Приглашаем посетить сайт

Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Практикум
Роман «Милый друг»: материалы для анализа

Роман «Милый друг»: материалы для анализа

1. Роман, вышедший в 1885 г., на пике творческой активности Мопассана, отразил атмосферу и реалии Франции того времени, с ее политическими скандалами, финансовыми аферами, колониальными захватами, аморальностью, поразившими общество, прежде всего его высшие сферы. В 1883 г., предваряя появление «Милого друга», Мопассан написал очерк, броско озаглавленный «Мужчина-проститутка».

Рассматриваемый роман, как и другие произведения этого жанра у Мопассана, компактен, ясен по манере, прозрачен по смыслу. Как, исходя из содержания, композиции, системы образов, можно определить жанровую разновидность «Милого друга»?

Безусловно, Жорж Дюруа антигерой, но можно ли говорить о чертах сатиры в его изображении? Или он предстает психологически достоверным и достаточно многогранным?

Моро Флобера. В чем новизна в трактовке указанной темы в мопассановском «Милом друге»? Героем какого времени он предстает?

3. Охарактеризуйте композицию романа. Чем обусловлено наличие в нем двух частей? Почему смерть Форестье и женитьба Дюруа на Мадлене — важнейшие события в карьере героя?

4. Каким предстает Дюруа в начале романа? Какую роль сыграл «его величество случай» — встреча с Форестье? Как реализуются циничные поучения Форестье, которые он высказывает Дюруа:

«... Все зависит от апломба. Человеку мало-мальски сообразительному легче стать министром или столоначальником... Сойти за человека сведущего совсем нетрудно... Все дело в том, чтобы вас не уличили в явном невежестве... Все люди — круглые невежды и глупы как бревна». Сравните это с теми «рекомендациями», которые Вотрен давал молодому Растиньяку в романе Бальзака «Отец Горио».

Охарактеризуйте «предысторию» Дюруа, его службу в колониальных войсках в Алжире. Какие качества сформировал в герое его военный опыт?

«Воспоминания алжирского стрелка», написанного с помощью Мадлены Форестье.

Почему на первых порах работа репортера — это единственная деятельность, доступная Дюруа? Какие жизненные уроки извлекает Дюруа, контактируя по долгу профессии с людьми из разных сфер французского общества? Можно ли сказать, что знакомство с подноготной «высшего света» стимулировало такие качества Дюруа, как, с одной стороны, цинизм, с другой — зависть? Как своеобразный «комплекс провинциала», мелкого газетчика, сына сельских лавочников, страдающего от постоянного безденежья, разжигает жажду Дюруа приобщиться к «красивой жизни»? Как постепенно герой убеждается, что его внешние данные, столь импонирующие женщинам, — это товар, который надо бесстыдно продавать к собственному удовольствию и выгоде? Приведите примеры.

5. Каких литературных героев воскрешает в памяти образ Жоржа Дюруа? Охарактеризуйте Родольфа Буланже из романа «Госпожа Бовари» Флобера и виконта де Ламара из романа «Жизнь» Мопассана. В чем новизна и масштабность образа Дюруа? Насколько удачно и емко данное герою прозвище «милый друг»?

6. В романе четыре главные любовные истории (не считая эпизода Дюруа с проституткой Рашель, которую он откровенно эксплуатирует). Каждая из этих историй имеет свой сюжет, характеризует существенные стороны нравственного облика Дюруа и вместе с тем дает психологически многогранные портреты его женщин.

Проследите, как меняется «методика» общения Дюруа со своими любовницами, как по мере накопления одержанных побед в нем крепнут самоуверенность и одновременно наглость и беспринципность. Приведите примеры его хитрости и умения из всего извлекать личную выгоду. Умен Дюруа или прежде всего хитер?

«альковные» сцены? Обладает ли писатель чувством меры в эротических мотивах? В чем его отличие от таких художников, как Г. Миллер или Д. Г. Лоуренс, с их откровенным изображением интимной стороны жизни?

7. Охарактеризуйте взаимоотношения Дюруа с госпожой Марель. Можно ли считать, что Клотильда Марель не только психологически яркая индивидуальность, но и социальный феномен светской дамы, для которой адюльтер стал привычной формой существования? Чем объяснить, что именно Клотильда оказалась самой стойкой привязанностью Дюруа?

Проследите взаимоотношения Дюруа с Мадленой Форестье — от первого знакомства и брака до развода. В какой мере Мадлена — умная, расчетливая, многоопытная — характерная фигура парижского «света»? Какова основа этого супружеского союза? Каким образом Дюруа прибрал к рукам половину полученного Мадленой наследства?

Как обставляет Дюруа свой разрыв с женщинами — Клотильдой, Мадленой, а затем с госпожой Вальтер?

Что движет «милым другом», обольщающим стареющую жену миллионера Вальтера? Как совмещает Дюруа связь сразу с четырьмя женщинами: женой, Клотильдой, госпожой Вальтер и ее юной дочерью Сюзанной? Чем вызвано его быстрое охлаждение к госпоже Вальтер? Приведем один из характерных для манеры Мопассана авторских комментариев: «Она оказалась совсем не такой, какою он ее себе представлял: она разыгрывала из себя влюбленную девочку и пыталась прельстить его смешным в ее годы ребячеством». Насколько правомерна бурная реакция госпожи Вальтер на женитьбу Дюруа на ее дочери?

«побед» Дюруа — над юной Сюзанной, «технологию» ее обольщения, хитроумный, рискованный план, с неизбежностью ведущий к выгодному браку.

Проанализируйте финал романа, его символический смысл. Как свадебная церемония Жоржа Дюруа превращается в общественное событие, собравшее не только парижский бомонд, но и «князей греко-римской церкви»? В чем смысл и масштаб иронии Мопассана, рисующего недавно бедствовавшего мелкого чиновника, человека пошлого, заурядного и низкого, превращенного чуть ли не в национального героя и «благой пример»? Оцените заключительный штрих романа: ведущий под венец юную невесту многоопытный «милый друг» уже готов к возобновлению связи с госпожой Марель.

8. Роман — своеобразное зеркало общественно-исторической жизни Франции эпохи Третьей республики. Жорж Дюруа «вписан» в этот контекст, он носитель морали, нравов, представлений этой эпохи, всеобъемлющей характеристикой которой является продажность. Рассмотрим под этим углом зрения три сферы: прессу, политику, общественную мораль.

Мопассан не был первым, кто запечатлел коррупцию в мире журналистики. Кратко охарактеризуйте нравы газетчиков в романе Бальзака «Утраченные иллюзии». Как эту тему обогащает Мопассан? Проанализируйте нравы буржуазной прессы на примере полубульварной газеты под красноречиво-ироническим названием «Французская жизнь». Как оправдана характеристика газеты, в которой трудится многочисленное племя продажных писателей и о которой сказано, что она «слоеный пирог убеждений», «плавала в глубоких водах коммерции и мелких водах политики»? Кто направляет и вдохновляет ее деятельность? Каково журналистское окружение Дюруа? Какие способы использует он для продвижения по службе? Как Дюруа оказывается в кресле заведующего отделом политики, вакантном после смерти Форестье?

9. Опишите, как с помощью Дюруа, сговорившегося с Вальтером и Ларош-Матье, была осуществлена афера с марокканским займом, принесшим огромные барыши.

черты реальных политиков, трех министров иностранных дел Франции 1880-х годов. Прокомментируйте «сгущенный» иронический комментарий Мопассана:

«Это был заурядный политический деятель, не имевший ни своего лица, ни своего мнения, не блиставший способностями, но отличавшийся смелостью и не обладавший солидными знаниями, — адвокат из какого-нибудь захолустного городка, провинциальный лев, иезуит под маской республиканца, искусно лавировавший между враждующими партиями, один из тех сомнительного качества либеральных грибов, что сотнями растут на навозе всеобщего избирательного права».

Приведите другие оценки Ларош-Матье, проследите его сюжетную линию.

Опишите танжерскую экспедицию, о которой подробно говорится в романе. Как осуществляется обман общественного мнения и палаты депутатов? Как люди, подобные Дюруа, обеспечивают идеологическое прикрытие подобной аферы? Как обогащаются кучка финансистов, политики, подобные Ларош-Матье, и издатель газеты Вальтер? В реальности подобной экспедиции не было, но в ней отразились важные черты военно-колониальных акций Франции в Северной Африке. Правомерен ли такой прием в литературе?

10. Наряду с прессой и политикой Мопассан описал еще одну сторону — жизнь парижского «света». Какой она представлена в романе? Как описываются званые обеды, разные благотворительные вечера, туалеты и роскошные обеды? Как характеризуют миллионера Вальтера прием в его доме, интерьер, собрание купленных по дешевке картин современных художников, в том числе молодых живописцев, ибо творцы буквально умирают с голода.

11. Какие черты поэтики Мопассана проявились в его романе?

Как реализуется в «Милом друге» столь важное для писателя искусство наблюдения? Как точно замеченные детали и подробности во внешнем облике, манерах, особенностях языка и поведения служат характеристикой того или иного персонажа? Приведите примеры того, как Мопассан оценивает явления с помощью авторского комментария либо через высказывания, вложенные в уста действующих лиц. Вспомните описания прогулки Дюруа в Булонском лесу, его размышления по поводу прогуливавшихся там сливок общества: «Экий сброд!.. Шайка жуликов, шайка мошенников».

Приведите примеры скрытой и явной иронии как выражения отношения автора к описанным явлениям.

«Жизнь», полагал, что роман «Милый друг» загроможден «грязными подробностями, в которых, к сожалению, как будто se plait1 ». Справедливо ли это мнение? Оцените другое суждение Толстого в той же статье, согласно которому «Мопассан испытывает и негодование перед благоденством и успехом грубого, чувственного животного... перед развращенностью той среды, в которой его герой достигает успеха».

Примечания.

1 Se plait (франц.) — находить удовольствие.