Приглашаем посетить сайт

Карел Чапек в воспоминаниях современников
Басс Э.: Из статьи "Сотрудник редакции"

ЭДУАРД БАСС

ИЗ СТАТЬИ «СОТРУДНИК РЕДАКЦИИ»

Карел Чапек пришел к нам вместе с братом Йозефом в марте 1921 года. Той зимой я как-то случайно повстречался с ними — они работали тогда в «Народних листах», —и полушутя-полусерьезно напустился: что это они, собственно, делают на этой галере, когда их настоящее место именно в «Лидовках»?! Тогда мне не показалось, что они действительно хотели переменить место работы, но в новогодний вечер неожиданно позвонил Карел и спросил, серьезны ли мои предложения, они, мол, не прочь перейти к нам. Еще и сегодня я отчетливо помню тогдашние поспешные переговоры; шеф пражской редакции К. -З. Клима немедленно связался с Гейнрихом в Брно , — и все было решено в тот же вечер во время новогоднего празднества. Братья Чапек перешли к нам, как только кончился срок, который они должны были отработать после подачи заявления об уходе. Они действительно прекрасно подходили к нашей редакции, тем более что Карел Чапек как раз в ту пору начал писать «Фабрику Абсолюта» — роман-фельетон, предназначенный для газеты. Его удивительная, словно неисчерпаемая сила воображения была как будто создана для работы в ежедневнике.

Сперва он вел культурную рубрику, писал для нее критические рецензии и информационные заметки, но неуемная творческая фантазия и богатство сюжетов были таким ценным капиталом, что для газеты оказалось более выгодным освободить его от регулярных обязанностей. Чапек быстро завоевывал мировую славу. Эту славу принес ему театр, но популярность на родине ему, бесспорно, обеспечили выступления в «Лидовых новинах», где его талант нашел свое неповторимое выражение в легкой болтовне воскресных фельетонов, в забавных и смешных сериях с продолжением, полных остроумных наблюдений над жизнью, в воскресных побасенках и где он впервые напечатал свои незабываемые путевые впечатления, рассказы, маленькие комментарии, заметки, свои лаконичные афоризмы, а также роман за романом. [...] Бесконечно многим обязаны «Лидове новины» Карелу Чапеку. Почти все его творчество начиная с 1921 года было связано с «Лидовками», где он опубликовал гораздо больше того, что потом было собрано в его книгах. В различных номерах газет помещено множество мелких заметок, которые он подписывал одной буквой Г., не желая придавать этим мелочам тот вес, который сообщали написанному его инициалы: К. Ч. Нельзя не вспомнить и нескончаемый поток его идей и вымыслов. В Кареле Чапеке жило нетронутым очаровательное мальчишество, увлеченность игрой, различными комбинациями, конструкциями, изобретениями и открытиями. Это ощущается и в самых серьезных его произведениях, но еще заметнее эти свойства проявлялись во время его сотрудничества в газете, где он снова и снова неустанно показывал, что в каждом, самом будничном происшествии можно открыть нечто удивительное и необычное, глубоко скрытую тайну, тесно связанную с жизнью и смертью. Хотя сам он и не был репортером, но невольно обучал работников редакции, как брать в свои руки явления жизни, как подходить к ним с любовью и вниманием. Никто в редакции не слышал от него теоретических рассуждений или поучений, но сам он писал так, что невольно стал одним из основоположников той «школы «Лидовых новин», которая заметно выделяла эту газету среди всех прочих органов печати. В пору наиболее тесного сотрудничества с редакцией он врывался туда ежедневно, как река в половодье, с шумом и шутками, с остротами, адресованными каждому, с кем встречался, поругивая порядки в газете и вообще всяческие непорядки. Его рабочий стол находился в самом большом помещении редакции, поэтому Чапек во все вмешивался, за все болел, во все совал свой нос, к нему все тянулись, редакция превращалась в сумасшедший дом, но среди немолчного шума и гама рождались «Лидове новины» такие, какими они тогда были.

немки, известные и неизвестные вовсе рыцари пера, поэтому пребывание Чапека в редакции выливалось в консультации, собеседования, встречи, здесь он пытался скрыться от тех, кому что-то обещал, здесь тратил значительную часть своего времени на оказание помощи никому не ведомым неудачникам. На его письменном столе громоздились кипы писем со всего мира, книги для подарков и автографов, словом, весь тот балласт, который отягчает жизнь славного писателя. Он пробирался к себе в кабинет совершенно загнанный и замученный, и часы «службы» были для него скорее временем отдыха. [...]

Примечания.

ЭДУАРД БАСС

— Шмидт) 8—1946) — коллега К. Чапека по газете «Лидове новины» и личный друг. Оставил несколько мемуарных заметок о К. Чапеке.

ИЗ СТАТЬИ «СОТРУДНИК РЕДАКЦИИ»

Eduard Bass. Člen redakce. — «Pondělni LN», 26. XII. 1938, ráno, s. 2.