Приглашаем посетить сайт

История зарубежной литературы ХХ века: 1917-1945
Иоганнес Роберт Бехер

ИОГАННЕС РОБЕРТ БЕХЕР

(1891-1958)

И. Р. Бехер - крупнейший немецкий поэт XX века, прозаик и драматург, философ и теоретик литературы, страстный публицист, общественный и. государственный деятель. Его творчество неразрывно связано с революционной и антифашистской борьбой рабочего класса и компартии Германии, с утверждением ГДР.

И. Бехер родился в 1891 году в Мюнхене. Его отец был прокурором, преданным слугой кайзеровской Германии. В душной атмосфере отцовского дома (описанной им в романе «Прощание») Бехер рано начал понимать царящую в мире социальную несправедливость. Он порывает со своей семьей, становится поэтом-бунтарем, протестующим против гнета капиталистической действительности. Поэт примыкает к левому крылу экспрессионизма. В 1914 году И. Бехер опубликовал двухтомный сборник «Распад и триумф» (стихи и проза). Он протестует против уродства и антигуманизма буржуазной цивилизации, нищеты, социального* угнетения и унижения человека. Поэт еще не понимает классовой, социальной основы общественного зла, в его стихах - взрыв бунтующих человеческих чувств, возмущение оскорбленных и униженных людей.

«К Европе» (1916), «Песнь против современности» (1918) звучит резкий протест против милитаризма, ужасов истребительной войны, призыв к народам Европы покончить с ней. По прежнему разрабатывается и характерный для левых экспрессионистов мотив единения людей, их дружбы, любви и братства. Его антивоенные произведения, к которым примыкает и прозаическое обращение «К солдатам социалистической армии», содержащее призыв к борьбе за освобождение угнетенных, запрещает полицейская цензура.

В 1917 году И. Бехер стал членом «Союза Спартака» и с момента образования компартии вступает в ее ряды, избирается [97] членом ЦК, сближается с вождями Коммунистической партии Германии. Внимание И. Бехера привлекают революционные события в России и деятельность В. И. Ленина. Поэт создает сбор» ник революционных стихов, посвященный «Р. Люксембург, К. Либкнехту и революционному пролетариату». В нем было напечатано и знаменитое «Привет немецкого поэта Российской Советской Федеративной Республике», которое начиналось словами: «С Востока льется свет!..» Оно стало одним из самых первых откликов из-за рубежа на революционные и социалистические преобразования в России. И. Бехер становится верным и стойким другом Советской России. Он внимательно следит за ее успехами, переводит на немецкий язык стихи В. Маяковского и Д. Бедного. В классовой борьбе крепнет политическое сознание И. Бехера, его поэтический талант, растет реализм его произведений. Из его стихов исчезает абстрактность, фраза становится проще, мелодичнее, поэт стремится, чтобы его произведения стали доступны широким массам народа.

Становление И. Бехера как социалистического поэта начинается с поэмы «У гроба Ленина» (1924), где скорбь мирового пролетариата о кончине великого вождя перерастает в уверенность в торжестве его дела. С 1924 года усиливается роль политической темы в произведениях И. Бехера. В романе «Люизит, или Единственно справедливая война» (1926) И. Бехер стремится привлечь внимание к подготовке новой мировой войны и ее возможным последствиям для судеб человечества, стремится раскрыть тайну зарождения всякой войны. Автор пытается показать и истоки «единственно справедливой войны» - социалистической революции в Германии. Молодой герой романа отрекается от буржуазного мира и включается в революционную деятельность во имя социалистического преобразования человечества.

За антивоенные сборники «Труп на троне» (1925) и «Банкир едет по полю битвы» (1926), клеймившие империализм и президента Германии Гинденбурга, и роман «Люизит...» И. Бехер был арестован. Ему грозил суд за «государственную измену». Эта попытка реакции расправиться с революционным поэтом вызвала возмущение во всем мире. В защиту И. Бехера выступил Максим Горький. «Я призываю всех честных людей протестовать против суда над Иоганнесом Бехером, виновным единственно в том, что он честен и талантлив» - писал Горький в своем обращении. Энергичный протест прогрессивных деятелей всего мира сорвал суд, и И. Бехер снова продолжает борьбу. В это время он проявляет себя подлинным интернационалистом: в его искусстве звучит живой отклик и на стачечную борьбу английских горняков, и на произвол американской реакции, казнившей Сакко и Ванцетти, и на забастовочное движение в Европе, и на трудовые будни Советского Союза. Он восхищается героикой социалистического строительства. [98]

В следующих сборниках стихов («Голодный город»-1927, с предисловием М. Горького, «Серые колонны»-1930, и др.) поэт рассказывает о трудной жизни немецких рабочих и их мужественной борьбе против поднимающейся фашистской реакции. Он одним из первых разоблачает империалистическую сущность фашизма, обращает внимание рабочего класса на его опасность. Но в его поэтических сборниках этих лет, отмеченных высокой коммунистической идейностью, обнаруживаются серьезные эстетические просчеты: после взрывчатой экспрессивности, яркой эмоциональности поэзии 10-20-х годов И. Бехер впадает в другую крайность: в его стихах появляются сухость, обезличенность, «серость» и приглушенность индивидуальных чувств, их нивелировка. В борьбе этих противоположных художественно-эстетических и эмоциональных начал идет развитие творчества 20-30-х годов. В 1931 году под впечатлением посещения Советского Союза И. Бехер создает поэму «Великий план», первым в зарубежной литературе воспевая величие наших пятилеток, разрабатывая тему нового человека - строителя социализма.

Он живет в Австрии, Швейцарии, Чехословакии, Франции, с 1935 года - в Советском Союзе, где проводит свыше 10 лет, продолжая борьбу за освобождение родины. Годы пребывания в СССР были наиболее плодотворными для политического и творческого роста поэта. Под благотворным влиянием советской литературы, советской действительности в полной мере развертывается огромный поэтический талант И. Бехера как певца родного народа. Он переживает «второе рождение» (так назван сборник стихов 1939 г.). Стремясь мобилизовать все силы на борьбу против фашизма, он обращается к лучшим демократическим и гуманистическим традициям прошлого своей нации и Европы, создает стихотворные памятники деятелям немецкой культуры (Рименшнейдеру, Грифиусу, Гриммельсхаузену, Баху, Гете, Гельдерлину и др.) и героям освободительных народных движений (Хансу Бехайму, Иосу Фрицу). И рядом с ними встают образы Данте, Сервантеса, Шекспира, Микеланджело и др.

Их пример должен вдохновлять на бой за освобождение страны и народа, за возрождение традиций национальной культуры, поэзии и философской мысли. Добиваясь выразительности, искренности и прозрачности стиха, И. Бехер обращается к классическому сонету, который надолго становится его излюбленной поэтической формой. Он не равнодушен к современным политическим событиям. В 30-е годы Бехер создает поэтический сборник «Немецкий танец смерти» (1933) и поэму «Германия» (1934), в которых разоблачает реакционные силы страны. Сборники «Человек, который всему верил» (1935), «Искатель счастья и [99] семь тягчй» (1938), «Второе рождение» (1939) и другие стала лучшими произведениями поэта этих лет.

В 1940 году выходит роман «Прощание (Первая часть немецкой трагедии)», где И. Бехер рассказывает о недавнем прошлом страны (1900-1914 г.), которое привело к мировой войне и позднее помогло утвердиться фашизму. Это и рассказ о пути поэта к революции и социализму. История духовного формирования юного героя Ханса Гастля, сына мюнхенскою прокурора, развертывается на фоне жизни в Германии накануне первой мировой войны.

Тема расставания с прошлым в романе смыкается с мотивом «все должно измениться». При этом каждый герой по-своему оценивает прошлое и связывает с будущим свои надежды. В борьбе за перестройку жизни участвуют все персонажи; главным в романе является вопрос о надвигающейся войне, интересы героев романа резко противопоставлены. Правящему классу: прокурору Гастлю, майору Боннету, сыновьям дворян Феку и Фрейшлагу- война необходима. Народ, простые честные люди, неимущие и бесправные: служанка Кристина, денщик Ксавер, портной Хартингер, лесничий Зигер - войну ненавидят. При этом автор не забывает показать, что честность, порядочность, душевная чистота свойственны простым людям; лицемерие, жестокость, лживость - черты характеров высоких чиновников, потомков дворян и буржуазных дельцов. Противоборство этих двух миров и определяет судьбу героев: ведь «человек - поле битвы», сказано в романе. Выбор Ханса Гастля в пользу мира и против войны, в пользу гуманизма и против «гуннов» в немалой степени связан с теми революционными потрясениями, которые переживает мир. Их символом становится образ взбунтовавшегося военного корабля (речь идет о броненосце «Потемкин»), который постоянно возникает в сознании ищущего правду героя. В финале романа Ханс Гастль отказывается добровольно идти на фронт, порывает с семьей, со своим классом. Итак, первый выбор сделан, жребий брошен.

В 40-х годах И. Бехер ведет активную общественную деятельность, работает в национальном комитете «Свободная Германия», пишет листовки к немецким солдатам, выступает по радио и з печати, постоянно растет как поэт. В стихотворении «Благодарность друзьям в Советском Союзе» И. Бехер писал о помощи советских людей:

Согретый жаром вашего огня,

В своих стихах я рос день ото дня -

Так вы, друзья, свой труд в мой труд вложили.

Пер. Вл. Нейштадта

народ, будит совесть и сознаний простыл людей. Ярким поэтическим памятником таким людям является знаменитое стихотворение «Человек, который молчал» об антифашисте-подпольщике, замученном, в застенке гестапо, но не выдавшем своих, товарищей. Поэт называет фашистских правителей Германии бандой убийц и палачей, заклятыми врагами народа, душителями свободы и справедливости. Поэт чувствует себя ответственным перед родиной и всем миролюбивым человечеством за позорные дела поработителей народа. Бехер не отделяет себя от своего народа, его горя и нужды, его вины. Но в стихах его живет и горечь утраты родины, тоска по ней, стремление воссоздать ее поэтический образ. Эти чувства поэта воплотились во многих поэтических циклах 30-40-х годов («В поисках Германии», «Вдали от родины» и др.). И. Бехер знает, что фашизм не в силах был всех немцев сделать убийцами и грабителями и, значит, идет борьба, есть другая Германия, народно-революционная.

Мужественная борьба антифашистов - залог освобождения и возрождения немецкого народа для мирного труда. Веру в победу поэт черпает в успехах мирного строительства Советского Союза. И когда фашистская Германия подло напала на СССР, И. Бехер приветствовал Отечественную войну нашего народа стихотворением «Священная война»:

Священна справедливая война,

Ив мире высшей не было победы,

«Зимняя битва», возникшей под впечатлением сражения за Москву в декабре 1941 года, И. Бехер изобразил процесс отрезвления фашистских солдат в тылу и на фронте под воздействием контрударов советских войск.

После разгрома германского фашизма Советской Армией И. Бехер одним из первых вернулся на родину, чтобы принять участие в строительстве миролюбивой демократической Германии, Основным содержанием его творчества теперь становится борьба за мир, за национальное возрождение и единство страны. Выступая на I съезде писателей ГДР в 1947 году, И. Бехер звал всех художников слова активно «... участвовать в изменении жизни...». В своих послевоенных сборниках философской лирики «Возвращение на родину» (1946) и «Народ, блуждающий во мраке» (1948) И. Бехер, потрясенный масштабами разрушений страны, много внимания уделяет анализу недавнего прошлого, поискам путей в будущее, росткам новой жизни. Поэт воспевает радости освобождения родной страны, возможность возвращения к мир ному труду; он напоминает всем немцам об их ответственное ги за недавнее прошлое, об ответственности народов за действия своих правительств. Только в борьбе против агрессии и империализма [101] освобожденный народ сможет завоевать право на мирный труд.

В творчество И. Бехера входит новая тема - строительство новой жизни и образ нового героя - человека труда, которому предстоит спасти мир. В прекрасных, умных и сильных стихотворениях И. Бехер рассказывает о великих переменах, происходящих в жизни освобожденного народа: он стал хозяином своей судьбы, земля и заводы перешли в его руки, и вдохновенный творческий труд преображает людей, города и села.

«Государство» поэт приветствует создание Германской Демократической Республики как залог счастливого будущего страны, ее единства и возрождения.

Воплощение великой народной мечты о. мире и единстве осуществляет рабочий класс Германии и его Социалистическая Единая партия. Им посвящает поэт свою «Кантату 1950», с ними связывает он свой поэтический путь:

Тема борьбы за мир, борьбы против поджигателей новой войны становится одной из ведущих в послевоенном творчестве И. Бехера, поэт неразрывно связывает ее с борьбой за расцвет демократической Германии, с защитой успехов мирного труда. Впервые в истории страны человек труда стал ее хозяином. И поэт призывает всех честных немцев отстоять жизнь против смерти. В его стихах прославление созидательного труда народа естественно завершается призывом к борьбе за мир, за объединение родины. В «Немецких сонетах 1952 г.» поэт обращается к братьям на Западе с призывом к борьбе за единство Германии и за мир.

«Национальный гимн ГДР» и сборник «Новых народных песен», посвященных борьбе за мир. Эти песни, 'положенные на музыку композитором Гансом Эйслером, стали достоянием широчайших слоев немецкого народа. Близкие и понятные народу по своему содержанию и форме, наполненные большим и искренним поэтическим чувством, эти песни обладают большой силой эмоционального воздействия. Наиболее яркое произведение сборника - «Весенняя песня». Рефрен последней строфы песни говорит о цели, которой поэт отдает весь свой талант и силы:

Всех подымем, всех разбудим!

«Счастье далей - сияюще близко» (1951) и «Шаг середины века» (1958), в которых поэт славит социалистическую действительность ГДР. В эти годы возникает и тетралогия - [102] «Защита поэзии» (1952), «Поэтическое вероисповедание» (1954), «Власть поэзии» (1955) и «Поэтический принцип» (1957),-в которой И. Бехер выступил как глубокий и тонкий исследователь и теоретик литературы, разрабатывающий эстетические принципы гуманистической культуры и социалистического реализма.

Поэтическое творчество и общественно-политическая деятельность И. Бехера (в разные годы он был президентом «Культурбунда» и Академии искусств, министром культуры ГДР и п. р.) были отмечены Национальными премиями ГДР и Международной Ленинской премией «За укрепление мира между народами» (1952).