Приглашаем посетить сайт

Карел Чапек в воспоминаниях современников
Напрасные опасения

НАПРАСНЫЕ ОПАСЕНИЯ

Однажды осенним днем 1907 года пришло письмо от маменьки из Праги.

Милая Геленка!

Наконец-то мы вполне обжились в новом доме и, представь себе, так хорошо все устроили, что сами диву даемся. Знаю, что ты и твой милый муж были против нашего отъезда из Упице и вам, как мне кажется, было совершенно безразлично, что мы с папенькой там от ужасных людей совсем извелись; больной отец не выдержал бы и сошел в могилу. А теперь приезжай посмотреть на нас; мы очень довольны, мальчикам здесь все нравится, ведь у них опять есть дом; бабушка — и та не скучает, а только сетует, что до сих пор не видела твою малышку Геленку. Знай, что и для детей здесь хватит места, у нас полно кроватей. Приезжай поскорей!

Мы все здоровы и приветствуем вас обоих.

Твоя мама.

Мальчики передают тебе, что выставка импрессионистов из Франции очень интересная,Печа помогал ее устраивать, и оба ею гордятся.

мягкой женской опеки попал под мужскую — папеньки и брата Печи. И в самом деле, самая большая и лучшая комната в квартире стала «мальчишеской», хотя даже там им было тесновато. Но они обжились, ведь столько школьных лет братья жили в разлуке. Карел был во власти своей экзальтации и чувств, теперь уже семнадцатилетних. Он уже писал, и не только в стол, а посылал в брненские журналы небольшие статьи и стихи, которые потом вошли в сборничек «Возбужденные танцы». [...]

Их цель — искусство! Но искусство требует самодисциплины, умения видеть и понимать, постоянного углубления в него. И оба брата — да, да — непреклонно стояли у его врат, не зная, с чего начать. Ими владела страстная жажда познать новое, неведомое, но им самим еще не ясно было, чего же они хотят. А как они стремились найти свою собственную, новую форму самовыражения! С первой минуты в Праге мне показалось, что братья усиленно ищут новые стимулы для своего творчества, еще только смутно предчувствуемые и тем более заманчивые. Они знали и верили, что эти стимулы пробудят богатую и захватывающую духовную жизнь, полную новых импульсов; уже тогда они вместе начали подбирать ключи к этому «не знаю, чего хочу». Полные буйства и молодых сил, подзадоривая себя, бросались они от одного эксперимента к другому. Совсем еще молодые, они вместе наслаждались произведениями искусства и прочитанными книгами, вместе рисовали и вместе мечтали. [...]

Примечания

С. 39. ... выставки импрессионистов... — Братья Чапек писали об этой выставке в статье «XXIII выставка общества мастеров изобразительного искусства «Манес» в журнале «Моравско-слезска ревю» («Моравско-силезское обозрение») (ноябрь 1907 г.).