Приглашаем посетить сайт

Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Практикум
Роман «Приключения Тома Сойера»: материалы для анализа

Роман «Приключения Тома Сойера»: материалы для анализа

Книги о Томе Сойере и Геке Финне, будучи художественными вершинами творчества Твена, безусловно, относятся к мировой классике. Едва ли не каждое поколение детей читает их, воспринимая персонажей романов как своих духовных спутников. В то же время это не только «детское» чтение. Рассматривая «Тома Сойера», полезно иметь в виду одно существенное для писателя обстоятельство: Твен постоянно находился в творческом поиске, никогда не повторялся, варьировал манеру и тематику. За книгой документально-очерковой (а он постоянно путешествовал и фиксировал свои путевые впечатления) обычно следовала художественная проза. Написанию «Тома Сойера» предшествовала публикация небольшой очерковой книги «Старые времена на Миссисипи» (1875), где он не без ностальгической грусти вспоминал о своей лоцманской профессии, о молодости и великой реке, столь им любимой. Это был своеобразный пролог к «Тому Сойеру». Роман же, как стало очевидно позднее, сделался первой частью автобиографической трилогии, написание которой растянулось почти на 10 лет. В нее также вошли очерково-документальная книга «Жизнь на Миссисипи» и роман «Приключения Гекльберри Финна».

Трилогию иногда называют «эпосом детства». Это была «главная книга» Твена, наиболее органичная для его художественной методологии и жизненной философии. Всего оригинальнее Твен оставался в воспроизведении эмоциональных ощущений, чувств, поступков, впечатлений и живых образов памяти, в свободных ассоциациях. Это давалось ему лучше, чем строгая композиция, последовательно прочерченная идея или философская концепция.

Данную особенность следует иметь в виду, характеризуя поэтику романа.

Особенности мировидения Твена заключались, в частности, в том, что писатель постоянно с теплым, ностальгическим чувством, а с годами все чаще обращался к ранней поре своей жизни. Критическое восприятие окружающей действительности, наблюдения над человеческим эгоизмом, корыстолюбием, преклонением перед властью доллара делали особо притягательными свлые картины детства, воспринимаемого как «естественное состояние» с его наивностью, чистотой и непосредственностью. Твен сумел написать об этом так, что его даже называли «человеком детства». Образы, многие эпизоды и картины его трилогии питались яркими воспоминаниями. В творчестве Твена автобиографическое начало вообще выражено с большой решительностью. Конечно, автобиографизм не предполагает воспроизведения пережитого, фотографий каких-то реальных лиц, но предполагает творческую переработку материала. Это положение общеметодологического характера применимо к творчеству Твена.

Обратим внимание на документальную основу романа. В городе Санкт-Питерсберге, описанном в «Томе Сойере», угадывается город Ганнибал 1840-х годов, где протекали детские годы писателя. Дотошные твеноведы выявили «твеновские места», запечатленные в тексте романа. Например, сохранен дом, в котором жила Бекки Тэтчер. В тете Полли обнаруживаются черты матери Твена, горячо любимой писателем, некоторые особенности которой (роскошную шевелюру, взрывной темперамент) он унаследовал. Что касается самого Тома, то, по свидетельству самого романиста, он соединил в нем черты трех его знакомых в пору детства. Есть в нем что-то и от самого Твена.

1. Какой смысл вложен в заголовок романа? Являются ли незначительные события в жизни Тома Сойера и его друзей действительными приключениями или они просто видятся детям таковыми? Вспомните хрестоматийный «зачин» романа. Как Твен сразу же погружает читателя в атмосферу романа, в мир детской игры?

Можно ли говорить о наличии в романе привычной композиции с экспозицией, завязкой и развязкой, а также настойчиво прочерченным сюжетом? Или перед нами свободно выстроенная цепь сцен и эпизодов? Охарактеризуйте три главных сюжетных узла романа: детская наивная любовь Тома и Бекки; убийство на кладбище; поиски клада.

2. Какой предстает провинциальная Америка под пером Твена? Есть ли в ее описании черты идилличности и с чем это связано?

Каков мир взрослых, увиденный глазами детей? Почему он представляется детям скучным, пресным, состоящим из запретов, исполненным унылой морали, ассоциирующейся с воскресной школой?

3. В чем новаторство Твена в изображении детей, прежде всего Тома Сойера? Случайно ли писатель дал ему «массовидное» имя Том? Насколько проникновенен и достоверен Твен в изображении психологии и мировидения ребенка? Приведите примеры.

Можно ли сказать, что Твен — детский писатель, ориентированный «на детей», имитирующий их тип мышления? Или как большой художник и психолог он проникает в душу ребенка, передает его восприятие мира, воспроизводит как бы детскую точку зрения? Можно ли сказать, что рисуемая в романе картина мира по-своему отражает особенности сознания ребенка, еще не привыкшего к логическому мышлению и имеющего свои ценности? Насколько точен и правдив Твен в изображении игр, забав, шалостей, детских примет и мифологии, играющих столь важную роль в жизни его героев? Приведите примеры. Покажите искусство Твена в воспроизведении живых детских диалогов, языка детей, что заметно отличало его произведения от тех образцов литературы, в которых дети изъясняются «по-взрослому», неестественно, в несвойственной им языковой манере.

В подобных образцах «детской беллетристики» действовали ходульные персонажи, иллюстрирующие тезисы о «хороших» и «плохих» мальчиках и девочках. Последние, по словам одного из критиков, были так же похожи на реальных малышей, как выпотрошенные цыплята на витрине магазина на желтые комочки, бегающие по зеленой лужайке. Еще раньше Твен посмеивался над подобной литературной традицией в «Рассказе о дурном мальчике» (1865) и «Рассказе о хорошем мальчике» (1875).

В своем романе Твен пародирует подобную расхожую «продукцию», ориентированную на запросы «воскресных школ». Постарайтесь обнаружить характерные для стилистики Твена элементы пародии в тексте романа. Рассмотрите в этом плане образ Сида как образец «хорошего мальчика».

6. Каковы особенности поэтики романа? Почему методологию Твена называют иногда «инстинктивным реализмом»? С чем связана общая светлая тональность романа? В чем его общечеловеческий пафос? Почему книга о Томе Сойере относится к числу «вечных книг»?