Приглашаем посетить сайт

Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Практикум
Роман «Верноподданный»: материалы для анализа

Роман «Верноподданный»: материалы для анализа
 

Для понимания романа, его проблематики и поэтики важно представить и историю издания романа, и особенности работы писателя над его текстом. Безусловна связь «Верноподданного» «Учителем Гнусом». В уста одного из его героев, ученика Гнуса, ненавидимого им Ломана вложены такие слова о природе тирана: «Ему легче погибнуть, чем снести ограничение своей власти. Это он изобрел понятие "оскорбление величества" — во всяком случае изобрел бы, не будь оно придумано до него». Здесь уже намечены черты Дидериха Геслинга. В процессе работы над текстом романа «Верноподданный» Г. Манн продумывал все детали, включая процесс судопроизводства. Он записывал:

«Складывается композиция с резко нарастающим напряжением... Процесс об оскорблении величества образует в нем центр, а самая сердцевина — речь защитника, где прямо обрисован тип верноподданного,= я очень тщательно шлифовал ее».

Работая над образом Геслинга, романист стремился показать его «изнутри» как носителя агрессивно-мещанского сознания. Он коллекционировал те словесные клише и расхожие штампы, которыми «пропитаны» высказывания героя: «кровь и железо», «железный канцлер», «мы — нация господ», «Германия вперед» и т. д.

— 1914 гг. Роман был завершен как раз в канун Первой мировой войны. Его начал печатать журнал «Цайт унд билд», но вскоре военная цензура запретила публикацию. Несколько фрагментов, касающихся пребывания героя в корпорации «Новая Тевтония», появились в ряде журналов. В 1916 г. издательство «Курт Вольф» выпустило собрание сочинений Г. Манна и роман «Верноподданный» в количестве 10 экземпляров, которые были разосланы видным общественным деятелям.

Между тем в России перевод романа появился уже в 1914 г., год спустя он был переиздан в Петрограде. К этому времени Г. Манн был уже хорошо известен в нашей стране: дважды (1902—1912; 1910—1912) выходили сначала 9-томное, потом 7-томное собрание сочинений — раньше, чем аналогичные издания увидели свет на родине писателя. В эти годы положение Г. Манна было трудным, Германия воевала с Россией, писателя обвиняли в антипатриотизме, в том, что он «враг Отечества». Наконец, в 1918 г., после падения монархии роман был опубликован в Германии, затем последовала волна переизданий и шумный успех произведения, в котором, как считалось, был пророчески предсказан крах режима.

Однако, когда в 1933 г. к власти пришли фашисты, в костры наряду с другими «подрывными» книгами (К. Маркса, Г. Гейне, 3. Фрейда и др.) полетел и роман Г. Манна. Это событие было по-своему предсказано в «Верноподданном» Г. Манна, который не случайно называют антифашистским романом. В «Верноподданном» немало моментов, предсказывающих характерные черты нового режима. В процессе анализа предстоит выявить их, охарактеризовать. Укажем на то обстоятельство, что Дидерих Геслинг охотно прибегает к социальной демагогии, рассуждая о «народной общности», восхваляя мнимое единство кайзера со своими подданными, «простыми людьми труда». У нацистов социальная демагогия, «народолюбие» стали мощнейшими аргументами пропагандистской машины. Так, газета Г. Геббельса «Ангрифф» издавалась под лозунгом «За угнетенных, против эксплуататоров!». Под последними разумелись «еврейские капиталисты». Фюрер почитался «отцом нации», неустанно заботящимся о ее благе. Томас Манн, имея в виду такие романы старшего брата Генриха, как «Верноподданный» и «Учитель Гнус», говорил на его 70-летии (1941): «Если гений означает предвосхищение, предвидение, страстное воплощение того, что будет, — то твое творчество носит печать гениальности и помимо своих художественных дерзаний представляет собою нравственный феномен...»1.

1. Итак, в центре романа — художественное исследование глубоко типичного и характерного для кайзеровской Германии феномена. Путь героя прослежен от раннего детства до поры зрелости как история восхождения карьериста и националиста, героя, показанного на широком социально-историческом фоне, «вписанного» в конкретную среду, «населенную» множеством социально-значимых персонажей.

Как определить жанровую разновидность романа? Что это: роман сатирический, социальный или социально-психологический, «роман карьеры», роман-памфлет? Или в нем органически соединены разные жанровые признаки?

«говорящую» фамилию героя. Что она означает? Как она связана с сущностью главного героя? При всех своих индивидуально личных особенностях Дидерих Геслинг представлен в романе как продукт своего времени. Какая историческая эпоха запечатлена в романе? Что характерно для политической ситуации в Германии в последние десятилетия XIX в., когда у власти был «молодой кайзер» Вильгельм II, внук Вильгельма Великого? Обратитесь к комментариям к роману. Какие исторические события упомянуты или нашли прямое отражение в «Верноподданном»? Какую роль сыграли уличные беспорядки в Берлине в 1892 г. в формировании националистических и верноподданнических настроений героя?

3. В основе романа — биографический принцип освещения узловых эпизодов в жизни Геслинга. Охарактеризуйте их. Геслинг постоянно в поле зрения романиста. Можно ли считать, что первые две из шести глав романа являются своеобразной экспозицией, делящей произведение на две неравные части? Эти главы охватывают время от детства героя до возвращения в Нетциг после окончания университета в Берлине. Можно ли их считать своеобразным романом в романе, содержащем черты романа воспитания? Эти первые две главы заслуживают пристального внимания.

Как трусость и лицемерие проявлялись у Геслинга еще в детские годы? Как формировался психологический комплекс верноподданичества, в основе которого — страх перед сильными, вышестоящими и унижение слабых, нижестоящих? Опишите его взаимоотношения с отцом, сестрами, поведение в школе.

Прокомментируйте и подкрепите конкретными примерами авторский комментарий:

«... Его делала счастливым принадлежность к безликому целому, к тому неумолимому пожирающему человеческое достоинство автоматически действующему организму, каким была гимназия».

«игры в тирана».

«берлинскому» периоду жизни Геслинга. Как герой пасует перед наглым Мальманом, которому без боя «уступает» Агнес? Проследите историю взаимоотношений Геслинга с Агнес. Способен ли герой на искренние чувства? Как в силу трусости и эгоизма Геслинга происходит его разрыв с Агнес? Какую роль в судьбе Геслинга сыграло вступление в студенческую корпорацию «Новая Тевтония»? Почему с такой охотой и наслаждением герой усваивает ура-патриотические и националистические идеи, сплачивающие членов этой корпорации? Что представляли из себя в Германии студенческие союзы и буршеншафты? Почему культ тевтонов, старогерманских варварских племен, стал вновь актуальным в кайзеровской Германии и использовался для укрепления националистических настроений и «германского братства»? Какую роль играли в «Новой Тевтонии» церемониальные «действа», состязания на шпагах и совместные попойки?

Вспомните, как Г. Гейне, нетерпимый к национализму и шовинизму, описывает одного из таких буршей, «начиненного» «патриотической» идеологией, в своей книге «Путешествие по Гарцу». Какую роль играл культ военных в кайзеровской Германии? Каким способом «патриот» Геслинг избегает службы в армии?

5. Выделите основные эпизоды «нетцигского» периода жизни героя. Почему Г. Манн считал «Верноподданного», первую часть трилогии, «романом о буржуазии»? Покажите, как за политической и националистической «трескотней» Геслинга обнаруживаются конкретные, «земные» цели предпринимателя, стремящегося как к усилению своего влияния в городе, так и к расширению «дела», увеличению прибыли. Каким образом Геслинг «крепит дисциплину», теснит конкурентов, завязывает выгодные связи?

Опишите историю «завоевания» Густы Даймхен, помолвленной с Вольфгангом Буком. Что более привлекало в Густе героя: ее вызывающая вульгарность или солидное состояние, которым Геслинг вознамерился завладеть?

«ключевых» эпизодов романа: процесс над фабрикантом Лауэром, обвиненным в оскорблении императорской фамилии. Как ведет себя на суде Геслинг, который трусит, юлит, ловчит, не зная, кто победит? Каким образом Геслинг, почувствовавший откуда ветер дует, превращает свою речь в апологию кайзера, очередную демонстрацию патриотизма? Какую выгоду он из этого извлекает?

7. Охарактеризуйте наиболее значимые эпизоды и вехи в карьере Геслинга на пути к его апофеозу — открытию памятника Вильгельму. Почему верноподданничество Геслинга — специфически немецкое социально-психологическое явление, имеющее глубокие исторические корни? Как на нем сказались многовековая феодальная раздробленность Германии, деспотизм феодальной верхушки и бесправие населения в мелких немецких государствах? Как наследие средневекового прошлого отразилось в бюрократических структурах уже объединенной кайзеровской Германии с ее антидемократическим духом?

8. Какую роль в романе играет мотив «двойничества»? Речь идет о подражании героя кайзеру, на котором тот буквально «зациклен»: подражает ему внешне, цитирует его, даже выпускает туалетную бумагу с его изречениями. Что вам вообще известно о мотиве «двойников» в литературе, например у Э. Г. А. Гофмана?

Приведите наиболее яркие примеры раболепия Геслинга. В чем смысл своеобразного подлога с телеграммой, восхваляющей убийство часового? Как Геслинг предвосхищает мысли кайзера? Опишите сцену, когда Геслинг, бежавший за каретой кайзера, падает в лужу. Проиллюстрируйте тезис Геслинга о том, что «добровольное рабство и есть свобода». Опишите апофеоз пресмыкательства Геслинга, погоню за кайзером во время свадебного путешествия по Италии. Можно ли сказать, что кайзер как якобы кладезь мудрости, проницательности и всех возможных добродетелей достоин своих подданных, образцом которых является Геслинг, становящийся в Нетциге лидером «партии кайзера»? Последний почта не появляется на страницах романа, но его руководящие и направляющие мысли «транслируются» Геслингом и ему подобными. Удачен ли подобный прием? Как происходит процесс «мифологизации» фигуры кайзера?

«интегрирован» в социальную структуру Нетцига. Последний предстает в романе как своеобразная микромодель немецкого общества. Охарактеризуйте систему образов в романе, почти каждый из которых представляет определенную группу, социальную прослойку, профессию. В каких отношениях с ними находится Дидерих Геслинг?

группировками городе; блюститель правопорядка, асессор, прокурор Ядассон, пытающийся компенсировать свой «изъян», «неарийское» происхождение рвением по части патриотизма и национализма; глашатай милитаристских идеалов, отставной офицер и учитель Кюнхен, ветеран войны 1870 г., и др. Охарактеризуйте тех, кто противостоит в Нетциге местным «ультра» во главе с Геслингом, людей либерального образа мыслей. Какова роль старика Бука, ветерана революции 1848 г., человека уважаемого и благородного? В чем символический смысл смерти Бука? Не уходит ли с ним в прошлое героическая страница Германии, на смену которой являются Геслинги? Каков сын старого Бука Вольфганг, которого постепенно ломает жизнь?

Охарактеризуйте взаимоотношения Геслинга и Наполеона Фишера. Почему, казалось бы, непримиримые враги — промышленник и социал-демократ вступили в соглашение? Какие стороны политической жизни Германии на рубеже веков уловлены романистом?

10. Обратимся к едва ли не главному эпизоду романа, его финалу, открытию памятника Вильгельму Великому, деду правящего кайзера. Как воспроизведен торжественный тон церемонии?

расы? Почему Франция называется «исконным врагом» — страной, откуда устремляется «мутный поток демократии»? В чем символический смысл грозы, сорвавшей открытие памятника? Процитируйте наиболее выразительные строки, ее описывающие. Справедливо ли мнение, что Г. Манн предугадал здесь ноябрьскую революцию 1918 г., приведшую к крушению кайзеровского режима? Случайно ли совпадение двух событий — открытия памятника и смерти старого Бука?

11. Охарактеризуйте художественную методологию автора романа. Приведите примеры иронии, гротесковой ретуши, авторских оценок отдельных лиц и явлений. В романе есть несколько особо значимых «групповых» сцен, в которых собраны представители нетцигского общества, показана их коллективная идеологическая позиция: суд над Лауэром; обсуждение «сливками» города пьесы госпожи фон Вулков «Тайная графиня»; открытие памятника кайзеру. Проанализируйте эти сцены. Покажите, как высказывания персонажей, их споры, столкновения точек зрения, составляющие весьма внушительный пласт в повествовательной ткани романа, служат выразительным приемом их характеристики.

«добровольного рабства», назойливой демонстрации своего патриотического образа мыслей и преданности кайзеру. Имеются ли при этом в его образе черты карикатуры? Противоречит ли известная гротескная ретушь психологической достоверности образа, делая его одномерным, как это свойственно сатирическим персонажам в «чистом виде»? Геслинг не лишен человеческих черт: вспомним его заботу о материальных проблемах сестер, Магды и Эммы, или находящие на него печальные настроения по поводу ушедшей любви к Агнес. Приведите примеры.

12. Почему «Верноподданного» называют иногда «первым антифашистским романом»? Как в образе Геслинга, его идеологии и поведении угаданы существенные черты нацизма? Актуален ли роман сегодня? Предупреждает ли он об опасности агрессивного национализма и ксенофобии?

1 Материалы, посвященные публикации романа «Верноподданный», его восприятию критикой и общественному резонансу, см.: Мотылева Т. Л. Первый антифашистский роман. — М., 1974.