Приглашаем посетить сайт

Карел Чапек в воспоминаниях современников
Фрич М.: Карел Чапек и кино

МАРТИН ФРИЧ

КАРЕЛ ЧАПЕК И КИНО

Сотрудничество с таким великим писателем, как Карел Чапек, я считаю большой честью для себя. После успеха «Яношика» «Ллойдфильм» заключил договор с Пальё Великом на главную роль в новом фильме. Правда, сценария еще не было. Раньше такое тоже случалось. А срок договора вскоре должен был истечь. Тут директор «Ллойдфильма» вспомнил, что у него имеется также договор с Карелом Чапеком на экранизацию романа «Гордубал». Разумеется, молодой Пальо не мог играть Гордубала. Вот тут-то и возникла мысль — и даже удалось внушить ее Чапеку , —что Гордубал может обзавестись братом.

Так возникли Гордубалы.

«Подумайте только, у этого господина под носом дамские брови». Вот так и началось наше сотрудничество. Мы писали и переговаривались уже почти два дня, а Чапек все продолжал на меня странно посматривать и наконец сказал: «Пан Фрич, пожалуйста, выругайтесь». Я спросил, как мне выругаться, он уточнил, и я произнес то ругательство, которое ему хотелось слышать. «Вот теперь нам будет гораздо легче работать вместе. Ну, я пошел за вином».

И верно, после этого мы гораздо лучше стали понимать друг друга. Интересно, что я всегда находил взаимопонимание с настоящими писателями — как с Чапеком, так и с Магеном, Незвалом или Ф. -К. Шальдой. Обычно хуже обстояло дело с теми, кого профессор Зденек Неедлы называл «писаками». Они-то всегда опасались за сохранность своего «литературного произведения».

Когда Чапек увидел завершенный фильм, он заявил: «Знаете, Фрич, то, что вы сделали из Гордубала, это неплохо, но только уж этот братец... (Чапек называл его Тарзан.) Нет, не нравится он мне — это из другой оперы».

Чапек был строгим критиком и по отношению к своим произведениям, впечатление от каждой новой пьесы он старался тщательно проверить. Для этого он приглашал знакомых разных профессий. Пани Шайнпфлюгова читала вслух пьесу, а потом о ней дискутировали, Чапек внимательно прислушивался к разным мнениям, делая из них свои выводы.

Однажды я присутствовал на таком вечере, когда обсуждалась пьеса «Мать», и это было исключительно интересно.

«Гордубалом» Чапек не поладил с Милошем Гавелом. Чапека оскорбила неуместная критика Гавела, и он сказал, что его не интересует мнение всякого болвана. Это имело, впрочем, неприятные последствия. Пан Гавел был владельцем кинотеатра «Люцерна», где шли «Гордубалы», и он снял фильм с программы до конца недели. Таким образом фильм провалился, потому что снять фильм с программы среди недели обозначало катастрофу. Это произошло только с двумя чешскими фильмами — с «Гордубалами» и с «Рекой» Ровенского.

Я с удовольствием вспоминаю о нашем сотрудничестве с Чапеком. От постановки рассказов Чапека у меня не осталось уже таких приятных воспоминаний. Не из-за них самих, а из-за времени, когда я их снимал. Тогда, как говорится, дела Чапека были плохи. Это было не во времена первой республики, а, к сожалению, после войны. Я не мог пробить сценарий, который написал вместе с Ярославом Жаком и Франтишеком Влчеком. Те, кто был поприличнее, но зато более труслив, пытались свалить все на плохой выбор рассказов, на неудачное обрамление. То, что все-таки удалось снять рассказы Чапека, —заслуга Витезслава Незвала, который один против всех заступился и за Чапека, и за меня. Когда я позднее демонстрировал фильм министру Вацлаву Копецкому, два товарища из министерства, поздравляя меня, заметили: «Режиссура нам нравится, актерское исполнение— тоже, но вот Чапек нам не нравится».

«Нет, товарищи, тут вы делаете ошибку. Чапек и Гашек наиболее популярны из всех наших писателей в Советском Союзе, да и я сам написал Чапеку письмо с благодарностью за его «Обыкновенную жизнь». Это все равно, как утверждать, что Пероутка слабый журналист. Это была бы ошибка. Он способный журналист, но, к сожалению, работает не на нас». Именно Копецкий первым начал защищать Чапека и сумел его защитить.

Примечания.

МАРТИН ФРИЧ

—1968) — чешский кинорежиссер, народный артист Чехословакии; поставил фильмы «Гордубалы» (1937) и «Рассказы Карела Чапека» (1947, Почетный диплом Венецианского кинофестиваля).

Martin Fric. Karel Čapek a film. — «Divadelni a filmove noviny», 17.11.1965, s. 6.

C. 452. «Яношик» — фильм Мартина Фрича о герое словацких народных преданий Юрае Яношике (1688—1713), разбойнике, который «у богатых брал, бедным давал»; в основу сценария фильма «Яношик» была положена одноименная пьеса И. Магена, опубликованная в 1910 г.

— Фильм режиссера М. Фрича «Гордубалы» был снят по сценарию К. Гашлера и К. Чапека.

«Река» — кинофильм чешского режиссера Ровенского, удостоенный в 1934 г. «Кубка Венеции»; одно из лучших произведений чешской кинематографии 30-х гг.

От постановки рассказов Чапека... —Имеется в виду фильм «Рассказы Карела Чапека».

454. Копецкий. — Высказывания В. Копецкого о К. Чапеке и об отношении к нему чешских коммунистов см.: Václav Kopecký. ČSR a KSČ. Pamèni výpisy k historii Československé republiky a k boji KSČ za socialistické Československo. Praha, 1960, s. 182.