Приглашаем посетить сайт

Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Практикум
Творчество Т. Драйзера после романа «Сестра Керри»

Творчество Т. Драйзера после романа «Сестра Керри»

В романе «Сестра Керри» были заложены некоторые мотивы и темы, которые были развиты в последующем творчестве писателя, путь которого продолжался еще четыре с половиной десятилетия. Он трудился в разных жанрах: как новеллист, публицист, документалист, мемуарист, драматург, но всего органичнее для него был романный жанр. Нападки критики на «Сестру Керри» заставили Драйзера замолчать на целых десять лет, пока в 1911 г. не появился роман «Дженни Герхардт», в котором он вновь заявил о себе как о мастере женских характеров. На этот раз героиня, выходец из народа, не в пример эгоистичной Керри воплощала доброту, обаяние и готовность к самопожертвованию.

Затем писатель приступил к написанию эпического полотна «Трилогия Желания». Сначала появились два романа — «Финансист» (1912) и «Титан» (1914), в центре которых находится Фрэнк Каупервуд, художественное создание, исполненное глубокого социально-психологического обобщения, фигура крупного дельца, энергичного, волевого, жестокого хищника, не лишенного вместе с тем мужского обаяния, покорителя женских сердец. Заключительная часть трилогии — роман «Стоик» (1947) описывает закат жизни Каупервуда и его смерть. Произведение осталось незавершенным. В 1917 г. вышел роман Драйзера «Гений» о горестной судьбе талантливого художника Юджина Витлы. Он развивал тему искусства в коммерциализированном мире, тему, прозвучавшую еще в «Сестре Керри». Высшим художественным достижением Драйзера, «книгой жизни» стал знаменитый, вызвавший мировой резонанс роман «Американская трагедия» (1925), крылатый заголовок которого напоминал об общеамериканском масштабе поставленной в нем проблемы. Воссоздавая во многом типичную жизненную ситуацию, Драйзер обвинял не только героя Клайда Гриффитса за его мягкотелость, но и общество, соблазнившее молодого человека миражом преуспевания и богатства, толкнувшее его на преступление, а потом отправившее на электрический стул.

Со второй половины 1920-х годов Драйзер с сочувствием, хотя и не без оговорок, следил за «коммунистическим экспериментом» в Советском Союзе. Итогом поездки туда стала книга очерков «Драйзер смотрит на Россию» (1928).

«красных тридцатых» Драйзер заметно радикализовался. Он выражал свою солидарность с левыми силами, людьми труда, безработными, жертвами Великой депрессии. Он создал публицистическую книгу о трагедии целого народа — «Трагическая Америка» (1931).

В годы Второй мировой войны Драйзер выступал за скорейшее открытие второго фронта, открыто выражал свои симпатии к Советскому Союзу.

В 1945 г. Драйзер вступил в коммунистическую партию, назвав этот первый шаг выражением «логики жизни»; одновременно он перешел в лоно епископальной церкви. Его последний роман, «Оплот», рисующий распад квакерской семьи, был опубликован посмертно, в 1946 г. Драйзер скончался в декабре 1945 г.

«выпрямляла» писателя, aкцентируя прежде всего социально-критический пафос его книг. В настоящее время Драйзер исследуется во всей его сложности, с учетом своеобразия его нравственно-этической и философской позиции.