Приглашаем посетить сайт

Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Практикум
Роман «Таис»: материалы для анализа

Роман «Таис»: материалы для анализа

«Таис» — одно из лучших, наиболее широко читаемых произведений писателя. Как и многие художественные достижения и открытия, роман — плод многолетних размышлений и упорного труда. Впервые сюжет романа обрисовался перед Франсом еще в 1867 г., когда он сочинил стихотворный фрагмент «Легенда о Таис, комедиантке», в котором обработал популярное в церковной литературе предание о грешнице, вступившей на путь добродетели, приняв христианство. Речь шла о знаменитой в Александрии в раннехристианскую пору танцовщице и куртизанке, которая в итоге превратилась в святую Таисию. Стихотворный фрагмент Франса представлял переработку пьесы поэтессы X в. Гросвиты «Пафнутий и Таис». При этом Франс сосредоточился только на Таис, образ же Пафнутия у него отсутствовал. В конце 1880-х годов работа над романом была в полном разгаре: Франс мысленно переносился в далекую античную эпоху, живо представлял себе своих героев. Он сообщал одной своей знакомой: «Ваш бедный друг в Александрии. Он побывал в театре. Он видел Таис в роли Поликсены и в трагической пантомиме». Далее следовало признание, что его «начинает забавлять этот отец Пафнутий и что он хорошо чувствует себя в его власянице».

Роман же увидел свет в 1890 г. и стал едва ли не главным литературным событием года; вскоре был переведен почти на два десятка языков. В России он появился в 1891 г. под названием «Александрийская куртизанка». На основе романа была написана одноименная лирическая комедия Л. Галле, а в 1893 г. — опера Ж. Массне. В романе читателей поразили самобытность франсовского мира, увлекательный сюжет и пластичность образов.

1. По словам одного из критиков, Франс — писатель, демонстрирующий в «Таис» три важнейшие стороны своей творческой индивидуальности: он — философ, ученый-эрудит и поэт. Подтвердите или опровергните это высказывание, приведите примеры из текста романа.

2. Смысл романа, его пафос не могут быть поняты вне определения его жанрового своеобразия. Франс снабдил название романа подзаголовком «Философская повесть». Речь идет, конечно, об особой жанровой разновидности, характерной для французской просветительской литературы, прежде всего для Вольтера, столь близкого Франсу. В чем своеобразие философской повести? Что сближает роман «Таис» с такими философскими повестями Вольтера, как «Простодушный», «Кандид», «Задиг». В чем его отличие? Можно ли считать, что герои Франса — лишь иллюстрации, носители определенных философских или религиозных концепций? Имеются ли в романе «Таис» черты исторического романа?

Можно ли говорить об «историческом колорите», «аромате эпохи», реалиях и атмосфере далекого прошлого? Сопоставьте «Таис» с романом «Саламбо» Флобера, посвященным истории Карфагена.

Связано ли обращение к Античности с ранним, «парнасским» периодом творчества Франса, в частности с его поэмой «Коринфская свадьба»?

3. Охарактеризуйте композицию романа, подчеркните гармоничность его структуры, построения образов, элементов сюжета.

Роман состоит из трех частей. Каково содержание каждой из них?

Справедливо ли сравнение романа, лаконичного и изящного, с трехчастной музыкальной сонатой? Выделите главные вехи романного сюжета. Можно ли говорить об экспозиции, завязке, кульминации и развязке? Проследите наличие в романе двух повествовательных планов: «событийного», т. е. описания героев, их действий и поступков; «идеологического», т. е. воспроизведения тех идеологических, философско-религиозных позиций, которые пространно излагают герои. Какова функция контраста, пронизывающего разностилевую стихию «Таис»? В чем смысл противопоставления двух жизненных укладов: в Фиванде и Александрии?

Почему роман относят к «интеллектуальной» прозе, признанным мастером которой был Франс?

4. Почему художественное внимание романиста сконцентрировано на трех главных персонажах: Пафнутии, Таис и Никии?

5. Какова концепция образа антинойского настоятеля Пафнутия? Можно ли говорить о сатирическом начале в его обрисовке или в этом образе главенствует философское наполнение? Искренен ли Пафнутии в своей вере, в своем аскетизме и даже в самом крайнем его проявлении? Какова история Пафнутия до его непосредственного появления на страницах романа? Что привело его к христианскому вероучению? Что вам известно о первых христианских мучениках? Проанализируйте сцену встречи Пафнутия и Таис. Как вера и суровый аскетизм Пафнутия входят в конфликт с живыми человеческими эмоциями героя, его желаниями? Только ли чувственностью обладает Таис или также красотой, приносящей людям радость? В своей ранней юности, до религиозного служения, Пафнутии был захвачен обаянием Таис. Прокомментируйте невольное восклицание героя: «Почему же ты, о Господи, дал такое могущество одному из живых созданий?» Как этот эпизод и последующие события можно связать с позицией Франса-гуманиста, не приемлющего насилия над человеческой природой? К каким последствиям приводит заточение Таис в монастырь? Проследите внутреннюю борьбу между религиозным рвением и плотскими желаниями героя. Объясните слова героя, оценивающего свое внутреннее состояние: «Я козел отпущения и вбирал в себя все грехи этих людей, вот почему, Господи, все существо мое кишит злыми духами». С чем связано то, что в структуре образа Пафнутия такую значительную роль играют внутренние монологи?

6. Охарактеризуйте финал романа: то потрясение и просветление, которое переживает Пафнутии, пришедший к умирающей Таис. Как сопрягаются с замыслом романа отчаянные слова Пафнутия: «Не умирай... Я люблю тебя, не умирай... Я обманул тебя, я всего лишь жалкий безумец. Бог, небеса, все это — ничего. Истинна только земная жизнь и любовь земных существ». Значит ли это, что Франс был чуть ли не атеистом или, напротив, верил в религию, гуманную, человечную, несовместимую с фанатизмом и нетерпимостью? Почему обитатели монастыря проклинают Пафнутия, крича: «Вампир! Вампир!», а он «стал таким отвратительным, что почувствовал свое безобразие»?

7. Охарактеризуйте образ Таис. Почему именно ее имя вынесено в заголовок романа? Является ли она самой трагической фигурой романа? Опишите юные годы Таис, исполненные нужды и горя. Какую роль эти годы сыграли в ее судьбе? Как связаны с Таис Мерой, Ахмес, Лоллий? Как росло артистическое искусство Таис, достигшее высшей точки в образе Поликсены?

Сравните франсовскую Таис с героиней романа Золя «Нана», написанного за 10 лет до «Таис», в 1880 г. Имеются ли какие-то общие моменты в жизненных историях двух героинь? Золя подчеркивает в образе Нана бездуховность, биологически-чувственное начало, он также акцентирует продажность и развращенность общества, аморальность людей, покупающих Нана. Как это показано? Франс предлагает иную концепцию образа куртизанки. В ней не умерло духовное начало. Как проявляются духовные искания Таис и насколько они органичны для ее психологического облика? Почему Таис выделяет Пафнутия среди тех, кто ее окружает? Чем объяснить, что его проповедь отречения от земных благ находит у нее отклик и побуждает круто переменить жизнь? Опишите заключительный этап в судьбе Таис, ее пребывание в монастыре и смерть. Как образы двух главных героев получают свою завершенность? Как прием контраста обретает свою наиболее решительную реализацию в финале: возвышение Таис развернуто параллельно с развенчанием Пафнутия как жертвы собственных аскетизма и фанатизма?

8. Как Франс рисует античный мир? Насколько точным старается он быть в реалиях: в описании нравов, архитектуры, быта Александрии? Перечитайте комментарий к роману. Какие герои античной литературы и культуры, персонажи и сюжеты мифологии обнаруживаются в тексте произведения? Какие реалии эллинизма и раннехристианской поры, а также главнейшие религиозно-философские течения представлены в романе? В чем познавательное значение произведения? Справедливы ли критики, писавшие, что Франс «воскресил александрийский мир и сумел передать его колорит»?

9. Важнейшим художественным принципом в романе является диалог, что естественно, ибо герои спорят, противопоставляя свои философские взгляды и воззрения. Приведите примеры организации диалога. Надо помнить при этом, что в Античности (а позднее и в литературе Возрождения) диалог был не только приемом, но и жанром.

Обратите внимание на начало второй части, когда Таис вместе с Пафнутием приходят в компанию пирующих философов, среди которых флотоводец Котта, а также Никий, Дорион, Евкрат и другие мыслители, участвующие в диспуте. Какие проблемы они обсуждают и как это характеризует духовную атмосферу эпохи?

жизненными благами, безмятежность и одновременно равнодушие к людям как нравственную позицию. Какие стороны в облике богача Никия отталкивают от него Таис?

В чем смысл эпизодической фигуры старика Тимокла Косского, сторонника скептицизма. В чем суть этого мировоззрения?

10. Отдает ли Франс предпочтение какой-то одной философской системе? Каково его видение истории? Прокомментируйте слова Франса о своем романе в связи с оперой Массне: «По-моему, нет ничего лучше философии сомнения. Философское сомнение порождает в душах людей терпимость, снисходительность, божественную жалость, — все нежные добродетели... Я думаю также, что несчастья людей проистекают от гордости. Вот почему моя книжица советует придерживаться простоты ума и сердца».

Как эта мысль реализуется в тексте романа?

на их изящество, красоту и смысловую насыщенность. Докажите, что не только увлекательный сюжет и живые образы (а эти стороны также решительно выражены в «Таис»), но и интеллектуальная стихия, поэзия мысли могут стать предметом полноценного художественного внимания и эстетического наслаждения.