Приглашаем посетить сайт

История зарубежной литературы ХХ века: 1917-1945
Введение

ВВЕДЕНИЕ

Победа Великой Октябрьской социалистической революции, создание первого в мире социалистического государства имели всемирно-историческое значение. Идеи коммунизма перестали быть только теорией. От капиталистического лагеря откололась Россия, вспыхнули революции в Германии и Венгрии. Во многих странах усилилось революционное движение. «Социалистическая революция в России до основания потрясла все здание мирового капитализма; мир раскололся на две противоположные системы»*.

[* Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., 1976, с. 12.]

Эти события отразились на- мировом литературном процессе. В странах Западной Европы и США, в славянских странах, в Латинской Америке, в Индии, в Китае происходит дальнейшее развитие критического реализма, утверждается литература социалистической ориентации. В то же время там формируются различные модернистские направления, нарастает поток апологетической, конформистской литературы, старающейся поддержать покачнувшиеся основы капиталистического строя.

осудили иностранную интервенцию против нее. Некоторые из них в своем творчестве обращаются к изображению событий русской революции, гражданской войны в России. Воздействие русской революции на зарубежные литературы сказалось и в том, что в них нашли отражение происшедшие после Октября размежевание классовых сил, усиление классовой борьбы. Франс открыто выразил свое восхищение русской революцией, которая, по его словам, «дала миру, впервые за многие века, пример власти, созданной народом и для народа». С Октябрьской революцией и построением нового общества в СССР Франс связывал деятельность В. И. Ленина: «Я преклоняюсь перед Лениным. Он работает ради всего человечества», - писал он. После Октябрьской революции Франс сближается с социалистическим движением. Другом Советской России с момента ее возникновения становится Б. Шоу. Доброжелательно [4] к новой России отнеслись Р. Роллан, Т. Драйзер, Г. Манн и др. Писагели-реалисты не ограничивались только политической, общественной поддержкой Октябрьской революции, в их творчество входит как составная часть новая тема, тема Советской России.

Р. Роллан начинает писать «Очарованную душу», Драйзер создает «Эрниту», Я. Гашек «Похождения бравого солдата Швейка». В произведениях писателей-реалистов усиливается критика буржуазного общества, больше внимания уделяется поискам положительного идеала.

Первая мировая война оказала влияние на подавляющее большинство писателей. На ее фронтах с оружием в руках воевали Барбюс, Хемингуэй, Ремарк. Война существенным образом отразилась на их мировосприятии, явилась одной из ведущих тем в их творчестве. Первая мировая война и угроза возникновения новой мировой войны способствовали созданию в 1919 году международной группы «Кларте», в которую вошли Барбюс, Франс, Роллан, Уэллс, Гарди и другие писатели. «Кларте» деятельно участвовала в борьбе против империализма, резко осуждала интервенцию в Советской. России, вела антивоенную пропаганду. Деятельность «Кларте» высоко оценил- В. И. Ленин.

Великая Октябрьская социалистическая революция и первая мировая война обусловили подъем революционного движения в зарубежных странах. Затем в Некоторых из них наступил короткий период временной стабилизации. Но в 1929 году разразился мировой экономический кризис, до основания потрясший всю капиталистическую систему. В бурные 30-е годы еще более усиливается рабочее движение, организовываются «голодные походы» безработных, растет классовая солидарность трудящихся. Защищая свои привилегии, буржуазия в ряде стран делает ставку на открытую фашистскую диктатуру, на политику агрессии и войны.

Фашистские режимы устанавливаются в Италии, Германии, Испании. В 1939 году вспыхивает вторая мировая война. Нападение фашистской Германии на Советский Союз в 1941 году придает этой войне особый характер, она превращается в освободительную войну, войну ради спасения человечества от угрозы уничтожения и порабощения со стороны фашистской тирании.

тем не менее, выделить несколько основных этапов, общих для них. Это 20-е годы, когда литературный процесс протекает под впечатлением недавно закончившейся первой мировой войны и всколыхнувшей весь мир революции в России. Новый этап - 30-е годы, время обострения, общественно-политической и литературной борьбы в связи с мировым экономическим кризисом, приближение второй мировой войны. И, [5] наконец, третий этап -это годы второй мировой войны, когда все прогрессивное человечество объединилось в борьбе против фашизма.

20-е и 30-е годы явились периодом новых завоеваний реализма в большинстве зарубежных литератур.

Во Франции продолжается деятельность таких крупных художников слова, как Р. Роллана и А. Франса, в Англии Б. Шоу, Г. Уэллса, Д. Голсуорси, Т. Гарди. В Германии - Г. Гауптмана, Г. Манна, Т. Манна, в США - Т. Драйзера, Э. Синклера, С. Льюиса. Писатели-реалисты с демократических и гуманистических по-5иций изображают современную им действительность, в которой господствуют эксплуатация и угнетение. Вместе с тем у многих из них появляются другие проблемы, вызванные к жизни новыми историческими условиями.

В творчестве Роллана возникает антивоенная тема (пьеса «Лмлюли», повесть «Пьер и Люс», роман «Клерамбо»). Близкую, входную с Ролланом антивоенную позицию занимают Г. Манн (романы «Бедные», «Голова»), Д. Голсуорси («Сага о Форсайтах»), Т. Гарди (поэзия), Г. Уэллс («Мистер Блетсуорси на острове Рэмпол»), Б. Шоу («Дом, где разбиваются сердца»).

Наряду с представителями старшего поколения зарубежная литература критического реализма в послеоктябрьский период пополнилась новыми именами, новыми интересными произведениями. Во Франции становятся известными Ф. Мориак, Р. М. дю Гар, Ж- Дюамель, Ж. Жироду. Эти писатели начали печататься еще в довоенное время, но в 20-е годы их книги приобретают не только национальную, но и европейскую известность. К английской реалистической литературе 20-х годов относятся произведения Р. Ол-дингтона, рассказы К. Мэнсфилд и А. Коппарда, продолжали писать С. Моэм и Э. М. Форстер. Можно говорить о дальнейшем раз- -витии критического реализма в американской литературе 20-х годов. Именно на это время приходятся лучшие романы С. Льюиса, рассказы Ш. Андерсона, получают широкую известность произведения Э. Хемингуэя, У. Фолкнера, С. Фицджеральда, начинается литературная деятельность Д. Дос Пассоса, Т. Вулфа, Р. Ларднера, Т. Уайлдера, продолжают писать Т. Драйзер, Ю. О'Нил, Р. Фрост, К. Сэндберг.

«На Западном фронте без перемен». Дальнейший импульс получает реализм в литературах Чехословакии, Польши, Болгарии, где появляются произведения Я. Гашека, К. Чапека, М. Домбровской, Ю. Тувима, А. Страшимярова. В 10-20-е годы бурно развивается литература стран Латинской Америки.

Первая мировая война, усиливающийся кризис капиталистической системы способствовали возникновению на Западе особого литературного феномена, получившего название «литературы потерянного [6] поколения». Термин «потерянное поколение» возник в Париже в 20-е годы. Его употребила американская писательница Г. Стайн по отношению к своим соотечественникам - американцам, проживавшим там в то время: Э. Хемингуэю, Д. Дос Пассосу, А. Мак-Лишу и др. Эти писатели побывали на войне, видели ее ужасы и страдания. Они утратили свои прежние,, иллюзии, «по-_ терялись» на войне, возненавидев ее как жестокую бойню. Однако с течением времени термин «потерянное поколение» приобрел более широкий смысл. Представители «потерянного поколения» с гуманистических позиций осуждали войну, ложь, фальшь, лицемерие буржуазного общества. Они создали яркие, запоминающиеся образы молодых людей, физически и духовно искалеченных войной («Фиеста», «Прощай оружие!» Хемингуэя, «На Западном фронте без перемен» Ремарка, «Солдатская награда» Фолкнера, «Смерть героя» Олдингтона). Но положительная программа «потерянных» носила ограниченный характер. Любовь, фронтовая дружба, забвение в вине - вот что они противопоставляли жестокой войне. Но и этот уход в личную жизнь чаще всего оказывался иллюзорным, решался в трагическом плане. Отсюда пессимизм, осознание бессмысленности жизни, пронизывающие многие произведения «потерянных».

Написанные с большим художественным мастерством, книги писателей «потерянного поколения» составили яркую страницу в истории зарубежной литературы 20-30-х годов XX века и оказали влияние на развитие мирового литературного процесса.

В послеоктябрьский период наряду с жанрами социального романа (Т. Драйзер, Э. Синклер, С. Льюис, Г. Манн), научно-фантастического (Г. Уэллс, К. Чапек), исторического романа и исторической драмы (Л. Фейхтвангер, Б. Шоу, Т. Уайлдер) возрастает значение социально-психологического романа (Э. Хемингуэй, С. Фицджеральд, Р. Олдингтон, Э. М. Ремарк, Ф. Мориак), психологической новеллы (Ш. Андерсон, С. Цвейг). Продолжает развиваться жанр романа-эпопеи («Очарованная душа» Р. Роллана, «Семья Тибо» Р. М. дю Тара, «Сага о Форсайтах» Д. Голсуорси). Получает значительное распространение философский роман (Т. Манн, Т. Уайлдер), политический роман (Э. Синклер), биографический роман (А. Моруа). В области драматургии появляются острые психологические драмы Ю. О'Нила и героические драмы о революции Р. Роллана.

В 20-е годы не ослабевает процесс взаимовлияния национальных литератур. В различных странах большую известность приобретают книги представителей «потерянного поколения». Усиливается воздействие социалистических идей на зарубежных художников. Здесь неоценимую помощь им оказывала русская советская литература, и в первую очередь деятельность М. Горького и ь. В. Маяковского. Не следует упрощать сложность мировоззрения писателей-реалистов. С одной стороны, они испытали на себе воздействие революционных, социалистических идей. В произведениях [7] некоторых из них преобладает социалистическая идеология (Э. Синклер. «Джимми Хиггинс», Т. Драйзер. «Эрнита»). С другой стороны, писатели испытывали влияние буржуазных идей, идеалистической философии. В 20-е годы все еще находится на позициях «непротивленчества» Р. Ролдан. Не верит в революционное преобразование общества.,, Г. Уэллс. Пропагандируют уход в личную жизнь представители «потерянного поколения».

Б. Брехта заметно воздействие социалистических идей, что сказалось на облике положительного героя, художественной структуре их произведений. Формалистические поиски характеризуют в 20-30-е годы реалистическое по существу творчество Д. Дос Пассоса (роман «Манхэттен» - 1925). В произведениях Г. Гауптмана переплетаются символизм, неоромантизм и реализм. На С. Цвейга и Л. Фейхтвангера воздействует фрейдизм. Такого рода влияния почти всегда приводили к зигзагам, к творческим срывам. Но в редких случаях, перерабатываясь, соединяясь с реализмом, они входили в реалистическую ткань произведения, индивидуализировали художественную манеру писателей, если основа творчества оставалась гуманистической, реалистической.

Новое время, новые условия жизни способствовали возникновению и широкому распространению в критическом реализме других, новых художественных форм. Многие художники широко применяют внутренний монолог (Хемингуэй, Олдингтон, Ремарк), совмещают в одном произведении различные временные пласты (Фолкнер, Уайлдер, Р. М. дю Гар), используют поток сознания (Фолкнер, Хемингуэй). Эти формы помогали по-новому изображать характер человека, выявлять в нем особенное, оригинальное, разнообразили художественную палитру писателей.

В поэзии наблюдается дальнейшее обновление поэтического словаря, углубляется психологизм, идет процесс прозаизации стиха (К. Сэндберг, Р. Фрост, П. Элюар, Л. Арагон, П. Неруда). Отмечая многообразие и богатство повествовательных жанров, следует сказать о необыкновенной одаренности, яркой художественной индивидуальности ряда зарубежных писателей (Хемингуэй, Фолкнер, Т. Манн).

Отмечая подъем реализма в послеоктябрьский период, следует также говорить о том, что в зарубежных литературах продолжают существовать различные направления, рекламирующие капиталистическое общество, отстаивающие буржуазный образ жизни. Особенно это относится к американской литературе, в которой получила распространение апологетическая, конформистская беллетристика, зачастую пронизанная антисоветизмом (Флойд Гиббоне. «Красный Наполеон»-1929). Эти же тенденции нашли отражение в английской, французской (Пьер Норд «Двойное убийство на [8] улице Мажино» - 1936) и в других литературах. Подобная беллетристика лишена серьезных художественных достоинств, откровенно реакционна. И все же она оказывала определенное воздействие на читателей, внушая им иллюзии 0 «равных возможностях для всех», клеветнически выступая против социализма, против СССР и его миролюбивой политики. _

Сложнее обстоит вопрос с так называемой модернистской литературой.

внутреннего созерцания. На многих других оказало влияние учение Зигмунда Фрейда (1866- 1939) -психиатра, создавшего теорию психоанализа, которую стали использовать как инструмент для решения политических, философских, этических и эстетических проблем.

Эти идеалистические учения переносили решения политических, социальных вопросов из сферы общественного в сферу личного, в сферу бессознательного. При этом игнорировался человеческий разум. Сводилась на нет возможность переустройства общества на справедливых началах. С бергсонианством и фрейдизмом оказались связанными течения, группы, отдельные представители модернизма.

В 1916 году в Швейцарии возникла одна из модернистских групп, получившая название «дадаизм». В группу вошли: румын Т. Тцара, немец Р. Гюльзенбек. Во Франции к группе примкнули А. Бретон, Л. Арагон, П. Элюар. Дадаисты абсолютизировали «чистое искусство». «Мы против всяких принципов»,- заявляли они. Опираясь на алогизм, дадаисты пытались при помощи набора слов создать свой, не похожий на реальный, особый мир. Они писали нелепые стихи и пьесы, увлекались словесным трюкачеством, воспроизведением звуков, лишенных какого-либо смысла. Отрицательно относясь к буржуазной действительности, они одновременно отрицали реалистическое искусство, отвергали связь искусства с общественной жизнью. В 1923-1924 годах, оказавшись в творческом тупике, группа распалась.

На смену дадаизму пришел сюрреализм. Он оформился во Франции в 20-х годах, сюрреалистами стали бывшие французские дадаисты: А. Бретон, Л. Арагон, П. Элюар. Течение опиралось на философию Бергсона и Фрейда. Сюрреалисты утверждали примат сферы подсознательного над разумной, сознательной деятельностью человека. Сюрреалисты считали, что они освобождают человеческое «я», человеческий дух от опутывающего их окружающего бытия, т. е. от жизни. Инструментом такого действия является, по их мнению, абстрагирование в творчестве от внешнего мира, «автоматическое письмо», вне контроля разума, «чистый психический автоматизм, имеющий в виду выражение или словесно, или письменно, или любым другим способом реального функционирования мысли» *.

[* Цит. по кн.: Андреев Л. Г. Сюрреализм. М., 1972, с. 60. 10]

писатель Д. Джойс (1882- 1941), завоевавший признание как один из мэтров модернистской литературы романом «Улисс» (1922). Таким же признанным мэтром модернизма стал Франц Кафка (1883-1924), известность к которому пришла после смерти, когда были опубликованы его романы «Америка», «Процесс», «Замок» (1925-1926).

Еще сложнее обстоит дело с экспрессионизмом. Экспрессионисты, как и многие модернисты, делали упор на авторский субъективизм, считая, что искусство служит выражению внутреннего «я» писателя. Но вместе с этим левые немецкие экспрессионисты Кайзер, Толлер, Газенклевер протестовали против насилия, эксплуатации, были противниками войны, призывали к обновлению мира. Подобное переплетение кризисных явлений с критикой буржуазного общества, с призывами к духовному пробуждению характерно для модернизма.

Наряду с тенденциями консервативными, реакционными, наряду с трагическим субъективизмом, формалистическими крайностями мы иногда встречаем в модернизме гуманное отношение к человеку, протест против буржуазных устоев, безусловные художественные достижения.

Нельзя отрицать и того, что наиболее талантливые модернисты создавали значительные произведения, без которых картина литературного развития была бы неполной (М. Пруст. «В поисках утраченного времени», Т. С. Элиот. «Стихотворения»).

Очевидно, при такой сложности модернизма нужен дифференцированный подход не только к представителям его, ной к их отдельным книгам, потому что художественная практика модернистов являла собой противоречивую картину: один и тот же художник создавал ущербные, антигуманные произведения наряду с гуманистическими, реалистическими (Пруст, Джойс). Подобная дифференциация поможет правильно оценить место писателя как в национальной литературе, так и з мировом литературном процессе. Развитие модернистских течений продолжалось и в последующие годы.

* * *

революция, подъем революционного [9] движения в 1918-1923 годах способствовали формированию и распространению революционно-пролетарской и социалистической литературы во Франции, Германии, Англии, США, Чехословакии, Польше, Венгрии и других странах.

В 1930 году в Харькове собралась Международная конференция революционных писателей, которая приняла решение создать международное объединение революционных писателей - МОРП. Эта организация сыграла большую роль в развитии революционной литературы, но в работе ее были и ошибки (догматизм, схематизм). В 1935 году VII Всемирный конгресс Коммунистического Интернационала призвал к созданию единого фронта трудящихся против угрозы фашизма, к объединению всех прогрессивных сил, и необходимость в МОРП отпала. Важное значение для правильного понимания реализма имела публикация писем Ф. Энгельса, а также углубленное изучение эстетических взглядов В. И. Ленина. Развитию литературы социалистической ориентации за рубежом способствовал Первый съезд советских писателей (1934), на котором выступили В. Бредель, Ф. Вольф, Л. Арагон, И. Бехер и др. В книгах, в статьях свое мнение по проблемам социалистической эстетики высказали Б. Брехт, Р. Фокс, Д. Лукач. Революционно-пролетарская и социалистическая литература явилась новой яркой страницей в мировом литературном процессе. Как наиболее крупные представители новой литературы во Франции выступили А. Барбюс, П. Вайян-Кутюрье, Л. Арагон. Роман «Огонь» А. Барбюса стал одним из первых произведений социалистического реализма во французской литературе.

В Германии литературу нового типа начинают создавать - Б. Брехт, И. Бехер, Э. Толлер, Ф. Вольф. Так, Б. Брехт пишет драму «Барабаны в ночи», стихи «Легенда о мертвом солдате», «О детях и хлебе», в которых преобладает революционное, социалистическое содержание.

Значительную роль в становлении социалистической литературы Германии сыграли Э. Вайнерт, Л. Ренн, А. Зегерс.

Зарождение социалистической литературы в скандинавских странах связано в первую очередь с именем крупнейшего датского писателя М. Андерсена-Нексе, который и в художественной практике и в теории утверждал метод социалистического реализма. За ним последовали X. Кирк, Н. Григ и др.

«Тень стрелка», «Плуг и звезды», центральной в них была идея национально-освободительной борьбы. В 30-е годы выходят исторические романы Д. Линдсея («Рим продается», «Цезарь умер»), в которых писатель старался осмыслить исторический материал с точки зрения марксистского мировоззрения.

Социалистическая литература США, и раньше представленная [10] крупными писателями (Д. Лондон, Э. Синклер, К» Сэндберг и др.), пополняется новыми именами.

В 1919 году выходит блистательная книга Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир», получившая высокую оценку В. И. Ленина. Под влиянием *Великого Октября Д. Рид стал коммунистом, отдавшим свою жизнь за высокие и благородные революционные идеалы. Эстетические принципы американской социалистической литературы вслед за Д. Лондоном начинает разрабатывать Р. Борн («История литературного радикала»-1920).

В становлении и развитии социалистической американской литературы значительную роль сыграли журналы «Либерейтор» и «Нью-Массиз», в которых печатались Д. Рид, М. Голд и другие прогрессивные писатели. Революция в России оказала прямое влияние на Э. Синклера, решительно выступившего в защиту молодой Советской республики в своем широко известном романе «Джимми Хиггинс» (1919). Т. Драйзер в 1927 году создает повесть «Эрнита» - яркий образец социалистического реализма в американской литературе. В большей или меньшей степени с рабочим, социалистическим движением, в США оказывается связанной деятельность Шервуда Андерсона (роман «Марширующие люди»-1917), К. Сэндберга (сборник стихов «Дым и сталь»-1920), С. Льюиса («Главная улица»-1920). Таким образом, есть все основания говорить о росте социалистической литературы в США в первые десятилетия XX века, о присоединении: к ней и об активном участии в ее рядах крупных американских писателей.

Интереснейшая по форме и содержанию революционная литература развивается в славянских странах. В Чехословакии пишут революционные, новаторские произведения В. Незвал, С. Нейман, И. Волькер, в Польше - В. Броневский, Б. Ясенский, в Болгарии - X. Смирненский.

«Те, кто внизу»-1915), Мартина Луиса Гусмана («Орел и змея»- 1927), Хосе Мансисидора («Красный город»- 1932), отражавшие -события мексиканской революции (1910-1917) и рабочего движения. На Кубе о борьбе забастовщиков- уборщиков сахарного тростника пишет поэму «Сафра» (1926) поэт Агустин Акоста, появляются произведения Николаса Гильена, Хуана Маринельо.

Развитие революционной, социалистической литературы шло не всегда ровно, сопровождалось определенными трудностями. Но в целом революционная, социалистическая литература стала играть важную роль в мировом литературном процессе. Она принесла в национальные литературы новые темы, начала разрабатывать иные, не затронутые до этого, жизненные пласты, она ввела на страницы литературных произведений нового героя, человека, активно участвующего в жизни, готового переделывать несправедливое [12] общество, бороться за лучший свободный общественный строй. Новому идейному содержанию произведений нередко сопутствовали и иные художественные формы, часто новаторские, которые использовались в целях лучшей подачи материала, более глубокого освещения избранной темы. Революционные писатели опирались на разные традиции, национальные и зарубежные (Б. Брехт, П. Неруда), что способствовало многообразию и богатству литературного процесса. В этом плане существенную помощь им оказывал опыт русской и советской литературы, произведения М. Горького, В. Маяковского, А. Серафимовича, М. Шолохова, в 20-30-е годы переведенные на многие иностранные языки. В то же время нельзя не сказать и о том, что многие литераторы находились в сложных отношениях с модернистской литературой, некоторые преодолевали ее идейное влияние, но иногда использовали художественно-структурные элементы, которые входили в арсенал реалистического искусства.

Революционная и социалистическая литература становится в 20-30-е годы важной частью мирового литературного процесса.

* * *

В 30-е годы в связи с мировым экономическим кризисом, угрозой со стороны фашизма и приближением второй мировой войны усиливается дифференциация в литературной среде, во всей остроте встает перед деятелями искусства и литературы знаменитый горьковский вопрос «С кем вы, мастера культуры?». В это трудное и сложное время подавляющее большинство зарубежных писателей решительно включается в борьбу против фашизма, в защиту свободы, демократии, гуманизма. Во Франции развертывается активная деятельность А. Барбюса, П. Вайяна-Кутюрье, Л. Арагона, создающих публицистические книги и художественные произведения, гневно осуждающие фашизм, обсуждающие многие острые политические и теоретические проблемы современности. В о0-е годы происходит перелом в мировоззрении Р. Роллана и он пишет свои знаменитые статьи «Прощание с прошлым», «В защиту нового мира», «Через' революцию к миру». В это же время с осуждением фашизма выступают Ж- Р- Блок, Р. М. дю Гар, А: Мальро и многие другие художники. Даже один из мэтров модернизма А. Жид заявлял в те годы об угрозе фашизма. Трагическая, страшная атмосфера возникла в Германии после захвата власти Гитлером в начале 30-х годов. Начались преследования коммунистов, социалистов, демократов, всех людей доброй воли. За ними охотились, убивали, отправляли в концлагеря. Подвергались гонениям и преследованиям почти все крупные немецкие писатели. Их книги сжигали на кострах. Была введена жесточайшая цензура. В этих необыкновенно тяжелых условиях одни художники вынуждены были покинуть страну (Г. и Т. Манны, Л. Фейхтвангер, Э. М. Ремарк, Л. Франк, А. Цвейг), другие брошены в тюрьмы (В. Бредель, [13] Л. Ренн, Б. Апиц), третьи замолчали, замкнулись во «внутренней эмиграции» (Б. Келлерман, Г. Фаллада, Г. Гауптман). ' Оказавшиеся за границей немецкие писатели активно включились в антифашистскую борьбу, не прекратили своего творчества. Очень важную роль в консолидации сил немецких писателей за рубежом сыграли писатели-антифашисты, собравшиеся в Москве: В. Бредель, Э. Вайнерт, И. Бехёр. Обвинительный приговор фашизму был вынесен на антифашистских конгрессах в Париже (1935), в Испании (1937).

30-е годы - время обострения общественной борьбы в Англии. В антифашистское, антимилитаристское движение включаются представители старшего поколения Б. Шоу и Г. Уэллс. Группа молодых писателей и критиков (Д. Линдсей, Г. Гиббон, Д. Корнфорд, Р. Фокс, К. Кодуэлл) начинают борьбу за социалистическую литературу и марксистскую эстетику, принимают активное участие в антифашистской деятельности. Значительную роль в этом движении сыграл Ральф Фокс, крупнейший литературный теоретик и критик, который с марксистских позиций рассматривал развитие литературы и искусства (книга «Роман и народ»-1937). Р. Фокс, как и его товарищи К. Кодуэлл, Д. Корнфорд, принял участие в гражданской войне в Испании на стороне республиканцев и героически погиб там.

«грозовых», «красных», «бурных». Мировой экономический кризис 1929-1933 годов потряс до основания все здание капиталистического общества. Огромные размеры он принял в США. 30-е годы ознаменовались бурным рабочим и фермерским движением, что, естественно, не могло не отразиться на творчестве американских писателей. Т. Драйзер пишет «Трагическую Америку» (1931) -одно из лучших публицистических произведений. Шервуд Андерсон вместе с Т. Драйзером создают книгу «Говорят горняки Харлана» (1932). Стачечную борьбу рабочих-текстильщиков описал Шервуд Андерсон в романе «По ту сторону желания» (1932). Против угрозы фашизма резко выступает С. Льюис в романе «У нас это невозможно» (1935). Э. Синклер пишет антифашистское произведение «Они не пройдут!» (1937). В 30-е годы, как у Р. Роллана и у многих других зарубежных литераторов, происходит резкий сдвиг в мировосприятии Хемингуэя. Он создает роман «Иметь и не иметь», «Испанские произведения». В речи «Писатель и война» (1937) он произносит ставшие знаменитыми слова: «фашизм - это ложь, изрекаемая бандитами». Трагедию разоряющегося американского фермерства отобразил в «Гроздьях гнева» (1939) Д. Стейнбек.

Большое влияние на развитие американской литературы оказало антифашистское движение в стране, возглавленное коммунистами. Очень большое значение имела деятельность прогрессивного журнала «Мэссиз» (позднее «Нью-Мэссиз» и «Мэссиз энд Мейнст-рим»). В нем наряду с Т. Драйзером, Э. Синклером, Э. Хемингуэем [14] печатались М. Голд, Д. Г. Лоусон, А. Мальц-писатели, связанные с рабочим движением и коммунистической партией. В то же время, в 30-е годы начинает скатываться на консервативные позиции Д- Дос Пассос, становится поклонником фашизма один из крупнейших представителей американского модернизма Э. Паунд. такую же позицию в Германии занял бывший экспрессионист Г. Йост, который в 30-х годах написал серию пьес, пронизанных фашистской идеологией. Но таких писателей было немного. Представители настоящей, подлинной литературы не приняли фашизм и гневно выступили против него.

На стороне испанского народа против фашизма сражались крупнейшие испанские и зарубежные писатели: Ф. Гарсиа Лорка, Р Альберти, А. Мачадо, М. Унамуно, Э. Вайнерт, В. Бредель, Ф. Вольф, Э. Хемингуэй, А. Мальро и др. Одной из интернациональных бригад командовал генерал Лукач -венгерский писатель Матэ Залка, павший смертью храбрых на испанской земле.

В 30-е годы усилилась политическая направленность зарубежных литератур: жгучие политические вопросы привлекают внимание многих художников слова -Т. Манна, Э. Хемингуэя, Р. Роллана, которые, как и большинство других литераторов, выступают против фашизма, в защиту Советского Союза, против угрозы новой мировой войны. Усиливается публицистическое начало в художественных произведениях. Возрастает внимание к проблеме народных масс, к проблеме «личность и народ», к историческим событиям прошлого, помогающим понять смысл современности. В соответствии с этим обновляются формы романа исторического (романы Г. Манна, Л. Фейхтвангера), психологического (произведения Э. Хемингуэя, Шервуда Андерсона), утопического (романы Г: Уэллса, К. Чапека, С. Льюиса), романа-эпопеи («Очарованная душа» Р. Роллана), политического романа (А. Мальц, Л. Фейхтвангер), философского (Т. Манн, Сент-Экзюпери). Соответствующие перемены происходят в поэзии и драматургии (поэзия Арагона, Элюара, Пабло Неруды, Бехера, Вайнерта, драматургия Роллана, Б. Шоу, Брехта, Чапека, Шона О'Кейси). Можно говорить и об усилении общественной активности писателей в 30-е годы, о расширении тематического и жанрового диапазона их творчества. Принципиальное значение приобретает постановка проблемы положительного героя. Романисты, поэты, драматурги обращаются к теме борьбы в прошлом и в настоящем (Э. Хемингуэй, Л. Фейхтвангер, Д. Линдсей). Героем их произведений становится не только отдельная личность («Испанские произведения» Хемингуэя, «Они не пройдут!» Синклера, «Мать» Чапека и др.). Но и народ - книги Барбюса, Нексе, Бехера, Зегерс, Арагона, Гиббона и др.). Таким образом, 30-е годы - это годы подъема общественно-политической борьбы, когда и критический реализм, и находящийся в становлении социалистический реализм не только сохранили свои позиции, но и добились новых успехов. [15]

В годы второй мировой войны большинство писателей Германии, Франции, Англии, Испании, США честно выполнили свой гражданский долг: они сражались в рядах действующей армии, участвовали в движении Сопротивления, писали антифашистские листовки, статьи, очерки, повести, рассказы, романы, стихи, пьесы, освещавшие подвиги патриотов, призывавшие развертывать народную борьбу против фашистских захватчиков и местных коллаборационистов, правдиво рассказывали о героической борьбе советского народа и его вооруженных сил на главном фронте войны - советско-германском. Прогрессивные французские писатели, как Л. Арагон, Э. Триоле, П. Элюар, стали активными участниками; французского Сопротивления. Вместе с ними в движении Сопротивления принимали участие литераторы, далекие от коммунистаческой, социалистической идеологии,- Ф. Мориак, М. Дрюон,, Ж- П. Сартр, А. Камю. Во французской литературе, как и в ряде других зарубежных литератур, появляется новая тема - тема героической вооруженной борьбы народа: рабочих, крестьян, интеллигенции, всех людей доброй воли, против общего врага - фашизма. Появляется и новый герой - человек, осознавший свой долг, понявший, что его место в едином антифашистском строю, на стороне сил прогресса и демократии.

«Седьмой крест» А. Зегерс, «Братья Лаутензак» Л. Фейхтвангера, стихи И. Бехера, Э. Вайнерта, романы В. Бределя «Испытание», «Родные и знакомые». Немецкие писатели, находившиеся в Советском Союзе, Э. Вайнерт, Ф. Вольф; В. Бредель ведут работу среди немецких военнопленных, выступают по радио на фронте, пишут листовки, статьи.

Г. Уэллс пишет роман «Необходима осторожность» (1941), в котором сатирически осмеивает английское Мещанство, покровительствовавшее фашизму, сочувственно отзывается о рабочем движении. Б. Шоу в «Политическом справочнике для всех», законченном в 1944 году, выразил твердое убеждение в победе демократических сил над фашизмом.

О сопротивлении фашизму, борьбе с ним пишут Г. Бейтс («Ветер был попутный в сторону Франции»-1944), Э. Парджетер, («Восьмой рыцарь христианства»-1945). Остро критикует английский государственный аппарат, английское правительство Ивлин Во в романах «Не жалейте флагов» (1942) и «Возвращение в Брайдсхед» (1945).

Патриотическая борьба греческого народа, английских летчиков и солдат очень выразительно была показана в романах Д. Олдриджа «Дело чести» (1942) и «Морской орел» (1944).

Франция, Бельгия, Голландия, Дания, Чехословакия и другие европейские страны были захвачены немецко-фашистскими войсками. [16] В условиях террора и произвола зарубежные литераторы продолжали выполнять свой гражданский, патриотический долг. В фашистском застенке писал книгу «Репортаж с петлей на шее» Ю. Фучик. Над Германией, летя на самолете, погиб норвежский писатель Н. Григ:

и делом приняли участие в этой войне. Э. Хемингуэй оборудовал свою яхту для борьбы с немецкими подводными лодками, затем в качестве военного корреспондента принимал участие в высадке англо-американских войск в Нормандии. Произведения об антифашистской борьбе пишет Д. Стейнбек («Луна зашла»-1942, «Бомбы вниз»-1942). С решительным осуждением фашистской агрессии выступил Т. Драйзер. Антифашистские произведения создают Э. Синклер, Л. Хеллман, М. Голд. Э. Колдуэлл в годы войны был корреспондентом в СССР и на основании увиденного создал книги о героическом сопротивлении советских людей фашистским захватчикам «На дороге к Смоленску» (1942), «Москва под огнем» (1942).

Вторая мировая война явилась тяжелым, трудным испытанием для всего человечества, но прогрессивные силы во главе с Советским Союзом с честью выдержали его. Передовая, гуманистическая зарубежная литература также достойно проявила себя в это суровое время, внесла свой вклад в борьбу народов за мир, свободу и национальную независимость. И в наше время «идет борьба за умы и сердца миллиардов людей на планете. И будущее человечества зависит в немалой степени от исхода этой идеологической борьбы»*. «Не менее важно, - отмечал Ю. В. Андропов в докладе на июньском (1983) Пленуме ЦК КПСС,- умело разоблачать лживую подрывную империалистическую пропаганду»**. Научить студентов с правильных идеологических позиций оценивать произведения зарубежных писателей в условиях сложнейшей идеологической борьбы - такова главная цель курса «Зарубежная литература новейшего времени».

[* Андропов Ю. В. Избранные речи и статьи. М., 1983, с. 285.]

[** Там же.]