Приглашаем посетить сайт

История зарубежной литературы ХХ века: 1917-1945
Богословский В. Н.: Литература Латинской Америки: 1917-1945

В. Н. Богословский

Литература Латинской Америки: 1917-1945

Как и на мировую культуру в целом, большое влияние на латиноамериканские литературы оказала Великая Октябрьская революция. Революционные события в России и Европе усилили антиимпериалистическую борьбу за национальную независимость, национальное самосознание. 20-40-е годы отмечены развитием реализма в латиноамериканских литературах. Всеобщее признание получили романы «Пучина» (1925) колумбийца X. Э. Риверы, «Уасипунго» (1934) эквадорского писателя X. Икасы, «Донья Барбара» (1929) Р. Гальегоса из Венесуэлы. Об эксплуатации рабочих на перуанских рудниках, об истреблении индейцев повествовала книга перуанского писателя Сесара Вальехо «Вольфрам» (1931). В 20-е годы приобретает известность имя чилийской поэтессы Габриэлы Мистраль, в стихах которой воспеваются крестьяне и ремесленники, ткачи и лесорубы. В 1945 г. Габриэла Мистраль получила Нобелевскую премию по литературе. Крупный вклад в развитие латиноамериканской поэзии внесли в 20-30-е годы Пабло Неруда и Сесар Вальехо.

В 1936 году в Буэнос-Айресе состоялась встреча латиноамериканских и европейских писателей, где с докладом выступил мексиканский писатель Альфонсо Рейес.

Развитие реализма в латиноамериканских литературах обусловливалось специфическими национальными условиями каждой отдельной страны. Так в Бразилии, где необычайной остроты достигают аграрные противоречия, писатели уделяют много внимания жизни деревни. Эта тема становится одной из главных в творчестве Жозе Лине ду Регу, написавшего серию романов о северовосточных штатах Бразилии, где выращивался сахарный тростник («Цикл сахарного тростника» - 1932-1936), Грасилиано Рамуса («Иссушенные жизни»-1937), Жоржи Амаду («Какао»-1932, «Пот»-1934).

Многие писатели разрабатывают тему революционной борьбы. Представителем революционной литературы выступил Хосе Мансисидор, автор получивших широкую известность романов «Мятеж» (1931) и «Красный город» (1932), повествующих о революционной борьбе в Мексике. К этой теме обращается Мартин Луис Гусман («Орел и змея»-1928). Вместе с этим в 30-е годы в мексиканской литературе начинает развиваться жанр так называемого «социального романа» - реалистического романа о послереволюционной [287] действительности. К этому жанру обращаются М. Асуэла («Товарищ Пантоха», 1937, «Новая буржуазия», 1940), М. Л. Гусман («Тень каудильо», 1930). В Аргентине и Уругвае получила значительное развитие литература о «гаучо» - пастухах-скотоводах, жизнь которых проходит на просторах бескрайней пампы.

Аргентинская пампа реалистически показана в романах Бенито Линча «Стервятники Флориды» (1916), «Роман одного гаучо» (1933). Подлинный гимн гаучо создал Рикардо Гуиральдес в знаменитом романе «Дон Сегундо Сомбра» (1926), проникнутом верой в человека и окрашенном в романтические тона.

Развитие реализма в Латинской Америке не всегда шло по восходящей линии. Оно осложнялось влиянием натурализма, символизма, и других литературных течений. Были подъемы и спады. Тем не менее в целом можно говорить о росте реалистических и социалистических тенденций в литературах латиноамериканских стран 20-40-х годов XX века, усилении в них национальной специфики. Латиноамериканские писатели использовали в определенной степени традиции европейской литературы. Но, с другой стороны, очень важную роль в их произведениях начинает играть национальное, фольклорное начало, появляются элементы сказки, легенды, заимствованные из народного творчества и художественно осмысленные, переработанные в соответствии с индивидуальной манерой каждого писателя. Здесь уместно отметить влияние так называемого «негристского» начала, привнесенного в латиноамериканскую литературу рабами-неграми, привезенными из Африки на плантации Кубы, Бразилии, других латиноамериканских стран. «Негристское» начало входит как составная часть в творчество кубинца Н. Гильена, бразильца Жоржи Амаду, пуэрториканца Мануэля дель Кабраля. Другой важный элемент латиноамериканской литературы - древняя индейская культурная традиция, сохранившаяся со времен открытия Америки Колумбом. Эта традиция отчетливо прослеживается в романе Риверы «Пучина», в произведениях О. Кироги, А. Варелы и других художников слова.

Своеобразием отличается литература латиноамериканских стран, в которых значительную роль играет урбанистический элемент. Это литература Аргентины, Чили, Бразилии, где возникли крупные города, появилась развитая промышленность. Урбанистический элемент весьма заметен в творчестве аргентинца М. Гальвеса, уругвайца Э. Кастельнуова, бразильца Ж. Амаду. Отмечая своеобразие литературы различных регионов, нужно в то же время говорить о том, что латиноамериканская литература 20-40-х годов XX века в большинстве своем отличалась явно выраженным социальным характером, имела широкое общественное звучание. Это обусловливалось спецификой исторического развития Латинской Америки, той классовой и национально-освободительной борьбой, которая велась и ведется в настоящее время. [288]

«Мотивы сона» - 1930, «Сонгоро Косонго»-1931, «Вест-Индия Лимитед»-1934) рассказывали о жизни порабощенного населения Кубы и Гаити и были проникнуты боевым антиимпериалистическим настроением. С началом гражданской войны 6 Испании Николас Гильен едет туда и принимает участие в борьбе против фашистов. Об испанских событиях он написал книгу «Испания. Поэма в четырех песнях тоски и одной песне надежды».

В произведениях «Мужественный сон» (1947), «Голубь народа» (1952) и других поэт обращается к борьбе народов Латинской Америки за свободу, выступает против происков империалистов, в защиту мира и демократии. Николас Гильен принимает активное участие в движении защиты мира, он - член Всемирного Совета Мира и лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами». Гильен горячо приветствовал кубинскую революцию.

Кроме стихов на общественные, политические темы, Н. Гильен пишет лирические стихи. Гильена-художника характеризует обращение к фольклору, к национальной кубинской культуре и в то же время превосходное знание лучших поэтических образцов мировой литературы. В его поэзии сливаются элементы негритянского фольклора, испанской народной песни, острая насмешка и лирический монолог. Стихи Гильена музыкальны. Многие из них положены на музыку. После победы революции на Кубе Гельен активно включается в строительство новой жизни. В стихотворении «Что есть у меня?» поэт сравнивает прошлое с настоящим:

А вот поглядим,

Что есть у меня?

А кто я сегодня?

Хуан Все!

Пер. И. Тыняновой [289]

Пабло Неруда (Нафтали Рикардо Рейес) (1904-1973) родился на юге Чили, в семье железнодорожного служащего. Он начал писать стихи еще мальчиком. В начале 20-х годов появились его первые печатные произведения. Он выбрал для себя псевдоним Пабло Неруда потому, что творчество чешского поэта Яна Неруды произвело на него сильнейшее впечатление.

политики, проводимой президентом Гонсалесом Виделой. Неруду жестоко преследовали, и поэт был вынужден уйти в подполье, а затем покинуть пределы Чили. На родину он возвратился в 1952 году.

В ранней лирике Пабло Неруда не касался больших социальных тем. Реальная жизнь со всеми противоречиями не находила в ней отражения. Проникнутая мотивами скорби и страдания, ранняя поэзия Пабло Неруды и по форме отличалась сложностью. Не случайно некоторые критики называли ее «герметической», «непроницаемой». Первый период поэтического творчества Неруды связан с европейскими модернистскими школами, и главным образом с сюрреализмом.

Решительный перелом в творчестве поэта произошел во второй половине 30-х годов. Находясь на дипломатической службе в Испании, Пабло Неруда стал свидетелем героической борьбы испанского народа. Всей душой сочувствуя делу защитников республики, поэт пишет книгу «Испания в сердце» (1937). Стихи, вошедшие в сборник, проникнуты страстью, пафосом негодования, В стихотворении «Альмерия», написанном после варварской бомбардировки города Альмерии, поэт с ненавистью говорит об убийцах. Через стихи сборника проходит образ Испании, бедной, суровой страны, в которой хозяйничали солдаты и священники:

Суровая Испания, край сосен и яблонь,

твои господа запрещали тебе

«Испания, бедная по вине богатых».

Пер. И. Эренбурга

Привольная Галисия,

теперь соленая от слез.

«Оскорбленная земля».

Пер. И. Эренбурга [290]

Но поэт верит в будущее Испании, верит в ее мужественный народ. Пабло Неруда воспевает героизм защитников свободы, победы народной армии, Книга «Испания в сердце» открыла читателям нового Пабло Неруду. Из узких рамок индивидуалистической поэзии он вырвался на широкий простор реалистического искусства. Поэт одиночества и отчаяния уступил место пламенному трибуну, защитнику свободы и демократии.

«Песнь любви Сталинграду» (1942) и «Новая песнь любви Сталинграду» (1943). Эти стихи - гимн героическому городу и его славным защитникам. Первая поэма начинается с введения, в котором поэт пишет о том, что мысли простых людей во всем мире обращены к городу на Волге. О нем думает простой пеон*, его звезда светит морякам в море.

* Пеон - крестьянин (исп.).

В поэме поднимается волновавший тогда всю мировую общественность вопрос о втором фронте. Поэт возмущается тем, что в дни, когда грудь России терзают «миллионы пуль, десятки тысяч ядер», когда гибнут ее лучшие сыны, «Нью-Йорк танцует... Лондон погружен в коварное раздумье...». Гневно порицая медлительность союзников, Пабло Неруда глубоко убежден в том, что город выстоит, что- его славные защитники, разбив врага, покроют себя вечной славой:

Второго фронта нет!..

Но, Сталинград, ты устоишь,

тебя огнем пытали и железом!

Да! Смерть сама бессильна пред тобой!

Они бессмертны, сыновья твои...

Пер. Ф. Кельина

Сталинграду.

Одно из самых значительных произведений Пабло Неруды - эпопея «Всеобщая песнь» (1950), над которой он работал в течение целого ряда лет. «Всеобщая песнь» посвящена Америке. Она делится на ряд глав, в каждой разрабатывается определенная тема. Главы рисуют общую картину развития Америки от древних времен до наших дней.

В первой главе эпопеи, озаглавленной «Земной светильник», повествуется о природных богатствах Америки, о растительном мире, животных и птицах» населяющих ее, о реках, о племенах, обитавших на ее территории. Большой раздел посвящен завоеванию Центральной и Южной Америки («Завоеватели»). Перед нами встают фигуры жестоких конкистадоров: холодного Кортеса, [291] свирепого Писарро, зловещего Альмагро, творивших всевозможные преступления.

Народы Америки, поняв, что безжалостные иноземцы несут им рабство и гибель, поднимаются на освободительную борьбу («Освободители»), В Мексике сопротивление захватчикам возглавил отважный Куаутемок. В далеком Чили поднялись на борьбу храбрые арауканцы под предводительством молодого Лаутаро. В поэме описывается деятельность руководителей национально-освободительной борьбы: Сан-Мартина, Бернардо О'Хиггинса Рикельме, Туссена-Лувертюра, Хуареса и мнолих других. Поэт подчеркивает, что решающей силой в этой борьбе был простой народ. Но борьба против испанского ига не принесла Латинской Америке национальной самостоятельности. Пользуясь слабостью и отсталостью новых государств, командные позиции в них захватили Соединенные Штаты Америки. В главе «Преданная земля» Пабло Неруда говорит о людях, которые воспользовались плодами национально-освободительного движения. Диктаторы и президенты, адвокаты и торгаши, чиновники и наемные писаки торгуют интересами народа, жестоко угнетают его. Одних эксплуататоров заменили другие. Рядом с национальной буржуазией в странах Латинской Америки появились монополисты, протянувшие свои щупальца из Соединенных Штатов Америки. «Стандарт ойл компани», «Юнайтед фрут компани» и другие уносят с собой сокровища земные:

А между тем в пучину, в засахаренных портах,

Пер. О. Савича

Тема борьбы народа является одной из ведущих в главе «Пусть проснется лесоруб». «Пусть проснется лесоруб!» - восклицает поэт. Под лесорубом он подразумевает Авраама Линкольна, возглавлявшего борьбу против рабства в Соединенных Штатах, Последующие главы эпопеи - «Беглец», «Цветы Пунитаки», «Реки" песни», «Новогодний гимн омраченной родине», «Великий океан»~ посвящены скитаниям поэта. «Всеобщая песнь» завершается главой «О себе», в которой поэт рассказывает о своей жизни, о доме, о друзьях, о тех странах, в которых он побывал. Глава содержит философские размышления о жизни и смерти. Финал эпопеи пронизан светлым, радостным мироощущением. «Всеобщая песнь», несомненно, является одним из примечательных явлений в мировой поэзии. Привлекает размах эпопеи, ее необыкновенная искренность и страстность, большое художественное мастерство. Народ - ее главный герой. К судьбам его устремлены мысли автора. «Всеобщая песнь» проникнута духом борьбы. Яркое отражение нашла в эпопее деятельность коммунистов.

Художественные приемы «Всеобщей песни» разнообразны, порой [292] неожиданны. Поэт не только рисует образы людей, он одухотворяет природу. Используя фольклорные мотивы, легенды и предания, он рассказывает о природе Америки, о ее реках и водопадах, горах и ледниках, лесах и степях, о ее животных и птицах. В эпопее переплетаются патетика и лирика, сатира и юмор, гнев и благодарность.

«Всеобщая песнь» написана свободным стихом. Пабло Неруда вообще предпочитает свободный стих рифмованным строкам. Исключением из этого правила являются поэмы о Сталинграде, в которых он использует рифму и ассонансы. Весьма разнообразен ритм в стихах и поэмах Неруды. Он редко совпадает с классическими размерами. Стихи выразительны, динамичны. Эпическое повествование прерывается лирическими отступлениями.

«Виноградники и ветры», которую Пабло Неруда посвятил людям Европы и Азии: рабочим, крестьянам, писателям, политическим деятелям. Он делится поэтическими впечатлениями об Италии, о Праге, Польше, Венгрии.

«Оды простым вещам» (1954-1957) Пабло Неруда обращается к окружающему миру явлений, вещей, предметов. Он воспевает жизнь, солнце, звезды. Отдельные оды его посвящены морю, лету, зиме, осени.

В 1960 году публикуется «Героическая песнь», поэма, в которой нашла отражение борьба народов Латинской Америки против местной олигархии, американского империализма и победа кубинской резолюции. Автобиографический характер носила поэма «Мемориал Черного острова» (1964).

В сборнике «Птицы Чили» (1966) поэт воспевает природу родного края, его пернатых обитателей. В «Звезде и смерти Хоакина Мурьеты» (1967) Пабло Неруда обратился к жанру драматургического произведения. Он создал драму в стихах о благородном разбойнике Хоакине Мурьете, чилийце по национальности, боровшемся за справедливость в Калифорнии в середине XIX века, в дни «золотой лихорадки». Начиная со сборника «Испания в сердце», искусство П. Неруды развивалось в русле социалистического реализма. Оно оказало влияние на поэзию многих стран. За свою деятельность П. Неруда был удостоен Международной Ленинской премии мира (1953) и Нобелевской премии (1971).

Незадолго перед смертью он писал: «Мы вместе с народом, со всей историей Чили и с будущим революции и родины»*.