Приглашаем посетить сайт

Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Практикум
Б. Шоу на пути к «Неприятным пьесам»

Б. Шоу на пути к «Неприятным пьесам»
 

Один из творцов «новой драмы» Джорж Бернард Шоу (George Bernard Shaw, 1856—1950) был больше чем оригинальнейшим литературным феноменом, он был одним из национальных символов. Его популярность и слава были столь громкими, что соотечественники называли его просто по инициалам: J. В. S. Всем было очевидно, о ком идет речь. Современников поражали и оригинальность его личности, и, наконец, долгий 94-летний жизненный путь, насыщенный творческим трудом.

«Рыжебородый ирландский Мефистофель» — так назвал Шоу Энрис Хьюз, его биограф. Со своей родиной, Ирландией, которая долгое время фактически была британской колонией, Шоу не прерывал внутренней связи, ей посвятил пьесу «Другой остров Джона Булля». Как и многие прославленные ирландцы — Дж. Свифт, Р. Б. Шеридан, О. Уайльд — Шоу умел с присущим ему острословием и блеском высмеивать человеческие заблуждения и пороки, с особым мастерством — специфически английское лицемерие. Он принадлежал к той категории писателей (а среди них был и его кумир Г. Ибсен), которые завоевывали признание, пройдя через суровые жизненные тернии.

Шоу родился в Дублине, его семья не относилась к благополучным. Отец, торговый служащий, явный неудачник, отличался помимо тяжелого характера пагубным пристрастием к вину.

по сбору квартплаты в беднейших дублинских кварталах. Наблюдения тех лет дали ему материал для первой его пьесы — «Дома вдовца». В 1876 г. Шоу переехал в Лондон, что стало поворотным моментом на его жизненном пути.

С конца 1870-х годов мелкий служащий, едва сводивший концы с концами, Шоу стал пробовать себя на газетно-журналистском поприще, занимаясь, в сущности, литературной поденщиной. В 1880 г. он написал роман «Неразумная связь», за которым последовали еще два, единодушно отвергнутые издательствами.

Перебиваясь случайными заработками, Шоу в середине 1880-х годов дебютировал как театральный, а позднее как музыкальный критик.

В Лондоне Шоу увлекся политикой и вступил в Фабианское общество (из которого позднее выросла лейбористская партия). Оно стояло на позициях буржуазного реформизма, неспешного «пропитывания» британского общества социализмом. При этом Шоу, называвший себя «человеком с улицы», был радикальнее ортодоксальных фабианцев, его можно было видеть в рядах мирных манифестаций и на митингах в Гайд-парке. Интенсивно занимаясь самообразованием, он сделался завсегдатаем Британского музея, где штудировал вперемежку труды Маркса и партитуры Вагнера. В этом сочетании состоит уникальность Шоу. Сочувствуя беднякам, он был, однако, далек от марксистской доктрины. Художник, человек искусства, наделенный остро критическим зрением, он представлял язвы общества в сатирико-иронической, парадоксальной манере.

К драматургии Шоу пришел сравнительно поздно, в начале 1890-х годов, уже завоевав признание как театральный и музыкальный критик, взгляды которого представляли достаточно четкую эстетическую систему.

А. Дюма и В. Сарду), пьесами комедийно-развлекательного плана, салонными мелодрамами, ориентированными на легкую развлекательность и уводящими зрителей от серьезных жизненных проблем; классика исчерпывалась У. Шекспиром, который буквально канонизировался, превращался в «забронзовевший» объект преклонения. Отношение Шоу к Шекспиру (с которым он по-своему соперничал) было непростым; конечно, Шоу преклонялся перед ним, но скептически относился к его непререкаемому культу. Его идеалом был театр не только в «духе Шекспира», романтического, героического звучания, но и обращенный к волнующим вопросам живой, текущей действительности. Шоу ратовал за театр нового типа, интеллектуально насыщенный, который, конечно, будучи далек от прямолинейной пропаганды, апеллировал бы не только к чувствам зрителей, но к их умонастроению, побуждал бы активно мыслить, вовлекал бы их в те дискуссии и споры, которые звучали на сцене.

Своим союзником Шоу избрал старшего современника, Ибсена. Концепцию драмы нового типа, «драмы идей» он сформулировал в цикле статей, объединенных в сборнике, красноречиво озаглавленном «Квинтэссенция ибсенизма» (1891). В ней он популяризировал Ибсена, этого архитектора «новой драмы», но делал это по-своему. Как тонко заметил один из критиков, Шоу демонстрировал собственные эстетические пристрастия, излагал, что «думал бы Ибсен, будь он Бернардом Шоу». После знакомства с Ибсеном «доибсеновская» пьеса стала вызывать у него нарастающие раздражение и антипатию. Шоу углубил и обогатил те новации, которые отстаивал Ибсен: например, усилил в пьесе роль дискуссии, которая вырастала не столько из столкновения характеров, сколько из конфликта их точек зрения. Дискуссия нередко становилась у Шоу пружиной драматургического действия. «Интеллектуальный театр», это детище Шоу, требовал нетрадиционного сценического воплощения, особой манеры, которую демонстрировал бы актер, наделенный публицистическим темпераментом, способный донести до зрителя не только переживания reроя, но и идеи, одушевляющие пьесу.

Как музыкальный критик Шоу отозвался на столь актуальную для его времени тенденцию взаимодействия искусств, в частности литературы и музыки. Рядом с Ибсеном Шоу ставил другого реформатора, выдающегося композитора Рихарда Вагнера (1818— 1883), одного из «властителей дум», которому он посвятил книгу статей «Истинный вагнерианец» (1898). Вагнер прокладывал новые пути в искусстве, он сумел соединить музыку и слово, насытить музыку глубоким жизненным содержанием. В пьесах самого Шоу значительно выражено музыкальное начало.

Формирование «новой драмы» на исходе XIX в. сопровождалось театральной революцией. Появлялись актерские коллективы нового типа, бросавшие вызов чисто развлекательному, коммерческому искусству. В Англии был создан «Независимый театр» (1891 — 1897), руководимый Дж. Т. Грейном. Именно в этом театре в 1892 г. увидела свет рампы первая пьеса Шоу — «Дома вдовца». Позднее в переработанном виде она вошла в цикл «Неприятные пьесы» (1898) вместе с пьесами «Волокита» и «Профессия миссис Уоррен». Сам автор писал об этой пьесе: «... Я показал, что респектабельность нашей буржуазии и аристократичность младших сыновей из знатных семейств питается нищетой городских трущоб, как муха питается гнилью». Некоторые мотивы и композиционные приемы этой пьесы получили дальнейшее развитие в драме «Профессия миссис Уоррен» (1894), вызвавшей фурор. Она показала, что в литературу пришел драматург-новатор большого оригинального таланта.