Приглашаем посетить сайт

Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Практикум
Творчество А. Франса после романа «Таис»

Творчество А. Франса после романа «Таис»

Известный исследователь творчества Франса Я. В. Фрид, оценивая роман «Таис», писал:

«Актуальна начатая Франсом борьба с литературой, нравственно больной, поэтизирующей враждебность демократии, разуму, жизнелюбию. Анатоль Франс-прозаик входит в литературу как корабль, оснащенный для большого и небезопасного плавания».

«Харчевня королевы Гусиные Лапки» (1893) и «Суждения господина Жерома Куаньяра» (1894), объединенные образом Жерома Куаньяра, философа,, бродячего богослова, наделенного жизнелюбием и острым критическим умом. Хотя действие в романах происходит в XVIII в., в тексте рассеяны острые суждения о милитаризме, лжепатриотизме, религиозной нетерпимости, несправедливом судопроизводстве, суждения, звучавшие крайне злободневно. Затем последовало его крупнейшее произведение — тетралогия «Современная история» (1897— 1901). В нем, перейдя к современности, Франс охватил обширный жизненный материал: быт провинциального городка, раскаленный политикой воздух Парижа; великосветские салоны, коридоры власти, мир интриг и подковерной политической схватки. Богата и типология франсовских персонажей: провинциальная профессура, священнослужители, дамы полусвета, политики, либералы и монархисты. Главный герой, профессор провинциального колледжа Бержере, несущий некоторые автобиографические черты, поначалу далекий от политики, погруженный в свои филологические штудии, вырастает в «ангажированного» сторонника демократии. В тетралогии налицо столь характерные для Франса два повествовательных плана: собственно «событийный» и «идеологический», т. е. те занимающие немалое место в тексте споры, дискуссии по философским, историческим, политическим вопросам, в которые втянуты персонажи романа.

В начале 1900-х годов Франс встал на более радикальные позиции, сблизился с социалистическим движением. В это время он создал пронизанную симпатией к простым людям, жертвам несправедливого общественного устройства новеллу «Кренкбиль» (1901), понравившуюся Л. Н. Толстому, и утопический роман «На белом камне (1904). После двухтомного исторического труда, посвященного Жанне д'Арк (1908), Франс опубликовал знаменитую книгу «Остров пингвинов» (1908), сатирическую аллегорию и фантастику, насыщенную актуальным философско-историческим звучанием. По масштабу и художественной оригинальности эта книга заняла достойное место наряду с шедеврами таких сатириков, как Ф. Рабле, Дж. Свифт, М. Е. Салтыков-Щедрин. Прибегая к иронии, гротеску, порой карикатуре, Франс «демифологизировал», «дегероизировал» многие этапы истории Франции. Особенно безжалостной стала сатира Франса, когда он перешел к изображению современности, изобличая реакционно-националистические круги, сфабриковавшие с помощью абсурдных «улик» «дело о 80 000 охапок сена» (дело Дрейфуса). При этом взгляд Франса пессимистичен: история развивается по кругу, человечество повторяет свои ошибки. Разочаровался Франс и в социалистах, наблюдая своекорыстие их лидеров, в то время как идеал «общественной справедливости» обнаружил свою эфемерность.

Как большой художник, Франс находился в постоянном творческом поиске, он не повторялся, искал новые темы и стилистику. За «Островом пингвинов» последовал знаменитый роман «Боги жаждут» (1912), написанный в традиционном реалистическом ключе, но с философским подтекстом. Это исторический роман о событиях Великой французской революции, остросюжетный, с яркими характерами. Это произведение, в котором показана и героика якобинцев — среди них такой честный человек, как талантливый художник Эварист Гамлен, — и их фанатизм, приверженность к известной формуле: «Цель оправдывает средства». Пафос этого романа был актуален и обращен к проблемам современности, как, впрочем, и другого романа о революции — «Восстание Ангелов» (1914), основанного на библейском сюжете. Но обличая несправедливость устройства общества, государства, Франс не снимал вины с людей, которые могут быть и невежественны, и эгоистичны, и корыстолюбивы.

«прекрасный седобородый старик», вступивший в последнее десятилетие жизни, испытывал прилив патриотических чувств (сборник «На славном пути», 1915). Однако постепенно он перешел на антимилитаристские позиции. В 1919 г. Франс выступил с осуждением интервенции Антанты против Советской России. Как и некоторые интеллектуалы Запада, он высказывал симпатии к большевикам, но их репрессивная политика вызывала у него осуждение. В последние годы Франс, подводя итоги, обратился к мемуарно-автобиографической прозе («Маленький Пьер», 1919; «Жизнь в цвету», 1922). В 1921 г. Франсу (третьему французу после поэта-символиста Р. Сюлли-Прюдома и Р. Роллана) была присуждена Нобелевская премия по литературе за «блестящие литературные достижения, отмеченные изысканностью стиля, глубоко выстраданным гуманизмом и истинно галльским темпераментом». Скончался Франс в октябре 1924 г.

При всей широте жанрового диапазона стихия Франса — интеллектуальная проза. В этом плане он развивал национальную традицию, представленную в творчестве таких писателей, философов и мыслителей, как Б. Паскаль, Д. Дидро, Вольтер, Стендаль. По мироощущению и методологии он был близок к просветителям, исходя из «учительской» миссии литературы, активно воздействующей на сознание людей.

«искусство думать», увлекался «поэзией мысли». Он верил, что «изысканная история человеческого ума», способная развенчивать иллюзии и предрассудки, — достойный предмет писательского внимания.

Манера Франса, наследника Флобера, мастера чеканной фразы, наполненной лиризмом, иронией, насыщенной мыслью и философскими сентенциями, самый его язык — доставляют наслаждение. В эссе о Мопассане он отметил «три величайших достоинства французского писателя — ясность, ясность и еще раз ясность». Эта характеристика в полной мере приложима к самому Франсу. Во время кратковременного пребывания в России в 1913 г. он с большой теплотой отозвался о русской мысли, «такой свежей», и русской душе, «такой глубокой». В свою очередь, в нашей стране он обрел и благодарных читателей, и серьезных, проницательных исследователей.