Приглашаем посетить сайт

Изотов И.: Ранние исторические романы Лиона Фейхтвангера
Вступление

ВСТУПЛЕНИЕ

Лион Фейхтвангер продолжает оставаться одним из наиболее читаемых у нас западных авторов наравне с такими писателями, как Анри Барбюс и Ромен Роллан, Элтон Синклер и Теодор Драйзер. Известность в нашей стране Фейхтвангер приобрел как автор многих романов с исторической и современной тематикой и, во вторую очередь, как драматург, издавший в промежуток времени с 1915 по 1923 год ряд пьес, некоторые из которых шли в свое время с большим успехом на немецкой сцене. Все эти произведения являются ярким свидетельством того, как автор остро реагирует на всё происходящее в современной жизни Запада, пытаясь ответить на самые жгучие вопросы, которые ставит действительность. Актуальность и проблемность - вот черты, которые отмечают творчество этого писателя на всех этапах его развития. Правда, многие из тех мучительных проблем, которые ставит перед собой Фейхтвангер, для советского читателя больше не существуют. Тем не менее его романы, исполненные гуманистических целей и стремлений, тем не менее представляют громадный интерес, по праву занимая одно из первых мест в передовой литературе Запада.

Они представляют интерес и как источник познания тех путей и перепутий, по которым блуждает, часто одиноко, западный интеллигент, выросший в недрах капиталистического общества и впитавший в себя бездну всяких предрассудков, иллюзий и буржуазных догм социальных, политических, философских, от которых он с мучительным трудом пробует освободиться в наши дни. С этим процессом освобождения человека от его ветхих одежд, проходящим не всегда успешно, мы и знакомимся в творчестве Фейхтвангера.

«Теперь я твердо знаю, что мое литературное развитие определили два крупных события: переживания империалистической войны и впечатления от социалистического общества в Советском Союзе. Оба эти переживания помогли мне освободиться от известных предубеждений того класса, в среде которого я родился и прожил большую часть своей жизни» («К моим советским читателям» // Правда 15 апреля 1938 г.). Писатель приходит к выводу, что «единственным оплотом цивилизации в мире капиталистического варварства является Советский Союз».

Обращаясь к ранним этапам творчества Фейхтвангера, мы, естественно, не раз будем встречаться с некоторыми из тех «предубеждений», о которых говорит автор. Нам представляется необходимым проследить за тем «предубеждением», которое можно считать основным в творчестве писателя, и попытаться выяснить, как оно возникло.