Приглашаем посетить сайт

Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Практикум
Творчество Э. Золя после романа «Западня»

Творчество Э. Золя после романа «Западня»
 

«Западня» была написана на пике работы над эпопеей «Ругон-Маккары». Затем последовал роман «Нана» (1880), тесно с ним связанный, в котором главной героиней была, как уже писалось, Анна Купо, по прозвищу Нана, «богиня панели». Тема проституции, до того запретная в литературе, дала Золя повод для емкого социального обобщения, установления психологической общности между миром продажной любви и «столпами общества». Hо наиболее глубокое развитие темы, поставленной в «Западне», качественно новый аспект, связанный с изображением людей труда, явил собой знаменитый роман о шахтерах «Жерминаль» (1885) один из самых важных в серии. Роман не только запечатлел горький удел пролетариев, но и дал документально точное изображение рабочего процесса под землей; Золя одним из первых показал конфликт труда и капитала в его ранней фазе. Г. де Мопассан считал этот роман «самым мощным и самым поразительным среди романов Золя».

Затем были написаны такие значительные романы серии, как «Творчество» (1886), «Земля» (1887), «Деньги» (1891), «Разлом» (1892). Завершил серию роман «Доктор Паскаль» (1893).

«Три города» («Лурд», 1894; «Рим», 1896; «Париж», 1898), в которых писатель перешел к современности, рисуя мучительные поиски нравственно-религиозного идеала главного героя — «неверующего священника» Пьера Фромана. Последние годы Золя работал над оставшимся незавершенным циклом «Четыре Евангелия» (1899—1902), создав романы-трактаты, художественно маловыразительные в силу их утопической природы («Плодовитость», «Труд», «Истина»), в которых в беллетризированной форме npoпагандировал свои реформистские проекты достижения социальной гармонии и благоденствия.

«Я обвиняю» (1898), направленное президенту Французской республики Феликсу Фору, — смелое выступление в защиту невинно осужденного офицера Дрейфуса. Выступление Золя, имевшее мощный общественный отзвук, буквально раскололо Францию на два лагеря: «антидрейфусаров» и «дрейфусаров», ультранационалистов и реакционеров, с одной стороны, демократов, гуманистов — с другой. Оказавшись объектом травли, Золя вошел ряды прогрессивных сил, показал пример гражданского мужества.