Приглашаем посетить сайт

Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Практикум
Творчество Г. де Мопассана после романа «Милый друг»

Творчество Г. де Мопассана после романа «Милый друг»

За «Милым другом» последовало еще четыре романа Мопассана. Один из них «Монт-Ориоль» (1887), в котором по-своему воплощаются и получают развитие темы двух первых романов писателя. Здесь при обрисовке главной героини, Христианы, Мопассан выступает тонким знатоком женской психологии, мастером изображения любовных переживаний.

Миру любви противопоставлен знакомый по «Милому другу» мир, в котором всем правят деньги и соображения выгоды, определяющие и поведение людей, и их взаимоотношения, включая семейную и любовную сферы. Олицетворением этого мира стал муж Христианы делец Андермат, фигура многогранная, отнюдь не одномерная, человек, не лишенный добрых качеств, миропонимание которого сформировано его деляческой практикой. Он искренне убежден, что все может стать предметом купли: любовь женщины, благоволения друзей, слово журналиста. С несомненной проницательностью пишет о нем Мопассан, что для него «не было иной оценки людей, кроме сравнения их ценности со стоимостью денег». Даже понятие «жениться» означало для него «купить» жену.

В романе «Пьер и Жан» (1888) представлена классическая, знакомая по сочинениям Бальзака тема наследства как объекта семейных конфликтов. Перед нами судьба двух братьев, Жана и Пьера. Первый рожден от любовника матери, завещавшего внебрачному сыну немалую сумму денег. Подозревая это, Пьер ненавидит мать, страдающую от сознания своей вины.

Последние романы — «Сильна как смерть» (1889) и «Наше сердце» (1890) — писались уже неизлечимо больным Мопассаном. Вместе с тем их несправедливо рассматривать как свидетельство угасания писательского таланта.

Поздний Мопассан обратился к жанру психологического романа, его интересовали вопросы физиологии, интимные стороны человеческих отношений. Эти аспекты получили свое развитие, в частности, в связи с открытиями З. Фрейда, в литературе XX в. — у Д. Г. Лоуренса, Дж. Джойса, Г. Миллера.

О нем часто писали как о «грустном таланте», а его художественную методологию называли «ясновидением мира». Его жизненная философия была овеяна грустью. В этом сказались и сильное влияние А. Шопенгауэра, и наблюдения над окружающими людьми, проявлениями эгоизма, пошлости, бездуховности, двуличия и продажности. От его проницательного взгляда не могли укрыться слабости, присущие человеческой природе. С ранних лет Мопассана не покидала мысль о том, что красота, молодость, любовь преходящи, а смерть неизбежна.

Его «ясновидение», трезвый, глубокий, проницательный взгляд, понимание людей — все это получило безупречное художественное воплощение, сделало Мопассана мастером в высшем значении этого слова. Мопассана отличали чувство меры, изящество, тонкость языка, точность детали, ироничность. «Это — настоящий французский язык, ибо я не знаю другой, высшей похвалы», — говорил о произведениях Мопассана А. Франс.

«Его талант отвечал мыслям и чувствам каждого. Мы должны снова и снова прибегнуть к искусству, простому и ясному, как прибегают к хлебу насущному, ибо он питает нас, никогда не приедаясь. В этом залог здоровья».