Приглашаем посетить сайт

Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Практикум
Введение

ВВЕДЕНИЕ

Практикум «История зарубежной литературы конца XIX — начала XX века» вместе с учебным пособием1 составляет учебно-методический комплект по курсу зарубежной литературы конца XIX — начала XX в., который призван способствовать подготовке будущего учителя-словесника. Практикум имеет цель закрепить знания, полученные студентами в ходе лекционного курса, углубить анализ программных произведений за счет рассмотрения их проблематики и поэтики в контексте как творчества конкретного писателя, так и историко-литературного процесса рубежа XIX—XX вв. в целом.

Изучаемая литературная эпоха в Западной Европе и США отличается некоторыми особенностями, которые необходимо учитывать в ходе анализа конкретных литературно-художественных и эстетических явлений. Первая особенность — это переходный характер литературного процесса. Отметим некоторые его черты. Завершается этап классического словесного искусства, формируются новые направления, такие, как натурализм, символизм, импрессионизм, а в начале века — экспрессионизм, футуризм, имажинизм и др. Все это ведет к эволюции и обогащению классического реализма и формированию модернизма.

В процессе конкретного рассмотрения художественных текстов нужно иметь в виду, что сами литературные явления оказываются богаче, разнообразнее, нежели эстетические программы и манифесты. Например, Э. Золя, объявлявший себя натуралистом, далеко выходил за рамки этого направления в его «чистом» виде. Таким образом, необходима осторожность в наклеивании на писателей определенных эстетических ярлыков.

Другая важная особенность литературы рассматриваемого периода — это многообразное воздействие влиятельных философско-эстетических, религиозных, социальных, психологических и медицинских теорий (Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, З. Фрейда, А. Бергсона, И. Тэна, Э. Спенсера и др.) на литературный процесс. Преломление этих теорий, нередко очень сложное, обнаруживается в ходе интерпретации конкретных текстов.

На рубеже XIX—XX вв. с очевидной наглядностью дает себя знать взаимодействие изящной словесности с другими видами искусства: живописью, музыкой, скульптурой, архитектурой. Это проявилось, например, в использовании импрессионистической техники живописцев в произведениях Э. Золя, Г. де Мопассана, П. Верлена; в проникновении музыкального начала в поэзию символистов, в прозу Р. Роллана.

Процесс обогащения, обновления поэтики и стилистики, всей) системы изобразительных средств охватил многие жанры и формы литературы, прозу и поэзию (вспомним о новаторстве поэтов-символистов, таких, как А. Рембо, П. Верлен и С. Малларме). Но с несомненной очевидностью этот процесс наблюдался в образцах «новой драмы».

Рассматривая литературный процесс в указанный период, мы, должны учесть активную трансформацию классических жанров. Происходит становление новых разновидностей романа: натуралистического, символистского, утопического, «музыкального» и т. д. В «новой драме» на смену традиционным для классического периода жанрам — трагедии и комедии — явился «промежуточный» жанр драмы, вобравший в себя трагедийные, комедийные, мелодраматические элементы (у Г. Ибсена, М. Метерлинка, Г. Гауптмана, Б. Шоу, А. П. Чехова и др.).

На рубеже XIX—XX вв. приобрели широкий размах, интенсифицировались межлитературные связи и контакты. Во многом законодателями художественной моды оказались французы. На литературу многих стран, в частности на американскую, немецкую, повлияло творчество Э. Золя. Всеобщее признание, в том числе и в русской поэзии Серебряного века, получили художественные новации французских поэтов-символистов.

Начиная с 1860— 1870-х годов в мировой литературе приобрел значение «русский фактор», все более решительное воздействие оказывало на всемирный литературный процесс творчество И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, а позднее А. П. Чехова и А. М. Горького. Трудно назвать такого писателя Запада, который не воздал бы дань восхищения автору «Анны Карениной».

В этот период многие художники слова принимали живое участие в литературно-эстетических дискуссиях. Они оставили ценное критическое наследие, стремясь осмыслить как природу новых художественных течений и школ, так и конкретные литературные явления. В качестве литературных критиков и теоретиков выступали Э. Золя и Г. де Мопассан, А. Франс и Р. Роллан, М. Метерлинк и Т. Манн, Г. Джеймс и Р. М. Рильке; список этот далеко не исчерпан.

Заметно возросла гражданская, общественная активность писателей, которые не оставались равнодушными к социальным конфликтам и потрясениям, таким, как Первая мировая война (Р. Роллан, Б. Шоу). Международный резонанс получило мужественное выступление Э. Золя в годы дела Дрейфуса.

На практических занятиях целесообразно как устанавливать межпредметные связи (с курсами философии, эстетики, религиоведения, культурологии, социологии и т. д.), так и находить параллели с синхронно развивающимися явлениями русской литературы Серебряного века.

Согласно учебному плану для филологических специальностей педагогических вузов по данному историко-литературному курсу (26 часов лекций) проводятся 8 семинаров (16 часов практических занятий). Однако в книге предложено 14 тем, что дает преподавателю возможность индивидуального подхода и выбора.

Каждое занятие — тема — состоит из двух частей.

I часть дает представление о месте писателя и рассматриваемого произведения в литературном процессе, предлагает опорные материалы для анализа конкретного художественного текста.

II часть включает в себя высказывания самого писателя о своем методе, о литературном процессе, фрагменты из его работ (статей, эссе, эпистолярного наследия), а также необходимые наиболее значительные суждения современников, критиков и литературоведов об авторе и произведении.

Отбирая представленные темы из достаточно широкого возможного круга, автор исходил из двух обстоятельств. Во-первых, стремился к тому, чтобы рассматриваемые произведения были бы характерны для творчества анализируемых писателей, а также помогали бы понять важные тенденции историко-литературного процесса в целом. Во-вторых, автор полагает, что предлагаемые художественные тексты окажутся полезными для выработки у студентов навыков литературоведческого анализа.

«новой драмы» (Г. Ибсен, Б. Шоу); психологическая повесть (Г. Джеймс); новелла (Г. де Мопассан); целый спектр разновидностей романа: натуралистический (Э. Золя), интеллектуальный (А. Франс), социально-психологический (Г. де Мопассан), «музыкальный» (Р. Роллан), сатирический (Г. Манн), роман —семейная хроника (Т. Манн), утопический (Г. Уэллс), социальный, построенный на автобиографическом материале (М. Твен), «роман карьеры» (Т. Драйзер), «роман-парабола» (О. Уайльд). Конечно, за рамками практикума остались авторы, произведения которых также заслуживают большого внимания: Дж. Голсуорси, М. Метерлинк, Г. Гауптман, Э. Верхарн, Р. М. Рильке, Дж. Лондон, А. Стриндберг, К. Гамсун, Р. Киплинг и др. Темы, с ними связанные, могут быть разработаны преподавателями самостоятельно.

Вот лишь некоторые из возможных вариантов.

1. Драма Э. Ростана «Сирано де Бержерак» и неоромантизм.

2. Роман А. Франса «Остров пингвинов» как сатирическая аллегория.

«Голод», «Виктория».

5. Проблематика и поэтика одной из драм А. Стриндберга («Фрекен Юлия», «Эрик XIV»).

6. М. Метерлинк-драматург («Слепые», «Синяя птица»).

7. «Книга джунглей» Р. Киплинга и проблема «робинзонады».

8. «Человек-собственник» Дж. Голсуорси в контексте эпопеи о Форсайтах.

«Перед заходом солнца», «Потонувший колокол»): натурализм и символизм в его творчестве.

10. Поэзия Р. М. Рильке: проблематика и стиль.

11. Философско-религиозные мотивы творчества Э. Диккинсон.

12. Писатель и общество в романе Дж. Лондона «Мартин Идеи».

Практикум по литературе не может сводиться лишь к перечню вопросов, он призван намечать пути анализа текста, обращать внимание студентов на те моменты в структуре художественного произведения, которые целесообразно акцентировать и обсудить. Далеко не всегда смысл произведения очевиден и лежит на поверхности. В настоящем пособии автор исходил из того, что литература требует к себе творческого отношения, она побуждает к серьезному размышлению и внимательному чтению, восприятию текста в контексте творчества автора, современной ему эпохи и всемирной литературы в целом.



1. Андреев Л. Г. Импрессионизм /Л. Г. Андреев. — М., 1980.

2. Белый А. Символизм как миропонимание /А. Белый. — М., 1994.

3. Гиленсон Б. А. История зарубежной литературы конца XIX —начала XX века / Б. А. Гиленсон. — М., 2006.

4. Зарубежная литература конца XIX — начала XX века / под ред. В. М. Толмачева. — М., 2003.

— М.,2003.

6. Зарубежные писатели : биобиблиографический словарь : в 2 ч. / под ред. Н. П. Михальской. — М., 2003.

7. Зингерман Б. И. Очерки истории драмы XX века. Чехов, Стриндберг, Ибсен, Метерлинк, Брехт, Гауптман, Лорка, Ануй / Б. И. Зингерман. — М., 1979.

8. История западноевропейской литературы. XIX век (Франция, Италия Испания, Бельгия) / под ред. Т. В. Соколовой. — М., 2003.

9.Корман Б. О. Практикум по изучению художественного произведения / Б. О. Корман. — Ижевск, 1978.

11. Теория литературы : в 2 т. / под ред. Н. Д. Тамарченко. — М., 2004.

12. Энциклопедия символизма. Живопись, графика, скульптура, литература, музыка. — М., 1999.

— М., 2003.

14 Эренбург И. Импрессионисты//Собрание сочинений : в 9 т. /И. Эренбург. — М., 1965. — Т. 6.

— М., 1987.

Примечания.

1. См.: Гиленсон Б. А. История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. - М., 2006