Приглашаем посетить сайт

Карел Чапек в воспоминаниях современников
Предисловие

С. Никольский

О сборнике "Карел Чапек в воспоминаниях современников"

Вполне естественно, что читатели зачастую хотят не только глубже познать творчество любимых своих писателей, но и представить себе их личность, поближе познакомиться с их жизнью, их отношением к событиям и общественным процессам своего времени, с их вкусами, привязанностями, секретами творческой лаборатории и т. д. Отчасти такой интерес удовлетворяют статьи и книги критиков и литературоведов, научные и художественные жизнеописания. Но, конечно, ничто не может заменить живых свидетельств, словно восполняющих невозможность непосредственного общения и позволяющих пережить хотя бы подобие такого общения.

В нашей стране стало уже традицией издавать отдельными сборниками воспоминания современников о крупных отечественных писателях. Подобные издания, кстати говоря, практикуются далеко не в каждой стране, и в известном смысле их можно даже считать (так же как, например, и серию «Жизнь замечательных людей» или «Литературное наследство») своего рода счастливой находкой, свидетельствующей одновременно о своеобразии литературной жизни и ее уровне.

Надо, конечно, полагать, что он получит продолжение. Ведь если взять для примера даже только литературу Чехословакии (литературу Чехословакии, поскольку так сложилось, что эта первая книга посвящена чешскому писателю), то нетрудно представить себе, с каким волнением и горячим интересом наши читатели встретили бы собрание воспоминаний об авторе «Репортажа с петлей на шее», герое антифашистского Сопротивления Юлиусе Фучике, или всемирно известном сатирике и комиссаре Красной Армии Ярославе Гашеке, или об одном из лучших лириков XX века, «гейзере поэзии» Витезславе Незвале и т. д. (Пока что у нас появились в печати лишь отдельные воспоминания об этих писателях: Густы Фучиковой о Ю. Фучике, Й. Лады о Я. Гашеке и некоторые другие.) То же самое, разумеется, можно сказать и о писателях-классиках любой другой социалистической страны и любой другой литературы.

Собрания живых свидетельств о крупнейших писателях мира могут стать прекрасным дополнением к тому, несомненно лучшему в мире, переводному фонду всемирной литературы, которым располагает наш читатель.

В настоящей книге собраны воспоминания о всемирно известном чешском писателе Кареле Чапеке (1890—1938). Он обладал поразительно многогранным дарованием. Его перу была подвластна и проза, и драматургия, и поэзия, малые и крупные литературные формы, самые разнообразные жанры, стихия лирики и мастерство остросюжетного повествования, стиль эссе и разговорного диалога. Чапек блестяще владел искусством сатиры, пародии, юмора. Он внес немалый вклад в развитие мировой научно-фантастической литературы, социальной фантастики. Достаточно напомнить, что именно Чапеком было пущено в обиход слово «робот». Прозвучавшее впервые со сцены в пьесе Чапека «RUR» (1920), оно вошло затем во все языки мира и в международный научно-технический лексикон. Сейчас это слово знает каждый школьник и даже многие дошкольники.

Оригинальные научно-фантастические сюжеты, построение произведения по принципу философского парадокса, искусство сатиры использовались Чапеком для постановки и заострения больших проблем современного бытия. Его увлекательные произведения об искусственном человеке — роботе или об открытии эликсира жизни, о расщеплении атомной энергии и т. д. отнюдь не переносят читателя в даль грядущих веков, как это нередко бывает в научно-фантастической литературе. Необыкновенные события обычно вписаны у него в современность, что придает его произведениям совершенно особую атмосферу, позволяет с особой наглядностью вскрыть ту или иную проблему, выявить и продемонстрировать ту или иную тенденцию современной жизни, предостеречь об опасности определенных явлений.

Одним из первых в мировой литературе Чапек обратил внимание на симптомы дисгармонии между техническим и социально-нравственным прогрессом, на опасность уродливо однобокого развития и обезличивания человека в век бездушного буржуазного расчета и технического стандарта. Задолго до того, как в литературе стала обсуждаться проблема непредвиденных последствии научно-технической революции, ущерба, наносимого природе и т. п., Чапек вплотную подошел к этим вопросам, что видно, кстати говоря, не только из его пьесы «RUR» и романа «Фабрика Абсолюта», но и из «Автобиографического предисловия» братьев Чапек, публикуемого в этой книге.

«Кракатит» Чапек предостерегал против опасности использования энергии атомного взрыва в военных целях, против опасности развязывания разрушительных сил, которые он уподоблял вулканическим катастрофам (само заглавие романа «Кракатит» образовано от названия вулкана Кракатау, извержение которого в 1883 г. было одним из самых страшных событий такого рода, удержавшихся в памяти человечества). Наше время еще более актуализировало призыв Чапека к политике разума в противовес «политике инстинктов».

Защита Чапеком гуманистических ценностей, хотя и не лишенная, особенно в 20-е годы, серьезных философских противоречий, а также иллюзий относительно буржуазной демократии, закономерно привела его в 30-е годы на активные антифашистские позиции. Образ псевдочеловека, человека без человеческой сущности, появлявшийся и раньше в творчестве чешского писателя, слился теперь в его представлении с фашизмом, перерос в образ античеловека, символизирующего силы человеконенавистничества, агрессии, войны, смерти. Именно таков смысл собирательного образа саламандр-фашистов в памфлете Чапека «Война с саламандрами» (1936). Этот роман стал одним из самых сильных в мировой литературе обличений гитлеровской «животной доктрины», как ее называл чешский писатель. В пьесах Чапека конца 30-х годов «Белая болезнь» и «Мать» (последняя явилась и откликом на события в Испании) утверждается святое дело борьбы против фашизма, вплоть до пресечения его преступных притязаний силой оружия.

Помимо «стержневых» социально-фантастических романов и драм, в которых Чапек раздумывает о крупных проблемах современного общественно-политического и международного бытия, о судьбах человечества (само действие этих произведений развертывается иногда в масштабах всего человечества, а события охваты^ вают весь мир), неизменной любовью читателей пользуются и другие произведения чешского писателя. Это и его путевые записки, В которых Чапек любуется многообразием национальных проявлений созидательно-творческой деятельности человека и которые словно переливаются игрой светотеней — радости, грусти и юмора. Это и «апокрифы» Чапека, как называл он свои комические интерпретации и переделки известных литературных и легендарных сюжетов, исполненные то философской иронии, то актуальных параллелей с современностью, то озорного пародийного юмора, Это и романы Чапека «Гордубал», «Метеор», «Обыкновенная жизнь» — своего рода «философская трилогия» о сложности личности и человеческих отношений. Это и многочисленные рассказы и очерки, детективные, юмористические и лирические, изображающие разнообразные стороны общественной и частной жизни человека, его стремлений и его слабостей.

По-видимому, нет необходимости более подробно говорить о творчестве Чапека. Его произведения многократно издавались в нашей стране и хорошо известны нашим читателям. Дважды выходило на русском языке собрание его сочинений. Пьесы Чапека ставятся на сценах советских театров. О внимании нашей литературной общественности к его творчеству говорит и тот факт, что советскими авторами, помимо многочисленных статей, написано пять книг о творчестве чешского писателя. И все же они довольно неполно доносят живой облик Чапека-человека. Объясняется это отчасти тем, что никто пока не ставил перед собой цели создать именно жизнеописание Чапека. Кроме того, надо учитывать, что биография Чапека, в отличие, например, от биографии Я. Гашека или Ю. Фучика, не богата внешними событиями и внешним драматизмом. Он вел жизнь профессионального писателя, полную интенсивной внутренней работы. Драматические сдвиги совершались скорее где-то в сознании и в сердце художника. Живой его облик, богатство внутренней жизни вырисовывается более выпукло, пожалуй, именно из мозаики воспоминаний.

Перед читателями этой книги пройдет вся жизнь, вся судьба Чапека, начиная с детства и юности, раскроются многие стороны чехословацкой действительности 10—30-х годов нашего века, отмеченные такими событиями, как возникновение независимого Чехословацкого государства, образованного в 1918 году после трех веков иноземного гнета, тяжелейший экономический кризис 1929— 1930-х годов, когда Чапек участвовал в организации помощи голодающим детям, нарастающая угроза фашистской агрессии и трагическая година мюнхенского сговора, когда Чехословакия была выдана западными державами на растерзание Гитлеру. Антифашистская позиция Чапека, травля, обрушившаяся на писателя со стороны профашистских элементов, широко отражены в воспоминаниях современников, так же, как и реакция Чапека на мюнхенское предательство, Удручающие переживания, связанные с трагедией родины, были и одной из причин смерти писателя.

— родителями писателя, его сестрой, братом Йозефом, вместе с которым он создавал часть своих произведений (известный чешский художник и литератор, автор цикла антифашистских карикатур «Диктаторские сапоги», Йозеф Чапек погиб в гитлеровском концлагере в апреле 1945 г.).

выдержками из подлинных писем Чапека.

— известные чешские писатели Франтишек Лангер, Франтишек Кубка, Карел Полачек, Анна Мария Тилыпова, Эдуард Басе, художники, кинорежиссеры, деятели театра, кино, зарубежные почитатели Чапека — Ромен Роллан (присутствовавший некогда вместе с Чапеком на постановке его пьесы о роботах в пражском театре), Луи Арагон, И. Эренбург, Специально следует выделить статьи писателей-коммунистов Юлиуса Фучика и Ладислава Новомеского, которые не только стремились поделиться с читателями своими наблюдениями и мыслями, но и нарисовать обобщенную картину творческого пути Чапека во всей его сложности, высоко ценя талант писателя, его художественные свершения, но и не сглаживая заблуждений и противоречий, через которые он прошел, прежде чем найти свое место в антифашистской борьбе и создать вершинные произведения.

Воспоминания о Чапеке содержат богатый материал, относящийся к творческой истории многих его произведений, к его литературным взглядам, симпатиям и антипатиям. Он позволяет приобщиться к живой атмосфере неустанного писательского наблюдения и познания жизни, к чапековскому пониманию смысла и особенностей литературного творчества, наконец, просто к стилю его работы.

И еще одна отличительная черта книги. Многие из включенных в нее записок, очерков, зарисовок, мемуаров принадлежат перу писателей или, по крайней мере, людей, прекрасно владеющих литературным слогом и обладающих даром рассказчика. Если учесть к тому же нередкие вкрапления мыслей, высказываний, острот самого Чапека, то едва ли есть необходимость подчеркивать, что читателя ждет увлекательное чтение.