Приглашаем посетить сайт

Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Практикум
Творчество Б. Шоу после пьесы «Пигмалион»

Творчество Б. Шоу после пьесы «Пигмалион»
 

Вскоре после выхода «Пигмалиона» разразилась Первая мировая война. В этих условиях Шоу смело высказывал антимилитаристские взгляды (памфлет «Здравый смысл о войне», 1914; сборник драматургических миниатюр «Пьески о войне», 1919). Он предупреждал об опасности одурманивания людей шовинистическим угаром и в этом был близок к Р. Роллану. В письме к Шоу в 1915 г. Горький поддержал его гуманистическую позицию — «вне хаоса страстей, разбуженных безумной войной». Наиболее значительным его художественным достижением стала сложная по замыслу и оригинальная по структуре, написанная «в манере Чехова» драма «Дом, где разбиваются сердца» (1917, опубл. 1919), снабженная подзаголовком «Фантазия в русском стиле на английские темы». Герои пьесы олицетворяли сообщество предвоенной Европы, увиденное как сборище никчемных людей, пораженных апатией, скукой и безверием.

После войны, перешагнув 60-летний рубеж, Шоу по-прежнему был творчески активен. В 1925 г. он стал вторым англичанином после Р. Киплинга, получившим Нобелевскую премию по литературе. В эти годы Шоу осваивал не только новые темы, но и приемы и жанры, в частности создавал пьесы философско-утопические («Назад к Мафусаилу», 1921), исторические («Святая Иоанна», 1924; «В золотые годы короля Карла», 1939), политические («Женева», 1938). Среди его приемов появились: эксцентриада, буффонада, фарс («Тележка с яблоками», 1929; «Горько, но правда», 1932; «Простачок с Нежданных островов», 1934). Он с живостью откликался на острые политические проблемы времени; в пьесе «Женева», например, звучит осуждение фашизма и тоталитаризма. В 1931 г. Шоу приехал в Москву, где отпраздновал свое 75-летие. В годы Второй мировой войны Шоу, всегда с симпатией относившийся к русской культуре, выступил за скорейшее открытие второго фронта. Одна из его радиоречей состояла всего из двух слов: «Помогайте России!» Его последнее произведение — кукольная комедия «Шек против Шо» (1949) — представляло собой окрашенную юмором, легко узнаваемую пикировку между Шекспиром и Шоу. Он написал ее в 93-летнем возрасте. Таков финал многолетнего творческого спора великого Шоу с гениальным Шекспиром. Через год, в ноябре 1950 г. Шоу скончался. Без ложной скромности оценивая значение своего творческого вклада в мировую литературу и драматургию, в середине жизненного пути он имел право сказать о себе: «Я выполнил свой долг на земле и сделал даже больше того, что мне полагалось».