Приглашаем посетить сайт

Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Практикум
Творчество Марка Твена в последние десятилетия

Творчество Марка Твена в последние десятилетия
 

После выхода «Приключений Гекльберри Финна» писатель творил еще четверть века. Это был период, насыщенный напряженными исканиями.

1880-е годы были порой высокой активности Твена, который не остался глух к отчетливо проявившемуся конфликту труда и капитала (речь «Рыцари труда — новая династия», текст которой был опубликован лишь в 1957 г.). В 1889 г. увидел свет роман Твена «Янки при дворе короля Артура» — вторая часть его исторического триптиха, роман, в котором феодальное прошлое, VI в. н. э., было представлено в сказочно-пародийном духе. Свою задачу Твен видел не только в том, чтобы обличить грубые нравы и обычаи Средневековья, поставить под сомнение «божественное право» короля распоряжаться судьбами подданных, равно как и саму сословную иерархию, что было неприемлемо для него, убежденного демократа. Прославляя своего героя, рядового американца, умельца, человека труда, наделенного смекалкой и здравым смыслом, Твен выражал тревогу по поводу проявления «нового феодализма», растущего всевластия «новых королей» угля, нефти, стали.

В 1895 г. вышла книга «Воспоминания о Жанне д'Арк» — повествование, облеченное в мемуарную форму, ставшее заключительной частью его исторического триптиха. В центре книги — нарисованный в непривычном для Твена романтико-героическом ключе образ замечательной дочери Франции. Для Твена она «чудо», «благородный ребенок, самый невинный, самый любимый, рожденный за многовековую историю человечества». В ней воплотился нравственный идеал писателя, ставший своеобразным укором окружающему его своекорыстию.

гротеску, сарказму. Само мировоззрение писателя окрасилось в пессимистические, мрачные тона. Убежденный сторонник демократии, он со всевозрастающей решительностью критиковал ее отрицательные стороны, резко проявившиеся на переломе столетий, власть монополий, лицемерие политиков, культ наживы, агрессивные тенденции во внешней политике.

Будучи баловнем судьбы, Твен познал и ее жестокие удары. Ушли из жизни близкие люди: мать, брат, горячо любимая жена Оливия и обе дочери. На некоторое время он попал в полосу финансовых затруднений и вынужден был, не щадя здоровья, зарабатывать, чтобы расплатиться с долгами.

—1897 гг. Твен совершил кругосветное путешествие, итогом которого стала его книга «По экватору» (1897), в ней очевидный акцент делался на злободневных общественно-политических вопросах. Несколько ранее вышли его роман «Американский претендент» (1892) и повесть «Простофиля Вильсон» (1894). В творчестве Твена усилилось притчевое начало, что дало себя знать в одном из «ключевых» его произведений — знаменитом рассказе «Человек, который совратил Гедлиберг» (1898). Используя оригинальный сюжет, Твен сорвал покров мнимой благопристойности и безупречной порядочности с города Гедлиберга, воспринимаемого как микромодель американского общества в целом.

Рассказ Твена о «падении» Гедлиберга внутренне сопрягается с другим его поздним произведением — повестью «Таинственный незнакомец» (опубликована посмертно, в 1916 г.), сочинением в чем-то загадочным, с очевидной философско-притчевой подоплекой. В ней отразились невеселые размышления писателя о человеческой природе, морали, путях исторического развития. Здесь Твен высказал и заветную мысль о силе, способной одолеть «властвующую надо всеми гигантскую ложь»: «При всей своей нищете люди владеют одним, бесспорно лучшим оружием. Это — смех».

В начале 1900-х годов Твен обратился к новому для себя жанру — политическому памфлету. В его поле зрения попали «больные» вопросы современности: захватнические войны, колониальный грабеж, ура-патриотическая истерия, расизм и т. д. (памфлеты «В защиту генерала Фанстона», «Монолог царя», «Военная молитва», «Человеку, ходящему во тьме», «Монолог царя Леопольда» и т. д.). Важнейшим делом для Твена в последние годы была работа над «Автобиографией», которую он диктовал, по его словам, «из могилы» отдельными фрагментами. В них воссоздавались картины и эпизоды его детства, портреты и зарисовки людей, его знакомых из разных слоев общества — от литераторов до сенаторов. В «Автобиографии» было немало нелестных характеристик его современников — бизнесменов и коррумпированных, нечестных политиков.

«Умер смех» — статьей под таким названием откликнулся на печальное событие А. И. Куприн, писавший о том, что Твен был наделен «вечной улыбкой мудреца». После смерти Твена остался обширный архив писателя. История его освоения, продолжавшаяся многие десятилетия, увлекательна и поучительна. В итоге было выявлено и опубликовано несколько произведений, как крупных, так и небольших, которые Твен писал «в стол» и не решался напечатать при жизни. Анализ «утаенного» наследия Твена позволяет пролить дополнительный свет на творчество писателя в целом.