Приглашаем посетить сайт

История зарубежной литературы ХХ века: 1917-1945
Анри Барбюс

АНРИ БАРБЮС

(1873-1935)

Анри Барбюс занимает особое место во французской литературе. Продолжатель традиций критического реализма, он стал вместе с тем основоположником литературы социалистического реализма во Франции. Анри Барбюс - писатель нового типа, жизнь и деятельность которого связаны с революционной борьбой пролетариата. Он говорил: «Чтобы не изменить своему долгу человека и своим обязанностям творца художественных ценностей, писатель должен неразрывно связать свою творческую работу с борьбой за общественный прогресс, который в наши дни воплощается в форме прогресса социалистического».

Жизнь и творчество Барбюса, «замечательного человека эпохи» (Горький), -пример служения такому долгу. Революционная значимость его работы, по словам Горького, с годами не ослабевает, а усиливается. Имя Барбюса служит знаменем, вокруг которого объединяются передовые писатели всего мира. Вся деятельность Барбюса устремлена в будущее.

Анри Барбюс родился в городе Аньер. Его отец был провинциальным журналистом. После окончания Сорбонны Барбюс начал литературную деятельность. Это был период воинствующего декаданса, влияние которого проявилось и в раннем творчестве Барбюса.

В 1895 г. появился сборник стихотворений Барбюса «Плакальщицы». Пессимистическая настроенность многих из них, подмена реального мира иллюзорным, мотивы одиночества были близки мировосприятию декадентов, и сборник вызвал их одобрение. Но есть здесь и реалистические стихотворения, в которых поэт печалится о тяжелой жизни народа. Интересно, что вера его в будущее, в «жизнь и красоту» проявляется там, где речь идет о тружениках («Романс», «Швея» и др.).

В романе «Умоляющие» (1903) преобладают пессимистические настроения. Герой его, Максимилиан, - индивидуалист, замыкающийся в кругу собственных переживаний, ищет истину в «человеческом сердце».

Роман «Ад» (1908) дает более реалистическую картину жизни. Этот большой роман композиционно состоит из ряда жизненных сцен, которые герой наблюдает через щель в комнате парижской гостиницы. Благодаря постоянной смене обитателей соседнего номера ему удается познакомиться с различными судьбами людей, разнообразными ситуациями. Автор подчеркивает неизбежность [39] страдания человека, его одиночество. В романе отдается дань натурализму, однако реалистическая тенденция заметно усиливается. '

В сборнике новелл «Мы», созданном в те же годы, еще более отчетлива реалистическая линия. Особенно правдивы рассказы ; этого сборника, осуждающие войну, шовинизм и колониализм. В рассказе «Коварная луна» описывается, как два патруля из одной воинской части, участвующей в Балканской войне, при свете луны не узнав своих, расстреливают друг друга. Трагическая гибель солдат раскрывает бесчеловечность войны. В рассказе «Орден» солдат, получивший орден Почетного легиона за участие в уничтожении африканской деревни, вспомнив о Своих «геройствах», среди которых ему особенно запомнилось убийство «негритянской парочки» - двух влюбленных, стыдливо прячет орден «как украденную вещь».

на 'фронт в 1914 г. Ему казалось, что Франция должна наказать милитаристскую Германию и тем самым навсегда покончить с войнами. С другой стороны, Барбюс стремился, как честный журналист, увидеть войну своими глазами, быть вместе с народом в трудные для него дни.

Война не сразу, но в конечном итоге изменила мировоззрение Барбюса, превратив его из человека, далекого От политики, в революционера, борца. Барбюс мог бы в свои сорок с лишним лет (а также по состоянию здоровья) служить в воинских прифронтовых организациях, как это сделали многие «окопавшиеся» интеллигенты. Но он отверг подобные предложения, став рядовым солдатом на передовой линии фронта и постоянно отказываясь от повышения в чине. Это был мужественный человек, познавший все тяготы войны.

Своеобразным дневником фронтовой жизни Барбюса являются его «Письма с фронта». В течение двух лет он регулярно писал жене, рассказывая о фронтовых буднях, о себе, о работе над книгой «Огонь». В письмах с фронта видна идейная- эволюция их автора, приобщившегося к тяжким страданиям народа. У Барбюса, как и у его товарищей, открываются глаза на сущность и причины войны. Он пишет о страшном быте войны - «изнанке боев»: о грязи, голоде, невозможности уснуть и т. д. Но вначале Барбюс считает «необходимым приносить жертвы на войне», ошибочно представляя ее как войну Франции «за социальное освобождение». Однако иллюзии постепенно рассеиваются. Он замечает «полнейший идиотизм жизни фронта», видит, «какая бестолочь, путаница и неповоротливость во всём - от малого до большого, от большого до малого». Он убеждается в том, что война непонятна и не нужна солдатам. Он считает солдат подлинными героями, но заявляет: «Это непрерывное проявление героизма совершается ради целей, которые я считаю весьма туманными, не связанными [40] с нашим существом и действительно противоречащими назначению человека». День ото дня все более углубляется его понимание истинной сущности империалистической войны. Вместе с тем усиливается обличительное, критическое отношение к войне, ее организаторам. Барбюс утверждает, что «единственная возможность предотвратить войны в будущем заключена в социализме».

«Письма с фронта» отразили формирование Барбюса-революционера, позже они легли в основу замечательной книги - романа «Огонь», о которой Горький писал: «Это - книга простая, исполненная пророческого гнева, это - первая книга, которая говорит о войне просто, сурово, спокойно и с необоримою силою правды».. В «Письмах с фронта» Барбюс передал впечатление своих окопных товарищей от романа «Огонь», печатавшегося тогда частями в газете «Эвр». «Молодец, старина, говорили они, - ты не виляешь, а напрямик говоришь правду». «Поэзия правды» сделала «Огонь» поистине революционной, антивоенной книгой, призывающей «пролетариев битв» повернуть оружие против тех, кто начал войну.

«Огонь» (1916) имеет подзаголовок «Дневник взвода» и посвящен «Памяти товарищей, павших рядом со мной в Круи и на высоте 119».

соединенных так, «чтобы каждый эпизод... добавлял какой-то штрих к целому». Здесь нет , главного героя, все солдаты взвода являются героями «Огня». Это - простые. люди, «большей частью земледельцы и рабочие» трех поколений: углекопы Потерло и Бекюв, красильщик автомобилей Тирлуар, капрал Бертран, работавший в мастерской футляров, лодочник Фуйяд, фармацевт Андре Мениль, батрак Ламюз и др. Все это простые солдаты -: «пролетарии битв».

Барбюс не выдвигает кого-либо из своих героев, но индивидуализации и своеобразию их способствует яркость портретной и языковой характеристики. Даже в обрисовке эпизодических фигур писатель избежал схематизма. Барбюс умеет оттенить наиболее существенные черты. «У каждого, - заметил Роллан, - верно схваченные и, четко очерченные контуры, - раз увидев, вы уже не спутаете его с другими».

Во время публикации романа в газете «Эвр» Барбюсу стоило немалого труда сохранить естественность языка солдат, яркость и правдивость его, солдатский жаргон. Редакторы стремились сгладить язык, сделать его «приличие», выбросить «крепкие словечки», обесцветить текст.

Пейзаж, данный на первых страницах «Огня», отличает этот роман от империалистической литературы, воспевающей войну. Взрытая снарядами и окопами, залитая водой, земля превращена в пустыню, в «поля бесплодия». На этом фоне развертываются события, [41] далекие от тех, которые изображают буржуазные журналисты, привыкшие «морочить голову» читателю. Война, - писал Барбюс,- «это не атака, похожая на парад, не сражение с развевающимися знаменами, даже не рукопашная схватка, в которой неистовствуют и кричат; война - это чудовищная, сверхъестественная усталость, вода по пояс, и грязь, и вши, и мерзость. Это заплесневелые лица, изодранные в клочья тела и трупы, всплывающие из прожорливой земли и даже не похожие больше на трупы. Да, война - это бесконечное однообразие бед, прерываемое потрясающими драмами, а не штык, сверкающий, как серебро, не петушиная песня рожка на солнце».

Казалось бы, война способствует одичанию и озверению людей: «ведь мы и живем, как звери», - говорит один из них. Не случайно во второй главе Барбюс рисует своих героев похожими на «доисторические существа», в странных одеяниях дикарей. Дополняя сходство, один из них потрясает найденным в окопах топором доисторического образца. И все же война не убила человеческое в людях, прежде всего человеческую мысль. Солдаты постоянно размышляют обо всем, что связано с их военной жизнью. Вопреки войне, которая разъединяет людей, заставляя думать - «каждый за себя», «только бы выжить», в людях сохраняются товарищеские чувства, благородство.

«пробуждается их человечность». Греясь на солнышке во время редкой передышки, солдаты стараются забыть обо всем, что связано с войной. Их руки жаждут мирного труда. В главе «Идиллия» рассказывается, как солдат Паради вкладывает всю душу в работу, начищая ботинки незнакомой девушки. Тоска по мирной жизни, по дому, ненависть к войне свойственны всем солдатам, изображенным Барбюсом. Он пишет о своих товарищах: «Это не солдаты, это люди. Не искатели приключений, не воины, созданные для резни, не мясники, не скот. Это земледельцы или рабочие, их узнаешь даже в форменной одежде. Это штатские, оторванные от своего дела... это простые люди». Да, это простые люди - «окопные страдальцы, поражавшие своим терпением, нетребовательностью и мужеством».

Однако, говоря о ненависти к войне, Барбюс не становится пацифистом. Солдаты, его товарищи, вначале мужественно и безропотно исполняют свой долг. Многие из них в плену различных иллюзий, опутаны ложью националистической пропаганды. Они готовы воевать, чтобы расправиться с этой «вонючей тварью Вильгельмом», в котором они видят единственную причину войны. По мере того как солдаты проходят через огонь войны, они начинают разбираться в сущности ее, в причинах, породивших войну.

Ценность «Огня» не только в правдивой картине ужасов войны, но более всего - в показе постепенного прозрения солдат, прозрения «тридцати миллионов рабов, преступно брошенных друг на друга». [42]

Последовательно развертываются главы, в которых показаны различные обстоятельства, формирующие сознание солдата. Солдаты замечают, что на фронте в окопах находятся только простые люди, совершенно нет буржуа, которые если и призваны в армию, то умеют «окопаться» в тылу. И они с презрением называют штатских - журналистов и штабных офицеров - «публикой», «окопными туристами».

«мирные жители ловко обделывают свои делишки». В то время как на фронте гибнут тысячи людей, многие из жителей прифронтового района пустились в спекуляцию. С трудом удается солдатам снять под «столовку» отвратительный грязный сарай, заплатив за него втридорога предприимчивой хозяйке. Ребенок торговца рассказывает, что его отец заработал на войне «много-много» денег и «хочет, чтобы так было всегда». Во время отпусков солдаты сталкиваются с торговцами, которые «упоены беспрерывным ростом прибылей и звоном наполняющихся касс». Солдаты начинают убеждаться в том, что богатым война выгодна и что цена их доходов - кровь солдат.

«Арговаль», Барбюс рисует картину расстрела солдата «за то, что не хотел идти в окопы». Этим подготавливается, в частности, вывод, которым заканчивается одна из наиболее сильных глав - «Прогулка». «Неправда, нет единой страны! - вдруг с необычной точностью говорит Вольпат, высказывая нашу общую мысль. - Есть две страны! Да, мы разделены на две разных страны: в одной - те, кто дает, в другой - те, кто берет». Нет ничего общего между народом, солдатами, проливающими свою кровь, готовыми погибнуть за родину, и теми, кто гребет прибыли в тылу, кому выгодна война. «После этого и умирать не хочется»,- говорит солдат Кокон, послушав возмущенный рассказ Вольпата об окопавшихся в тылу. Так империалистический характер войны раскрывается на простых, доступных пониманию каждого солдата фактах.

Война рассеивает иллюзии и предрассудки. Французские солдаты начинают понимать, что «немецкие солдаты такие же люди, как и мы», зато уж немецкие офицеры - «особая погань, микробы войны». Немецкие солдаты, эльзасцы, по-товарищески помогают солдату Потерло пройти в родную деревню, оккупированную ими, достав ему мундир «боша».

Исчезает вера солдата в бога. В ярком рассказе летчика на перевязочном пункте обличается церковь, благословляющая кровопролитие. Солдаты убеждаются: бога нет, ибо, «чтобы верить в бога, надо, чтобы не существовало то, что существует, а до этого далеко».

Среди солдат выделяется высокой сознательностью капрал Бертран. Образ его величествен. Капрал Бертран, замечает автор, [43] «являет мне образ людей, воплощающих высокое нравственное начало, имеющих силу преодолеть все случайное», в урагане событий стать выше своей, эпохи». Именно ему суждено, по замыслу автора, открыть завесу над будущим. Он называет имя человека, который «возвысился над войной»,- имя Либкнехта, представителя революционного пролетариата Германии. «Дело будущего - стереть это настоящее, решительно уничтожить его как нечто гнусное и позорное»,- говорит Бертран, и необыкновенно весомы слова обычно молчаливого человека. Сам Бертран не верит в то, что это будущее близко, и вместе с другими продолжает участвовать в войне и погибает в бою. Но, испытав ужасы и горе, оставшиеся в живых солдаты не желают быть «машинами забвения». Они мечтают о том, чтобы война, в которой они участвовали, научила людей бороться против войны.

И когда муки солдат становятся невыносимыми, прорывается их возмущение. На протяжении всего романа отдельные фразы солдат (хотя и достаточно яркие) намеренно не выделялись автором- они были одними из многих. И для того чтобы передать голос массы, еще более ослабляется персонификация. На последних страницах «Огня», используется прием многоголосия - полифония. В разговор о войне, начатый Паради, включается все больше и больше солдат, безымянных и неизвестных. Это - и «человек в ошейнике», и «другой», и «кто-то», и «они», и «он», и т. д. Короткие реплики этих безымянных героев выстраданы ими, поэтому они так отточены, точны, афористичны.

«Довольно войн.., Мы. созданы, чтобы жить, а не околевать здесь». Солдаты обладают разной степенью сознательности, но все они преисполнены великим гневом против тех, кому нужна война. Те из них, кто прозрел более других, «провидят еще неведомую им революцию», то, что «придется драться, может быть, не с иностранцами», что необходимо «избавиться от хозяев». Они понимают теперь, что причина войны не в немцах, а в капитализме. «Сегодня милитаризм зовется Германией. А завтра как его будут звать? Надо убить войну во чреве всех стран»,- решают солдаты, глаза которых открылись, сознание пробудилось. Так мрачная картина империалистической войны, кровавые сцены боев завершаются в романе оптимистически. В темных тучах открывается просвет, напоминающий о том, что «солнце существует». Эта символическая картина знаменует неизбежность победы социальной справедливости.

Революционная книга «Огонь» вызвала ожесточенные нападки. Началось с того, что буржуазные редакторы, по словам писателя, старались лишить значимости всю книгу дурацкой заменой «отдельных» слов и фраз и произвольным выбрасыванием в корзинку для бумаг целых отрывков. Свирепствовала цензура. Барбт, находясь [44] на фронте, мужественно боролся за свою книгу, считая, что «ценность книги не столько в фактическом материале, сколько в общей ее направленности». Националисты и клерикалы травили писателя за его книгу.

Но зато прогрессивный лагерь высоко оценил это новаторское, антивоенное произведение. Анатоль Франс сказал, что «Огонь»- одна из лучших книг во всей французской литературе», считал, что эпической силой это произведение превосходит романы Гюго и Золя. Антивоенный пафос романа «Огонь» приветствовал в своей статье Роллан.

В других странах «Огонь» также был оценен по заслугам. В 1919 г. М. Горький в статье «Замечательная книга» восхищался правдивостью и антивоенной направленностью книги, отметив в ней принципиально новое видение художником действительности. Он писал об умении Барбюса, рисуя ужасы войны, рассмотреть ростки «новой* правды», «огоньки нового сознания», искры великого пламени, освещающего перспективы грядущей революции. По существу Горький увидел в этом произведении начало литературы социалистического реализма во Франции.

В. И. Ленин указал на тесную связь романа Барбюса с жизнью, в которой происходит революционизирование широких масс в результате войны. «Одним из особенно наглядных подтверждений повсюду наблюдаемого, массового явления роста революционного сознания в массах можно признать романы Анри Барбюса «Le feu» («В огне») и «Clarté» («Ясность»). Первый переведен уже на все языки и распространен во Франции в числе 230 000 экземпляров. Превращение совершенно невежественного, целиком подавленного идеями и предрассудками обывателя и массовика в революционера именно под влиянием войны показано необычайно сильно, талантливо, правдиво...» *.

«Ясность» (1919) во многом повторяет «Огонь», прежде всего в том, что здесь также показан процесс революционизирования сознания человека. Однако в отличие от «Огня», книги эпического размаха, изображающей широкие массы, в «Ясности» показана судьба одного героя, прошедшего через огонь войны. То, что роман «Ясность» написан Барбюсом позже, когда он сам значительно изменился под влиянием исторических событий - войны, Октябрьской революции, наложило свой отпечаток и сказалось в большей четкости социалистического идеала, пропагандируемого в книге.

В «Ясности» перемежаются лирический и эпический планы. Повествование ведется от имени героя, характер которого представлен в развитии.

[* Ленин В. И. Поли собр. соч., т. 39, с. 106.]

Симон Полен, герой «Ясности», вначале предстает, как писал В. И. Ленин, «совершенно невежественным, целиком подавленным идеями и предрассудками, обывателем»*. Это житель провинциального городка, мелкий служащий на заводе, типичный мещанин, чуждый каких-либо больших интересов. Монотонная, унылая работа, затхлый, пропитанный пылью «серый» дом, узкий мирок мещанского квартала, жизнь в котором похожа на стоячее болото. Симон и не желает изменений в своей жизни, он привык ко всему, ему нравится распорядок жизни в Вивье.

[* Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 39, с. 100. 46]

«выйти в люди», занять место в муниципалитете. Он «на хорошем счету» у хозяина, как благонамеренный служащий. Симон вместе с другими обывателями против тех, кто «нарушает порядок». Вместе с другими «порядочными людьми» он радуется поражению рабочих во время демонстрации.

Барбюс не показывает низших классов - рабочих промышленного городка. Он говорит об их нищете, увиденной глазами Симона.

Разгул шовинистических настроений захватывает Симона Полена, как и всех обывателей его квартала. Он рвется на фронт. Симон Полен попадает в самое пекло войны. И настроения его резко меняются, отсюда он начинает по-иному смотреть и на всю предыдущую свою жизнь. Барбюс показывает и других солдат, но всегда в центре его внимания Симон Полен, которому война открывает истину. На глазах Симона нелепо гибнет ярый националист, фельдфебель Маркасен, убежденный, что «все это делается ради Франции», ради славы Франции. Симон Полен прислушивается к словам солдата Термита, который ненавидит национализм, милитаризм. Но в его рассуждениях он быстро находит слабые места, его не удовлетворяют уклончивые ответы «противника милитаризма», пошедшего добровольцем на фронт. Симон вместе со всеми солдатами быстро избавляется от воинственных настроений. Самые зоркие из них, «в одиночку ищущие свет», видят, как фабриканты, торговцы зарабатывают на этой бойне, как отсиживаются в тылу «франты», а на передовой расстреливают солдат за ослушание. Пребывание Симона в госпитале - это тяжкий путь к истине, пробуждение в рабе человека, в верующем - атеиста, в обывателе - революционера. С его глаз спадает пелена, рассеивается грандиозный обман, он убеждается в преступности общества, в котором «интересы народов и интересы их нынешних хозяев - не одни и те же».

Страницы, посвященные пребыванию Симона Полена в госпитале, несколько отличаются от предыдущих и последующих частей, ярких и образных. Они более риторичны. Меняются картины- видения Симона. Все они связаны с тягостными впечатлениями войны, в них - протест против возможности новых войн, которые предвидит Барбюс в обществе, разделенном на классы.

Возвращение Симона Полена домой позволяет автору вновь обратиться к изображению жизни маленького городка, но увиденной героем по-новому.

«празднике воспоминания» «распинаются ораторы», которые опутывают ложью народ. Один проповедует" покорность, призывает прекратить «проклятую борьбу классов», другой воспевает войну, видя в ней «благодеяние для Франции». Жозеф Бонеас восторгается военной организацией Пруссии, считая в будущем необходимым учиться у нее.

Симон с ненавистью слушает эти речи, он не желает более стоять на коленях, он стремится действовать, чтобы покончить с войной. Но Симон Полен еще не показан автором в действии. Роман заканчивается тем, что герой решает для себя все сложные социальные вопросы, прозревает, становится глашатаем истины. Но о том, как он осуществляет свой призыв: «Долой все, или ты ничего не сделаешь», мы не узнаем из романа. Симон говорит о правах народа, о необходимости равенства, о труде всех, о свободе и равноправии женщин. Герой становится новым человеком. Он презирает покорность, которую прежде считал добродетелью. Он обличает ложь в отношениях между людьми. В своей жене Марии он видит и уважает теперь человеческую личность, товарища, Симон Полен призывает к борьбе за социализм.

В образе Симона Полена воплощено многое из того, что вынес сам Барбюс на войне, переданы его мысли и переживания. В романе часто незаметен переход от речей героя к авторским отступлениям публицистического характера.

разоблачению лживой буржуазной пропаганды, ее националистических и милитаристских идей. Статьи этих лет составляют сборники «С ножом в зубах», «Слова борца» и «Свет из бездны». В них наряду с разоблачением реакционных сил, подготавливающих новую войну, Барбюс выступает в защиту Советской России. Писатель увидел в ней осуществление своей заветной мечты о социализме. В статье «Мы обвиняем», продолжающей традиции Золя, Барбюс обвиняет врагов большевизма и призывает французский народ действовать: «Спасите человеческую правду, спасая правду русскую!» Организованную международным капиталом интервенцию и блокаду Советской России он назвал величайшим преступлением. В статье «Русская революция и долг трудящихся» он разъясняет правду о заговоре против России и русской революции, подчеркивая, что долг трудящихся всего мира - спасти ее.

В этих сборниках нашла отражение деятельность Барбюса в «Республиканской ассоциации бывших участников войны», а [47] также в антивоенной группе «Кларте». Вместе с П. Вайян-Кутюрье и Р. Лефевром Барбюс был организатором этой международной группы прогрессивных писателей и деятелей культуры. Они придерживались различных политических взглядов, но объединялись на почве борьбы за мир. Неоднородность группы в политическом отношении определила противоречия внутри нее и привела к распаду «Кларте». Левое, революционное крыло возглавлял Барбюс, который отстаивая классовость и партийность искусства против сторонников «независимости духа» и «надклассовости» интеллигенции. В известной полемике 1921-1922 гг. между Ролланом и Барбюсом обсуждались эти проблемы.

«Кларте» имела большое значение. В. И. Ленин писал ее участникам в 1922 г.: «Надеюсь, что ваша организация «des ancients combattans» сохранилась и растет и крепнет не только численно, но и духовно, в смысле углубления и расширения борьбы против империалистической войны. Борьбе против такой войны стоит посвятить свою жизнь, в этой борьбе надо быть беспощадным, все софизмы в ее защиту надо преследовать до самых последних уголков»*.

[* Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 45, с. 299.]

Барбюс последовал совету В. И. Ленина, посвятив борьбе против войны всю свою жизнь, став писателем-революционером. Закономерным было его вступление в 1923 г. во Французскую коммунистическую партию, в период ожесточенного преследования ее реакцией.

После этого Барбюс еще более усилил свою публицистическую деятельность. Одним из первых он выступил с разоблачением фашизма в Европе. Отправившись на Балканы, Барбюс неутомимо и бесстрашно изучал политическую обстановку в Болгарии и Румынии, чтобы заклеймить белый террор. Так возникла основанная на документах книга «Палачи» (1926), в которой писатель разоблачает фашистских правителей, заливающих кровью Балканы.

В 1924 г. Барбюс создал роман «Звенья». Замысел его - нарисовать многовековую трагическую историю эксплуатируемого человечества, борьбы его за свободу и справедливость. Барбюс показывает общество с древнейших времен до современности, утверждая неизбывность страданий «маленького» человека. Менялись формы рабства, говорит писатель, но звенья рабской цепи не разрывались, положение человека оставалось невыносимым. Книга как бы распадается на ряд новелл, рисующих то раба; прикованного к галере, то эксплуатируемого крестьянина... В «Звеньях» созданы яркие обличительные образы эксплуататоров, таких, как феодальный властитель Экберт, служители церкви, благословляющие насилие и войны, банкир Маосар и др. Наиболее реалистичны последние страницы, обличающие буржуазный строй, затрагивающие основную тему творчества Барбюса- тему борьбы с. войной. Писатель стремится подвести читателей к революционным [48] выводам: В ответ на болтовню демагогов, воспевающих буржуазную демократию, герой Барбюса, «плохо одетый, не умеющий красиво говорить человек», заявляет решительное «нет». Он с гневом говорит о лжи, усыпляющей народ, о «республике стяжателей», о лжепатриотизме, о буржуазных, газетах, которые он называет «тюками с грязным бельем».

истории. Вызывает возражение попытка представить историю через видения главного героя - поэта Клемана Трашеля, способного якобы жить жизнью своих предков, перевоплощаться.

Еще менее удачными были книги Барбюса, революционизирующие образ Иисуса Христа.

Но и в 20-е годы Барбюс остается в основном верен реализму, углубляя и обновляя его согласно требованиям новой эпохи. Об этом свидетельствует сборник новелл «Происшествия» (1928) (в русском переводе «Правдивые повести»-1929). В. новеллах основное внимание уделено современности, эпохе империализма с ее кричащими противоречиями, ожесточенной классовой борьбе.

Несмотря на сдержанность, подчас обыденность формы, в повестях Барбюса, клеймящих преступления империалистов, ощущается огромная гневная сила. Автор берет из жизни типичные факты, вскрывающие сущность империализма - его бесчеловечность. На первом месте, как всегда у Барбюса, антивоенная тема. Писатель клеймит милитаристов, представителей высших военных кругов, сделавших из убийства профессию. «В действительной жизни мира сего куда больше разбоя и жестокости, чем может представить куцее воображение современного общества, и куда больше убийц! - Ведь мы знаем только самых знаменитых из них. Варварство, идущее сверху, проникло во все сферы жизни...»

В «Могиле неизвестного» Барбюс рассказал о веселом солдате Мартене и его угрюмом земляке Жоэле, противнике войн. После ранения в голову разум Мартена помутился, но на лице его застыла, как маска, гримаса смеха. Мартена, несмотря на его болезнь, послали на фронт, а когда в атаке «несчастный безумец» испугался, его, как и Жоэля, который давно был на дурном счету, приговорили к расстрелу за трусость. Только перед расстрелом Мартен несколько пришел в себя, но, жалея его, Жоэль скрыл от товарища страшную действительность, уверив его, что он уволен из армии и ему устраивают торжественные проводы.

«Один убийца? Помните, так их тысячи!» показана бесчеловечность офицеров вроде майора Матиса, награжденного орденом за то, что он «перещелкал» 180 военнопленных. Не менее отвратителен образ ту-. , пого человеконенавистника, «скотины из скотин», генерала Бутегора, расстрелявшего ни в чем не повинных солдат без суда и [49] следствия. Страшная сцена расстрела взбунтовавшихся солдат предстает в рассказе «Как мстят солдатам».

И все это - не только самоуправство оголтелой военщины; «злодейские подвиги» офицеров поддерживают «государственные мужи», парламентарии, «шуты нашей демократии», «вернейшие сообщники этих палачей в раззолоченных мундирах».

Во всех странах, где царит империализм, совершаются кровавые преступления. В рассказе }«Кровавая нефть» на примере расправы монополистов с индейцами, на земле у которых была найдена нефть, Барбюс обличает гангстерскую деятельность американского империализма.

Заслуга Барбюса и в этом цикле новелл в том, что он не ограничился изображением отвратительного мира, не впал в отчаяние. Все его рассказы зовут к мщению, к борьбе, открывают оптимистическую перспективу. Писатель провидит грядущее, связанное с победой социалистических идеалов.

В рассказе «Красная дева» Барбюс воссоздал образ коммунарки Луизы Мишель, называя ее «олицетворенной идеей пролетарской революции».

«Правдивых повестей», свидетельствующая о мастерстве, об умении донести великие идеи в простой и доступной каждому форме.

Огромную роль в творчестве и всей деятельности Барбюса сыграла его близость к Советскому Союзу. Барбюс неутомимо выступал в защиту СССР, разъясняя его роль в борьбе за мир и социальную справедливость. Тема Советского Союза - одна из ведущих в его публицистическом и художественном творчестве. Освещение ее тем более ценно, что Барбюс прекрасно знал советскую действительность. Он приезжал в Советский Союз в 1927, 1928, 1929, 1932, 1933 и 1935 гг. Разоблачая клевету буржуазных писак, он создал книги «Вот что сделано в Грузии» и «Россия». В них он рассказал о достижениях Советского Союза в строительстве социализма. Он путешествовал по нашей стране, беседовал с простыми людьми, был тесно связан с советскими писателями.

Свое восхищение вождем революции он выразил в предисловии к книге В. И. Ленина «Письма к родным», изданной на французском языке.

А. Барбюс был одним из выдающихся теоретиков революционной литературы и замечательным литературным критиком. По существу, он разработал в условиях Франции основы теории литературы социалистического реализма.

Для становления эстетических взглядов Барбюса велико значение примера советской литературы, примера Горького. Он написал статью о Барбюсе «Замечательная книга». Горький постоянно следил за деятельностью Барбюса. Французский писатель пригласил Горького сотрудничать в журнале «Монд», который он редактировал и который играл важную роль в объединении прогрессивной интеллигенции. В 1928 г., приехав в Россию, Барбюс [50] впервые встретился с Горьким. Статья об этой встрече вошла потом в сборник Барбюса «Россия».

«Да здравствует Горький!», во взволнованной речи на чествовании советского писателя (1932) Барбюс назвал Горького своим учителем и братом и подчеркнул, что Горький учит всех прогрессивных писателей выполнению своего долга, призывает примкнуть к организованной и беспощадной борьбе, которую ведут эксплуатируемые против своих классовых врагов.

Творчество и вся деятельность Барбюса, справедливо отмечает критик-коммунист Жан Фревиль, противостояли декадентской литературе. Барбюс в ряде статей 20-30-х годов бичевал эту антинародную литературу.

«Золя» (1932), которую М. Торез назвал литературным манифестом. Это не только историко-литературная работа, не только художественная биография Золя, это - определение основ нового, революционного искусства. Барбюс ясно видел достоинства и недостатки Золя. Вопреки критикам, замкнувшим Золя в рамки натурализма, Барбюс понял мощный реализм его лучших романов. Он представил Золя в развитии, становлении, в борьбе с собственными ошибочными взглядами, осуждавшими всякое вмешательство в политику, в преодолении объективизма. Барбюс видел силу Золя в его вере в народ, слабость - в том, что он не раскрывает подлинных причин зла, а следовательно, и настоящих средств его излечения.

Критикуя модную декадентскую литературу, Барбюс рассказал о формировании нового искусства, которое связано с пролетариатом и служит народу. С трибуны Международного конгресса в защиту культуры (1935) Барбюс сказал в докладе «Нация и культура» о необходимости сохранения в пролетарской революционной литературе национальных классических традиций.

Вместе с Л. Арагоном А. Барбюс участвовал в Международном объединении революционных писателей, а во Франции Л. Арагон, П. Вайян-Кутюрье и Р. Блок в 1932 г. создали «Ассоциацию революционных писателей и художников».

и в Париже.

Смерть Барбюса осенью 1935 г. в Москве вызвала глубокое горе трудящихся всех стран. Горький в статье «Замечательный человек эпохи» нарисовал яркий образ Барбюса-борца, одного из «замечательных людей и талантливых литераторов, которые решительно связывают свою жизнь с жизнью интернационального пролетариата и служат делу создания боевого единого фронта против преступной и наглой шайки организаторов новой мировой бойни...». [51]