Приглашаем посетить сайт

Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Практикум
Творчество Т. Манна после романа «Будденброки»

Творчество Т. Манна после романа «Будденброки»

После публикации «Будденброков» путь Манна длился еще более полувека. Роман, принесший писателю европейскую славу, «закруживший его в вихре успеха», заложил основы для его последующего интенсивного развития и роста. Однако «победное шествие романа», переведенного на многие языки, имело и негативные стороны: от Т. Манна ждали новых шедевров. В 1900-е годы он выступил как драматург («Фьоренца», 1906), мемуарист («В зеркале», 1907), романист («Королевское высочество», 1907), но повторить триумф «Будденброков» ему не удалось.

Зато раскрылся талант Т. Манна как мастера «малой формы». Его хрестоматийные новеллы «Тристан», «Тонио Кремер», «Смерть в Венеции» образуют своеобразный триптих, освещающий столь значимую для Т. Манна тему искусства, психологии художника, природу самого творческого процесса. К судьбе творческой индивидуальности, его нередко мучительным исканиям, его положению в обществе Т. Манн будет обращаться в своих поздних произведениях и эссеистике, в частности в романе «Доктор Фаустус».

Годы Первой мировой войны были нелегкими для Т. Манна. Поначалу он поддержал официальную политику (книга «Размышления аполитичного», 1918), что рассорило его со старшим братом Генрихом, стоявшим на антимилитаристских позициях.

проблематики его творчества. В 1924 г. вышел его новый шедевр — многостраничный философско-символический роман «Волшебная гора». Рисуя галерею обитателей роскошного санатория, оживленно между собой дискутирующих, писатель представил их носителями различных идейно-культурных течений предвоенной Европы.

В 1929 г. Т. Манну, третьему немецкому писателю (после историка Теодора Моммзена и драматурга Герхарта Гауптмана), была присуждена Нобелевская премия по литературе. В формуле присуждения Т. Манн характеризовался прежде всего как автор «Будденброков».

После прихода нацистов к власти Т. Манн встал в оппозицию к фашистскому режиму. Как и его брата Генриха, Томаса Манна лишили (в 1937 г.) германского гражданства. В 1942 г. он завершил начатую еще в середине 1920-х годов монументальную тетралогию «Иосиф и его братья», в которой, переработав богатейший историко-культурный материал, воскресил библейский этап в истории еврейского народа. Этот шедевр имел очевидные «выходы» в современность, осуждал нацистский расизм и антисемитизм. На исходе 1930-х годов Т. Манн создал еще один роман, обретший статус классики, — «Лотта в Веймаре» (1939). В нем он художественно реконструировал на мастерски выписанном культурном фоне, передающем аромат эпохи, встречу Гёте, уже прославленного писателя, с Шарлоттой Буфф, немолодой дамой, прототипом Лотты из его романа «Страдания молодого Вертера».

1940-е годы Т. Манн провел в эмиграции, в США, где создал новое художественное полотно — интеллектуально-философский роман «Доктор Фаустус» (1947), в котором реализовал свой вариант «вечной» фаустовской темы, воспроизводя историю композитора Адриана Леверкюна, человека трагической судьбы.