Приглашаем посетить сайт

Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Практикум
Творчество Г. Манна после романа «Верноподданный»

Творчество Г. Манна после романа «Верноподданный»
 

После завершения «Верноподданного» путь Г. Манна длился еще три с половиной десятилетия. Роман о Дидерихе Геслинге давал основания представить широту эпического замысла писателя: он стал первой частью трилогии, названной им «Империя». Это один из ярких образцов эпических циклов, которые были характерной особенностью литературы рубежа XIX—XX вв. (вспомним о творчестве Э. Золя, А. Франса, Р. Роллана, М. Пруста, Дж. Голсуорси, М. Твена, Т. Драйзера и др.). Второе произведение трилогии — роман «Бедные» (1917) — посвящено жизни рабочих. Геслинг поднялся еще выше в карьерном росте, стал влиятельнейшим хозяином округа; его былой антагонист Вольфганг, сын старого Бука, утратил боевой задор и сник; наконец, известный нам Наполеон Фишер, социал-демократ соглашательского толка стал депутатом рейхстага. Действие развертывается накануне Первой мировой войны в рабочем поселке, быт которого однообразен и убог. Забастовка терпит поражение. Пролетарии, деморализованные нуждой, предстают во многом как жертвы, вызывающие сострадание, на что указывает заголовок романа.

Завершил трилогию роман «Голова» (1925), в центре которого — «верхушка» военно-бюрократического аппарата. Среди персонажей сам кайзер Вильгельм II, канцлер Бюлов, генералитет, капитаны военной индустрии, вожаки националистов и юнкеров, образы, выписанные с сатирическим нажимом, карьеристы и коррупционеры. В художественном плане первая часть трилогии оказалась наиболее выразительной и сильной.

«Мать Мария», 1927; «Евгения, или Эпоха бюргерства», 1928; «Большое дело», 1930). В них он, в частности, стремился обогатить повествовательные приемы, используя стилистику кинематографа. После прихода к власти Гитлера (1933), Г. Манн писатель-демократ занял твердую антифашистскую позицию, за что был объявлен врагом режима и отправлен в изгнание, которое продлилось 17 лет (он находился сначала в Чехии, потом во Франции, а последние годы в США). Его самое значительное достижение в это время — историческая дилогия: «Юность короля Генриха IV» (1935) и «Зрелость короля Генриха IV» (1938). В этих романах Г. Манн предстал в новом качестве — как мастер исторической прозы, передавший осязаемо и наглядно аромат эпохи, создавший многогранную и яркую фигуру «народного короля», «гуманиста на троне» Генриха IV, противника религиозной, идеологической нетерпимости и жестокости. Как и другие исторические романы 1930-х годов (Л. Фейхтвангера, Т. Манна), дилогия Г. Манна была актуальна, отвечала проблемам современности, защищала гуманистические ценности и осуждала нацистское мракобесие. В своей публицистике (сборники «Ненависть», 1933; «Настанет день», 1936; «Мужество», 1939) Г. Манн напоминал о другой Германии, о мужестве бойцов антифашистского подполья.

«Обзор века» (1946), роман «Дыхание» (1949). Откликом на злодеяния нацистов стал его кинороман «Лидице» (1943). Г. Манн собирался вернуться из США на родину, в ГДР, но смерть в марте 1950 г. помешала этому. Среди многочисленных персонажей, созданных пером Г. Манна, особенно выразительны два: Дидерих Геслинг и Генрих IV. Они отражают две главные стороны его творчества: осуждение реакции, агрессивного национализма и шовинизма и утверждение идеалов гуманизма, защиту культуры, которую он охарактеризовал как «забота о человеке».