Приглашаем посетить сайт

История зарубежной литературы ХХ века: 1917-1945
А. Ф. Головенченко, З. Т. Гражданская, Е. Я. Домбровская, В. Н. Богословский: Литература Англии и Ирландии

А. Ф. Головенченко, З. Т. Гражданская, Е. Я. Домбровская, В. Н. Богословский

Литература Англии и Ирландии
 

Общая характеристика (А. Ф. Головенченко)

Д. Б. Шоу (З. Т. Гражданская)

Г. Уэллс (З. Т. Гражданская)

Д. Голсуорси (Е. Я. Домбровская)

Ш. О'Кейси (А. Ф. Головенченко)

Д. Джойс (В. Н. Богословский)

Великобритания - крупная колониальная держава, после первой мировой войны из мирового банкира превратилась в должника США. Милитаризация хозяйства Англии повлекла за собой и милитаризацию труда. Ответом трудящихся на ухудшение условий их жизни стало забастовочное движение. В ночь на 25 апреля 1916 года вспыхнуло восстание в Дублине под руководством революционного марксиста Д. Конноли, но оно было сломлено и его руководители расстреляны. Наибольшим размахом отличалась апрельская забастовка 1917 года машиностроителей Ланкашира, охватившая около 250 тысяч рабочих.

Великая Октябрьская революция в России вызвала горячие симпатии рабочих и солдат Англии. В ответ на решение Ллойд Джорджа послать войска в Архангельск на подавление молодой Советской Республики был создан национальный комитет «Руки прочь от России!». Под влиянием событий в России активизировалась деятельность революционных элементов в английском рабочем движении. В Ирландии в течение двух лет (1922-1923) шла гражданская война. В 20-е годы - годы экономической депрессии и кризиса, годы революционного подъема английского рабочего движения создается Коммунистическая партия Великобритании. Кульминационным пунктом классовой борьбы явилась Всеобщая стачка 1926 года.

Размежевание литературных сил происходило в период кризиса капитализма и обострения классовых противоречий. Критический реализм, литература социалистической ориентации, модернизм - основные направления литературы Англии после 1917 года.

Английские и ирландские писатели в период между двумя мировыми войнами активно включились в общеевропейский мировой литературный процесс. В литературе критического реализма, представители которого, развивая национальные традиции, ставили сложнейшие проблемы страны (антивоенные настроения, подъем революционного и национально-освободительного движения, борьбу с фашизмом и многие другие), есть немало достижений. Проза и стихи Т. Гарди проникнуты национальным своеобразием. Он сумел в своих героях воспроизвести многие черты социальной трагедии трудового народа. Г. Уэллс, создатель современной научной [129] фантастики, опираясь на традиции английских просветителей и разделяя распространенные в стране реформистские иллюзии, отмечал «несоответствие прогресса научного и прогресса социального и нравственного»*. Б. Шоу-социалист, продолжая диккенсовские гротескные традиции, разработал проблемную драму, «пьесу-дискуссию» и Д. Голсуорси - буржуазный гуманист - прославились пьесами, направленными против лицемерия и фальши буржуазного общества. Не случайно несколько пьес Б. Шоу, как и пьес Г. Ибсена, были запрещены в театрах Англии. Д. Голсуорси, последователь традиционных форм реализма XIX века, создал убедительные психологические портреты английских буржуа и противостоящих им «блудных сыновей буржуазии» (М. Горький). Внесли свой вклад в развитие национального, сатирического, социально-обличительного романа Р. Олдингтон, А. Кронин, И. Во, социальной драмы - Д. Б. Пристли.

Р. Фокс, К. Кодуэлл, Ш. О'Кейси, активные участники политического, национально-освободительного и литературного движения своего времени, рассмотрели многие актуальные вопросы национальной и мировой литературы, подготовили теоретическое обоснование литературы социалистической ориентации.

В экспериментальном модернистском романе «Улисс» Д. Джойс предпринял попытку проследить жизнь трех человек на протяжении одного дня. «Нельзя отрицать известных достижений такой литературы, проявивших в частностях понимание тончайших явлений человеческой психики, но это было куплено ценой утраты перспективы жизни, постижения важнейших социально-экономических законов, управляющих жизнью общества»**. В. Вульф продолжала традиции М. Пруста и Д. Джойса. На стыке модернизма и реализма развивалось творчество О. Хаксли.

[* Новая история. М., 1976, с. 497.]

[** Аникст А. Предисловие к сборнику «Писатели Англии о литературе XIX-XX вв.». М., 1981, с. 15.]

Сомерсет Моэм (1874-1965)-один из значительных английских писателей конца XIX - первой половины XX века, примыкавших к литературе натурализма.

Бескомпромиссная критика Моэмом моральных и многих социальных явлений в буржуазном обществе уживается с примиренчеством. Презрение аристократа к буржуазной меркантильности сочеталось у него с буржуазной идеей борьбы за существование.

Моэм посвятил театру свыше тридцати лет. Весь творческий путь Моэма-драматурга условно делят на три периода. В течение первого периода, длившегося с начала 900-х годов по 1910 год. Моэм создавал в основном комедии фарсового характера: «Леди Фредерик» (1905), «Миссис Дот» (1904), «Джек Стро» (1905). Второй период творчества драматурга (1910-1920) характеризуется созданием серьезных социально-бытовых пьес. Пьеса «Круг» [126] (1919). Среди произведений третьего периода (1920-1933) выделяются социально-политические антивоенные пьесы «Неизвестность» (поставлена в 1920 г.) и «За боевые заслуги» (1932).

«Лиза из Ламбета»-1897). Основная тема романа «Миссис Крэддок» (1900)-упадок дворянства и крушение власти аристократии под напором наступающей буржуазии. «Бремя страстей человеческих» (1915)-автобиографическое произведение, написанное в традициях реалистического романа воспитания. Его герой Филип Кери постепенно освобождается от чувства классового превосходства, презрения к людям физического труда. Он приходит к выводу, что только работа, доброта, любовь и семья дают настоящее удовлетворение и счастье. В романах «Луна и грош» (1919) и «Раскрашенная вуаль» (1925) раскрыта драма интеллигента в буржуазном обществе. Моэм написал свыше 100 рассказов. Их условно разделяют на три группы. Первую серию рассказов, опубликованную в начале 20-х годов, объединяет антиколониальная тематика.

Вторая серия рассказов, посвященная работе Моэма в «Интеллидженс Сервис», вышла отдельным сборником в 1928 году под заголовком «Ашендэн, или Британский агент». Автор развенчивает миф, созданный буржуазной прессой вокруг «Интеллидженс Сервис», чья деятельность преподносилась в полулегендарном свете.

«Падение Эдварда Барнарда». Моэм подвергает жесточайшей критике культ денег в буржуазном обществе. В одном из последних рассказов - «Непокоренная» - Моэм выразил свое восхищение героизмом французского народа в его борьбе с фашистскими захватчиками. Д. Олдридж дал высокую оценку рассказу.

Произведениям Моэма присущи социальный протест, верность высоким моральным принципам, глубокий гуманизм, реалистический подход к действительности. Простота, ясность и благозвучие характеризуют произведения писателя.

Р. Олдингтон (1892-1962) - поэт, новеллист, романист, биограф, переводчик, литературовед, критик, выразитель настроений «потерянного поколения», духовного смятения, вызванного войной. Из-за травли буржуазной печати он покинул родину и многие годы жил за ее пределами (Западная Европа, Северная Африка, США). Скончался в маленькой деревушке на юге Франции.

«посчастливилось жить в деревне», «на лоне сельской природы - действительность с ее грубыми истинами пролегли где-то в стороне». Некоторое время Олдингтон учился в Лондонском университете, однако из-за [127] недостатка средств получить высшее образование ему не удалось. Колледж, в котором он учился, по его воспоминаниям, «несмотря на свои достоинства, был полон филистерства». Олдингтон питал отвращение к чиновничьей службе и «паразитам коммерции» и уже накануне войны предпочел литературную деятельность: взялся за переводы, критику, редактирование.

Р. Олдингтон начал свой творческий путь как поэт-имажист. «Имажисты первыми в английской поэзии заговорили о разобщенности, взаимонепонимании, об опустошенности своих современников»*. Олдингтон любил и хорошо знал античную литературу. Как отмечал Г. В. Аникин, «эллинизм Ричарда Олдингтона был важным средством в исследовании трагических коллизий современности с позиций гуманистического идеала»**, от имажизма Олдингтон шел к реализму. «Своеобразие олдингтоновского подхода к войне и особое место поэта в «окопной поэзии» было связано с тем, что он отказывался видеть в солдате винтик военного механизма. Сильные потрясения, испытанные Олдингтоном на войне, преломились в сборнике стихов «Образы войны» (1919), в романе «Смерть героя» (1929), косвенно и в других его произведениях. В одном из своих писем он писал о значении пережитого в годы войны: «Я приобрел широту взгляда и способность общаться с широкой массой. Я описал честно, что видел и чувствовал. Здесь нет ни капли лжи, ни тени позерства».

«Как бы я хотел писать, как Анатоль Франс», - заметил однажды Олдингтон уже в поздние свои годы. Их внутреннее сходство проявляется в «сочетании грусти и сарказма, брызжущего жизнелюбия и стоической выдержки: органической причастности к традициям прошлого»***, не только в знаниях, но и в чувстве культурного наследия, в поиске особой духовной самостоятельности, острой реакции на современность. Р. Олдингтон своеобразно продолжил традиции национального сатирического романа. В его книге чувствуется влияние Гарди, его романа «Джуд незаметный», а также писателей Батлера, Стерна, Мередита.

[* Ионкис Г. Э. Английская поэзия XX века: М., 1970, с. 27. Подробнее об имажизме см. в этой книге.]

[** Аникин Г. В. Современный английский роман. Свердловск, 1971, с. 96.]

В социально-психологическом романе «Смерть героя» рассказано о трагедии молодого поколения, раздавленного войной. Писатель так понимал значение своего романа: «... эта книга, в сущности,- надгробный плач, слабая попытка создать памятник поколению, которое на многое надеялось, честно боролось и глубоко страдало».

Р. Олдингтон писал о том, что хорошо знал: «о циничных дельцах от коммерции, политики и литературы, тупоголовых военных, паразитирующих интеллигентах, пошлых обывателях, «эмансипированных» женщинах, прожигателях жизни»*. [128]

[* Урнов М В. Ричард Олдингтон. М., 1968, с. 6.]

В заглавии романа нельзя не почувствовать симпатии автора к главному персонажу и вместе с тем иронию, чей «пафос» обращен против войны, шовинизма, ура-патриотических девизов. Но ирония задевает и то, что дорого сердцу автора».

«Смерть героя» - роман-биография Джорджа Уинтерборна с детских лет и до его смертного часа. Писатель подробно повествует о его жизни, стремясь найти и объяснить те причины, которые впоследствии приведут его героя к трагическому исходу. Его отец - мистер Уинтерборн - безвольный сентиментальный эгоист, отличавшийся «особым даром портить жизнь людям». Миссис Уинтерборн, тщеславная и циничная, испытывала отвращение ко всему, что хотя бы отдаленно напоминало об умственном напряжении.

С глубоким возмущением писал Олдингтон о «культе Британской империи, духе военщины и милитаризма, ходячих девизах, их подкрепляющих, политических и литературных авторитетах, их поддерживавших», «о системе воспитаниия, калечившей Джорджа и его поколение, системе, пренебрегающей человеком и его интересами, подменяющей подлинные ценности мнимыми, действительные цели фальшивыми, содержательные понятия крикливой фразой».

Джордж Уинтерборн, художник и литератор до войны, ушел на фронт добровольно, он не хотел отделять своей судьбы от судьбы простых людей на передовой. Он испытал на фронте тяготы солдатской жизни: был сапером, вестовым, видел бессмысленную гибель солдат, пережил тяжелые бои, обстрел фосгенными снарядами, чудом остался жив. Проучившись в офицерской школе, он вернулся на фронт командиром роты. Он должен был взять на себя ответственность за сто с лишним человек, причем все они - просто испуганные мальчики, которые в жизни своей не видали никаких окопов, кроме учебных, и не слыхали, как разрывается снаряд. Он вернулся туда же, откуда его послали в офицерскую школу, попал под команду батальонного командира-солдафона, вечно к нему придиравшегося. «Бессонница, неотвязная тревога, потрясения, лихорадка, которая возобновилась, едва он вернулся на фронт, физическое истощение, вечно подавляемый страх - все это привело его на грань безумия, и лишь гордость и привычка владеть собой еще помогали ему держаться». Но «тянулись дни, недели, месяцы. Уинтерборн жил, точно в бреду, что бы он ни увидел, что бы ни услышал, в мозгу отдавалось одно: смерть, смерть, смерть». Капитан Джордж Уинтерборн не выдержал. На рассвете 4 ноября 1918 года за неделю до перемирия «словно что-то сломалось в мозгу Уинтерборна. Он почувствовал, что сходит с ума, и вскочил. Пулеметная очередь стальным бичом яростно хлестнула его по груди. Вселенная взорвалась и все поглотила мгла». Писатель называл его смерть самоубийством.

Олдингтон определил свой роман как «роман-джаз». Ему присуща «порывистая экспрессия», возникающая «на основе резкого [129] сочетания контрастов, их быстрой смены и переходов: контрастных форм выражения - страстной публицистики и сдержанного описания, обличительной патетики и язвительной иронии; контрастных настроений - меланхолического, восторженного, полного отчаяния; импульсивного текста и т. д.»*. Особая роль в романе отведена много видевшему в жизни повествователю.

[* Урнов М. В. Ричард Олдингтон. М., 1968, с. 22.]

творческую деятельность в 20-е годы, опубликовав литературно-критические работы об английском юморе: «Английские комические персонажи» (1924) и «Английский юмор» (1928). Среди писателей-юмористов он выделял Ч. Диккенса и позднее, находясь под его влиянием, писал свои произведения. Следует отметить, что юмор был сильной стороной творчества Пристли. «Английский юмор, как его понимает Пристли, юмор Шекспира и Диккенса в первую очередь, имеет своей глубочайшей основой веру в человека и в человечество»*.

Известность Д. Пристли принес роман «Добрые товарищи» (1929). В этом и других романах, написанных в 30-е годы, он рассказал о людях разных социальных слоев, губительном влиянии современной цивилизации на жизнь «маленького» человека. Но острота критики смягчена юмором и мягкой иронией.

Пристли хорошо известен как талантливый драматург. Третья часть его пьес--комедии. Он определил три вида комедии - высокую, легкую и грубую, предпочитая последнюю, как более близкую к жизни. В комедиях Пристли присутствовал дух его романов. Сопоставляя его драмы с прозой, можно заметить различие их настроенности, тематики, трактовки образов и ситуаций. Неустойчивость социальных и политических взглядов Пристли сказалась на его драматургическом творчестве. Хотя в драмах он несколько более критичен, чем в романах, он по-прежнему пытается сгладить социальные противоречия, обойти «острые углы». «Поиски новых драматургических форм, новой сценической техники иногда выступают вне связи с содержанием»**.

[* Аникст А. Указ. соч., с. 16.]

Шоу. От О'Нила английский драматург перенял смены «масок» как средство изображения внутреннего мира героев. Влияние Пиранделло сказалось в стремлении развивать и вновь возрождать сценическую иллюзию, превращать пьесу в «игру в жизнь» и вслед за этим снова переводить эту игру в подлинную жизнь. [130]

В критике отмечается, что, создавая пьесу «Время и семья Конвей» (поставлена в 1937 г. в Лондоне и с успехом шла по всей Европе), английский драматург стремился создать произведение, близкое по настроению пьесам А. П. Чехова. В пьесе Пристли есть чеховский грустный юмор, нежность, сострадание к людям, глубокое знание человеческого сердца. Можно сравнить Раневскую, которая живет беспечно, не видит и не понимает реальной жизни, с миссис Конвей, которая также не могла предвидеть развала своей семьи. Особенно близка эта пьеса Пристли «Трем сестрам» Чехова. Повторяется ситуация чеховской пьесы (правда, в пьесе Пристли действуют четыре сестры и безвольный неудачник-брат, женившийся на довольно пустой женщине), пьесы схожи также по теме несчастной, неразделенной любви.

В пьесе «Время и семья Конвей» Пристли использовал теорию времени для толкования этических проблем, она считается критиками одной из лучших его пьес, особенно ценится второй акт. Действие пьесы происходит в 1919 году, когда в семье Конвей - семье среднего достатка, живущей в пригороде процветающего промышленного города, весело празднуется 21-й год рождения дочери Кей и возвращение из армии младшего сына Робина. Второй акт показывает нам членов семьи Конвей почти через 20 лет, в 1937 году. Кей встречает свое сорокалетие в родном доме, но о ее дне рождения никто не вспоминает. Финансовые дела миссис Конвей пришли в полное расстройство. В семье вместо согласия царят эгоизм, ненависть, все ссорятся из-за денег. Никто не избежал разрушительного действия времени. В третьем действии автор вновь возвращает зрителя в 1919 год, в мир иллюзий и светлой мечты. Судьбу человека, утверждает Пристли, определяет неизбежный рок-время, и бороться с ним невозможно.

А. Кронин (родился в 1896 году в Шотландии) продолжил традиции английских писателей-реалистов XIX века (Диккенса, Гаскелл, Кингсли). Получив медицинское образование, он зарекомендовал себя как талантливый врач. Из-за переутомления вынужден был оставить врачебную практику и обратиться к художественному творчеству. В 30-е годы он написал лучшие свои романы «Замок Броуди» (1931), «Звезды смотрят вниз» (1935) и «Цитадель» (1937). В первом романе, в котором чувствуется натуралистическая трактовка образов, автор не вскрывает социальных причин, порождающих семейного деспота Броуди. Он замучил жену - запуганную, истощенную работой женщину; разрушил психику Нэсси, его любимой дочери, и довел ее до самоубийства. Но тирану Броуди не удалось сломить волю старшей дочери Мэри. В романе много зарисовок быта мелкобуржуазной английской семьи. Точны, убедительно достоверны психологические характеристики персонажей.

В романе «Звезды смотрят вниз» описана жизнь и борьба шахтеров (1924). Кронин работал в шахтах Южного Уэльса и хорошо знал условия жизни и труда горняков. В его романе можно найти [131] много общего с романами Г. Гиббона, Л. Джонса, Д. Соммерфильда, смело ставивших большие социальные вопросы. Забастовка, тяжкие условия труда, гибель многих шахтеров в затопленной шахте, парламентская и профессиональная борьба показаны ярко, исторически верно. Заимствуя у Диккенса приемы сатирической типизации, Кронин сумел правдиво сказать о лейбористских лидерах, защищавших не интересы рабочих, а шахтовладельцев. В романе даны типические образы капиталистов: владельца шахты Барраса и предприимчивого дельца Джо Гаулена.

Такова была программа писателя. Кронин знал ее слабость, поэтому показал, что борьба Фэнвика не приведет к положительным результатам.

В третьем романе - «Цитадель», где действие начинается в 1924 году и заканчивается в середине 30-х годов, на большом фактическом материале Кронин раскрыл положение английских врачей и постановку медицинского дела в Англии в эти годы. Кронин осуждает врачей-дельцов, с симпатией относится к врачам-энтузиастам. В романе много интересных и глубоких психологических портретов (жена Мэнсона Крис, вдова Видлера и др.).

В 30-е годы в литературу вошла плеяда молодых писателей (Джек Линдсей, Джон Корнфорд, Грессик Гиббон, Джон Соммерфильд, Льюис Джонс) и критиков (Ральф Фокс, Кристофер Кодуэлл, Томас Джексон, Алик Уэст), чье творчество обогатило прогрессивную литературу и критику. Продолжает успешно работать в литературе О'Кейси, известный ирландский драматург.

Значительный вклад в развитие марксистской эстетики внес английский писатель, историк Р. Фокс (1900-1937).

Мобилизованный в армию в конце первой мировой войны, он вернулся с фронта настроенный антимилитаристски. Учась в Оксфорде, Фокс в 1920 году с английской делегацией приехал в Россию помочь голодающим Поволжья. Он надолго запомнил революционный энтузиазм советского народа и написал об' этом роман «Штурм неба» (1928). О поездке по советским среднеазиатским республикам он рассказал в романе-очерке «Люди степей» (1925). Фокс был одним из основателей марксистского журнала «Лефт ревью». В работах «Колониальная политика британского империализма», «Маркс и Энгельс об Ирландии», «Классовая борьба в Британии в эпоху империализма» он развенчал колониальную политику Англии, а в очерках «Португалия сегодня» и других подверг острой критике профашистские элементы в капиталистических странах.

«Роман и народ», в которой изложены такие проблемы, как критика буржуазной [132] культуры и декадентской литературы, отношение к классическому наследству, революционная литература и определение социалистического реализма.

Прослеживая развитие европейского реалистического романа и путь современного искусства, Фокс опровергал утверждение буржуазной критики о всеобщем упадке литературы. По мнению писателя, этот процесс охватывает лишь буржуазное искусство и литературу. Он отстаивал положение о том, что литература, отражающая жизнь, дающая реальную, историческую картину, всегда останется полноценной. Он считал, что партийность должна пронизывать все повествование о судьбах героев. Писатель должен активно участвовать в жизни своего времени. Фокс обосновал тезис о том, что современная прогрессивная литература - это социалистический реализм, главная задача которого - создание образа положительного героя-современника. Он считал возможным зарождение и развитие метода социалистического реализма в литературе капиталистических стран. Вместе с тем, оценивая литературное наследие разных эпох, Фокс называл вершиной просветительную литературу XVIII века и недооценивал творчество критических реалистов XIX века. Книга, не потерявшая и до сих пор своего значения, ценна тем, что в ней с позиций марксизма раскрывается динамика мирового литературного процесса.

В 30-е годы Кристофер Кодуэлл (1909-1937) выступил как один из зачинателей марксистского литературоведения и критики в Великобритании. Статьи Кодуэлла о современных писателях носили и подчеркнуто социологический характер. Они изданы посмертно в сборниках «Исследования об умиравшей культуре» (1938) и «Дальнейшие исследования об умирающей культуре» (1950). Свою книгу «Иллюзии и действительность» (1934) Кодуэлл посвятил проблемам эстетики и теории поэзии, уделил значительное внимание биологическим и психологическим основам творчества, в частности, подвергнув критике фрейдистское толкование искусства, стремился разобраться в наиболее крупных явлениях литературы, связанной с тенденциями социального упадка. Кодуэлл известен и как автор романов, поэм, рассказов.

Английский поэт и публицист Д. Корнфорд (1915-1936) в 16 лет изучает труды К. Маркса, В. И. Ленина, сыгравшие огромную роль в формировании его мировоззрения и определившие его дальнейший жизненный и творческий путь. В 17 лет Д. Корнфорд становится членом Коммунистической партии Великобритании. В 1934 г. он поступает в Кембриджский университет, где занимает почетное место одного из лидеров коммунистического движения. В статьях, помещенных в университетском журнале, он выступил против «левого» фразерства. События в Испании заставили молодого коммуниста отправиться на борьбу с фашизмом. Он стал организатором англо-ирландских добровольцев. Д. Корнфорд погиб под Кордовой 28 декабря 1936 г. В год гибели ему исполнился 21 год. За свою короткую и яркую жизнь Д. Корнфорд успел заявить [133] о себе не только как общественный деятель коммунистического движения Великобритании, но и как талантливый поэт, публицист. Его перу принадлежит блестящий антивоенный памфлет «Британская армия и мир», несколько статей, среди которых и глубокая публицистическая статья «Борьба за власть в Западной Европе», взволнованные дневники и письма (особенно испанского периода). Если первые его школьные стихи написаны под влиянием эстетики модернизма, то в студенческие годы Д. Корнфорд полностью отдает себя коммунистическому движению. Прибегая к методу символического обобщения, поэт рисует образ верного сына Советского государства, продолжателя дела В, И. Ленина С. М. Кирова.

Испанские события сформировали Корнфорда-реалиста. Бойцы интербригады, вчерашние британские рабочие, глубоко уважали его как одного из смелых командиров. Его поэма «Полнолуние над Тьерсой», написанная в Испании, считается не только одной из творческих удач поэта, но и одним из лучших поэтических «произведений, написанных об Испании в 30-е годы»*. Ее подзаголовок «Перед штурмом Уэски». В поэме четыре части. В первой части поэмы, находясь в Тьерсе (деревне в пяти километрах от Уэски, центра мятежников на Арагонском фронте), лирический герой полон раздумий о прошлом. Во второй части перед читателем предстает картина лунной ночи на полях под Уэской, где бойцам предстоит встретиться лицом к лицу со смертью. Пример испытанных революционеров (Г. Димитрова, М. Тореза, рабочих Лейпцига) вдохновляет бойцов интербригады. В третьей части лирический герой составляет единое целое с бойцами, бывшими рабочими.

Д. Корнфорд впервые в английской поэзии той поры так искренне и убежденно передал единство личных и общественных идеалов своего героя. В четвертой части поэт размышляет над сложившейся в мире политической ситуацией. Поэма заключается призывом к единению в борьбе за свободу.

Творчество Вирджинии Вулф (1882-1941), писавшей в традициях Д. Джойса, способствовало развитию модернистского романа в Англии в период между двумя мировыми войнами. Вулф ставила своей задачей изображение ощущений, мимолетных впечатлений и чувств, истолковывая их как подлинную реальность. Ее творчество тесно связано с группой «Блумебери». В своих теоретических работах («Современная художественная литература» -1919; «Мистер Беннет и миссис Браун» - 1924) Вулф выступала против Голсуорси, Уэллса и других писателей реалистического направления, она высоко ценила творческий метод Пруста, писала под его влиянием, относила его творчество к высшим достижением литературы. В творчестве Вулф выделяют три периода. В первый (1915-1922) созданы романы «Путешествие» (1915), «Ночь и день» (1919), сборник рассказов «Понедельник и четверг» [134] (1921), роман «Комната Джекоба» (1922). Второй период относится к середине 20-х годов. В это время написаны романы «Миссис Деллоуэй» (1925), «К маяку» (1927). Третий период (1928- _ 1941) представлен романами «Орландо» (1928), «Волны» (1931), «Годы» (1937), «Между актами» (1941).

В «Миссис Деллоуэй» Вулф воспроизвела жизнь героини в один из июньских дней 1923 года. Рассказывая о Семптимусе Смите, инвалиде войны, который кончил жизнь самоубийством, выбросившись из ''окна психиатрической лечебницы, миссис Деллоуэй воспринимает его смерть как избавление от жизни, которая пугает ее своей грубостью и одиночеством.

Действие романа «К маяку» растянуто на десять лет, в нем упоминается первая мировая война, но писательница вновь все внимание сосредоточила на ощущениях и мыслях миссис Рэмсей и других персонажей.

«Волны» считается наиболее характерным для писательницы. В нем нет действия, нет характеров, а есть наплывающие и сменяющие друг друга впечатления и ощущения героев, подчиненные в какой-то мере ритму морских волн.

«один из наиболее выдающихся... противоречивых и сложных английских писателей первой трети XX века». Многое в его творчестве «позволяет говорить о его связях с классической традицией английского реализма», но противоречивость произведений Лоренса не позволяет «назвать его реалистом без всяких оговорок»*.

Лоренс родился в Иствуде, небольшом городке близ промышленного Ноттингема, в Средней Англии, в семье шахтера и учительницы, которая привила ему бережное отношение к культуре и литературе, отец научил его любить людей труда, сложную и изменчивую жизнь. Лоренс хорошо знал произведения Д. Элиот, Т. Гарди, Д. Мередита, Бальзака, Флобера, Верлена, И. С. Тургенева, «Анну Каренину» Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, разбирался в философских взглядах У. Джеймса, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше. Лоренс выступал против порабощающей и обезличивающей человека «механической цивилизации». Писатель не отказался от традиционной формы реалистического повествования, но влияние фрейдизма помешало понять правду жизни и истинный смысл взаимоотношений между людьми.

Д. Г. Лоренс воспринял от натуралистов- их подчеркнутый интерес к физиологической стороне жизни, но столь же пристально изучал тончайшие движения психики человека**.

[* Ивашева В. В. Английская литература XX века. М., 1967, с. 11-12.]

В первом романе - «Белый павлин» (1911)-рассказана история любви сына беднеющего фермера Джорджа Сакстона и дочери богатых родителей Летти. Разница в социальном положении мешает счастью молодых людей. Летти выходит замуж за человека [135] своего круга. Писатель сумел запечатлеть тяжелую жизнь простых людей, драматизм судьбы Джорджа, красоту родных мест.

Литературная известность пришла к Лоренсу после выхода в свет второго романа - «Сыновья и любовники» (1913). В романе раскрыты причины разлада в семье, происходящие от социального неравенства. Увлечение фрейдизмом проявилось в подчеркивании власти матери над сыном в духе «эдипова комплекса».

Писатель со временем все больше внимания обращал на «подсознательное» в человеке, на сексуальные взаимоотношения (романы «Радуга» - 1915, «Влюбленные женщины» - 1920).

В последнем романе Лоренса- «Любовник леди Чаттерлей» (1928)-это проявилось наиболее ярко. Рассказывая о главных героях Конни Клиффорде и Оливере и Меллоросе, поступки которых зависят от подсознательных импульсов и инстинктов. Лоренс убедительно показал социальные процессы, происходящие в Англии после первой мировой войны, преобладание денежного интереса над духовным в старинных аристократических семьях, тяжелый отупляющий труд шахтеров.

«Невозможно представить 20-е годы без Хаксли. Он приложил руку к созданию духовной атмосферы тех лет, и он уже готовил перелом, наступивший в конце десятилетия»*,- отмечал У. Аллен, известный английский критик.

[* Аллен У. Традиция и мечта. М., 1970, с. 86.]

Олдос Хаксли (1894-1963) за четыре с лишним десятилетия многогранной творческой деятельности написал стихи, рассказы, путевые очерки, исторические биографии, критические эссе о литературе, живописи, музыке, философские трактаты.

Первый роман «Желтый Кром» (1921) нес в себе черты интеллектуального романа. Его содержание раскрывалось через философские рассуждения персонажей.

Романы Хаксли 20-х годов носили сатирический характер.

«Шутовской хоровод» (1923) он высмеивает представителей буржуазной интеллигенции, их бессмысленную жизнь. Хаксли не приемлет английскую систему образования, меломанию и меценатство богачей, их живопись и поэзию. Но всему этому не противопоставляется ничего положительного.

Более острая критика «высоколобой» среды содержится в романе «Контрапункт» (1928). Хотя писатель говорит о наличии в Англии «другой нации» (народа), идейно он остается со своими эгоистичными героями.

Хаксли в романе «Слепой в Газе» (1936) модернизировал евангельский рассказ о Христе и слепом, перенеся его в современность. В этом пронизанном мистицизмом произведении устами героя Этони [136] Бивиса писатель требует не политических изменений, а морального самосовершенствования.

В 1939 году Хаксли переезжает в США, принимает американское подданство, переходит в католичество. В его романах 30- 40-х годов сатирическое начало сходит на нет, а его концепция человека сближается с модернистской, трактующей человека как низменное и грязное животное (роман «Обезьяна и сущность» - 1948). Хаксли прошел путь от рационализма к мистике. Идейный тупик привел к тупику художественному.

Томас Стернз Элиот (1888-1965), по мнению критика-марксиста А. Кеттла, «сумел искренне, талантливо, сильно выразить в своей поэзии духовный голод многих людей в период заката буржуазной цивилизации». В 1927 г. Элиот принял английское подданство. Вместе с Э. Паундом он возглавил модернистское направление поэзии Англии.

«Гиппопотам» (1920), в поэме «Бесплодная земля» (1922), молодой читатель того времени ощущал бунтарские настроения поэта. Если поэма «Полые люди» (1925) воспринималась как вопль отчаяния, то поэма «Пепельная среда» - как произведение, где выражены христианские этические нормы. Монархические и религиозные взгляды Элиота составили основу его консервативной позиции 30-х годов.

Т. С. Элиот, как талантливый критик, продолжил после М. Арнольда «защиту поэзии», выработав новый этико-эстетический подход к ней: личное он подчинял общему при строгом соблюдении художественных традиций, он Принижал" значение творчества Мильтона, Байрона, приглушал ренессансное звучание наследия Шекспира, но пересмотрел негативное отношение к творчеству Донна, Драйдена, Попа, Чосера, Бернса, Китса. Литературно-критическая деятельность Элиота не укладывается в рамки «новой критики». Мысли Элиота о целостности многовекового литературного процесса, требование художественной объективности оказали влияние на развитие англоязычной поэзии.

Наша критика отмечает, что «сквозь толщу ретроградных философских, эстетических, религиозных взглядов Элиота в его творчестве пробиваются «голоса людские» и вопиют о поруганной в буржуазном мире человечности.

- роялиста, католика, модерниста, которые закрепощали его талант»*. [137]

[* 3асурский Я. Т. С. Элиот, поэт бесплодной земли. - В книге: Элиот Т. С. «Бесплодная земля». Избранные стихотворения и поэмы. М., 1971, с 15-16.]

* * *

«Мистер Бантинг в дни мира и в дни войны» - 1941)-о героизме «маленького» человека, Г. Э. Бейтса («Ветер в сторону Франции» - 1944) -об антифашистской борьбе, романы и статьи Д. Линдсея, Д. Пристли («Затемнение в Грэтли» - 1942).

В романе «Затемнение в Грэтли» показана деятельность фашистской «пятой колонны» в маленьких городах Англии и борьба с ней английской контрразведки. В романе «Дневной свет в субботу» (1943) действие происходит на военном заводе в военное время. Пристли ставит социальные вопросы и вводит образы рабочих. Это передовые рабочие Клинтон и Ормор и молодые работницы Мона и Нелли. Руководители завода инженеры Чевист и Блендфорд защищают социально-политическую программу лейбористов.

Появляются новые имена. Впервые выступает со своими антифашистскими романами («Дело чести» - 1942, и «Морской орел» - 1944) Д. Олдридж. Писатели-реалисты старшего поколения Б. Шоу и Г. Уэллс также откликнулись на события войны (статьи Б. Шоу, роман Г. Уэллса «Необходима осторожность»-1942).