Приглашаем посетить сайт

Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Практикум
Творчество Р. Роллана после «Жана Кристофа»

Творчество Р. Роллана после «Жана Кристофа»
 

Путь Роллана после завершения «Жана Кристофа» продолжался более трех десятилетий, был творчески насыщен и исполнен художественных и духовных борений.

Повесть «Кола Брюньон» (1913), появившаяся в канун Первой мировой войны, была написана в совершенно иной тональности, в ней «новый» Роллан погрузился в историю, в фольклор, в народные традиции. Он поставил в центре произведения простого человека, Кола Брюньона, резчика по дереву.

В романе, действие которого происходит в 1616 г., передан исторический колорит позднего Средневековья: феодальные междоусобицы, грубое поведение солдат, народные крестьянские праздники с обрядовыми играми, антиклерикальные настроения среди горожан. Роман строится как дневник главного героя. Перед читателями — серия эпизодов, рассказанных с доброй улыбкой, иногда с насмешкой или иронией. Кола Брюньон, совсем непохожий на Жана Кристофа, близок ему внутренне. Он предан творчеству, хотя называет его прозаично: «рабочий голод». Брюньон создает мебель, утварь, искусно инкрустирует свои изделия. Труд для него — «старый товарищ, который не продаст». В романе воспевается труд. С таким же вдохновением, как об искусстве музыканта, Роллан пишет о мастерстве народного умельца.

«сеять, выращивать овес и пшеницу, подрезать, прививать виноград, жать, вязать снопы, молотить зерно, выжимать гроздья... словом, быть хозяевами французской земли, огня, воды, воздуха — всех четырех стихий».

Кола оптимист. Ни распри сыновей, ни эпидемия чумы, ни пожар, ни феодальные междоусобицы не могут сокрушить его жизнелюбия. Продолжатель традиций Ф. Рабле, Роллан наделяет Брюньона «пантагрюэлизмом», неизменным ощущением красоты мира, умением радоваться и наслаждаться жизнью.

Материал романа гармонирует с его стилем: писатель использует ритмизированную прозу, включает в текст произведения шутки, пословицы, поговорки.

Первая мировая война (1914—1918) открыла новую эпоху в жизни Европы, ее культуры и литературы. Она стала судьбоносной для Роллана, его духовных исканий, явилась огромным испытанием, не только физическим, но и нравственным, для многих мастеров культуры.

Роллан воспринял войну и как личную трагедию, и как преступление перед человечеством и цивилизацией. Сострадая жертвам войны, писатель отказался присоединиться к ура-патриотическому хору. Его антивоенная, пацифистская позиция вызвала яростные нападки, поток обвинений в его адрес. Чтобы выстоять в этих условиях, требовалось немалое гражданское мужество. Он продолжил ту традицию, которую в свое время олицетворяли Вольтер, В. Гюго и Э. Золя.

«Над схваткой» (1915) писатель ставил перед собой задачу уберечься от «умственного милитаризма», сохранить «духовные ценности мировой цивилизации для будущего».

В годы войны Роллан приобрел много новых друзей. Его поддержали писатель Роже Мартен дю Гар; врач, будущий Нобелевский лауреат Альберт Швейцер; гениальный физик Альберт Эйнштейн; философ Бертран Рассел; драматург Бернард Шоу. Роллан содействовал сплочению антивоенных сил европейской интеллигенции.

В 1915 г. Роллану была присуждена Нобелевская премия по литературе. В представлении отмечался «возвышенный идеализм его литературного творчества и проникнутая симпатией точность, с какой он обрисовал различные человеческие типы». К 1916 г. относится начало переписки Р. Роллана с А. М. Горьким. Их двадцатилетняя дружба, творческие контакты — одна из прекрасных страниц русско-французских литературных связей.

Художественно-публицистическое наследие Роллана периода Первой мировой войны разнообразно. В это время писатель вел подробные дневники, которые не предназначались для публикации. Во время пребывания в Москве в 1935 г. Роллан передал рукописи «Дневника военных лет» Библиотеке имени В. И. Ленина с просьбой обнародовать через 20 лет, что и было сделано в 1955 г.

Своеобразным продолжением сборника «Над схваткой» стала публицистическая книга «Предтечи» (1919), посвященная памяти тех, кто стал жертвами террора и милитаризма: Жана Жореса,» Розы Люксембург, Карла Либкнехта.

«Лилюли», написанная в сатирической, аристофановской манере. Пафос произведения состоял в разоблачении войны, ее идеологических покровов.

«Пьер и Люс» (1920). Герои повести — Пьер и Люс — это современные автору молодые люди, их любовь сталкивается с безумием войны. Герои гибнут во время налета на Париж германской авиации.

Еще один аспект антивоенной темы — освобождение человека от иллюзий, заблуждений — раскрывается Ролланом в романе «Клерамбо» (1920)1.

В 1920-е годы Роллан создал книгу об индийских философах Рамакришне и Вивекананде; драмы «Игра любви и смерти» (1925), «Вербное воскресенье» (1926), «Леониды» (1927); вел интенсивную работу над крупным эпическим произведением «Очарованная душа» (1922— 1934). Взгляды Роллана стали заметно радикальнее (сборник «Прощание с прошлым», 1934), он открыто выражал свои симпатии к СССР и вместе с А. М. Горьким стремился объединить «мастеров культуры» в противостоянии фашистской угрозе. В 1935 г., когда он приезжал в СССР, состоялась его встреча с А. М. Горьким, его принял И. В. Сталин.

В 1939 г. Роллан создал драму «Робеспьер», в которой размышлял о революции и судьбе ее вождей. Между тем «чистки», начавшиеся в СССР, тревожили Роллана. Его попытки помочь «исчезнувшим» (репрессированным) друзьям не имели отклика. Лишь в конце 1980-х годов были обнародованы записи писателя, относившиеся к пребыванию в СССР и встречам с А. М. Горьким.

Роллан всегда имел в нашей стране благодарных читателей и многочисленных друзей. М. П. Кудашева, переводчица его произведений, впоследствии стала женой писателя, хранителем его архива. В 1966 г. в СССР отметили 100-летие со дня рождения Роллана. Он неизменно был объектом внимания со стороны российских исследователей (И. И. Анисимова, Т. Л. Мотылевой, В. Е. Балахонова, И. Б. Дюшена и др.), правда, в их трудах сказывались идеологические стереотипы «доперестроечного» времени. За последнее десятилетие интерес к нему несколько снизился, что представляется неоправданным. Очевидно, что как художник слова и мыслитель-гуманист Ромен Роллан занимает неоспоримое видное место в истории мировой литературы

Примечания.

1 Творчество Р. Роллана после Первой мировой войны рассматривается уже в курсе литературы XX в.