Приглашаем посетить сайт

Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Практикум
Роман «Западня»: материалы для анализа

Роман «Западня»: материалы для анализа
 

1. «Западня» — одно из наиболее ярких произведений в серии «Ругон-Маккары».

Роман, печатавшийся в еженедельнике «Репюблик де леттр», а затем вышедший в начале 1877 г. отдельным изданием, поразил своей обжигающей, горькой правдой. Золя в ответ на обвинения во всех смертных грехах заявил, что не станет «защищаться»: «Мое произведение сделает это за меня». Свой замысел он разъяснял так: «Я обнажил язвы, разъедающие высшие классы, и уж, конечно, не стану скрывать язвы на теле народа». Это был роман о людях труда. В нем открывались мрачные картины жизни, почти неизвестные широкому читателю. «Смотрите, вот как люди живут и вот как они умирают», — писал Золя редактору газеты «Бьен пюблик». Обратим внимание: труд, важнейшая, едва ли не определяющая сфера человеческого бытия, был достаточно бедно представлен в художественной литературе. Чем это можно объяснить? Не тем ли, что изображение трудовых процессов полагалось скучным? Крестьяне, ремесленники, пролетарии были нечастыми гостями на страницах литературных произведений, да и изображались они нередко с внешней стороны, без проникновения в их внутренний мир. Справедливо ли мнение Флобера, писавшего: «Чем в области искусства господа рабочие интереснее других людей?»  

2. Почему именно в творчестве Золя тема труда получила столь яркое воплощение?

«Западня», но и грандиозный роман о шахтерах «Жерминаль». Как отмечалось, романы о Ругон-Маккарах явились своеобразными «путешествиями» в разные слои французского общества: финансистов, политиков, художников, крестьянства и т. д. Каков объект изображения в «Западне»? Опишите место действия — рабочее предместье Парижа. Это та детально изображенная «среда», которая позволяет запечатлеть «труды и дни» обитателей беднейших кварталов. Как удел этих людей «иллюстрирует» судьба одной рабочей семьи, и прежде всего двух главных героев: Жервезы, которую надо считать центральным персонажем романа, и кровельщика Купо?  

3. Каковы композиция и сюжет романа, в котором нет захватывающей интриги, любовных страстей, где поведение героев определяется во многом часто материальными потребностями? В чем трудности в изображении жизни социальных низов? Прокомментируйте, ссылаясь на текст, эстетическую позицию Золя, писавшего: «От пошлости интриги меня могут спасти лишь величие и правдивость изображаемых мною картин народной жизни. Поскольку я беру гнусную, пошлую и грязную обстановку, я должен дать рисунку большую рельефность. Сюжет беден — поэтому надо постараться сделать его настолько правдивым, чтобы он явил чудеса точности».  

Почему «сила подробностей», то, что Золя называет «чудесами точности», вызывает неослабевающий читательский интерес? Роман написан в соответствии с принципами натурализма, как его понимал Золя, принципами «объективизма», «научности». Можно ли считать, что «сверхзадачей» романиста было вызвать у читателя чувство сострадания? Противоречит ли это принципам натурализма? Как соотносятся реалистические и натуралистические элементы в романе?  

4. Объясните смысл заголовка романа.

С одной стороны, речь идет о «капкане» жизненных обстоятельств, в котором оказались Жервеза и Купо. Но слово «западня» происходит от арготического I'assommoir, восходящего к глаголу assomer, т. е. оглушить, прибить. В романе это название заведения папаши Коломба. Так во Франции вообще называли дешевые кабачки, в которых простонародье потребляло крепкие напитки. Только ли вино повинно в горькой участи Жервезы, Купо и некоторых других персонажей? Как аналогичный прием выбора заглавия используется в романе «Добыча»?  

«Западни» связаны с другими действующими лицами серии «Ругон-Маккары». Что говорится о Жервезе в романе «Карьера Ругонов»? Как сказалась в участи Жервезы «дурная» ветвь, тяжелая наследственность (ее отец Антуан — сын Аделаиды и Маккара)? Каковы судьбы родственников Жервезы: дочери Нана (в романе «Нана»), сестры Лизы Маккар (в замужестве Кеню в романе «Чрево Парижа»), сына Клода Лантье, художника (роман «Творчество»)?  

6. Почему Золя часто называл свой роман драмой? Какой смысл вкладывал он в это понятие?  

и родственниками? Опишите сцену побоища в прачечной между Жервезой и Вирджини. Характерны ли злоба и бесконтрольная мстительность для характера Жервезы? Прокомментируйте слова Жервезы, признающейся Купо: «Напрасно думают, что у нее сильная воля. Нет, наоборот, она очень слабохарактерная. Из боязни огорчить кого-нибудь она идет туда, куда ее толкают». Конкретизируйте это, опираясь на текст романа.  

8. Проследите сюжетную линию Жервезы, основные вехи ее судьбы. Почему Золя писал о своей героине: «Жервеза — самый привлекательный, самый нежный образ из всех, которые я создал». В какой мере героиня зависит от среды («Я хотела бы жить среди честных людей»)?

Опишите одну из главных сцен экспозиции романа: венчание Жервезы и Купо. Какие детали подчеркивают социальную униженность героев? Как тяжелый труд в прачечной, постоянная нужда, необходимость заботиться о близких определяют характер и психологический облик героини? В чем типические черты этой женщины-труженицы?  

«среди соседей Жервеза и Купо считались примерной парой, жили они тихо, без потасовок и каждое воскресенье ходили гулять по дороге в Сент- Уэн»). Какова Жервеза в роли хозяйки своего собственного прачечного заведения? Можно ли считать смерть матери Купо началом жизненных невзгод героини? Какими предстают обитатели предместья в сцене похорон матери Купо? В чем искусство Золя при создании группового портрета? Какова система образов в романе? Как их характеризует сам Золя в письме к Ж. К. Гюисмансу от 24 февраля 1877 г. (см. с. 38 данного пособия).  

«Нет, никчемное дело — целый день, как кошка лазить по крыше! Вот уже буржуа — те не дураки! Посылают на погибель, а сами, небось, трусят, даже близко не подойдут стремянке...»)? Как нужда и неудачи сказываются на Жервезе? Какую роль играло в ее жизни возвращение Лантье? («При одном упоминании о Лантье ее бросало в жар, как будто этот человек оставил в ней частицу самого себя».) Как деградация и пьянство Купо разлагают его семью? Как меняется Жервеза? («Лень расслабляла ее... Понемногу распутство вошло у нее в привычку».) Насколько это психологически мотивировано?  

11. Согласно натуралистической доктрине поведение индивида детерминируется окружающей средой. Покажите искусство Золя, бытописателя этого беднейшего квартала, обитатели которого, в том числе и семья Купо, пребывают в атмосфере грубости, алкоголизма, нужды, бездуховности, ссор, нравственной деградации Опишите соседа Жервезы, слесаря Бижара, которого пьянство доводит до скотского состояния, превращает в изувера по отношении к собственному ребенку — обаятельной восьмилетней Лали. Можно ли, однако, считать, что человек с неизбежностью оказывается пассивной жертвой дурного влияния среды? Как трактовать образ кузнеца Гуже с его чистым и строгим образом жизни, поистине белой вороны среди обитателей улицы Гут-д'Ор? Есть ли в его обрисовке нарочитая идеализация? Проследите его отношение к Жервезе.  

12. Опишите начавшееся «падение» Жервезы. Сразу ли она сдалась обстоятельствам, пыталась ли спасти мужа, сохранить семью? Как описано пьяное застолье в кабачке Коломба, пробудившее в героине пагубную привычку «пить горькую»? Насколько точен (психологический и медицинский» угол зрения Золя в описании людей, страдающих алкоголизмом (изменение их психики, поведения, разрушение личности)? Как с клинической точностью описана смерть Купо? Является ли алкоголизм проблемой чисто медицинской или в ней наличествует и социальный аспект? Решит ли проблему провозглашенный Золя лозунг: «Закройте кабаки, откройте школы»?  

13. Покажите трагизм и впечатляющую силу финала романа. Вызывает ли сострадание Жервеза, брошенная на дно жизни? Почему, оказавшись перед дилеммой воровать или пойти на панель, голодающая Жервеза избрала второе? В чем смысл ее встречи в ночном Париже с рабочим Брю, просящим милостыню? Прокомментируйте слова романиста: «Проработать пятьдесят лет и ходить с протянутой рукой! Считаться лучшей прачкой на улице Гут-д'Ор и очутиться на панели». Смерть Жервезы в романе не описана. Почему? Кто виноват в смерти Жервезы? Справедлив ли социальный диагноз романиста: «На самом деле она погибла от нищеты, от грязи, от усталости, от тяжести своей загубленной жизни». Какую функцию выполняет в романе могильщик Базуж с его мрачной, кладбищенской философией? Какова его любимая фраза?  

 

«Опять вдоль лавок бешено заработали руки, угловатые фигуры с перекошенными плечами и согнутыми спинами задвигались, как марионетки, выпрямляясь и складываясь пополам, словно на шарнирах. Женщины вновь перекликались из конца в конец широкого прохода. Брань, смех, сальные словечки тонули в неумолчном плеске воды. Плевались краны, с шумом опрокидывались ведра, под лавками текли мутные реки. Был самый разгар послеобеденной работы, вальки мерно колотили белье. В громадной комнате пар порыжел от солнца, лучи которого пробивались золотыми зайчиками сквозь дыры в занавесках. Душный воздух был насыщен мыльными испарениями. Вдруг все помещение наполнилось густыми белыми клубами: громадная крышка котла, где кипятилось белье, автоматически поднялась на зубчатом стержне, и зияющая пасть медного чана, вмазанного в кирпичный фундамент, стала извергать вихри жара, пропитанного сладковатым запахом поташа. А рядом работали отжимочные машины: кипы белья складывали в чугунные цилиндры, воду выжимали под прессом одним поворотом колеса, а машина пыхтела, хрипела и сотрясала всю прачечную, непрерывно работая своими стальными руками».
 

Покажите, как Золя помимо верности технических подробностей демонстрирует искусство создания массовых сцен, показывая слаженную работу коллектива людей. Приведите примеры других технически точных описаний трудовых процессов (кровельщика Купо, кузнеца Гуже, супругов Лорийе). Как в коллизии романа сказалось присущее Золя стремление членить повествование на «акты»? Как романист описывает вещный мир? Покажите Золя как мастера городского пейзажа.  

15. Почему роман вызвал такую острую полемику в критике? В чем ее смысл?