Приглашаем посетить сайт

Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Практикум
Творчество Г. Уэллса после романа «Человек-невидимка»

Творчество Г. Уэллса после романа «Человек-невидимка»
 

После выхода «Человека-невидимки» творческий путь Уэллса продолжался еще полвека. Уже упомянутые бытовые романы стали появляться почти одновременно с фантастическими («Любовь и мистер Льюишем», 1900; «Киппс», 1905; «Тоно Бенге», 1909; «Анна Вероника», 1909; «История мистера Полли», 1910; и др.). Это произведения, в которых преобладает бессобытийная, будничная атмосфера, где с юмором и легкой улыбкой описывается образ жизни характерных уэллсовских персонажей, «маленьких людей», клерков, лавочников, мещан.

Оригинален Уэллс и как мастер мелкой новеллистической формы (сборник «Похищенная бацилла и другие события», 1895; «"История Платтнера" и другие рассказы», 1897; и др.). Новелла представлена у него богатым спектром жанровых разновидностей: философская, приключенческая, бытовая, «новелла-парабола». В сюжетно-тематическом ключе новеллы образуют параллели к его романам.

«Предвиденье», 1901; «Рождение человечества», 1903; «Новая утопия», 1905; и др.), в которых изложил свои нередко наивные и утопические идеи излечения социальных недугов. Как и Шоу, Уэллс был членом Фабианского общества, считал себя социалистом «не по Марксу», сторонником эволюционного реформистского пути.

«Мистер Бриттлинг пьет чашу до дна», 1916). В 1920 г. он (к этому времени вступивший в дружескую переписку с А. М. Горьким) приехал в разоренную Гражданской войной Россию. Увиденное он описал в известной книге «Россия во мгле» (1920), более точный перевод которой «Россия в тени», поскольку Уэллс имел в виду страну «закрытую», о которой мало что достоверно известно. В своей книге Уэллс ошибся, посчитав план электрификации России, предложенный Лениным, «кремлевским мечтателем», нереальным. Этот момент «посрамления» знаменитого фантаста впоследствии многократно обыгрывался отечестенными литераторами. Важно, однако, другое: Уэллс (как и некоторые другие гости, приезжавшие с Запада, например Бертран Рассел) высказывал справедливую тревогу по поводу способности большевиков создать «общество справедливости» антидемократическими методами.

После Первой мировой войны Уэллс продолжал продуктивно трудиться (удачны его романы: «Бэлтингтон Блэнский», 1932; «Самодержавие мистера Парэма», 1933; «Необходима осторожность», 1941), но его новаторские художественные достижения принадлежали прошлому. В 1930-е годы Уэллс стал одним из пионеров антифашистской темы (повесть «Игрок в крокет», 1936; киносценарий «Облик грядущего», 1933), он напоминал и об угрозе «коричневого» варварства, и о позиции трусливого невмешательства. Признанием международного авторитета Уэллса стало избрание его в 1933 г. (после смерти Дж. Голсуорси) главой ПЕН-клуба.

В годы Второй мировой войны Уэллс, как и Шоу, солидаризировался с героической борьбой советских людей. Задаваясь вопросом, кем был этот универсально одаренный человек — писателем, общественным деятелем, «пророком», справедливо ответить, что он был великим писателем и мог говорить о себе: «Имеет право называться подлинным писателем только тот, кто сможет научить чему-нибудь современников, кто лучше видит вокруг и дальше видит впереди. Я всегда был склонен думать, что я все-таки таков».