Приглашаем посетить сайт

Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Практикум
Роман «Приключения Гекльберри Финна»: материалы для анализа

Роман «Приключения Гекльберри Финна»: материалы для анализа
 

Между «Томом Сойером» и «Гекльберри Финном» (1884) пролегло восемь лет. Твен не продолжил сразу же работу над трилогией, план которой, видимо, не вызрел, а реализовал некоторые другие замыслы. Он совершил вояж через Атлантику, побывал в нескольких европейских странах и выпустил «травелог» (книгу путевых очерков) «Пешком по Европе» (1880). Затем Твен создал повесть «Принц и нищий» (1882), ставшую еще одним шедевром детской литературы. Как стало ясно позднее, повесть явилась первой частью своеобразного исторического триптиха (в него также вошли романы «Янки при дворе короля Артура», 1889; «Жанна д'Арк», 1894).

После «Принца и нищего» Твен вновь вернулся к очерковой форме и создал книгу «Жизнь на Миссисипи» (1883) — вторую часть своей автобиографической трилогии. Она стоит особо по тематике и стилистике, являясь как бы связующим звеном между романами о Томе Сойере и Геке Финне. Эта книга, основанная на документах и воспоминаниях, — своеобразная энциклопедия Миссисипи, бассейн которой Твен назвал «остовом нации». Именно эта река станет сюжетообразующим элементом романа о Гекльберри Финне, по ней вместе с негром Джимом будет плыть юный Гек. Знаменательно, что при жизни Твена книга были издана с купюрами. Лишь в 1944 г. появился полный текст, в который были включены ранее изъятые фрагменты.

1. Как роман о Геке Финне связан с романом «Приключения Тома Сойера»? Какие изменения претерпела картина мира, нарисованная Твеном? Почему потускнела светлая, жизнерадостная тональность?

2. В чем жанровое своеобразие романа? Можно ли говорить о наличии в нем темы «инициации», т. е. мужания подростка, его вхождения в большой мир взрослых, столкновения с суровыми реалиями действительности? Роман также относят к той жанровой разновидности, которую называют «эпосом большой дороги».

Как вы это понимаете? Приведите примеры и прокомментируйте их («Сатирикон» Петрония, «Дон Кихот» М. Сервантеса, «Джозеф Эндрус» Г. Филдинга, «Мертвые души» Н. В. Гоголя и др.).

Почему путешествие героя, его движение во времени и в пространстве позволяет писателю создать широкие картины жизни, богатую человеческую типологию? Как в романе Твена великая река выполняет функцию «дороги»? Какова роль Миссисипи в приключениях главных героев?

3. В чем проявилось новаторство в создании образа Гека Финна? Каковы способы его обрисовки? Сравните Гека и Тома Сойера: почему последний кажется более «домашним»? Как социальный опыт, необходимость самостоятельных решений в разнообразных жизненных обстоятельствах формируют у Гека такие качества, как находчивость, активность? В чем его психологическая достоверность и жизненность?

Справедливо ли мнение, согласно которому Гек Финн, одно из значительных созданий не только Твена, но и всей американской литературы, считается предтечей таких образов, как Ник Адаме в рассказах Э. Хемингуэя и Холден Колфилд в романе Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»?

В чем социальный смысл дружбы белого мальчика и беглого черного раба? Можно ли считать, что она имеет по-своему символическое значение? Как общение с Джимом стимулирует духовный и нравственный рост Гека?

5. Каким предстает Джим в романе? В чем новаторство Твена?

Какими художественными средствами Твен создает многогранный, лишенный идеализации образ темнокожего невольника?

Он необразован, опутан суевериями и одновременно свободолюбив, мечтает выкупить семью из рабства. Комментируя образ Джима, надо иметь в виду, что роман воссоздает эпоху 1840 — 1850-х годов, т. е. канун Гражданской войны, приведшей к падению рабства в Соединенных Штатах. Как Твен своим романом опроверг бытовавший в пору невольничества миф о якобы природной неполноценности людей с черным цветом кожи, их несовместимости с белыми? До романа Твена не появлялось значительного, реалистического, очищенного от мифологических наслоений образа черного раба (исключая, пожалуй, автобиографию Фредерика Дугласа и роман Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»). Ранние негритянские писатели были малоизвестны и пребывали где-то на периферии литературного процесса. Созданные ими образы негров были художественно бледны; они представали как жертвы, призванные пробудить сострадание к их несчастной доле. Лишь на исходе XIX столетия появились литераторы-негры, получившие признание: прозаик Ч. У. Чеснат (1852— 1932) и поэт П. Л. Данбар (1872-1906)1.

«Господи, помилуй! Кто-нибудь пострадал? — Нет, мэм. Убило негра. — Ну это вам повезло. А то бывает, что и ранит кого-нибудь». Как это характеризует «южный» менталитет? Как в дальнейшем освещалась у Твена негритянская проблема (повесть «Простофиля Вильсон», памфлеты)?

6. Как углубились социальное зрение и критический взгляд Твена в этом романе? Какие негативные стороны американского образа жизни описываемой эпохи запечатлены в романе? Объясните смысл ряда эпизодов, связанных с путешествием на плоту, таких как феодальная распря «южной» аристократии — Шепердсонов и Грэнджерфордов; убийство старика Боггса; спасение героев от шайки грабителей; афера проходимцев — «герцога» и «короля». Проанализируйте финал романа, «спасение» Джима.

«Том Сойер за границей», «Том Сойер — сыщик»)? 7. Прокомментируйте известное высказывание Э. Хемингуэя: «Вся американская литература вышла из одной книги — "Гекльберри Финна" Марка Твена». Какие проблемы и типы, запечатленные в романе Твена, получили развитие в американской литературе XX столетия? Находите ли вы внутреннюю близость двух писателей — Твена и Хемингуэя? Соотнесите слова Хемингуэя о «Геке Финне» с известным высказыванием Ф. М. Достоевского о том, что вся русская литература вышла из одной книги — «Шинели» Н. В. Гоголя.

8. Суммируйте наблюдения над поэтикой рассматриваемого романа Твена. Как реализовался здесь широкий спектр твеновской художественной палитры: мастерство психолога, пейзажиста, лирика, юмориста, сатирика? Насколько удалось Твену запечатлеть речевой портрет героев (использование негритянского диалекта, на котором говорит Джим)?

Примечания

«другой» Америки. — М., 1987; Гиленсон Б. А. История литературы США. — М., 2003. — С. 167—172.