, чего высшие церковные власти могут требовать от вас. Некоторые итальянские католики, любящие вас и восхищающиеся вами, поручили мне сказать вам, что, по их глубокому убеждению, настанет день, когда силой вещей ваши идеи будут приняты тем одновременно позитивным и мистическим будущим католичеством, который мы, каждый на своем участке, стараемся подготовить. Вы, конечно, не желали бы, чтобы мы выступили против покаравшего вас декрета: вас интересуют идеи, а не моменты личной удовлетворенности, которые могли бы помешать их успеху»1. Фогаццаро — мы знаем — не был борцом, ему казалось нормальным, что Луази должен подчиниться. Он писал также, что итальянские друзья не сделают имя Луази своим «боевым знаменем», так как это повредило бы общему делу. Но что означал загадочный католицизм, одновременно позитивный и мистический, непонятно. Фогаццаро вряд ли глубоко вдумывался в суть идей, да Луази и не делился с ним своими соображениями.
Моральную поддержку Луази получил от фон Хюгеля и французского философа Мориса Блонделя. Итальянские светские газеты отнеслись к истории с Луази как к скандалу, ознаменовавшему начало нового понтификата. Именно в это время начинают выдвигаться такие люди, как монсиньор Умберто Бениньи, писавший молодому священнику Эрнесто Буонаюти, которому предстояло стать лидером второго поколения модернистов: «Мой добрый друг, вы в самом деле верите, что люди в нашем мире способны на что-либо хорошее? История — это постоянный позыв к рвоте, и для этого человечеству не нужно ничего, кроме инквизиции»2.
«Святой» внесен в Индекс, а «Коррьере делла сера», миланская светская газета, печатает отрывки из «Конфиденциального письма другу — профессору антропологу». Письмо не подписано, но авторство скоро раскрывается: эго Тиррелл, текст написан еще в 1903 году, но его отредактировал Фогаццаро, а Тиррелл вообще не хотел его печатать. Все это привело к исключению его из ордена иезуитов и к отчаянной травле. Вообще 1905 год знаменуется решительным наступлением церковной иерархии и клерикальной печати на всех сторонников обновления. «Чивильта каттолика» издевается над Луази, над Фогаццаро, Минокки, Семериа, Ромоло Мурри и Буонаюти, в котором, возможно, угадывали нового лидера.
Но модернисты не сдавались. Они вели себя по-разному, в соответствии с убеждениями и темпераментом, но не считали себя побежденными, выпускали новые журналы, например, «Ринноваменто» (идеологи — Фогаццаро и фон Хюгель), «Нова эт Ветера», который Буонаюти основал в 1908 году. Там сотрудничали одаренные люди; кроме того, завязывались дружеские личные связи с представителями светской литературы, например, с Джованни Папини (1881 —1956), который позднее стал католиком, и Джузеппе Преццолини — он умер в 1982 году, на сто первом году жизни, превратившись почти что в миф. Однако приближалась катастрофа. 16 сентября 1907 года Пий X опубликовал энциклику, в которой был впервые официально употреблен при думанный монсиньором Бениньи термин «модернизм». Энциклика называлась Pascendi dominici gregis, или просто Pascendi. Если считать, что первый период в истории модернизма кончился со смертью папы Льва XIII, то второй кончился опубликованием этой энциклики. Строго говоря, она не была полной неожиданностью, так как еще 17 августа в декрете Lamentabili были перечислены 65 заблуждений, касающихся вероучения. Перед опубликованием «Силлабуса» тоже было нечто вроде пролога. Можно сказать, что Пий X даже в смысле метода повторил то, что сделал Пий IX. И все- таки Pascendi вызвала форменный шок, потому что означала полный разгром. Модернизм, пестрый, неоднородный, внутренне противоречивый, был представлен в энциклике как своего рода цельная антидоктрина. Тон был исключительно резким.
«Оссерваторе романо» сказано осторожно: «В энциклике Pascendi от 8 сентября 1907 года папа осуждает все отклонения и ошибки, обобщенно называющиеся модернизмом, и призывает всех, принадлежащих к церкви, к большей верности догматическим принципам и основам веры, к полному присоединению к учению». Пий X занимал папский престол уже четыре года, оснований для надежд и иллюзий на счет его намерений ни у модернистов, ни у полумодернистов, ни у мирян, интересовавшихся церковными делами, быть не могло. И все-таки энциклику восприняли как удар. Мы цитировали наивное письмо, которое Фогаццаро отправил Луази. Но после опубликования энциклики «Ринноваменто» поместил полемическую статью, присоединившись к Тирреллу, заявившему, что все это «софистика» и лучше бы Ватикан разобрался в разнице между позициями новаторов по разным вопросам. А журнал «Нова эт Ветера» вообще вышел в 1908 году после энциклики и занял самые радикальные позиции: именно в нем Буонаюти напечатал одну за другой две своих статьи, полемизируя с Ватиканом. Буонаюти (иногда выступавший под псевдонимом) утверждал, что в основе новых идей лежит историческая критика, писал и о христианском социализме, но вскользь. Очень интересны, как всегда, письма. Письма Луази, Фогаццаро, Буонаюти. Случилось так, что филолог и библеист Луази был в фокусе всех событий. Грамши высоко ценил его, ибо Луази «разоблачал невежественность абсолютистского католицизма и опасность того, что громадная мировая империя находится в руках папы». Фогаццаро в своих письмах предстает одновременно искренним, наивным, даже чуть-чуть элементарным, но умным и честным. Буонаюти был просто влюблен в Тиррелла, казавшегося ему образцом человека-рыцаря. Он хотел, «чтобы на его могильной плите были выграви рованы чаша и просфора, символ вечного священнослужительства — как у Тиррелла»3
Буонаюти написал «Программу модернистов», в которой решительно отказывался от схоластического толкования доктрины и пытался «создать новый синтез». Его путь был не простым, а извилистым, с падениями и со взлетами, со свершениями и почти постыдными компромиссами. Его книга «Римский пилигрим» — трагическая и горькая. «Программа модернистов» — это брошюра, которую он написал в Риме в конце 1907 года, после энциклики. Брошюра, имевшая значительный успех в Италии и за рубежом, была написана так саркастически, что некоторые говорили о карикатуре. Брошюра была анонимной, но авторство Буонаюти бесспорно. Приведем одну интересную цитату: «В то время расцвела целая литература. Писали анонимно или под псевдонимами. Эта литература содержалась в журналах, брошюрах, попадала в газеты: модернисты выражали свою тревогу и боль. В то время и позже много спорили об этих анонимных текстах. Конечно, они не делали чести молодым реформаторам, а скорее доказывали дремавшее в них двуличие. Но не следует придавать этому слишком много значения. Среда — с той и другой стороны — была такой, какой была. Сальваторе Минокки в своих «Воспоминаниях одного модерниста» оставил нам глубоко человеческое свидетельство об атмосфере того времени, когда все это происходило, об ошибках, совершавшихся одними и другими. «Наши души скорбят,— пишет Минокки.— Мы хотели бы верить в Бога и в церковь, отдать нашу душу и нашу жизнь для обновления католицизма, в котором рождены и желали бы умереть. Мы только бы хотели.;, чтобы нас поняли, обнадежили. А между тем. Все кончено!» И добавляет в другом месте: «Это была их, это была наша трагедия» 4
— один из двух священников, посетивших Ясную Поляну. И Минокки, и Семериа, и — позднее — Буонаюти видели в религии «элемент величайшей важности в моральной и социальной жизни народов», как пишет Гарэн. И, сознавая вес и значение католицизма, хотели остаться в его лоне в качестве активной и обновляющей силы. Примерно то же можно сказать о Фогаццаро (Грамши обронил когда-то оставшуюся нерасшифрованной фразу: «Подумаем о судьбе Фогаццаро»). Кстати, в 1906 году Толстой назвал имя Фогаццаро, перечисляя самых известных западноевропейских писателей. А Джованни Семериа? В 1908 году генуэзский архиепископ запретил Семериа проповедовать, а еще через год глава конгрегации «барнабитов» (конгрегация св. Павла, основанная в XVI веке), к которой принадлежал Семериа, распорядился, чтобы он переехал в Бельгию. Однажды Семериа написал: «Я не хочу решать, что лучше — великодушие или благоразумие: человечество нуждается в том и в другом». Мысль очень любопытная. Мы думаем о высоком модернизме и о католических интеллигентах, чьи судьбы во многом зависели от проблемы личного выбора. Фогаццаро и Буонаюти печатались в одном и том же журнале, но Фогаццаро писал осторожно, а Буонаюти упрекал его и Минокки (тот тоже был осторожным и шел на уступки) во всех смертных грехах, а всю группу «Ринноваменто» — в интеллектуальном кокетстве. Но кто раньше, кто по зже — все они попали под огонь.
Много позже Джованни Папини, который только то и делал, что «менял свои души», в одной статье посвятил десять пунктов — ему очень нравилось придумывать пункты — итальянскому высокому модернизму. «Я,— писал Папини,— сотрудничал в «Ринноваменто» и в «Нова эт Ветера» и поддерживал личные контакты с лучшими из модернистов». Папини считает модернизм течением, пришедшим в Италию из-за рубежа, преимущественно из Франции и Англии, называет имена Луази, Тиррелла и Джона Генри Ньюмена, о котором я не упоминала. Это кардинал, представитель католической теологии в Англии, исповедовавший взгляды, отличавшиеся от томистской философии. Папини характеризует модернизм как своего рода революционное движение, хотя в нем и было нечто «папистское и иезуитское». Революционное потому, что модернизм выступал «против догматов, понимаемых слишком буквально, против слишком большого числа религиозных легенд, нуждающихся в аллегорических интерпретациях, против философских подтекстов или абсолютных запрещений». Модернизм стремился, в интересах веры, «воспользоваться достижениями современной науки, исторических исследований, привести образованные умы, разочаровавшиеся в церкви, к тысячелетней вере».
Не забудем, что Джованни Папини — один из знаменитых итальянских писателей XX века. Эта статья написана в 1911 году, католиком он станет позднее. Продолжим цитату: «На протяжении нескольких лет он (модернизм. — Ц. К.) имел большое влияние, его боялись, с ним боролись всеми средствами церковные ретрограды. Бедный Пий X должен был осуждать его пункт за пунктом при помощи теологов курии, преследовать его всячески, запрещая газеты, лишая священников сана, проводя чистки в семинариях. Но вожди итальян ского модернизма не сумели организованно сделать большой шаг вперед, подняв мятеж, который произвел бы большое впечатление на стольких симпатизирующих, и создать ядро новой церкви. Не то из-за неясности идей, не то из-за личных интересов, не то из-за душевной слабости они не хотели стать мучениками. Фогаццаро и его преданный Скотти подчинились. Мурри, качаясь несколько лет между демократией и теократией, между томизмом и философией действия, кончил тем, что женился, стал депутатом парламента, антиклерикалом и радикалом. Семериа продолжал потихоньку поддерживать огонек, но не хотел снять сутану. Минокки был лишен сана, но занял всего лишь расплывчато демократическую позицию».
«крайне левую группу модернистов» (Буонаюти и других) в том, что они почти всегда выступали анонимно, а «самую серьезную группу — миланскую» — в том, что ее члены предпочли оставить поле боя и заняться литературой, историей и социальной деятельностью. И вот конец раздела о модернистах: «Все эти беспокойные силы не сумели объединиться, договориться, обновить старый мир, из которого они вышли, или создать фундамент нового мира. То, что они делали, могло быть исключительно полезным, как мост для перехода от закостеневшей традиционной и формальной веры к будущей полной свободе духа, но все было слишком кратко и эфемерно. Многие священники покинули церковь, но для тех, кто остался, церковь стала еще более жесткой и подозрительной. Так и Лютер, принудив Рим к контрреформации, помешал развитию умственной свободы, начавшей возникать в Италии в XV и XVI веках» 5
«не бунтующими, но стремящимися сохранить дух движения». Он нарисовал замечательный портрет Буонаюти, которого считал одним из талантливейших людей, каких когда- либо знала Италия. «Все у него было: редкостный ум, убедительное красноречие, блестящее перо, всесторонняя культура и удивительное личное обаяние. Если бы после смерти Льва XIII папский престол занял человек иного типа, — пишет Емоло, — то Эрнесто Буонаюти несомненно мог бы стать итальянским Ньюменом»6. К несчастью, история не признает самого понятия если, и судьба Буонаюти сложится драматично.
Теперь надо упомянуть о течении внутри католической церкви, бывшем злейшим врагом модернизма. Оно называется интегризм. Течение это возникло в Италии сразу после опубликования энциклики Pascendi. Однако авторитетный французский исследователь Эмиль Пула, автор фундаментальных трудов («История, догма и критика в модернистском кризисе», «Священнослужитель, который не предал: Альфред Луази» и т. д.), считает, что корни интегризма уходят к эпохе просветителей и к 178. 9 году. После опубликования Pascendi известный нам уже монсиньор Умберто Бениньи с ведома и согласия папы основал секретную международную организацию, в просторечии называемую «La Sapinière» — «Сосновая роща». Полное название: «Sodalitium pianum (SP)», или «Societa San Pio V». Это многозначительно, так как при Пии V состоялся последний крестовый поход.
Монсиньор Бениньи был человеком большой эрудиции, весьма энергичным.. Талантливый журналист и автор серьезных трудов о социальной католической доктрине, он был также и дипломатом и при Пии X занимал видные посты в ватиканской иерархии. Пула осторожно замечает, что Умберто Бениньи «вел свою антимодернистскую, контрреволюционную и антисемитскую пропаганду отчасти тайно». Но Рапони и Дзамбарбьери пишут прямо: «Наряду с индивидуальными и коллективными документами епископов, желавших предостеречь верующих против новой «ереси», публикуются статьи теологов и полемистов, которые хотят изложить и оспорить модернистские доктрины. Но самым неприятным аспектов борьбы против модернизма — не считая репрессивных мер против священников, которых лишали права преподавать в семинариях, и чисток в религиозных конгрегациях и т. д. — было создание своего рода секретной организации, целью которой была защита ортодоксии. Создал ее сотрудник курии, монсиньор Умберто Бениньи» 7
«Джорнале д’ Италия» печатала Минокки), изменили свою позицию. Бениньи основал также официальный Бюллетень, печатавшийся раньше по-итальянски, потом по-французски, но неизменно в Риме. Этот Бюллетень принес монсиньору громкую известность и множество врагов, так как Бениньи не привык стесняться. Пула называет организацию, созданную Бениньи, «антителом», которое возникло, когда церковь находилась в состоянии кризиса. Он же пишет, что пока «не доказано», будто монсиньор и его друзья не просто полемизировали, а занимались доносительством, но трудно отрицать, что «они были очень неприятным образом замешаны во многих неприятных делах». Вообще шла охота за ведьмами, и «модернистов видели повсюду». За каждым шагом Буонаюги следила «Чивильта каттолика». Но он самая эмблематическая фигура, слежка распространялась и на рядовых священников и laid при малейшем подозрении в еретических взглядах, а понятие ереси истолковывалось очень широко.
Когда сейчас, в 80-х годах XX века, привыкшие к условиям нашего времени и к воздействию средств массовой информации, мы думаем о масштабах борьбы за aggiornamento, она может показаться не столь уж значительной. Журнал «Нуова эт Ветера», основанный Буонаюти под всевдонимом Паоло Винчи, выпустил всего девятнадцать номеров и был закрыт по приказу римского первосвященника. Мог ли он оказывать реальное влияние, он и другие журналы, и библеисты, как Луази, и фон Хюгель, и Тиррелл, и Фогаццаро, и все другие, кого я не назвала? Ответ на этот вопрос зависит от того, как расценивать роль идей. Марксизм учит и обязывает нас считать эту роль важнейшей, все помнят, как Маркс и Ленин восставали против упрощенного понимания соотношений между базисом и надстройкой. Никого из «молодых католических социологов» и лидеров высокого модернизма не надо идеализировать. Как часто они от давали дань человеческим слабостям, обменивались ненужными колкостями, уступали искушениям. И все- таки роль этого движения было бы ошибочно недооценивать.
Джованни Папини нередко бывал циничным, но его горькие рассуждения о модернизме мне кажутся искренними и даже выстраданными. Сторонники aggiornamento хотели быть понятыми. Но вся эта страница истории идет под знаком трагедии. Вспомним о том, что писал Энгельс в статье «К истории первоначального христианства». «В истории первоначального христианства имеются достойные внимания точки соприкосновения с современным рабочим движением. Как и последнее, христианство возникло как движение угнетенных: оно выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов. И христианство и рабочий социализм проповедуют грядущее избавление от рабства и нищеты; христианство ищет этого избавления в посмертной потусторонней жизни на небе, социализм же — в этом мире, в переустройстве общества. И христианство и рабочий социализм подвергались преследованиям и гонениям, их последователей травили, к ним применяли исключительные законы: к одним — как к врагам рода человеческого, к другим — как к врагам государства, религии, семьи, общественного порядка. И вопреки всем преследованиям, а часто даже непосредственно благодаря им, и христианство и социализм победоносно, неудержимо прокладывали себе путь вперед» 8 И вот, думая о том, что писал Энгельс, невольно начинаешь представ лять себе католических модернистов в этом свете. Дело ведь не в том или ином истолковании библейских текстов, это только форма, конкретное проявление веры в высокие человеческие идеалы.
«Святой» в романе Фогаццаро с художественной точки зрения несостоятелен, но он говорил папе римскому о том, что Христос хотел видеть свою церковь бедной, а не корыстной, хотел видеть ее чистой, а не такой, которая провозглашает в своих энцикликах, вроде «Силлабуса» и Pascendi, мракобесие. И еще один важный вопрос: соотношение молодых католических социологов и модернистов, работающих в области духовных valori. Когда молодой священник Ромоло Мурри только начинал социальную и политическую работу, с ним какое-то время близко сотрудничал падре Семериа. Один серьезный итальянский исследователь, Г Б. Гуццетти, пишет о том, что то христианство, во имя которого бились Мурри и его сторонники, «было нe современным христианством, но обновленным, возвращенным к своим первоначальным истокам, отчасти также в духе идей Джордж Тиррелла»9 тивными правящими классами, что извращается сама история христианства, и ее надо прочесть заново, вне ветхих догм. Гуццетти прав, сопоставляя некоторые имена. При всех разногласиях, при различии задач, стоявших перед теми католиками, которые работали в народных толщах, окунувшись в реальные земные нужды рабочих, крестьян, ремесленников, и теми, кто занимался литературой или библеистикой, есть неоспоримая связь — ведь все они принадлежали к одному лагерю. Конечно, внутри одного и того же лагеря много разных граней. В то время, когда Буонаюти основал свой журнал, была выпущена брошюра, озаглавленная «Почему мы социалисты и христиане». В ней говорилось, что господь указал христианам три главных догмы: вера в жизнь, справедливость и милосердие. «Социализм — это прежде всего душевные запросы, чувство возмущения против социальных несправедливостей и сильнейшая жажда обновления общества. Таким образом, социалистический идеал имманентен для человеческого сознания». В брошюре выдвигался лозунг: «За Христа, против Ватикана. За социализм, против всех регрессивных и реакционных партий». Брошюра предназначена для широкой, не слишком интеллектуально изощренной аудитории: прямо, почти без аргументов, проводилась мысль о близости христианства и социализма: «Обе программы совпадают, ибо Христос присутствует везде, где борются за справедливость и за добро». И вывод: «Следовательно, Христос присутствует в развитии социализма и триумф социализма станет триумфом христианского духа. Мы говорим нашим товарищам по религиозной вере: будьте полностью христианами, тогда вы будете социалистами и антиклерикалами. А нашим то варищам по социальной борьбе мы говорим: будьте полностью социалистами, и тогда вы станете христианами» 10.
Была даже небольшая группа социалистов-христиан, официально просивших принять их в ряды Итальянской социалистической партии, но им отказали. У меня нет сведений, принадлежала ли эта группа отвергнутых социалистов-христиан к модернистам. Опубликовано, однако, немало документов, свидетельствующих о том, что многие модернисты проявляли живой интерес к социализму. Но была шедшая издавна традиция, мешавшая сближению. Слова Минокки о том, что они хотели только быть понятыми, драматичны: их не хотел понимать решительно никто: ни социалисты, ни авторитетные, просвещеннейшие представители светской культуры в Италии и в других странах. Об этом с большой горечью писал Антонио Грамши.
форму, и оставил нам богатейшее наследие. Тема католицизма так привлекала его, что он возвращался к ней в различных аспектах, шла ли речь о Макиавелли или, скажем, о народной литературе. Грамши не мог простить Бенедетто Кроче его равнодушия, его пренебрежения к движению католической мысли, которому сам Грамши уделил так много внимания; он писал: «То, что Кроче должен был быть антимодернистом, можно понять, поскольку он был антикатоликом, но его поведение, в свете идеологической борьбы, характерно не этим. Объективно Кроче был драгоценным союзником иезуитов против модернизма» 11
ванно, вне контекста духовной жизни той исторической эпохи. Старые ценности рушились, важны были иска ния. Директор журнала «Л’Анима» философ и моралист Джованни Амендола был одним из тех немногих людей, кто понимал: католические интеллигенты, искавшие истину, независимо от результатов, к которым они приходили, достойны внимания и поддержки. Может быть, не случайно, что и Грамши и Амендола сходились в этом.
Примечания
2. Michele Ranсhetti, p. 106.
—39
5. La cultura italiana del’900 attraverso le riviste. Volum e quattro. «Lacerba», «La Voce» (1914— 1916). Torino, 1961, p. 162.
9. G. В. Guzzetti. II movim ento cattolico italiano dall’Unita ad oggi. Napoli, 1980, p. 238.