Приглашаем посетить сайт

Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Практикум
Роман «Сестра Керри»: материалы для анализа

Роман «Сестра Керри»: материалы для анализа

Анализируя роман «Сестра Керри», важно иметь в виду едва ли не главную особенность художника-реалиста Драйзера — его глубокую укорененность в жизненных реалиях, знание которых он почерпнул примерно за десять лет интенсивной газетной работы, предварившей написание его первого романа.

В основу Драйзер положил историю одной из своих сестер, Эммы, которая, живя в Чикаго, находилась на содержании своего любовника, архитектора, не питая к нему особых чувств. Затем она вступила в связь с управляющим баром, который порвал со своей семьей, похитил из кассы три с половиной тысячи долларов и бежал с Эммой в Канаду, откуда перебрался в Нью-Йорк. Он возвратил владельцам ресторана большую часть взятой суммы, что избавило его от судебного преследования. Эта история во всех подробностях муссировалась в чикагских газетах.

Почему этот случай, воспроизведенный в трансформированном виде, был осмыслен Драйзером как исполненный значительного социального и психологического смысла? Назовите другие романы Драйзера, в которых писатель опирался на сюжеты, почерпнутые из жизни. Обнаруживается в романе и автобиографический элемент, в частности, в описании тягостного состояния полуголодного Герствуда, блуждающего по Нью-Йорку в поисках работы. Эти ощущения были хорошо знакомы Драйзеру, который после ухода в середине 1890-х годов из газеты «Нью-Йорк уорлд» некоторое время не имел ни гроша в кармане и откровенно голодал.

1. Каковы обстоятельства публикации этого романа, почему издание его было связано с большими трудностями, а критика подвергла автора нападкам?

2. К какой жанровой разновидности романа можно отнести «Сестру Керри»?

3. О героине романа сказано: «... Это был прекрасный образец американки среднего достатка, чьи не только родители, но и прадеды жили в Америке».

В чем принципиальная новизна этого образа по сравнению с такими созданиями, как Эстер Принн в романтическом романе Н. Готорна «Алая буква», женщины в произведениях Г. Джеймса (главная героиня в «Дейзи Миллер», Изабелла Арчер в романе «Женский портрет»), героини «северных рассказов» Дж. Лондона? Почему реалистическая трактовка жизненного пути Керри Мибер была заострена против «традиции утонченности», насаждавшей ложный «имидж» «идеальной американки», воплощения бесплотной добродетели?

4. Классическая литература XX в. явила живые образцы истории молодого человека, делающего карьеру. Драйзер запечатлевает историю молодой женщины, ищущей счастья и успеха в специфически американских условиях, нарушая при этом общепринятые моральные нормы. В романе две жизненные судьбы — Керри Мибер и Герствуда, во многом контрастные и вместе с тем отражающие глубинные стороны американской действительности. Рассмотрим первую из них.

Охарактеризуйте завязку романа: приезд молодой провинциалки, 18-летней Керри Мибер в Чикаго — огромный город, столицу Среднего Запада. Можно ли нижеприведенные слова Драйзера считать характеристикой одной из глубинных тем романа:

«Сестра Керри была плохо вооруженным маленьким рыцарем, отважно вышедшим на поиски счастья в таинственный большой город и лелеявшим смутные мечты об отдаленных победах, когда этот город, добыча победителя, будет лежать у ее ног»?

Не усматриваете ли вы здесь перекличку с Бальзаком, любимым писателем Драйзера, герои которого (Эжен де Растиньяк, Люсьен де Рюбампре) отправлялись из провинции «завоевывать» Париж? Выделите наиболее существенные черты, которые подчеркивает Драйзер в своей героине в самом начале романа. В какой мере слова Драйзера о том, что эгоизм, свойственный ее натуре, «можно было считать основной чертой ее характера», реализовался в сюжете романа? Каковы главные этапы, характеризующие овладение ею механизмом «погони за счастьем»? В романе возникает имя Спенсера, философа и социолога, перенесшего дарвиновский принцип борьбы за существование на сферу человеческих отношений. Случайно ли это? Какой тип современной женщины воплощает Керри Мибер? Можно ли ее сравнить, например, с теккереевской Бекки Шарп из «Ярмарки тщеславия»?

Каков социальный статус семьи Гансонов? Что говорится в романе об участи простых тружеников? Как это связано с мировидением Драйзера? Какой опыт обрела Керри, работая на обувной фабрике?

5. Охарактеризуйте взаимоотношения Керри и Друэ. Почему она становится любовницей коммивояжера? Каковы ее чувства к Друэ?

— Герствуд — Керри. Насколько психологически мотивировано поведение каждого из них в сложившейся ситуации? Какие противоречивые чувства испытывает при этом Керри? Какую роль в судьбе героини сыграло ее участие в спектакле клуба масонов? Опишите те черты Керри, которые позволили ей проявить артистические способности. Какими видятся ей Друэ и Герствуд в сравнении? Что движет героиней в отношениях с ними: любовь, расчет или и то и другое вместе? Какую роль в поведении и приоритетах Керри играет мираж богатства? (Рассмотрите главу XII «Яркие огни небоскребов. Мольба искусителя».) Чем закончились попытки Керри найти работу в Чикаго?

Можно ли считать, что жизнь с Герствудом в Нью-Йорке означает качественно новый этап в судьбе героини? Подтвердите цитатами размышления о Керри и Герствуде: «Настоящей любви к нему она никогда не питала». Как меняется атмосфера в отношениях Керри и Герствуда? Как проявляются первые трещины в их семейной жизни? В чем их причина? Как характеризуют молодую женщину ее размышления: «Это был уже не тот беспечный, щедрый, богатый Герствуд, которого она знала в Чикаго». Можно ли говорить, что, выйдя замуж за Герствуда, Керри мечтала о семье, детях, домашнем уюте или замужество было средством упрочнения своего материального и социального положения, а главной оставалась артистическая карьера?

6. Каковы перемены, происходящие с Керри в Нью-Йорке? Проследите новые черты в ее взаимоотношениях с Герствудом в трудную пору его жизни. Какое впечатление производит на Керри знакомство с жизнью нью-йоркского света? Каковы ее новые жизненные ориентиры и цели? Способна ли Керри по-настоящему понять Герствуда, а следовательно, проявить к нему сочувствие? В чем нарастающий контраст в их отношениях друг к другу?

Каково начало артистической карьеры Керри? Что обусловило относительную удачливость героини в ее профессиональной карьере? Каков ее первый шаг к успеху? Случайно ли, что он совпадает с уходом от Герствуда? Насколько психологически объясним этот ее шаг?

Здесь надо учесть следующее обстоятельство. В американском обществе ценность человека нередко определяется тем, насколько он успешен. Герствуд нужен был Керри, пока он олицетворял уверенность, состоятельность, успех. Герствуд безработный, потерявший веру в себя, вызывал у нее раздражение, он начинал ей мешать в том образе жизни, который соответствовал ее новому статусу, продвижению по карьерной артистической лестнице.

«Мишурный мир, в котором она ютилась, овладел ею».

Как удачи на сценическом поприще соотносятся с гонорарами и материальным преуспеванием? Насколько раздутая газетчиками слава Керри соответствует ее реальным достижениям? Какие проблемы искусства связаны с образом героини? Случайно ли, что, не без помощи прессы, Керри преуспевает именно в легком жанре оперетты, варьете, в котором решающую роль играют удачные внешние данные, а не глубокое раскрытие роли? Обратите внимание на то, что Керри оценивает успех исключительно в денежно-материальном эквиваленте. Как меняется стиль жизни Керри с приходом славы? В чем значение эпизодической фигуры Эмса, исходящего в своей жизненной философии из того, что деньги не главное в жизни? Почему Эмс советует Керри попробовать себя в драме? В чем смысл финала романа. Почему Keppи разочарована, на вершине успеха задумывается о суетности стремления к счастью?

обнаруживают оба героя в процессе их взаимоотношений? Оцените искусство Драйзера в создание остро драматических сюжетных коллизий. Проанализируйте сцену похищения Герствудом денег из бара. Каковы обстоятельства бегства Каупервуда из Чикаго? Как влияют жизненные невзгоды на Герствуда в Нью-Йорке? Какие детали во внешности и поведении героя находит романист, показывая их сочетание? Как описан процесс дальнейшей деморализации Герствуда после ухода Керри? Насколько типично показанное в романе состояние человека, ставшего жертвой безработицы? Закономерен ли трагический конец Каупервуда?

8. В чем социальный смысл двух жизненных судеб: возвышения Керри и падения Каупервуда? Каков образ Америки, воссозданный в романе? Насколько далек он от «идиллической» страны, о которой писали апологеты «традиции утонченности»? Какую роль играет настойчиво прослеженный в произведении контраст богатства и бедности (мир роскошных особняков и ночлежек, увеселение «верхов» и горькая участь безработных и т. д.). Какие моменты в романе вызвали особое раздражение критики? Что дало ей повод обвинить Драйзера в «аморальности» (отношения Керри с Друэ и Герствудом)?

9. Охарактеризуйте повествовательную манеру Драйзера. Насколько она традиционна? Каковы основные приемы создания образов? Как соотносится изображение героя с авторским комментарием или характеристикой его поведения, состояния и т. д.?

«двусоставные»? Насколько «философичен» Драйзер, нередко рассматривающий судьбы героев в контексте общих законов бытия? Приведите примеры того, как авторский комментарий дополняется философическими комментариями или лирическими отступлениями. Обратите в этом плане особое внимание на заключительную главу романа и его финал: «О Керри, Керри! О слепые влечения человеческого сердца! Вперед, вперед — твердит оно, стремясь туда, куда ведет его красота и т. д.». Какой видится человеческая жизнь Драйзеру? Оправдан ли успех и возвышение одних в ущерб другим? Какова точка зрения романиста? Можно ли говорить о чертах натурализма в романе? В какой мере среда, обстоятельства детерминируют поведение героев, в частности Керри? Какую роль играют природные данные, психологическая предрасположенность? Справедливо ли мнение о Драйзере как о знатоке женской психологии, что впервые проявилось в «Сестре Керри», а затем в большинстве его романов, например «Дженни Герхардт» и в новеллистическом сборнике «Галерея женщин»?