Приглашаем посетить сайт

Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века.
От автора

ОТ АВТОРА

Предлагаемое учебное пособие посвящено одному из наиболее сложных и интересных периодов в истории мировой культуры и литературы — периоду рубежа веков. Нижней его границей считают I860—1870-е годы, верхней — конец Первой мировой войны (1918). Литературно-художественные явления этой эпохи отмечены чертами переходности: завершается, приобретая новые черты, литература XIX в,, происходит рождение литературы XX в. Отличительная особенность культуры рубежа веков — эстетический плюрализм — наличие множества дискутирующих школ и групп. В общественном сознании этой эпохи преобладает ошущение неустойчивости, ломки старых форм жизни, предчувствие перемен. Эти настроения находят отражение в сфере искусства.

Рассматриваемая эпоха дала миру созвездие выдающихся писательских имен: Э. Золя и Г. де Мопассана, А. Франса и Р. Роллана, М. Метерлинка и Э. Верхарна, Дж. Голсуорси и Г. Уэллса, Т. и Г. Маннов, Г. Гауптмана, Т. Драйзера и многих других. Произведения этих писателей по-прежнему читаются с неослабленным интересом и привлекают внимание литературоведов. Историческая дистанния позволяет глубже и полнее оценить художественный вклад и значение творчества этих авторов.

Российское литературоведение сделало значительные успехи в исследовании данной эпохи. Преодолены негативные тенденции и идеологические схемы доперестроечного времени в понимании самой исторической действительности, настороженность по отношению к нереалистическим напрарлениям и течениям в искусcтве —- декадансу, символизму и др. Глубже, чем раньше, анализируется взаимосвязь литературы с философскими и религиозными учениями, с эстетикой других видов искусства — живописи, музыки, кинематографа.

Одной из особенностей данного курса является то, что творчество целого ряда художников слова (Р. Роллани, М. Метерлинка, Г. Уэллса, Т, Манна и др.) оказалось разделено на две части Первой мировой войной. Их путь после 1918 г. данной книге освящается кратко, поскольку он обстоятельно изучается и курсе «Зарубежная литература XX в.».

При отборе писателей и произведений для специального анализа, автором учебного пособия учитывались степень популярности отдельных писателей в России, тенденции в восприятии зарубежной литературы, а также предполагаемая начитанность студентов, знания, полученные при усвоении предшествующих курсов литературы. Автор ставил перед собой задачу подготовить учителя-словесника, преподавателя школы или гуманитарного колледжа, в связи с чем особенное внимание уделено научности подхода к изучению литературных фактов,

литературы разных стран: Франции, Бельгии, Великобритании, Германии, Австрии, США. Внутри каждой части имеются главы двух типов: обзорные и монографические. В обзорных главах характеризуется историко-литературный процесс той или иной страны, его особенности, тенденции, раскрывается суть эстетических течений — натурализму символизма, импрессионизма и т. д. — в их национальном своеобразии. В обзорных главах также содержится информация о тех писателях, творчество которых не изучается подробно.

Основной корпус учебного пособия составляют монографические главы о творчестве конкретных авторов. Как бы ни были важны для студента-филолога и будущего преподавателя теоретические проблемы, философские идеи, историко-культурный контекст эпохи, в центре остается писатель как творческая индивидуальность, со своим мировоззрением, жизненным опытом, со своими неповторимыми художественными открытиями.

Пособие предполагает совершенствование у студентов навыков анализа художественного текста. Этой цели служит дополняющий учебник практикум, представляющий разработки «ключевых» произведений поданному курсу. Материал книги имеет большой нравственно-воспитательный, эстетический потенциал. При рассмотрении литературного произведения учителю-слоиеснику особенно важно увидеть, что проблематики и образная система многих творений рубежа веков созвучны настоящему времени.

Курс зарубежной литературы конца XIX —ничала XX в. обычно изучается на филологических факультетах педагогических вузои а течение 6-го семестра. Параллельно с ним читается курс русской литературы рубежа веков («серебряного века»). Именно в это время литературные связи России с зарубежными странами становятся особенно интенсивными и многообразными. Отдельные сюжеты кратко освещаются в данном пособии. Дальнейшее изучение этой темы, как и ряда других вопросов, рассчитано на самостоятельную работу студентов. В связи с этим каждая плана сопровождается списком рекомендуемой литературы, изучение которой поможет студентам расширить свои знания по той или иной теме.