Приглашаем посетить сайт

Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Практикум
Роман «Будденброки»: материалы для анализа

Роман «Будденброки»: материалы для анализа

Показательна история создания романа «Будденброки». Подготовка к его написанию началась летом 1897 г. во время пребывания Т. Манна в Италии. В основу произведения была положена история семьи Маннов. Романист нарисовал генеалогическое древо семьи Будденброков, стал накапливать специальные материалы, относящиеся к судьбе каждого поколения и конкретных его представителей. Т. Манн опирался на воспоминания о своей юности, учебе в гимназии, об отце и других близких людях; он беседовал на эти темы с братом Генрихом, переписывался с родственниками. Писатель стремился быть предельно аккуратен в том, что касается местных традиций, образа жизни, бытового уклада, включая такие подробности, как семейные кухонные рецепты. Пример подобной достоверности — реплика такого второстепенного персонажа, как госпожа Кречер:

«Когда рыба разрезана на куски, моя милая, пересыпьте ее луком, гвоздикой и сухарями и сложите в кастрюльку, тогда уже добавьте ложку масла, щепоточку сахара и ставьте на огонь...»

Систематизировал он и информацию, касающуюся истории других знатных купеческих семей в Любеке, равно как и этапов развития самого города. Несмотря на обширный подготовительный материал и общую установку на создание семейной хроники, план романа выкристаллизовывался не просто. Поначалу перед взором Т. Манна стала прочерчиваться одна сюжетная линия — история болезненного мальчика Ганно, представителя четвертого поколения Будденброков. Позднее предметом пристального внимания стали отец Ганно Томас и другие представители третьего поколения. Материал, в который погрузился романист, уже вел его за собой, тема укрупнялась, расширялась: «Под моим пером возник скрытый под маской семейной хроники социально-критический роман». Обратим особое внимание на это суждение писателя. Заглянув в комментарий к тексту, мы увидим, сколь многообразен и обширен круг историко-культурных и бытовых реалий, интегрированных в повествовательную ткань произведения. Но значит ли это, что, собрав столь обширную документальную «фактуру», писатель дает ее в «сыром» виде, что она получает у Т. Манна «зеркальное» отражение? Отнюдь, нет. Обсуждение такого романа, как «Будденброки», позволяет вернуться к неизменно актуальной литературоведческой проблеме, определяемой формулой: от факта — к вымыслу. Не надо забывать: реальное событие, прототип не «фотографируются», а обогащаются, трансформируются с помощью творческой фантазии, видоизменяются. У каждого большого писателя процесс этот индивидуально неповторим и определяется собственной эстетикой и мировоззрением. В статье «Бильзе и я» Т. Манн так характеризует свою художественную методологию:

«Одухотворение... Вот оно, это прекрасное слово. Поэта рождает не дар изобразительства, а иное — дар одухотворения. Наполняет ли он своим дыханием заимствованный рассказ или кусок живой действительности — именно это одухотворение, одушевление, наполнение материала тем, что составляет сущность поэта, делает этот материал собственностью художника, на которую, по глубочайшему его убеждению, никто не имеет права посягать».

В этой статье Т. Манн касается истории создания романа и особенностей своего творческого процесса.

Одна из главных задач практического занятия — это осмысление конкретной природы манновского «одушевления», т. е. свойственной его писательскому темпераменту стилевой манере воплощения в слове образов действительности.

1. Охарактеризуйте жанр «Будденброков». Почему это произведение, представляющее по форме семейную хронику, Т. Манн также называет «социальным романом»? Какие произведения русской и зарубежной литературы, близкие по форме к семейной хронике, вам известны? В 1936 г. Т. Манн дал свою известную характеристику роману как жанру:

«Его прозаические качества, сознательность и критицизм, а также богатство его средств, его способность свободно и оперативно распоряжаться показом и исследованием, музыкой и знанием, мифом и наукой, его человеческая широта, его объективность и ирония делают роман тем, чем он является в наше время: монументальным и главенствующим видом художественной литературы».

В какой мере эти слова применимы к роману «Будденброки»?

2. Каковы композиция романа и способ структурирования текста? Каково время действия романа? Правомерно ли наличие в романе экспозиции (часть I)? Как показан прием у Будденброков в связи с переездом в новый дом? С какими представителями трех поколений мы на нем встречаемся? Сопоставьте эти сцены с изображением «группового портрета» Форсайтов в первых главах «Человека-собственника» Дж. Голсуорси. Приведите примеры индивидуальных характеристик, которыми романист наделяет каждого из представителей семейства.

Как в дальнейшем развивается действие в «Будденброках»? Что такое «линейный», хронологический принцип? Каковы главные сюжетные линии и персонажи, на которых концентрируется художественное внимание романиста?

3. Прокомментируйте смысл подзаголовка романа — «История гибели одного семейства». Как черты кризиса и упадка дают о себе знать в жизненных историях разных членов клана Будденброков?

Почему терпит крах фирма Будденброков? В чем причина преуспевания их главных конкурентов Хагенштремов, дельцов новой формации? Какие значимые черты Германии второй половины XIX в. здесь запечатлены?

свое поведение и чувства семейным традициям и интересам фирмы? Каково окружение Будденброков? Перечислите наиболее выразительные образы.

5. Как складываются судьбы дочерей Иоганна-младшего? Проследите сюжетную линию Антонии, два ее неудачных брака, сначала с Грюнлихом, потом с Перманедером. Каковы характер ее сестры Клары и обстоятельства ее замужества с пастором Тибуртиусом. Какова судьба дочери Тони — Эрики? Как раскрывает романист драму брака, лишенного любви?

6. Проанализируйте образы Христиана и Томаса. Почему Христиан, во многом антипод Томаса, воспринимается как белая ворона в среде Будденброков? Как он «выпадает» из семейных традиций? Каковы способы характеристики Томаса как главного действующего лица романа? В чем многогранность его облика? Как проявляются черты упадка, присущего третьему поколению Будденброков? Почему дела у Томаса, последнего шефа фирмы, аккуратного трудолюбивого бюргера, складываются не самым удачным образом? Охарактеризуйте художественные интересы Томаса.

«усталость», «сломанность» героя? Какой смысл для понимания судьбы Томаса имеет эпизод с чтением им Шопенгауэра?

7. Почему Ганно не становится продолжателем дела Будденброков? С какими чертами эстетики и мировидения романиста связано изображение творческого начала у Ганно и его нездоровья? Как описана смерть Ганно и в чем ее символическое значение?

возглавляемая директором самодуром Вулике? Обнаруживается ли перекличка с изображением гимназии в романе старшего брата писателя Генриха Манна «Учитель Гнус»? Как к финалу романа «Будденброки» нагнетается атмосфера безнадежности, смерти?

8. В чем состоит своеобразие поэтики романа? Приведите конкретные примеры искусства Т. Манна, психолога, мастера эпического повествования? Каким способом достигает романист композиционной стройности и гармонии формы? Как реализуется принцип контраста в изображении характеров (Томас — Христиан, Будденброки —Хагенштремы и др.) и в смене поколений? Укажите приемы эпически неторопливого стиля, передающего размеренное течение жизни будденброковского клана. Насколько точен и конкретен Т. Манн в деталях, относящихся к бытовому укладу (званые обеды, свадьбы, семейные праздники, торжества и др.)? Каким способом романист придает пластичность своим образам? Приведите примеры психологически тонкого описания внешности героев, их жестов, мимики, языка, одежды, повторяющихся деталей и подробностей. Как стиль писем, которыми обмениваются герои, свидетельствует об их характерах? Какова роль музыки в романе (и, шире, в творчестве Т. Манна в целом)? Как она углубляет характеристику внутреннего мира героев (Герды Будденброк, Ганно)? Какова функция пейзажа (описание моря) и как он связан с раскрытием образов? Какими стилевыми средствами передает Т. Манн осязаемый, наглядный образ описываемого явления? Приведите примеры богатства и многогранности языка, которым виртуозно владеет Т. Манн.