Приглашаем посетить сайт

История зарубежной литературы ХХ века: 1917-1945
Яхонтова М. А., Соловьёва О. М.: Литература Франции: 1917-1945

Общий обзор (М. А. Яхонтова)

Ромен Роллан (О. М. Соловьева)

Анри Барбюс (О. М. Соловьева)

Луи Арагон (М. А. Яхонтова)

* * *

современного буржуазного мира. Завершив первую мировую войну в числе стран-победительниц, она к началу 20-х годов стала мощной империалистической державой, правительство которой полностью поддерживало интересы крупных монополий и принимало деятельное участие в организации вооруженной интервенции против молодой Советской республики. В то же время трудящиеся массы, на чью долю достались все тяготы войны и чье положение ни в малейшей мере не улучшилось после ее завершения, активно выражали свое недовольство. Многие промышленные города охватило широкое движение рабочих забастовок. Французская Коммунистическая партия (ФКП), отделившаяся в декабре 1920 года от партии социалистической, противопоставила соглашательской политике ее лидеров последовательно марксистскую и подлинно революционную программу действий, став одной из наиболее многочисленных по своему составу и влиятельных партий Коммунистического Интернационала. Когда в феврале 1934 г. силы французской реакции попытались, следуя примеру Германии, совершить в стране фашистский переворот, французские коммунисты сплотили все демократические партии для подавления этого мятежа. Авторитет образовавшегося в результате совместной антифашистской деятельности Народного фронта был настолько высок, что его представители получили абсолютное большинство голосов во время парламентских выборов 1936 года. Когда же вновь захватившее политическую власть реакционное правительство в 1940 году предало Францию, допустив оккупацию страны гитлеровской Германией, ФКП возглавила движение Сопротивления. В то время, когда созданный в Англии генералом де Голлем комитет «Свободная Франция» руководил внешними военными действиями против оккупантов, коммунисты, невзирая на кровавые репрессии, организовывали на всей территории страны партизанские отряды, руководили диверсиями, нелегально печатали и распространяли антифашистские газеты, листовки и плакаты.

Непрекращающееся противоборство антагонистических социальных сил во Франции явилось основой того резкого размежевания, [18] которое наблюдалось в те годы и в ее литературной жизни. Были писатели, которые откровенно служили реакции, воспевая захватнические войны, проповедуя шовинизм и колониализм, клевеща на Советский Союз (П. Моран, Ш. Моррас, П. Дриё ла Рошель и др.). Ненависть к демократическим силам общества переходила у некоторых из них в непримиримую озлобленность против всего человечества (Л. Селин). Сотрудничество с фашистскими оккупантами в годы второй мировой войны было последовательным завершением их политической и литературной деятельности предшествующих лет.

С другой стороны, прогрессивные силы и революционные традиции Франции подготовили почву для создания еще до Великой Октябрьской социалистической революции первого зарубежного произведения социалистического реализма - романа «Огонь» А. Барбюса. В 30-х годах передовые французские писатели, ориентируясь на литературу СССР, стали пропагандистами этого творческого метода, о чем, например, свидетельствует сборник теоретических статей Л. Арагона «За социалистический. реализм».

«Огонь» Барбюса проложил дорогу многим прозаическим и поэтическим произведениям социалистической направленности. В 1У19 г. была опубликована книга «Солдатская война». Поль Вайян-Кутюрье написал ее в соавторстве с Раймоном Лефевром. П. Вайян-Кутюрье успешно сочетал литературный труд с руководящей партийной деятельностью: он был членом ЦК ФКП и в течение ряда лет ответственным редактором «Юманите». К числу писателей-коммунистов, по-боевому откликавшихся на самые актуальные темы национальной и международной жизни, принадлежали также Леон Муссинак, Жан Фревиль, Жан Ришар Блок, Луи Арагон. «Запрещенная демонстрация» Муссинака и «Тяжелый хлеб» Фревиля - романы о жизни и борьбе рабочего класса. Книга Ж- Р- Блока «Испания, Испания!» посвящена героической войне испанского народа 1936-1939 гг. против фашистских агрессоров.

Для передовых французских писателей всегда было характерно стремление сплотить всю прогрессивно мыслящую творческую интеллигенцию для совместного отпора реакции и для установления международных контактов с близкими им по духу литераторами других стран. Именно эти задачи стояли перед группой «Кларте» («Ясность»), которая была организована в 1919 году по инициативе Барбюса и издавала журнал того же названия. На страницах этого журнала решительно осуждался милитаризм и выражались чувства солидарности по отношению к Советской России, что побудило В. И. Ленина в ноябре 1922 года послать руководителям «Кларте» дружеское письмо, полностью одобряющее их деятельность *. Впоследствии в результате идейных разногласий между ее членами- сторонниками революционного гуманизма и гуманизма отвлеченного [19]- группа «Кларте» распалась, но силами ее наиболее передовой части в начале 30-х годов было создано новое творческое объединение -Ассоциация революционных писателей и художников Франции, которая проявила большую активность в годы борьбы за Народный фронт. Органом Ассоциации был журнал «Коммюн». Им руководили Барбюс и Вайян-Кутюрье, а после их смерти- Ж- Декур - впоследствии один из расстрелянных фашистами героев Сопротивления. Большим влиянием в среде прогрессивно-настроенной интеллигенции пользовался в 30-х годах журнал «Эроп», руководимый Р. Ролланом и Ж. Р. Блоком.

Решительный отказ мириться с социально-политической реакцией явился воодушевляющей силой и для сюрреализма. Ведущими писателями этой литературной группы были Андре Бретон, Фил-лип Супо, Луи Арагон, Поль Элюар, Роберт Деснос. Все они принадлежали к молодому поколению радикально настроенной интеллигенции и ненавидели империалистическую войну, в которой некоторым из них пришлось непосредственно участвовать. Революционный подъем побудил и сюрреалистов сделать смыслом своего творчества бунт. Но их абстрактное и бесперспективное бунтарство проявлялось не в идейном содержании, а преимущественно во внешней форме их поэзии и прозы. Отвергая ненавистный им буржуазный консерватизм, они энергично боролись за радикальное обновление, но не социального устройства, а художественного слова, полностью отбрасывая традиции классиков и ломая привычные каноны стихосложения, синтаксиса, расстановки знаков препинания. Обывательскому «здравому смыслу» они, подобно своим непосредственным предшественникам - дадаистам, противопоставляли нарочитую бессмысленность, бессвязность, лишенные логических оснований сочетания понятий и образов, выхваченных из подчеркнуто различных стилистических рядов и областей жизни. Реакционной патетике проповедников «военной доблести» и национализма сюрреализм противопоставлял издевательскую гримасу, шутовство.

Сюрреалистическое бунтарство, которое ограничивалось формалистическими экспериментами и разрушением норм и законов в области эстетики, не смогло, естественно, удовлетворить художников слова, стремившихся к подлинному, т. е. осмысленному и идейно целенаправленному, революционному творчеству. И Арагон, и Элюар, и Деснос в конце 20-х годов расстались с группой сюрреалистов, которая, лишившись лучших своих поэтов, перестала играть сколько-нибудь заметную роль в литературной жизни страны.

Демонстративно порывая связи с традициями классической национальной культуры, противопоставляя иррациональное разумному и подчиняя свою образную систему индивидуалистическому произволу писателей, сюрреалисты при всей их субъективной антибуржуазности фактически превратились в одну из модернистских школ, в большей мере связанных с буржуазным искусством, чем с [20] демократическим. В то же время пристрастие сюрреалистов к броским, смелым и неожиданным сопоставлениям, к эксцентрике и гротеску не прошло бесследно для литературы, живописи и театра последующих лет, использовавших эти художественные приемы в реалистических (чаще всего - сатирических) целях. Та решительность, с которой сюрреалисты заменяли привычные стихотворные ритмы новыми - более гибкими и динамичными, была подхвачена и используется многими прогрессивными французскими поэтами наших дней. Характерно, что поэты старшего поколения, которые порвали с сюрреализмом, обратившись к социальной проблематике, до конца жизни сохранили верность некоторым новаторским приемам в области художественной формы.

Марсель Пруст (1871 -1922) вошел в мировую литературу как создатель жанра модернистского психологического романа. Таким романом является его получившее широкую известность многотомное произведение «В поисках утраченного времени», публикация которого была начата в 1913 году и завершена лишь посмертно - в 1927 году.

«В поисках утраченного времени», начиная с первого тома, критически изображал быт ,и нравы буржуазно-дворянской среды с ее праздным существованием, моральной распущенностью, взаимоотношениями, основанными на корыстном расчете и обмане.

В то же время Пруст, мировоззрение которого сложилось под влиянием А. Бергсона, объявившего иррациональные, подсознательные импульсы основой духовной жизни человека, был далек от стремления отобразить явления социального мира в их объективном значении и причинных взаимосвязях. Он поставил перед собой другую задачу: показать, как реальные факты и события преломляются в субъективном восприятии отдельного человека. Не действительность, а своеобразно реагирующее на нее индивидуальное сознание интересует автора. Хотя отдельные портреты и- жанровые сцены выписаны Прустом ярко и правдиво, они по замыслу своему, как и все остальное в этом романе, являются лишь впечатлениями частного лица, далеко не всегда совпадающими с жизненной правдой.

Сюжет романа «В поисках утраченного времени» - непрерывный и стихийный поток воспоминаний, который проходит сквозь сознание Марселя - героя-повествователя. Пруст дал ему не только свое имя, но и многие черты собственного характера и биографии. Марсель любит и понимает искусство, с лирической нежностью вспоминает овеянный романтикой патриархальной старины родной дом в провинциальном городке, свои детские годы, первую юношескую влюбленность. Он брезгливо, презрительно относится к безнравственным и пошлым людям, с которыми ему то и дело приходилось встречаться в буржуазно-аристократической среде. [21]

К ней принадлежал и он сам, пока не променял суетную светскую жизнь на уединенное существование человека бездействующего, погруженного в свое духовное естество. Из потока его воспоминаний полностью выключено сознательное, организующее начало. В романе запечатлены лишь бессвязные картины то сравнительно недавнего, то далекого прошлого, которые, сменяя одна другую, овладевают внутренним миром человека независимо от его воли. Все внешние события развертываются там не в хронологической и не в логической последовательности, а по мере того как они в силу случайных ассоциаций неожиданно всплывают в сознании Марселя.

Роман Пруста деформирует реальность, нарушая ее естественные пропорции, поскольку мелочи жизни, связанные с интимными переживаниями героя романа, иной раз непомерно разрастаются, оттесняя на задний план важнейшие события эпохи. Каждый из персонажей, возникая в памяти Марселя лишь в связи с различными моментами его собственного существования, как бы рассыпается вследствие этого на серию не сходных между собой, иногда даже противоречивых психологических набросков. Нет цельности характера и у Марселя, настроения которого переменчивы и непоследовательны.

«В поисках утраченного времени» бесспорно свидетельствует о мастерстве и новаторстве Пруста в области художественного анализа изменения психического состояния человека, композиции, стиля. Он был одним из первых в мировой литературе писателей, обративших внимание на ассоциативный характер человеческого мышления, которому свойственны изменчивые переходы, мостки, переброшенные от непосредственных наблюдений к воспоминаниям о пережитом. В частности, одним из достижений Пруста как психолога является показ того, как различно воспринимаются сходные явления одним и тем же человеком в разные периоды его жизни, как существенно отличаются, например, свежие и неопосредованные впечатления ребенка от тех, которые характерны для умудренного жизнью и во многом разочарованного зрелого человека.

начиная от романов Стендаля и Бальзака.

Но в то время как там посредством психоанализа отображались реальные, исторически обусловленные взаимоотношения между личностью и обществом, Пруст превращал наблюдение над индивидуальной психикой в самоцель. Для его романа характерно отсутствие внешнего действия, исторической перспективы. Движется в нем только сознание героя в своем безостановочном и прихотливом потоке. По словам А. М. Горького, с индивидуализмом Пруста связана отвлеченность и созерцательность его [22] творчества, которое «строится не на убедительности образа, а почти исключительно на «магии слова» *.

А. В. Луначарский справедливо писал о крайне субъективном характере тех насыщенных красками картин, которые Пруст «расстилает... как огромные ковры, как шали». «Его власть здесь действительно огромна. Это мир, который он может приостанавливать, комбинировать, раскрывать до дна в деталях, чудовищно преувеличивать, класть под микроскоп, видоизменять...» Луначарский отдавал должное стилю Пруста, «необычно сладостному и ароматному», но в то же время и «несколько мутноватому», поскольку своеобразная художественная манера этого писателя препятствовала ясности. «Для Пруста, житейски и философски, на первом плане стоит личность, прежде всего - его собственная личность»**.

[* Горький А. М. Собр. соч. в 30-ти т. М., 1953, т. 27, с. 312.]

Роман «В поисках утраченного времени» имел большое и двойственное влияние на последующее развитие мировой литературы. Модернисты разных стран восприняли и сделали своим творческим принципом свойственный этому произведению импрессионистический субъективизм, подчиненность художественного слова авторскому произволу, в то время как многие очень несходные между собой писатели-реалисты (А. де Сент-Экзюпери, У. Фолкнер, Г. Бёлль и др.) в творчески преображенном виде использовали некоторые достижения Пруста как психолога (например, внутренние монологи в форме свободно развивающегося потока сознания) и новатора в области композиционной организации материала (отказ от обязательной хронологической последовательности).

Основным художественным завоеванием французской литературы в период между двумя мировыми войнами была реалистическая проза, проявившая себя главным образом в жанре романа. На новую, высшую ступень художественного мастерства поднялись в эти годы писатели-реалисты довоенного поколения во главе с Р. Ролланом. С рядом значительных произведений выступили и их более молодые собратья. Не только общая картина национальной литературной жизни, но и творческие судьбы отдельных писателей свидетельствовали о том, что в годы борьбы за Народный фронт французский критический реализм приобрел возросшую социальную остроту и глубину. Следуя традициям Бальзака и Золя, некоторые романисты создавали многотомные романы или тематически связанные циклы («Очарованная душа» Р. Роллана, «Семья Тибо» Р. М. дю Гара, «Хроника Паскье» Ж. Дюамеля и др.). В процессе писательского труда, от тома к тому, произведения эти художественно обогащались. Раздвигались привычные рамки семейного романа или романа воспитания; [23] литературные персонажи все более активно участвовали в общественной борьбе и событиях исторического значения. Вследствие этого центральные характеры приобретали динамичность, изображались в состоянии интенсивных нравственных поисков, ведущих человека от созерцания к действию, от гуманистического сочувствия ближним к готовности на подвиг во имя гражданских целей (Марк Ривьер в романе «Очарованная душа», Жак Тибо - герой Мартен дю Гара). Наряду с этим все более конкретной и суровой становилась критика современного капиталистического мира, как мира, переживающего глубокий кризис в области политики, идеологии, культуры. Во многих романах тема нарастающей военной угрозы или угрозы фашизма свидетельствовала о том, что критический реализм этих лет уже не представлял буржуазную действительность стабильной, как это было свойственно реалистической французской литературе предшествующих десятилетий.

Франсуа Мориак (1885-1970)-характерный представитель критического реализма XX века. Отрицательное отношение ко всем формам проявления как политической реакции, так и буржуазного хищничества сближало Мориака с передовой общественностью его времени.

Конкретные пороки социальной жизни Мориак был склонен рассматривать в религиозно-отвлеченном плане как проявление якобы свойственной всему человеческому роду «греховности», однако обличение «грехов» в его романах приобрело характер конкретной социальной критики, поскольку те аморальные явления, которые его возмущали, характерны не для человечества в целом, а для буржуазии на современном этапе ее исторического развития. Критическая мысль и зоркая наблюдательность мастера реалистической прозы одержали в его романах верх над абстрактно-религиозным пониманием добра и зла, греха и искупления. Продолжая традиции «Человеческой комедии» Бальзака, Мориак обличал губительное влияние эгоистических, собственнических страстей на социальные нравы, убедительно показывая, как под воздействием этих противоборствующих сил рушатся и перерождаются во взаимную вражду даже кровные, семейные связи. В отличие от Пруста и некоторых других писателей, которые, критикуя погрязший в пороках Париж, идеализировали патриархальную провинцию, Мориак часто изображал яростные денежные распри и связанные с ними трагедии и на фоне старомодно обставленных комнат тихих провинциальных особняков.

«Тереза Дескейру» (1927), выйдя замуж за человека богатого, но ей ненавистного, хладнокровно убивает своего супруга, давая ему под видом лекарства небольшие, но губительные порции. яда. В романе с выразительным названием [24] «Клубок змей» (1932) супруги зверски ненавидят и друг друга и своих взрослых детей, которые. платят им тем же, враждуя. при этом и между собой. Наследники ждут-не дождутся смерти богатого старика, поскольку каждому из них не терпится завладеть его состоянием, отстранив любой ценой остальных претендентов. А тот, со своей стороны, изобретает всяческие ухищрения для того, чтобы обмануть надежды ненавистных ему детей и внуков. В романе «Дорога в никуда» (1939) буржуазная хищница Леони Костадо сознательно разоряет свою ближайшую подругу, а ее сын порывает с невестой, как только девушка лишается приданого.

Мориак сурово осуждает поведение этих людей, но главным объектом его критики фактически становятся не отдельные «грешники», а тот социальный строй, который сформировал их.

Роже Мартен дю Гар (1881-1958) в главном своем произведении- многотомном романе «Семья Тибо» (1922-1940) сурово обличает моральные основы буржуазного общества.

Но в отличие от Мориака, он противопоставлял отрицательным явлениям социальной жизни не абстрактные религиозные заповеди, а вполне реальные характеры и действия людей, свободных от духа буржуазного стяжательства. Не пассивные жертвы, а активно действующие люди гуманистических убеждений противостоят в «Семье Тибо», так же как и в произведениях Роллана, царящим вокруг них алчности, жестокости, карьеризму.

В «Семье Тибо» персонажи сгруппированы вокруг трех центральных фигур - Оскара Тибо и двух его сыновей. Между главой этой семьи и его детьми стоит стена взаимной неприязни из-за принципиально различных нравственных убеждений. Этот роман синтезировал характерные черты «романа воспитания» и семейной хроники.

Тибо занимает высокое общественное положение и убежден в том, что его суждения непогрешимы. В результате он становится жестоким деспотом, безжалостным душителем всего нового, прогрессивного.

Оба сына вырываются из-под тиранической власти отца. Старший из них, Антуан, став врачом, обрел смысл существования в служении людям - спасении их жизней, облегчении их физических страданий. Его брат Жак решительно порывает с буржуазной средой и проявляет активную непримиримость по отношению к политическому режиму, одним из столпов которого является его отец.

«Семья Тибо» наглядно свидетельствует об идейном и творческом росте писателя в процессе работы над этим произведением под воздействием развернувшейся во Франции 30-х годов борьбы за Народный фронт. Если в начале романа преобладают конфликты, происходящие в семейных рамках, то в двух заключительных его томах -«Лето 1914 года» и «Эпилог» - Мартен дю Гар. обратился [25] к широкой панораме европейской политической жизни в 5 канун и в годы первой мировой войны. Судьбы основных персонажей теснейшим образом связаны здесь с судьбой их родины. Доминирующей темой становится обличение милитаризма и его социальных корней - тех реакционных сил, которым в «Семье Тибо» активно противостоит гуманистически настроенная французская интеллигенция,

Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944) до конца жизни сочетал литературную деятельность с профессией летчика. Изображая людей, способных на решительные и смелые действия, он сам был таким и погиб, сражаясь с фашистскими оккупантами. Повести Сент-Экзюпери («Ночной полет»-1931, «Планета людей»-1939, «Военный летчик»-1942 и др.) проникнуты жизнеутверждающей верой в человека. Он прославлял труд и подвиг, поэтическую любовь и крепкую мужскую дружбу, товарищество собратьев по профессии, связанных общим делом и взаимопонимание простых людей, живущих на разных материках. Герои Сент-Экзюпери сознают свой долг и ответственность перед другими людьми, от совместного труда которых зависит и их существование, и это чувство ответственности побуждает литературных героев Сент-Экзюпери действовать самоотверженно и мужественно даже в самой сложной обстановке. С уважением говоря о людях, умею-, щих конструировать крылатые машины и ими управлять, писатель постоянно проводит параллель между овеянной романтикой профессией летчика и повседневным трудом рабочего или земледельца. Все виды трудовой деятельности, в его глазах, содержат в себе романтику и величие как проявление власти над природой и стихиями, как служение людям.

Повесть «Планета людей» представляет собой лирический поток сознания, в процессе которого непосредственные впечатления управляющего самолетом человека чередуются то с воспоминаниями детства, то с размышлениями о жизни, о друзьях, о нравственном долге. Но если в романе Пруста поток сознания замыкает героя в узком кругу его светских знакомств и интимных переживаний, то у Сент-Экзюпери он целиком обращен к внешнему миру, широко охватывая всю «планету людей». Пролетая над садами, пашнями, фабричными корпусами, летчик испытывает живую признательность к тем, чьими руками все это создано. Он благодарен людям даже за то, что освещенными окнами своих домов они, сами того не зная, помогают ему ориентироваться в ночной темноте. Внутренний монолог героя повести «Военный летчик» проникнут горечью, гневом, жаждой справедливого возмездия. Пролетая над оккупированной фашистами родной землей, летчик видит опустошенные поля, города, напоминающие выброшенные на берег обломки погибших судов.

«Маленький принц» (1943). Ее содержание - встреча среди пустыни потерпевшего аварию летчика с фантастическим существом из иного мира. Это ребенок, который, странствуя с планеты на планету, попадает, наконец, на Землю. Маленький принц любознателен, доверчив и жадно, с детской непосредственностью тянется к душевному теплу. Но космическое пространство, населенное алчными накопителями богатств и тщеславными носителями громких титулов, обманывает его надежды. Карикатурные фигуры ничтожеств, то воображающих себя полноправными владыками вселенной, то пытающихся превратить ее необозримую красоту в частную собственность, упрятав ее в свой личный сейф, вводят в сказку Сент-Экзюпери сатирический социальный мотив. Светлый мир детства болезненно сталкивается с царящим везде бесчеловечием. И Земля встречает хрупкое одинокое существо, страстно мечтающее «приручать» и «быть прирученным» безводной пустыней. Лишь впоследствии он находит на нашей планете цветущие сады и обретает добрых друзей.

По своему художественному воплощению «Маленький принц» отличается от других произведений Сент-Экзюпери, хотя и проникнут тем же гуманистическим отношением к жизни и к людям. Причудливая фантастика в сочетании с постановкой в иносказательной форме серьезных проблем позволяет видеть здесь продолжение гуманистических и обличительных традиций, восходящих к философским сказкам Вольтера и А. Франса.

более окрепло в годы Сопротивления, когда все французские писатели, дорожившие честью и независимостью своей родины, - революционеры и консерваторы, атеисты и католики - вошли в Национальный комитет французских писателей ради совместной патриотической деятельности. В обстановке жестоких репрессий Национальный комитет нелегально издавал и распространял свой печатный орган - еженедельник «Леттр франсэз». Соблюдая строгую конспирацию, «Полночное издательство» выпускало в оккупированном Париже небольшие по объему книги, где художественное слово гневно обличало оккупантов и предателей, прославляло людей мужественного сердца, защищающих национальную свободу и честь. К числу подпольно изданных книг военного времени принадлежат повести Веркора (Ж- Брюлера) «Молчание моря», Э. Триоле «Авиньонские любовники», документальные очерки Арагона («Мученики», «Преступление против разума») и Ф. Мориака («Черная тетрадь)», составленная П. Элюаром антология «Честь поэтов» и стихотворные сборники отдельных авторов.

Поль Элюар (1895-1952)-один из крупнейших французских поэтов XX века. Он начал свой творческий путь как сюрреалист и лишь в годы Народного фронта обратился к поэзии [27] реалистического характера и политического содержания. В его стихотворениях «Ноябрь 1936-го», «Победа Герники» и др., так же как в книгах некоторых других французских писателей тех лет (Ж. Р. Блок. «Испания, Испания!», А. Мальро. «Надежда), с горячим сочувствием отображена антифашистская война испанского народа в 1936-1938 годах. Наибольшей силы творчество Элюара достигло в годы Сопротивления. Гражданские чувства поэта-патриота, охватив область и глубоко личных его переживаний, придали его лирике ту эмоциональную взволнованность, которых недоставало его ранним, сюрреалистическим стихам. В тех же случаях, когда он при создании художественных образов прибегал, как и раньше, к резким контрастам и неожиданным, дисгармоничным словосочетаниям, это обычно диктовалось задачами сатирического гротеска. В стихотворениях военных лет, опубликованных в сборниках «Открытая книга» (1942), «Поэзия и правда» (1942), «Лицом к лицу с немцами» (1945) и др., Элюар с гневом и болью откликался на фашистские зверства, на страдания своего народа, на героическую гибель патриотов-мстителей, но даже самые трагические его строки проникнуты верой в неизбежную победу. В стихотворении «Глупые и злобные» поэт посредством энергичного маршевого ритма передает триумфальную поступь оккупантов по: разоренной ими земле, но тут же уподобляет бряцание их оружия стуку могильных костей. В стихотворении «Мужество» Элюар сравнивает «Париж, одетый в жалкие лохмотья», с Остро отточенной шпагой и называет его «звездой неугасающей надежды». В стихотворении «Свобода» от строфы к строфе нарастает чувство страстной одержимости поэта одним всепоглощающим желанием - видеть свою родину освобожденной. Он мысленно чертит слово «свобода» на всем, что видит вокруг себя - от птиц, летящих в небесной лазури, до черствой корки на своем столе, неудержимо стремясь к тому, чтобы свободой был напоен воздух, которым он дышит, чтобы ее отпечаг-ком были помечены все вещи, все живые существа, к которым прикасаются его руки.

Для поэзии Элюара военных лет характерно неразрывное слияние гражданских мотивов с интимно-лирическими. Его восприятие мира -всей страны и отдельного домашнего очага, широких картин природы и мельчайшей детали городского пейзажа-в гармоническом единстве коренным образом отличает его зрелую лирику от лирики раннего периода с ее затемненным смыслом и нарочитой сюрреалистской дисгармонией.

времени многие художники слова разных жанров - новеллисты и романисты, поэты и драматурги - продолжали обращаться к той же тематике, осмысливая ее в плане социальных задач послевоенного времени. [28]