Приглашаем посетить сайт

Карел Чапек в воспоминаниях современников
Выдра В.: Моё знакомство с Карелом Чапеком

ВАЦЛАВ ВЫДРА

МОЕ ЗНАКОМСТВО С КАРЕЛОМ ЧАПЕКОМ

Мое личное знакомство с К. Чапеком состоялось, когда он начал работать у нас, на Виноградах, в театре и для театра. Придя к нам, он не имел никакого представления ни о закулисном мире, ни о распределении и организации труда в театре. Но очень скоро осмотрелся и даже дождался собственного режиссерского дебюта. Сразу было видно — он знает, чего хочет, а знал Чапек, что людям нужен живой и привлекательный театр, соответствующий намерениям и духу автора.

стороной театра знакомился только во время репетиций (к примеру, он ничего не знал о существовании бутафора и, как говорил мне, был убежден, что реквизит актеры приносят из дому), поставил спектакль, который я смотрел из партера с превеликим удовольствием. А когда актеры, взявшись за руки, благодарили аплодирующих зрителей и Чапек — в духе комедии дель арте — бежал вместе с ними в цепочке через сцену, я сказал себе: он умеет даже это. И хрупкая безделушка Зейера, которая до тех пор редко появлялась на сцене, а с того времени, кажется, вообще вот уже 17 лет не ставилась, обрела свою театральную жизнь. Незадолго до ухода с виноградской сцены я играл в поставленном им «Ченчи». Во время этой совместной работы мы успели обо многом побеседовать. Чапек говорил: трудно объяснять и показывать актеру, как ему играть ту или иную мизансцену. Знать это — задача самого актера. Но ему, вне всякого сомнения, можно объяснить и рассказать, в какой обстановке действует и живет персонаж, которого он играет, что заставляет этого персонажа поступать так, а не иначе и каковы скрытые пружины его поведения, каково его отношение к другим действующим лицам и как он оказывается в ситуации, обретающей драматический характер. Актеру нужно четко представлять себе всю предысторию персонажа, кем он был до того, как попал на сцену, где и в какой среде, в каких семейных и общественных условиях рос и жил, что в процессе воспитания могло повлиять на него, побуждая действовать так, как этого требует в пьесе автор. Растолковав ему все это, Чапек помогал дереву запустить корни глубоко в землю задолго до того, как оно разрасталось вширь и ввысь. Он заверял меня, что этой методой ему, как правило, удавалось добиться от умного и восприимчивого актера именно того, чего он хотел, и притом легче, чем путем прямого диктата или подсказки — что и как делать в той или иной ситуации, с какого конца подойти к роли. А вы без труда можете догадаться, как пластично, живо, выразительно и вместе с тем просто и ясно умел Чапек рассказать обо всем этом актеру!

«Творца», он спросил меня, легко ли произносится вступительный монолог Адама, который длится почти 20 минут. Я со спокойной совестью мог сказать, что монолог этот произносится великолепно. Речь течет естественно, она пластична и чиста, без сучка и задоринки, без всякой вычурности. Глаза у него просияли. Именно этого он и хотел. Чапек стремился сделать наш родной язык таким, каким ему и положено быть, — прекрасным при всей своей простоте и легко произносимым. И мало кто умел и умеет добиваться этого так хорошо.

А когда через год-другой (к тому времени Чапек уже не работал в театре) я заговорил с ним при встрече об опыте, который ему дала короткая театральная деятельность, он подтвердил мое мнение, что каждому театральному рецензенту следовало бы, по крайней мере, год проработать в театре или в тесном контакте со сценой и театральной практикой. «Нигде, — говорило н ,—теория не подводит так часто, как в тех случаях, когда рецензент знает театр только по впечатлениям из зрительного зала да по книгам».

Примечания.

Вацлав Выдра-старший (1876—1953) — выдающийся актер чешского театра и кино. Народный артист Чехословакии; исполнитель ролей Франческо Ченчи (в спектакле, поставленном К. Чапеком), Адама («Адам-творец»), барона Крога («Белая болезнь»), Алквиста («RUR»), Деда («Мать»). Письмо братьев Чапек. (1927) и письмо К. Чапека (1937), адресованные В. Выдре, опубликованы в его книге «Почтовый архив актера» (1956). Краткие упоминания о встречах с К. Чапеком содержатся В книгах В. Выдры «Мой путь в жизни и в искусстве» (1954) и «Из-под пера актера» (1955).

Čapka. — «Divadlo», r. XXV, 1938— 1939, s. 75.

— См. прим. к с. 245.

... выбрал Зейера... — См. прим. К с. 139.

С. 440. ... по впечатлениям из зрительного зала... — Сравни раздел «Критика» в сочинении К. Чапека «О так называемом кризисе театра», 1933 (Об искусстве, 94).